- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Всё, что вы хотели узнать про «Сириус», но боялись спросить

Иван Ященко

Иван Ящен­ко

«Сириус»На общем фоне сни­же­ния финан­си­ро­ва­ния нау­ки и обра­зо­ва­ния в Рос­сии ярко выде­ля­ет­ся новый обра­зо­ва­тель­ный центр в Сочи, на кото­рый не жале­ют ни ресур­сов, ни вре­ме­ни круп­ные биз­не­сме­ны, веду­щие уни­вер­си­те­ты, педа­го­ги и уче­ные стра­ны. О нем рас­ска­зал ТрВ-Нау­ка дирек­тор Цен­тра педа­го­ги­че­ско­го мастер­ства Иван Ящен­ко. Бесе­до­ва­ла Ната­лия Деми­на.

— Исто­рия уже ста­ла апо­кри­фи­че­ской. Рас­ска­зы­ва­ют, что вы со Ста­сом Смир­но­вым при­шли на при­ем к пре­зи­ден­ту минут на 10–15, и вдруг он так заин­те­ре­со­вал­ся вашим про­ек­том, что вы пол­то­ра часа его обсуж­да­ли.

— Это бай­ки. Любые инте­рес­ные исто­рии обрас­та­ют огром­ным коли­че­ством раз­лич­ных слу­хов.

— Как же тогда появил­ся «Сири­ус», рас­ска­жи­те…

— Могу рас­ска­зать без каких-то кра­соч­ных дета­лей. На самом деле это было иде­ей Вла­ди­ми­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча.

Соавторы создания образовательного центра для одаренных детей «Сириус». Сочи, 19 июля 2016 года. С сайта kremlin.ru

Соав­то­ры созда­ния обра­зо­ва­тель­но­го цен­тра для ода­рен­ных детей «Сири­ус». Сочи, 19 июля 2016 года. С сай­та kremlin.ru

— Раз­ве идея создать обра­зо­ва­тель­ный мате­ма­ти­че­ский центр на месте одной из олим­пий­ских гости­ниц не ваша?

— Нет. Это лич­но идея пре­зи­ден­та. Он позвал нас со Ста­сом обсу­дить мате­ма­ти­че­ское обра­зо­ва­ние. И у нас воз­ник­ло ощу­ще­ние, что есть пони­ма­ние…

— Полу­ча­ет­ся, есть две вер­сии. Одна — идея «Сири­у­са» пошла от вас со Ста­сом. Вы при­дер­жи­ва­е­тесь дру­гой вер­сии — это идея само­го Пути­на.

— Да, это идея Вла­ди­ми­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча. Ясно, что и у меня, и у Ста­са было и есть мно­го раз­ных идей, кото­рые мы выска­зы­ва­ем, мно­го чего дела­ем в обла­сти мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния. Я думаю, что нас позва­ли имен­но пото­му, что наша дея­тель­ность лег­ла в струю того, о чем думал В. В.

И дей­стви­тель­но, в «Сири­у­се» очень кле­во. Какие-то недо­стат­ки есть, пото­му что всё толь­ко созда­ет­ся… Это же дети. Там не «Доб­ро пожа­ло­вать, или Посто­рон­ним вход вос­пре­щен», но все-таки.

«Сириус»

— «Артек» XXI века?

— Все-таки не «Артек». Основ­ная идея «Сири­у­са» — уче­ба. «Артек» был боль­ше отды­хом и раз­вле­че­ни­ем, плюс были какие-то заня­тия. У нас уче­ба топо­вых школь­ни­ков у пер­во­класс­ных педа­го­гов — исход­ный пункт. Есте­ствен­но, мы ста­ра­ем­ся туда впих­нуть и какие-то куль­тур­ные про­грам­мы, и спорт, и экс­кур­сии. Но надо пони­мать, что это — допол­не­ние к глав­но­му. Орга­ни­за­то­ры «Сири­у­са» порой ведут сво­е­го рода вой­ну с педа­го­га­ми, ведь те гото­вы учить детей круг­ло­су­точ­но, и даже не отпус­кать их на обед и отдых.

— Вас позва­ли и ска­за­ли: «Хотим постро­ить такой лагерь для мате­ма­ти­ков»?

— Да. С пре­зи­ден­том мы пооб­суж­да­ли, как идею мож­но реа­ли­зо­вы­вать. Хочу под­черк­нуть, что здесь не тот про­ект, когда гово­рят: «Вот, ребя­та, вам ресур­сы и делай­те, как хоти­те», В. В. в этом реаль­но участ­ву­ет.

— И сей­час участ­ву­ет?

— Он явля­ет­ся пред­се­да­те­лем попе­чи­тель­ско­го сове­та наше­го фон­да «Талант и успех». И засе­да­ния сове­та не какая-то фор­маль­ность. Это реаль­ный содер­жа­тель­ный раз­го­вор, про­дол­жа­ю­щий­ся ино­гда не один час, по абсо­лют­ной кон­кре­ти­ке.

— Вы там обсуж­да­е­те про­бле­мы ЖКХ?

— Какое ЖКХ?! Мы обсуж­да­ем, как и что делать, при­чем часто это соче­та­ет­ся с раз­го­во­ра­ми с детьми, нахо­дя­щи­ми­ся в «Сири­у­се». В. В. при­ез­жа­ет, обща­ет­ся с пре­по­да­ва­те­ля­ми, с детьми. Не для прес­сы, не для пиа­ра, а про­сто так, рас­спра­ши­ва­ет их о жиз­ни и уче­бе.

— Для него это похо­же на Пуш­кин­ский лицей? Как при Алек­сан­дре I?

