- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

«Красота в глазах смотрящего» (Продолжение)

Натюрморты vanitas

Ревекка Фрумкина

Ревекка Фрумкина

В нашей культуре изображение черепа используется преимущественно как знак предупреждения о непосредственной опасности (например, вместо надписи «Не влезай, убьет!»). За вычетом знаменитого полотна Верещагина «Апофеоз войны» реалистических изображений черепа в отечественной живописи я не припомню.

Зато среди голландских натюрмортов XVII века есть тип натюрморта, именуемый vanitas, где изображение черепа присутствует постоянно (см., например, работы Виллема Класа (1597−1661), которого мы лучше знаем как автора «завтраков»). Считается, что самый ранний натюрморт vanitas — «Натюрморт с черепом» — написан Якобом де Гейном II (Jacques de Gheyn II, ок. 1565−1629) в 1603 году. Де Гейн известен прежде всего как чертежник и гравер, но, как видим, он оставил нам не только гравюры.

Якоб де Гейн. 1603. Vanité. Metropolitan Musem of Art, New York

Якоб де Гейн. 1603. Vanité. Metropolitan Musem of Art, New York

С точки зрения набора изображенных предметов, равно как и по композиции, натюрморты vanitas весьма близки к так называемым «ученым» натюрмортам. На таких картинах изображались книги, отдельные печатные и гравированные листы, в том числе ноты, музыкальные инструменты, разнообразные измерительные приборы, привлекающие взор неожиданными формами и оттенками использованных в них материалов.

Большинство подобных натюрмортов несет сложную символическую нагрузку, причем этот скрытый смысл для нас не только не очевиден, но чаще всего мы о нем и не подозреваем. Мы видим просто старинные книги, рукописи, музыкальные инструменты, часы, а также много предметов неизвестного (для нас) назначения.

Ян Трек (Jan Jansz Treck). 1648. Натюрморт Vanitas

Ян Трек (Jan Jansz Treck). 1648. Натюрморт Vanitas

Для современного человека череп — это символ смерти как угрозы или как свершившегося факта. Но что можно сказать о помещенных на картине рядом с черепом скрещенных курительных трубках? О ракушках на переднем плане? О бабочке и гусенице? Оказывается, перевернутые курительные трубки символизируют быстротечность и хрупкость жизни, а изъеденные насекомыми и гниющие фрукты суть символы обреченности всего живого.
Балтазар ван ден Аст (Balthasar van der Ast). Корзина с фруктами. Около 1625

Балтазар ван ден Аст (Balthasar van der Ast). Корзина с фруктами. Около 1625

Напомним, что нидерландские мастера XVII века адресовали свои творения не именитым заказчикам, а всем согражданам — ремесленникам, торговцам и вообще любому, кто пожелал бы потратить деньги на картину или гравюру. В среднем картины и в самом деле были доступны, так что граждане охотно их покупали, и вплоть до середины XVII века арт-рынок Нидерландов непрерывно рос. Известно, что в доме среднего горожанина имелось как минимум с десяток картин; причем в разное время наибольшей популярностью пользовались то картины на исторические темы, то пейзажи.
Петер Класс (Pieter Claesz). 1628. Натюрморт с черепом и писчим пером

Петер Класс (Pieter Claesz). 1628. Натюрморт с черепом и писчим пером

Итак, мы с интересом созерцаем картины с подобными изображениями, хотя их «посыл» нам понятен лишь частично: мы не всегда воспринимаем метафоры, прозрачные для тех, кто когда-то приобретал эти полотна, помещал их на стены своих домов и дорожил ими. В самом общем виде можно сказать, что натюрморт vanitas свидетельствовал о смирении владельца картины, о его готовности с благодарностью принять волю господню.

Ревекка Фрумкина
Илл. с сайтов www.essentialvermeer.com/ и

https://vanitesamsterdam.wordpress.com/2014/04/08/les-trois-categories-de-vanites-en-peinture/

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи