Вектор развития задан

Ухо­дя­щий год для наше­го обра­зо­ва­ния ока­зал­ся важ­ным, посколь­ку явля­ет­ся пере­ход­ным. С одной сто­ро­ны, мож­но под­ве­сти неко­то­рые ито­ги суще­ству­ю­щей систе­мы сред­не­го и выс­ше­го обра­зо­ва­ния, с дру­гой, как бы мы к ней ни отно­си­лись, ясно, что эту систе­му ждут серьез­ные пере­ме­ны. 2016 год пока­зал толь­ко намет­ки на новые трен­ды, но кажет­ся, что их направ­ле­ния понят­ны.

Любовь Борусяк

Любовь Бору­сяк

Нач­ну с неко­то­рых ито­гов. С 2000 года Рос­сия участ­ву­ет в меж­ду­на­род­ном про­ек­те иссле­до­ва­ний каче­ства обра­зо­ва­ния PISA, в этом году мы позна­ко­ми­лись с резуль­та­та­ми послед­не­го заме­ра зна­ний и ком­пе­тен­ций наших 15-лет­них под­рост­ков. Во вре­мя преды­ду­щих заме­ров наши школь­ни­ки пока­зы­ва­ли резуль­та­ты ниже сред­них по всем стра­нам-участ­ни­цам, хотя по мно­гим пози­ци­ям наблю­да­лись поло­жи­тель­ные сдви­ги. К чему мы при­шли в резуль­та­те тех про­цес­сов, кото­рые очень мно­гие назы­ва­ют «раз­ва­лом луч­ше­го в мире совет­ско­го обра­зо­ва­ния»?

За три года пока­за­тель мате­ма­ти­че­ской гра­мот­но­сти наших под­рост­ков вырос на 12 бал­лов и, соста­вив 494 бал­ла, достиг сред­не­го пока­за­те­ля по всем стра­нам, участ­ву­ю­щим в иссл едо­ва­нии. Отме­тим, что в 2003 году мы набра­ли все­го лишь 468 бал­лов [1]. По уров­ню есте­ствен­но-науч­ной гра­мот­но­сти мы пока отста­ем, да и рост очень сла­бый, но все-таки он есть.

Луч­ше все­го обсто­ит дело с чита­тель­ской гра­мот­но­стью, где все­го за три года при­рост соста­вил 20 бал­лов (с 475 до 495 бал­лов), а еще 10 лет назад по пони­ма­нию тек­стов был явный про­вал — 440 бал­лов. Наши под­рост­ки ста­ли зна­чи­тель­но луч­ше пони­мать про­чи­тан­ные тек­сты, по это­му пока­за­те­лю Рос­сия нахо­дит­ся на сред­нем уровне.

Всё это отно­сит­ся к мас­со­во­му обра­зо­ва­нию, а что было со «спор­том выс­ших дости­же­ний», с мас­со­вым обра­зо­ва­ни­ем пря­мо не свя­зан­ным, но харак­те­ри­зу­ю­щим уро­вень под­го­тов­ки наи­бо­лее талант­ли­вых ребят? В 2015 году боль­шую тре­во­гу вызва­ло то, что рос­сий­ские школь­ни­ки не полу­чи­ли при­выч­ных золо­тых меда­лей на Меж­ду­на­род­ной олим­пиа­де по мате­ма­ти­ке. Мно­гим пока­за­лось, что это озна­ча­ет чуть ли не крах наше­го элит­но­го мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния.

Я была уве­ре­на, что это была несчаст­ли­вая слу­чай­ность. И дей­стви­тель­но, в 2016 году наши мате­ма­ти­ки и физи­ки полу­чи­ли по четы­ре золо­тых меда­ли на меж­ду­на­род­ных олим­пи­а­дах, три золо­тых меда­ли заво­е­ва­ли юные про­грам­ми­сты. В общем, если под­во­дить ито­ги года, мож­но сде­лать вывод, что ниче­го осо­бен­но тра­гич­но­го с нашей систе­мой школь­но­го обра­зо­ва­ния не про­ис­хо­ди­ло.

Но все-таки это был послед­ний год, когда обра­зо­ва­ние шло по тем рель­сам, кото­рые сло­жи­лись в ран­нее пост­со­вет­ское вре­мя. Глав­ной иде­ей была инте­гра­ция наше­го обра­зо­ва­ния, как и самой Рос­сии, в миро­вую систе­му. Отсю­да и вступ­ле­ние Рос­сии в Болон­скую систе­му, и ЕГЭ, и осно­вы при­ня­то­го в 2012 году, на самом изле­те осно­во­по­ла­га­ю­щей идеи, Зако­на об обра­зо­ва­нии.

Неза­дол­го до ново­го учеб­но­го года про­изо­шла сме­на преж­не­го мини­стра обра­зо­ва­ния Дмит­рия Лива­но­ва новым — Оль­гой Васи­лье­вой. И это назна­че­ние, кото­рое часть обще­ствен­но­сти при­ня­ла радост­но, дру­гая часть с осто­рож­но­стью, а тре­тья нега­тив­но, озна­ча­ло сме­ну кур­са по раз­ви­тию обра­зо­ва­ния на более кон­сер­ва­тив­ный.