— Зна­е­те, не знаю. Дела­ет­ся хоро­шее дело, и очень здо­ро­во, что оно дела­ет­ся. При­чем его идея — сов­ме­стить три сти­хии. Во-пер­вых, мате­ма­ти­ку и смеж­ные с ней нау­ки: физи­ку, химию и био­ло­гию. Во-вто­рых, спорт. И в-тре­тьих, куль­ту­ру и искус­ство.

Идея «Сири­у­са» — объ­еди­нить уси­лия и раз­ви­вать­ся в тех обла­стях, где Рос­сия — лидер. Была и оста­ет­ся. Но не в том, что­бы под­ни­мать обла­сти, где Рос­сия не на пер­вом месте. Напри­мер, фут­бол у нас не очень. Конеч­но, быва­ет, что сбор­ная по хок­кею про­иг­ры­ва­ет на миро­вых тур­ни­рах, но любой чело­век в мире ска­жет, что в Рос­сии силь­ный хок­кей. В этом году про­иг­ра­ли, а в сле­ду­ю­щем выиг­ра­ют.

Точ­но так же мате­ма­ти­ка. Мож­но дол­го рас­суж­дать, что в мате­ма­ти­ке ста­ло хуже или, наобо­рот, улуч­ша­ет­ся. Но то, что Рос­сия — веду­щая мате­ма­ти­че­ская дер­жа­ва, никто не отри­ца­ет. Есть мно­го рос­сий­ских мате­ма­ти­ков — пус­кай кто-то на Запа­де, кто-то в Рос­сии, но они реаль­но вклю­че­ны в мате­ма­ти­че­скую жизнь пла­не­ты, это факт.

Вы были в Дубне, на Лет­ней мате­ма­ти­че­ской шко­ле. Так и «Сири­ус».

Очень важ­ная исто­рия, что в обла­стях лидер­ства Рос­сии ребя­та полу­ча­ют воз­мож­ность поучить­ся у топо­вых людей. А еще пооб­щать­ся друг с дру­гом.

«Сириус»

— То есть вы их пере­ме­ши­ва­е­те? Каким обра­зом?

— Здо­ро­во, когда буду­щий вели­кий хок­ке­ист зна­ко­мит­ся с буду­щим вели­ким мате­ма­ти­ком или на дис­ко­те­ке заме­ча­тель­ные фигу­рист­ки пыта­ют­ся заста­вить тан­це­вать наших физи­ков. Вели­кие фигу­ри­сты дела­ют про­грам­му «Пер­вый лед» для мате­ма­ти­ков, ста­вят их на лед, учат катать­ся. Сер­гей Анд­ри­я­ка учит их рисо­вать. Когда Юрий Баш­мет играл на кон­цер­тах, физи­ки сбе­га­лись его послу­шать. Там, в «Сири­у­се», совер­шен­но уни­каль­ная атмо­сфе­ра. Его идея как бы допол­ня­ет идею СУН­Ца (спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный учеб­но-науч­ный центр. — Ред.). Идея СУН­Ца — най­ти и пере­ме­стить ода­рен­но­го ребен­ка к месту уче­бы. «Сири­ус» же помо­га­ет раз­ви­вать­ся обра­зо­ва­нию на местах.

— Как «Сири­ус» раз­ви­ва­ет обра­зо­ва­ние на местах?

— Очень про­сто. Ребе­нок учит­ся в сво­ей шко­ле. При­ез­жа­ет в «Сири­ус» на какое-то вре­мя, там есть мно­го

раз­ных про­грамм. Неко­то­рые из них преду­смат­ри­ва­ют при­езд ребен­ка с педа­го­гом. После окон­ча­ния сме­ны дети и учи­те­ля воз­вра­ща­ют­ся домой, но потом могут вер­нуть­ся на дру­гие виды смен. Понят­но, что мы не очень хотим, что­бы в «Сири­у­се» нахо­ди­лись одни и те же дети, так как стре­мим­ся к боль­ше­му охва­ту. Но если ребе­нок себя ярко про­яв­ля­ет, то он может вер­нуть­ся на какой-то дру­гой про­ект.

Мы созда­ем для талант­ли­вых детей новые воз­мож­ные тра­ек­то­рии их жиз­ни. Мы пони­ма­ем, что не каж­до­му ода­рен­но­му ребен­ку сто­ит пере­хо­дить в высо­ко­кон­ку­рент­ную шко­лу. Точ­но так же, как сей­час в Москве у ребен­ка появи­лись воз­мож­но­сти не толь­ко перей­ти в топо­вую шко­лу, но и про­дол­жать зани­мать­ся в сво­ей шко­ле, ходить на круж­ки, посе­щать выезд­ные сбо­ры.

В «Сири­у­се» есть про­грам­ма под­держ­ки реги­о­наль­ных мате­ма­ти­че­ских круж­ков, в мае прой­дет сме­на для мат­школ. Топо­вые мат­шко­лы при­во­зят какое-то коли­че­ство сво­их уче­ни­ков, в ту же сме­ну при­ез­жа­ют учи­те­ля из мате­ма­ти­че­ских школ сле­ду­ю­ще­го эше­ло­на, из реги­о­нов, и они смот­рят, как рабо­та­ют луч­шие учи­те­ля, рабо­та­ют вме­сте с ними и учат­ся друг у дру­га. И потом они про­дол­жа­ют рабо­тать вме­сте.

Сей­час созда­ет­ся элек­трон­ная сре­да, что­бы и дети, и педа­го­ги не теря­ли связь с «Сири­у­сом». Пока она толь­ко в ста­дии запус­ка. Да и сам «Сири­ус» рабо­та­ет в пилот­ном режи­ме. Ведь от идеи до запус­ка про­ек­та про­шло мень­ше года.

В каком-то смыс­ле для меня «Сири­ус» — про­дол­же­ние того, чем я зани­ма­юсь всю жизнь. Сна­ча­ла Мос­ков­ский центр непре­рыв­но­го мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния, а сей­час Центр педа­го­ги­че­ско­го мастер­ства. Кста­ти, ЦПМ, где мы сей­час нахо­дим­ся, за несколь­ко лет добил­ся мно­го­го. За послед­ние годы 214 мос­ков­ских школ дали побе­ди­те­лей и при­зе­ров олим­пи­ад. Это в три раза боль­ше, чем несколь­ко лет назад. То есть обыч­ные мик­ро­рай­он­ные шко­лы начи­на­ют давать воз­мож­ность школь­ни­ку побеж­дать в олим­пи­а­дах. Конеч­но, топо­вые педа­го­ги не сва­ли­лись в обыч­ные шко­лы отку­да-то с неба. Но педа­го­ги этих школ начи­на­ют рабо­тать вме­сте с нами, обме­ни­вать­ся опы­том и у них начи­на­ет полу­чать­ся.

Там, где не хва­та­ет их соб­ствен­ных зна­ний или уме­ний, они под­клю­ча­ют нас и веду­щие вузы, дети ездят на сбо­ры, в лет­ние шко­лы. Ребе­нок учит­ся, не выры­ва­ясь из сво­ей сре­ды. Ведь кому-то пере­ход в топо­вую шко­лу необ­хо­дим, так как в сво­ей ребе­нок на голо­ву выше всех и «бал­ду пина­ет»; здо­ро­вая кон­ку­рен­ция ему помо­жет. А дру­го­му, наобо­рот, нра­вит­ся быть лиде­ром, его там любят, ему там инте­рес­нее учить­ся. У детей могут быть совер­шен­но раз­ные тра­ек­то­рии, и теперь у них появил­ся выбор.

Так же и в Рос­сии. У ребен­ка есть воз­мож­ность при­е­хать в СУНЦ, их в стране четы­ре: при Мос­ков­ском, Ново­си­бир­ском уни­вер­си­те­тах, Ураль­ском и Севе­ро-Восточ­ном феде­раль­ных уни­вер­си­те­тах. Интер­нат появил­ся и в Санкт-Петер­бур­ге при физи­ко-мате­ма­ти­че­ском лицее № 239.

Одна­ко теперь мож­но про­дол­жать учить­ся у себя, в сво­ей сре­де, с любя­щи­ми роди­те­ля­ми, с дру­зья­ми, играть вече­ром в фут­бол и вре­мя от вре­ме­ни при­ез­жать в «Сири­ус». И ско­ро нач­нет рабо­тать дистан­ци­он­ная под­держ­ка, где ребе­нок может, вер­нув­шись домой, про­дол­жать общать­ся с веду­щи­ми мате­ма­ти­ка­ми, био­ло­га­ми и др.

Сей­час мы актив­но запус­ка­ем направ­ле­ния «Био­ло­гия» и «Химия». «Сири­ус» при­вле­ка­ет не толь­ко веду­щих уче­ных, но и веду­щие ком­па­нии и вузы. Летом постро­е­ны совер­шен­но супер­ские, миро­во­го уров­ня лабо­ра­то­рии. Ребя­та видят, что они нуж­ны Рос­сии, видят, куда потом мож­но пой­ти рабо­тать. Они видят успеш­ных людей. Ведь если Перель­ма­на любят пока­зы­вать по теле­ви­зо­ру, то Ста­са Смир­но­ва как-то осо­бо нет, пото­му что вокруг него нет ника­ких сен­са­ций для жел­той прес­сы.

— Он очень скром­ный чело­век.

— Во-пер­вых, скром­ный. Во-вто­рых, прес­се инте­ре­сен нега­тив. Вели­кий мате­ма­тик не взял приз в мил­ли­он дол­ла­ров и ходит весь оброс­ший -это инте­рес­но. А Смир­нов не толь­ко талант­ли­вей­ший мате­ма­тик, но еще и успеш­ный, хоро­шо выгля­дит, что по теле­ви­зо­ру пока­зы­вать не любят. Дети потом при­ез­жа­ют домой, рас­ска­зы­ва­ют о впе­чат­ле­ни­ях. Кро­ме того, это, конеч­но, еще и мощ­ный посыл для учи­те­лей, они пони­ма­ют, что дела­ют важ­ное и нуж­ное дело.

Год назад появил­ся грант пре­зи­ден­та для сту­ден­тов. 20 тыс. руб. в месяц на всё вре­мя обу­че­ния. И моло­дой чело­век пони­ма­ет, что вот он съез­дил в «Сири­ус», потом выиг­рал Все­рос­сий­скую олим­пи­а­ду школь­ни­ков, полу­чил пра­во на сти­пен­дию, соот­вет­ствен­но, может совер­шен­но спо­кой­но учить­ся, а плюс к тому он уже позна­ко­мил­ся с веду­щи­ми вуза­ми, пред­ста­ви­те­ля­ми инно­ва­ци­он­ных ком­па­ний. Он пони­ма­ет, что его талант нужен Рос­сии.

— Если потом выпуск­ник вуза поедет в аспи­ран­ту­ру Гар­вар­да, ему там понра­вит­ся и в Рос­сию он уже не вер­нет­ся, что Вы буде­те чув­ство­вать? Вы заклю­ча­е­те с ним дого­вор, что он дол­жен отра­бо­тать в Рос­сии какое-то вре­мя?