Мне кажет­ся, что это было важ­ней­шим собы­ти­ем года, посколь­ку харак­те­ри­зу­ет сме­ну кур­са раз­ви­тия обра­зо­ва­тель­ной систе­мы. Пока рез­ких изме­не­ний не про­изо­шло, обра­зо­ва­ние — инсти­тут кон­сер­ва­тив­ный, но век­тор изме­не­ний наме­чен. Вслед за Лива­но­вым мини­стер­ство поки­ну­ли мно­гие чинов­ни­ки высо­ко­го уров­ня, про­изо­шла сме­на рек­то­ра МПГУ — голов­но­го педа­го­ги­че­ско­го вуза стра­ны.

Судя по заяв­ле­ни­ям ново­го руко­во­ди­те­ля мини­стер­ства, из Болон­ской систе­мы Рос­сия не вый­дет, но уже ясно, что изме­не­ния про­изой­дут, при­чем суще­ствен­ные. Пред­по­ла­га­ет­ся под ста­рым назва­ни­ем (ЕГЭ) перей­ти с новой сущ­но­сти, кото­рая боль­ше напо­ми­на­ет ста­рую, совет­скую, посколь­ку наме­чен пере­ход от пись­мен­ных экза­ме­нов к уст­ным.

Появи­лось мно­го пред­ло­же­ний раз­ре­шить вузам про­во­дить внут­рен­ние испы­та­ния, что фак­ти­че­ски озна­ча­ет отказ от основ­но­го прин­ци­па суще­ству­ю­щей систе­мы — сов­ме­ще­ния выпуск­ных и всту­пи­тель­ных экза­ме­нов. Неко­то­рые вузы име­ли такую воз­мож­ность и рань­ше, но теперь, похо­же, таких уни­вер­си­те­тов может стать зна­чи­тель­но боль­ше.

Вновь появи­лась в повест­ке дня идея, выска­зан­ная рек­то­ром МГУ им. М. В. Ломо­но­со­ва Вик­то­ром Садов­ни­чим, — вер­нуть­ся, хотя бы частич­но, от систе­мы бака­лаври­ат — маги­стра­ту­ра к спе­ци­а­ли­те­ту, а это пря­мо про­ти­во­ре­чит Болон­ской систе­ме.

Я уже не гово­рю о том, что пред­по­ла­га­ет­ся уве­ли­чить чис­ло обя­за­тель­ных ЕГЭ, а потом вер­нуть­ся к совет­ской систе­ме, когда экза­ме­ны сда­ва­ли по всем школь­ным пред­ме­там. Появ­ля­ют­ся, потом опро­вер­га­ют­ся пол­но­стью или частич­но и дру­гие пред­ло­же­ния. В част­но­сти, каса­ю­щи­е­ся изме­не­ния школь­ной про­грам­мы. Зву­чат опа­се­ния каса­тель­но пла­нов по кле­ри­ка­ли­за­ции школь­но­го обра­зо­ва­ния.

Пока не ясно, как будут идти рефор­мы, точ­нее, контр­ре­фор­мы школь­но­го обра­зо­ва­ния, но то, что век­тор раз­ви­тия задан, у меня не вызы­ва­ет сомне­ний. В этом смыс­ле про­шед­ший год был очень важ­ным. Хотя еще не про­изо­шло каких-то корен­ных изме­не­ний, понят­но, что они будут про­ис­хо­дить. Одних это раду­ет, дру­гих печа­лит, но ясно, что кон­сер­ва­тив­ный путь ука­зан, а про­ве­ден­ные рефор­мы будут посте­пен­но сво­ра­чи­вать­ся.

Любовь Бору­сяк,
социо­лог, канд. экон. наук, доцент НИУ ВШЭ

1. www.centeroko.ru/pisa15/pisa15_res.htm

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

3 комментария

  • Александр:

    Мне крайне инте­рес­но, поче­му рас­пол­за­ю­щу­ю­ся по миру гадость име­ну­ют «Болон­ской систе­мой»? В самом Università di Bologna плю­ют­ся от этой систе­мы и очень стра­да­ют от того, что эта самая систе­ма поче­му-то свя­за­на с их назва­ни­ем. Наде­юсь, одна­ко, что ника­ких воз­вра­тов не будет – это ж про­рву вся­ких бумаг опять пере­де­лы­вать, совсем неяс­но, когда ж нау­кой зани­мать­ся.

  • Рудольф Сергеев:

    Вот толь­ко «век­тор, как пред­став­ля­ет­ся, в обрат­ную сто­ро­ну. Во вся­ком слу­чае ниче­го дей­стви­тель­но суще­ствен­но­го так и не анон­си­ро­ва­но.

  • Рудольф Сергеев:

    Да нет, ника­ким серьез­ным «век­то­ром обра­зо­ва­ния» здесь и не пах­нет. Мино­браз, похо­же, име­ет об этом самые смут­ные пред­став­ле­ния, если вооб­ще име­ет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com