— Конеч­но, это усло­вие пода­чи гран­та. В этой сти­пен­дии, так же как и в ряде сти­пен­дий в Евро­пе, име­ет­ся усло­вие, что если ты берешь день­ги от госу­дар­ства или еще отку­да-то, то берешь на себя обя­за­тель­ство про­ра­бо­тать несколь­ко лет в Рос­сии. С моей точ­ки зре­ния, это совер­шен­но нор­маль­ная дого­во­рен­ность.

— А если он решит, что всё же хочет уехать, ему при­дет­ся день­ги обрат­но воз­вра­щать? Инте­рес­но, есть ли какая-то сте­пень сво­бо­ды?

— На сай­те напи­са­но, надо почи­тать. . Это не пре­мия, это грант, на кото­рый ты пода­ешь заяв­ку совер­шен­но доб­ро­воль­но и берешь день­ги, беря на себя опре­де­лен­ные обя­за­тель­ства: хоро­шо учить­ся и про­ра­бо­тать какое-то вре­мя в Рос­сии.

— Когда стар­то­вал про­ект?

— «Сири­ус» открыл­ся 1 июня 2015 года.

— А когда вы раз­го­ва­ри­ва­ли с Пути­ным?

— При­мер­но за пол­го­да до это­го.

— Как устро­е­на сме­на в «Сири­у­се»?

— Типо­вая сме­на — 24 дня. При­ез­жа­ет 200 чело­век по каж­до­му направ­ле­нию: спорт, искус­ство, нау­ка.

— В пото­ке око­ло 600 детей?

— Дети могут пере­се­кать­ся, а могут и нет. У каж­до­го направ­ле­ния свой гра­фик, не то что у всех сра­зу заезд с 1-го по 24-е. Плюс быва­ют более корот­кие сме­ны или целе­вые. Напри­мер, там про­хо­дят сбо­ры наци­о­наль­ной коман­ды, они в этом году про­хо­ди­ли в «Сири­у­се», и не один раз, и я уве­рен, что золо­тые меда­ли на меж­ду­на­род­ной олим­пиа­де в том чис­ле и заслу­га «Сири­у­са». Ребя­та были по несколь­ку раз в «Сири­у­се». Не толь­ко чле­ны сбор­ных, но и кан­ди­да­ты.

«Сириус»

— Физи­ку и химию пока не бере­те?

— Физи­ка нача­лась в про­шлом году. Химия и био­ло­гия стар­ту­ют сей­час, пото­му что им нуж­ны лабо­ра­то­рии. Под мате­ма­ти­ку отель пере­обо­ру­до­вать про­сто: дос­ки пове­сил, ауди­то­рии сде­лал. Заня­тия по химии и био­ло­гии — отдель­ный про­цесс. Ребя­та нахо­дят­ся в очень хоро­ших усло­ви­ях, насто­я­щий отель 4+, не поте­ряв­ший сво­е­го клас­са. Адап­ти­ро­ван­ный для детей, с осо­бы­ми тре­бо­ва­ни­я­ми к тех­ни­ке без­опас­но­сти. Двух­мест­ные номе­ра. Бас­сейн откры­тый, закры­тый, свой пляж, пере­дан­ный «Сири­у­су».

— В каж­дом номе­ре туа­лет-ван­на, дети пита­ют­ся в сто­ло­вой со швед­ским сто­лом?

— Ну конеч­но.

— Вы пыта­е­тесь помочь людям, кото­рые мог­ли бы осно­вать свои цен­тры раз­ви­тия мате­ма­ти­че­ско­го обра­зо­ва­ния?

— Да. Они и так уже рабо­та­ют сво­и­ми сила­ми. Но, во-пер­вых, у них появи­лась воз­мож­ность пере­дать свой опыт и пока­зать сво­им уче­ни­кам луч­шее. Что­бы съез­дить в Моск­ву или Петер­бург с детьми, нуж­но най­ти день­ги, а в «Сири­у­се» всё бес­плат­но. Там опла­чи­ва­ют всё: и доро­гу, и про­жи­ва­ние, и пита­ние.

Одна из самых глав­ных вещей — абсо­лют­но чест­ный и про­зрач­ный отбор. В попе­чи­тель­ском сове­те наше­го фон­да и в учре­ди­те­лях есть люди, кото­рые за это отве­ча­ют в том чис­ле и сво­ей репу­та­ци­ей. Сре­ди учре­ди­те­лей фон­да «Талант и успех» по направ­ле­нию нау­ка — Ста­ни­слав Смир­нов и я. В экс­перт­ном сове­те — Мак­сим Пра­ту­се­вич, Назар Ага­ха­нов и дру­гие. Если про­во­дят­ся сме­ны по резуль­та­там олим­пи­ад, то дети при­ез­жа­ют имен­но по резуль­та­там олим­пи­ад. Если про­во­дит­ся отбор, то мы посы­ла­ем наблю­да­те­лей, при­во­зим рабо­ты, сами их про­ве­ря­ем.

— Но полу­ча­ет­ся, что если вас не будет, то всё грох­нет­ся? Всё дер­жит­ся на лич­но­стях…

— Чест­ная экс­пер­ти­за стро­ит­ся на про­зрач­ных прин­ци­пах и чест­ных неза­ви­си­мых экс­пер­тах. Здесь Вы пра­вы. Но это не зна­чит, что всё дер­жит­ся на Ване Ящен­ко или Ста­се Смир­но­ве. Най­дем дру­го­го чело­ве­ка, не менее неза­ви­си­мо­го, чест­но­го и про­зрач­но­го…

— А Вы самый глав­ный по «Сири­у­су»?

— Нет. Я толь­ко один из учре­ди­те­лей.

— Кого мож­но назвать самым глав­ным в «Сири­у­се», кро­ме Пути­на?

— Нет тако­го! В. В. пред­ло­жил идею, а даль­ше наша зада­ча — запу­стить жизнь на этой пло­щад­ке. У нас не вер­ти­каль­ная струк­ту­ра. Выби­ра­ют­ся луч­шие люди в стране, кото­рые при­ез­жа­ют про­во­дить сме­ны, дви­га­ют автор­ские про­ек­ты, они друг дру­гу не кон­ку­рен­ты. Мы ино­гда дела­ем пар­ные сме­ны: напри­мер, 2007-я шко­ла Моск­вы при­ез­жа­ет вме­сте с ФТШ из Санкт-Петер­бур­га. Педа­го­ги учат дру­гих педа­го­гов, и такой обмен опы­том очень важен.

Адми­ни­стра­тив­но глав­ной в «Сири­у­се», его дирек­то­ром явля­ет­ся Еле­на Шме­лё­ва. Яркий, совер­шен­но фан­та­сти­че­ский чело­век, отда­ю­щая делу всю себя. Зам­ди­рек­то­ра по нау­ке — Миха­ил Случ, мы его уго­во­ри­ли туда пере­ехать.

В отли­чие от обыч­ной шко­лы, где дирек­тор опре­де­ля­ет всё, осно­ва здесь — запро­сы луч­ших учи­те­лей. Зада­ча наше­го экс­перт­но­го попе­чи­тель­ско­го сове­та — искать людей, кото­рые гото­вы будут учить детей. Про­хо­дя­щей сей­час сме­ной по био­ло­гии руко­во­дил Сер­гей Лукья­нов. Вели­чай­ший уче­ный, био­лог, лау­ре­ат Гос­пре­мии 2016 года, дей­стви­тель­но суперъ­яр­кий чело­век.

— А зачем «Сири­у­су» нужен Сер­гей Рол­ду­гин, полу­чив­ший широ­кую извест­ность в послед­нее вре­мя?

— Я поли­ти­кой не зани­ма­юсь. Меня не вол­ну­ет то, что пишут газе­ты. Меня инте­ре­су­ет, как люди дела­ют дело. Я вижу, как отлич­но Сер­гей орга­ни­зу­ет направ­ле­ние «Музы­ка», лич­но экс­пер­ти­ру­ет запи­си ребят, при­гла­ша­ет в «Сири­ус» заме­ча­тель­ных музы­кан­тов. Не берусь оце­ни­вать это направ­ле­ние как спе­ци­а­лист, я вижу его со сто­ро­ны. Кста­ти, не знаю, есть ли запись на сай­те «Сири­у­са», но один раз мы с С. Смир­но­вым про­чи­та­ли лек­цию одно­вре­мен­но для отде­ле­ний спор­та, музы­ки и искус­ства. В два мик­ро­фо­на чита­ли лек­цию «Что такое мате­ма­ти­ка». Было очень здо­ро­во.

— Часто ли рас­ска­зы­ва­ют о «Сири­у­се» по цен­траль­ным теле­ка­на­лам?

— И Пер­вый канал, и РТР, и газе­ты. Появ­ле­ние «Сири­у­са» важ­но для ста­ту­са учи­те­лей, кото­рые рабо­та­ют по раз­ви­тию талан­тов, в том чис­ле в реги­о­нах. Ведь в Москве уже всё есть. Руко­во­ди­тель Депар­та­мен­та обра­зо­ва­ния г. Моск­вы Иса­ак Кали­на и мэр Моск­вы Сер­гей Собя­нин под­дер­жи­ва­ют ода­рен­ных учи­те­лей, под­дер­жи­ва­ют шко­лы, дают гран­ты за успе­хи в рей­тин­ге школ, есть и целе­вая под­держ­ка мате­ма­ти­че­ских клас­сов. Ее толь­ко что раз­да­ли по абсо­лют­но объ­ек­тив­ным кри­те­ри­ям, раз­ра­бо­тан­ным Мос­ков­ским мате­ма­ти­че­ским обще­ством и Ассо­ци­а­ци­ей учи­те­лей мате­ма­ти­ки. Име­ют­ся чет­кие фор­му­лы, при­ду­ман­ные не чинов­ни­ка­ми. В свое вре­мя рабо­та­ла комис­сия, в кото­рую вхо­ди­ли ака­де­мик РАН Вик­тор Васи­льев, Алек­сандр Музы­кант­ский,

Алек­сандр Блин­ков, Борис Дави­до­вич и дру­гие учи­те­ля мате­ма­ти­ки, кото­рые раз­ра­бо­та­ли кри­те­рии оцен­ки, опре­де­ли­ли, сколь­ко денег нуж­но на мат­класс. И Москва дает гран­ты учи­те­лям, детям, но раз­ные люди к это­му по-раз­но­му отно­сят­ся. Москва — един­ствен­ный пока реги­он, кото­рый кро­ме олим­пий­ских чем­пи­о­нов еще дает день­ги за побе­ду на меж­ду­на­род­ных пред­мет­ных олим­пи­а­дах школь­ни­ков. По реше­нию Сер­гея Собя­ни­на выда­ны гран­ты: 1 млн руб. за золо­то, 500 тыс. за сереб­ро, 250 тыс. за брон­зу. А в реги­о­нах, где нет тако­го вни­ма­ния к раз­ви­тию талан­тов, «Сири­ус» стал мощ­ным посы­лом мест­ным вла­стям. У мно­гих моих кол­лег были финан­со­вые и про­чие про­бле­мы, при­хо­ди­лось искать день­ги, что­бы ребя­та поеха­ли на Все­рос­сий­скую олим­пи­а­ду.

— «Сири­ус» стал цен­тром наци­о­наль­ных олим­пи­ад? Вы коор­ди­ни­ру­е­те олим­пи­а­ды по мате­ма­ти­ке?

— Нет-нет.

— Вы же сбо­ры про­во­ди­те. Полу­ча­ет­ся, олим­пи­ад­ни­кам нуж­но под­ла­жи­вать­ся под ваши сме­ны?

— Наобо­рот, мы рабо­та­ем вме­сте по кан­ди­да­там в коман­ду, под­стра­и­ва­ем­ся под гра­фик под­го­тов­ки наци­о­наль­ной коман­ды. У нас кро­ме смен, раз­ви­ва­ю­щих кон­крет­ных детей, шко­лы, круж­ки, под­ни­ма­ю­щих сла­бые реги­о­ны, есть отдель­ные пото­ки, посвя­щен­ные наци­о­наль­ным сбор­ным. Эти пото­ки, есте­ствен­но, выстра­и­ва­ют­ся вме­сте с тре­не­ра­ми сбор­ных. Они гово­рят, когда и чему пра­виль­но учить этих детей. Може­те спро­сить у Наза­ра Ага­ха­но­ва, как теперь, бла­го­да­ря «Сири­у­су» он может при­гла­шать на сбо­ры не какой-то узкий сег­мент детей, а очень боль­шой резерв 8–9-х клас­сов , гото­вить мощ­ную сме­ну, что важ­но из реги­о­нов, и нако­нец ста­вить дол­го­сроч­ную амби­ци­оз­ную зада­чу – догнать и пере­гнать Китай на мате­ма­ти­че­ских олим­пи­а­дах.

С «Сири­у­сом» у талант­ли­во­го ребен­ка из реги­о­на появи­лась воз­мож­ность раз­вить спо­соб­но­сти. Обыч­но луч­шие ребя­та появ­ля­ют­ся на Все­рос­сий­ке толь­ко в 9-м клас­се. А для меж­ду­на­род­но­го уров­ня это часто быва­ет про­сто позд­но. А если у него не было рядом хоро­ше­го круж­ка, хоро­шей шко­лы, в реги­оне не шла мате­ма­ти­че­ская жизнь, то уже слиш­ком позд­но.

Побе­ди­те­ли Олим­пи­а­ды Эйле­ра, сво­е­го рода все­рос­сий­ской олим­пи­а­ды для 8-х клас­сов, при­ду­ман­ной Иго­рем Руба­но­вым (он, я и Назар Ага­ха­нов вхо­дим в ее коор­ди­на­ци­он­ный совет), при­гла­ша­ют­ся в «Сири­ус» во вре­мя заез­да сбор­ной по мате­ма­ти­ке в каче­стве млад­ше­го отря­да. Что дает воз­мож­ность талант­ли­во­му ребен­ку урав­нять шан­сы.

«Сири­ус» зна­чи­тель­но повы­ша­ет шан­сы школь­ни­ка из про­вин­ции на успех в олим­пиа­де. Но не выди­ра­ет детей из при­выч­ной сре­ды. Не каж­до­му талант­ли­во­му ребен­ку хоро­шо в СУН­Це. Пра­виль­нее не соби­рать луч­ших в цен­тре, а под­ни­мать обра­зо­ва­ние в реги­о­нах. Мы видим, как начи­на­ет под­ни­мать­ся мате­ма­ти­че­ская жизнь в Хаба­ров­ске или на Кам­чат­ке, в том чис­ле и бла­го­да­ря «Сири­у­су», после обу­че­ния в кото­ром кон­так­ты не теря­ют­ся. Дети зна­ко­мят­ся друг с дру­гом, видят ярких ребят и то, что это не толь­ко мате­ма­ти­ка, а еще и спорт.

— Нет ли опа­се­ния, что это пре­крас­ная, но пока­зу­ха? Мол, есть что посмот­реть пре­зи­ден­ту и пока­зать ино­стран­цам. А в Рос­сии так мно­го про­блем с нау­кой и обра­зо­ва­ни­ем. Ситу­а­ция в «Сири­у­се» может быть очень хоро­шей, но с нау­кой и обра­зо­ва­ни­ем в Рос­сии всё слож­но.

— Во-пер­вых, не пом­ню, что­бы в «Сири­у­се» был хотя бы один запад­ный чело­век. Пиар нико­го не инте­ре­су­ет, всех инте­ре­су­ет дело. Вто­рое: я вижу, какая дви­жу­ха пошла сей­час в реги­о­нах, где вооб­ще ниче­го нет. В нояб­ре про­шла сме­на для Южно­го феде­раль­но­го окру­га и Север­но­го Кав­ка­за, такая уже была в про­шлом году. Мы с боль­шим тру­дом отби­ра­ли детей.

Кро­ме рабо­ты с топо­вы­ми детьми мы, в част­но­сти, про­во­дим сме­ны из реги­о­нов, где вооб­ще не было ни одно­го при­зе­ра олим­пи­ад. Про­во­дим на местах мас­со­вые мате­ма­ти­че­ские меро­при­я­тия, отбо­роч­ную олим­пи­а­ду, отби­ра­ем детей, они и их педа­го­ги при­ез­жа­ют в «Сири­ус», воз­вра­ща­ют­ся к себе, и в этих реги­о­нах начи­на­ет­ся какая-то мате­ма­ти­че­ская жизнь.

Уже вид­но, как за год воз­ро­ди­лась жизнь в куче реги­о­нов, где с мате­ма­ти­кой вооб­ще было пло­хо. «Сири­ус» — это бес­плат­ная воз­мож­ность поехать пора­бо­тать с топо­вы­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми. Вы може­те пого­во­рить с Оле­гом Южа­ко­вым из Кур­га­на или Лео­ни­дом Самой­ло­вым из Улья­нов­ска. Это энту­зи­а­сты, у кото­рых почти не было под­держ­ки, и сей­час они ездят к нам в «Сири­ус» с детьми или пре­по­да­вать, и к ним в реги­о­нах меня­ет­ся отно­ше­ние. Хоро­шо Иго­рю Соло­мо­но­ви­чу Руба­но­ву из Киро­ва, он само­до­ста­то­чен, у него пре­крас­ная рабо­та, он задей­ство­ван по мак­си­му­му. А, того же Южа­ко­ва в Кур­гане никто до «Сири­у­са» не под­дер­жи­вал.

Иван Ящен­ко
Бесе­до­ва­ла Ната­лия Деми­на

См. так­же сайт «Сири­у­са» https://sochisirius.ru


Редак­ция обра­ти­лась к ряду веду­щих уче­ных и пре­по­да­ва­те­лей с прось­бой поде­лить­ся впе­чат­ле­ни­я­ми от «Сири­у­са». Им были зада­ны вопро­сы: «Како­во общее впе­чат­ле­ние от „Сири­у­са“? Что боль­ше все­го нравится/​ не очень нра­вит­ся? Не кажет­ся ли „Сири­ус“ такой ВДНХ 2.0, оази­сом при общем кри­зи­се финан­си­ро­ва­ния нау­ки и обра­зо­ва­ния в стране?»

Андрей РайгородскийАндрей Рай­го­род­ский,
зав. кафед­рой дис­крет­ной мате­ма­ти­ки МФТИ, руко­во­ди­тель отде­ла тео­ре­ти­че­ских и при­клад­ных иссле­до­ва­ний «Яндек­са»:

1, 2. Заме­ча­тель­ных школь­ни­ков соби­ра­ем, место пре­крас­ное, уда­ет­ся при­вле­кать в него часто тех, кого ина­че слож­но при­влечь. Быва­ют бюро­кра­ти­че­ские про­бле­мы, но они реша­ют­ся.

3. Про оазис. Ну, мате­ма­ти­че­ские цен­тры всё же есть, и они актив­но живут во мно­гих реги­о­нах. И школ мно­го вне «Сири­у­са». Так что всё не так пло­хо.

Владимир СурдинВла­ди­мир Сур­дин,
аст­ро­ном, лау­ре­ат пре­мии «Про­све­ти­тель»:

1, 2. Я был в «Сири­у­се» два­жды, и мне там понра­ви­лось. Вели­ко­леп­ный быт (гости­ни­ца хоро­ше­го евро­пей­ско­го уров­ня), отлич­ное пита­ние (раз­но­об­раз­ный швед­ский стол с «изыс­ка­ми»), удоб­ные ауди­то­рии, хоро­шая биб­лио­те­ка откры­то­го досту­па, экзо­ти­че­ская при­ро­да (с одной сто­ро­ны — горы, с дру­гой — море), силь­ный под­бор пре­по­да­ва­те­лей (ска­зал бы — уни­каль­ный, но скром­ность меша­ет).

Думаю, боль­шин­ство детей попа­да­ет в такие усло­вия впер­вые. И это очень важ­но. Они выно­сят из «Сири­у­са» не толь­ко зна­ния и навы­ки (там соби­ра­ют­ся не толь­ко юные интел­лек­ту­а­лы, но и спортс­ме­ны, и арти­сты), но, что еще важ­нее, — ува­же­ние к тру­ду и талан­ту, пред­став­ле­ние об обста­нов­ке, в кото­рой ты можешь пол­но­стью отдать­ся люби­мо­му делу, не думая о быте и про­чих обсто­я­тель­ствах жиз­ни. Такой малень­кий ком­му­низм.

Для рабо­ты пре­по­да­ва­те­лей усло­вия тоже хоро­шие: совре­мен­ная орг­тех­ни­ка, ком­пью­те­ры, про­ек­то­ры, уют­ные ауди­то­рии. Для моих заня­тий даже нашлись вполне при­лич­ные теле­ско­пы. Пер­со­нал цен­тра в целом бла­го­же­ла­тель­ный, но не все­гда рас­то­роп­ный и орга­ни­зо­ван­ный. Чув­ству­ет­ся, что для них это пока еще гости­ни­ца (глав­ное, что­бы было чисто и сыт­но), а напря­жен­ная жизнь учеб­но­го цен­тра до сих пор в новин­ку. Но при­вы­ка­ют и к это­му. В целом про­бле­мы с ауди­то­ри­я­ми и тех­ни­кой раз­ре­ша­лись быст­ро.

Константин КнопКон­стан­тин Кноп,
пре­по­да­ва­тель мате­ма­ти­ки, педа­гог южной мате­ма­ти­че­ской сме­ны (ноябрь 2016 года, направ­ле­ние «Нау­ка»):

1. Я был в «Сири­у­се» уже два­жды, но общий счет моих поез­док в раз­ные «дет­ские науч­ные сме­ны» пере­ва­лил за четы­ре десят­ка, так что есть с чем срав­ни­вать. В целом очень раду­ет тща­тель­ная про­ду­ман­ность каких-то базо­вых вещей — быт, рас­по­ря­док дня у детей, разум­ное соче­та­ние заня­тий и отды­ха.

Мне как мате­ма­ти­ку очень при­ят­но, что эта заме­ча­тель­ная база не про­сто отда­на для отды­ха абы каких детей, а раз­де­ле­на меж­ду талант­ли­вы­ми пред­ста­ви­те­ля­ми совер­шен­но раз­ных направ­ле­ний — спор­тив­ных, твор­че­ских и науч­ных. Здесь каж­дый ребе­нок — яркая индивидуальность,и осо­бен­но хоро­шо это про­яв­ля­ет­ся, когда, напри­мер, «спортс­ме­ны» и «мате­ма­ти­ки» в сво­бод­ное вре­мя зани­ма­ют­ся созда­ни­ем соб­ствен­ных видео­ро­ли­ков под руко­вод­ством заме­ча­тель­ных педа­го­гов направ­ле­ния «Искус­ство».

2. Без­услов­но, есть и какие-то недо­стат­ки. Орга­ни­за­ция любо­го серьез­но­го дела нико­гда не обхо­дит­ся без оши­бок, а пуб­лич­но ругать за ошиб­ки нуж­но толь­ко тогда, когда орга­ни­за­то­ры не при­зна­ют их и, сле­до­ва­тель­но, не спо­соб­ны испра­вить. Здесь это точ­но не так, поэто­му о кон­кре­ти­ке умол­чу.

3. Сло­во «кри­зис» мно­го­знач­но. Мне оно кажет­ся умест­ным в меди­цин­ском зна­че­нии — это такой момент, после кото­ро­го состо­я­ние боль­но­го может либо рез­ко улуч­шить­ся, либо рез­ко ухуд­шить­ся. Да, сей­час обра­зо­ва­ние уже вошло в фазу кри­зи­са, ну или вот-вот в нее вой­дет, — что будет даль­ше, совер­шен­но непо­нят­но. Одна­ко, как любил повто­рять за фран­цу­за­ми Лев Тол­стой, «делай, что дол­жен, и будь что будет».

Сек­рет улуч­ше­ния после кри­зи­са все­гда при­мер­но оди­на­ков: в кри­зис нуж­но не рас­пы­лять силы, а кон­цен­три­ро­вать их.

Появ­ле­ние «Сири­у­са», на мой взгляд, спо­соб­но стать точ­кой кон­цен­тра­ции, кото­рая в пол­ной мере про­явит­ся потом. В совет­ское вре­мя, о кото­ром сей­час мно­гие носталь­ги­ру­ют в том чис­ле и из-за яко­бы хоро­ше­го обра­зо­ва­ния, «сири­у­сы» были невоз­мож­ны, пото­му что лозунг «Всё луч­шее — детям» под­ра­зу­ме­вал вкла­ды­ва­ние сил исклю­чи­тель­но в «арте­ки» для всех. Это не зна­чит, что «арте­ки» заве­до­мо хуже, про­сто «сири­у­сов» у нас рань­ше не было. Более того, их, кажет­ся, еще и нигде в мире не было. Насколь­ко «Сири­ус» спо­со­бен изме­нить общий ланд­шафт обра­зо­ва­тель­ных про­цес­сов, мож­но будет судить толь­ко через поко­ле­ние.

Назар АгахановНазар Ага­ха­нов,
руко­во­ди­тель сбор­ной коман­ды Рос­сии на Меж­ду­на­род­ной мате­ма­ти­че­ской олим­пиа­де:

1. Идея «Сири­у­са» и мне, и мно­гим моим кол­ле­гам нра­вит­ся, осо­бен­но в той части, кото­рая каса­ет­ся рабо­ты с «отста­лы­ми реги­о­на­ми» — в кото­рых нет силь­ных пре­по­да­ва­те­лей, спо­соб­ных «откры­вать и зажи­гать звез­доч­ки». Раз­ви­тию мате­ма­ти­ки в реги­о­нах напря­мую это не помо­жет (нуж­на систе­ма­ти­че­ская рабо­та), а вот под­держ­ке и воз­мож­но­му фор­ми­ро­ва­нию успеш­ной тра­ек­то­рии ода­рен­ным детям из реги­о­нов — ДА.

2. Про­бле­мы в основ­ном свя­за­ны с «внут­рен­ним сабо­та­жем реги­о­нов» при отбо­ре детей: на отбо­роч­ную олим­пи­а­ду в «Сири­ус» мест­ные чинов­ни­ки при­гла­ша­ют неред­ко дале­ко не самых луч­ших детей (боят­ся, что они куда-нибудь уедут?). В чем-то их мож­но понять: в стране есть учеб­ные заве­де­ния, порой поль­зу­ю­щи­е­ся под­держ­кой руко­вод­ства реги­о­на, зани­ма­ю­щи­е­ся рекру­ти­ро­ва­ни­ем «леги­о­не­ров», раз­ру­шая тем самым рост­ки рабо­ты с ода­рен­ны­ми детьми в дру­гих реги­о­нах. Понят­но, что «Сири­ус» как раз не зани­ма­ет­ся подоб­ным бан­ди­тиз­мом — это про­ти­во­ре­чит его основ­ной кон­цеп­ции поис­ка талант­ли­вых детей и их под­держ­ки.

3. ВДНХ в обла­сти рабо­ты с талан­та­ми… Обра­зо­ва­тель­ный центр «Сири­ус» про­хо­дит пери­од ста­нов­ле­ния, и руко­вод­ство фон­да «Талант и Успех» ищет новые направ­ле­ния рабо­ты, ста­ра­ет­ся рас­ши­рить сфе­ру дея­тель­но­сти «Сири­у­са». Ино­гда полу­ча­ют­ся не вполне удач­ные про­ек­ты, что может создать иллю­зию пока­зу­хи. Но пра­виль­ные реше­ния — закреп­ля­ют­ся, неудач­ные идеи — отми­ра­ют. Центр вполне содер­жа­тель­но раз­ви­ва­ет­ся.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи