- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Физфак ВШЭ: что это будет такое

В сен­тяб­ре это­го года при­ня­то реше­ние о созда­нии физи­че­ско­го факуль­те­та Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки. Ини­ци­а­то­ра­ми и лиде­ра­ми про­ек­та ста­ли сотруд­ни­ки Инсти­ту­та тео­р­фи­зи­ки им. Лан­дау Инсти­ту­та физи­ки твер­до­го тела и Физ­про­бле­мы им. Капи­цы. Пуб­ли­ку­ем интер­вью с одним из ини­ци­а­то­ров созда­ния факуль­те­та Миха­и­лом Фей­гель­ма­ном, зам. дирек­то­ра Инсти­ту­та Лан­дау. Вопро­сы зада­вал Борис Штерн. В интер­вью упо­мя­ну­ты мно­гие, но дале­ко не все буду­щие лек­то­ры уни­вер­си­те­та и люди, участ­ву­ю­щие в его созда­нии.

— Для нача­ла от име­ни «Тро­иц­ко­го вари­ан­та» поздрав­ляю с успе­хом ини­ци­а­ти­вы. Что же, никак Выс­шая шко­ла эко­но­ми­ки реши­ла стать пол­но­цен­ным уни­вер­си­те­том? Сна­ча­ла мате­ма­ти­че­ский, теперь физи­че­ский факуль­тет…

— Похо­же на то.

— А денег у них на это хва­тит?

— Я бы ска­зал так: сре­ди части пред­ста­ви­те­лей рос­сий­ской нау­ки быту­ет мне­ние, что в Выш­ке денег куры не клю­ют. На самом деле финан­си­ру­ют­ся они непло­хо, но не луч­ше, тем неко­то­рые дру­гие извест­ные вузы. Про­сто день­ги рас­хо­ду­ют­ся более раци­о­наль­но, отсю­да и воз­ни­ка­ет — для внеш­не­го наблю­да­те­ля — впе­чат­ле­ние изоби­лия.

— Како­го мас­шта­ба будет этот факуль­тет? Что-то типа факуль­те­та МФТИ, общей и при­клад­ной физи­ки, напри­мер?

— Мень­ше. Стар­то­вый набор — 40 бака­лав­ров и 20 маги­стров. В асимп­то­ти­ке где-нибудь через 5 лет — 70 бака­лав­ров и 50 маги­стров, то есть при­мер­но поло­ви­на ФОП­Фа. То есть план, дей­стви­тель­но, — сде­лать элит­ный физ­фак.

— Как пони­маю, факуль­тет стро­ит­ся по прин­ци­пам Физ­те­ха. То есть будет опи­рать­ся на базо­вые инсти­ту­ты?

— Да, базо­вые кафед­ры. Осо­бен­но это каса­ет­ся экс­пе­ри­мен­та­то­ров, посколь­ку делать новые иссле­до­ва­тель­ские лабо­ра­то­рии точ­но сей­час денег не хва­тит. Так что да, будут базо­вые кафед­ры, навер­ное, в том духе, как они замыш­ля­лись при созда­нии Физ­те­ха. Та самая систе­ма, кото­рая в насто­я­щее вре­мя замет­но ослаб­ла. Наша идея как раз и заклю­ча­ет­ся в том, что­бы вос­про­из­ве­сти Физ­тех в его пер­во­на­чаль­ном духе, пус­кай и в неболь­шом мас­шта­бе.

— Уже есть спи­сок этих самых базо­вых кафедр, кур­сов и лек­то­ров?

— Есть. Напи­са­ны корот­кие про­грам­мы всех общих кур­сов. Как бала­каври­а­та, так и маги­стра­ту­ры. Этим зани­ма­лась всё лето боль­шая груп­па сотруд­ни­ков лабо­ра­то­рии физи­ки кон­ден­си­ро­ван­но­го состо­я­ния, учре­жден­ной в Выш­ке в кон­це июня имен­но как ядро, затрав­ка для буду­ще­го факуль­те­та, и еще ряд физи­ков дру­го­го про­фи­ля. Дело в том, что пер­вые вер­сии пла­нов надо было пред­ста­вить руко­вод­ству Выш­ки уже в сен­тяб­ре как необ­хо­ди­мый эле­мент, что­бы факуль­тет утвер­ди­ли. Там есть 6 семест­ров общей физи­ки. Каж­дый курс общей физи­ки дела­ет­ся зано­во.

— Понят­но, види­мо, пер­вые три кур­са — нечто похо­жее на Физ­тех.

— Да, но в силь­но модер­ни­зи­ро­ван­ном виде. В силь­но модер­ни­зи­ро­ван­ном. Ну конеч­но, ска­жем, меха­ни­ка — все­гда при­мер­но та же меха­ни­ка, но кон­крет­ное содер­жа­ние — на чет­верть новое. Меха­ни­ку в кур­се общей физи­ки будет читать Вла­ди­слав Измо­де­нов из ИКИ. Пока основ­ная рабо­та идет с пер­вым годом обу­че­ния, хотя схе­ма­ти­че­ски про­ра­бо­тан уже весь учеб­ный цикл. Коор­ди­на­цию под­го­тов­ки всех кур­сов общей физи­ки ведет Васи­лий Глаз­ков, экс­пе­ри­мен­та­тор из Физ­про­блем. Кур­сы тео­р­фи­зи­ки, как сей­час пла­ни­ру­ет­ся, будут читать пре­иму­ще­ствен­но сотруд­ни­ки ИТФ им. Лан­дау либо ИКИ. Напри­мер, клас­си­че­скую тео­рию поля — Давид Шкляр из ИКИ. Алек­сей Иосе­ле­вич из ИТФ будет читать ана­ли­ти­че­скую меха­ни­ку — первую часть кур­са тео­р­фи­зи­ки. Коор­ди­ни­ру­ет эту часть рабо­ты наш кол­ле­га Игорь Бур­ми­ст­ров. Клас­си­че­скую часть кур­са мате­ма­ти­ки взя­лись читать про­фес­со­ра факуль­те­та мате­ма­ти­ки Выш­ки. Игорь Коло­ко­лов из ИТФ мно­го вза­и­мо­дей­ству­ет с мате­ма­ти­ка­ми, они сов­мест­но доби­ва­ют­ся, что­бы курс мате­ма­ти­ки был ори­ен­ти­ро­ван имен­но на под­го­тов­ку физи­ков. Надо ска­зать, что мы исход­но пошли по сто­пам мате­ма­ти­ков, обна­ру­жив, что их экс­пе­ри­мент в Выш­ке весь­ма успе­шен. Для нача­ла (при­мер­но два года назад) мы с Вла­ди­ми­ром Лебе­де­вым (дирек­тор ИТФ) пошли к тогдаш­не­му дека­ну мат­фа­ка, Сер­гею Лан­до, и спро­си­ли: сто­ит ли попы­тать­ся пой­ти по их сто­пам? На что полу­чи­ли ответ: без­услов­но, сто­ит, и мы будем вся­че­ски под­дер­жи­вать!

— То есть началь­ная ини­ци­а­ти­ва была ваша? Не то, что­бы руко­вод­ство ВШЭ вна­ча­ле декла­ри­ро­ва­ло жела­ние создать физ­фак?

Имен­но так, ини­ци­а­ти­ва была наша. Кажет­ся, там ина­че и не быва­ет. Сна­ча­ла воз­ни­ка­ет груп­па граж­дан, у кото­рой есть идея. Они идут к руко­вод­ству и изла­га­ют ее. Если руко­вод­ство счи­та­ет, что груп­па граж­дан доста­точ­но серьез­ная, то дает­ся доб­ро на даль­ней­шую про­ра­бот­ку.

— Это сто­ит широ­ко объ­явить науч­ной обще­ствен­но­сти! Вдруг най­дут­ся дру­гие ини­ци­а­то­ры, жела­ю­щие орга­ни­зо­вать новый факуль­тет, напри­мер био­ло­ги­че­ский. Его там еще нет?

— Био­фа­ка нет, но есть люди, кото­рые от био­ло­гии не слиш­ком дале­ки, напри­мер ней­ро­фи­зио­ло­ги. К ним там отно­сят­ся очень серьез­но, счи­та­ют это очень важ­ным эле­мен­том. Два или три года назад появил­ся факуль­тет computer science по ини­ци­а­ти­ве «Яндек­са». Это дру­гой мас­штаб дея­тель­но­сти, чем у нас, — они сра­зу с раз­бе­га взя­ли 150 сту­ден­тов. При­чем всё это было сде­ла­но фее­ри­че­ски быст­ро: от окон­ча­тель­но­го реше­ния до нача­ла пер­во­го набо­ра про­шло три меся­ца. Прав­да, всё это дела­лось при мощ­ной инфор­ма­ци­он­ной под­держ­ке «Яндек­са».

— В бли­жай­шее вре­мя на что буде­те ори­ен­ти­ро­вать маги­стран­тов? Какие базо­вые инсти­ту­ты уже есть?

— В прин­ци­пе, мно­го­крат­но обсуж­де­но (хотя фор­маль­но пока и не утвер­жде­но), что в пер­вый год будет пять инсти­ту­тов. Инсти­тут физ­про­блем, Инсти­тут физи­ки твер­до­го тела, Инсти­тут Лан­дау, Инсти­тут спек­тро­ско­пии и Инсти­тут кос­ми­че­ских иссле­до­ва­ний. Даль­ше пред­по­ла­га­ет­ся рас­ши­ре­ние где-то до вось­ми. Сей­час про­из­во­дит­ся вся­кая бумаж­ная дея­тель­ность — созда­ют­ся доку­мен­ты, необ­хо­ди­мые для того, что­бы заклю­чить дого­во­ры меж­ду инсти­ту­та­ми и ВШЭ. Дея­тель­ность эта в наших

юри­ди­че­ских реа­ли­ях дале­ко не про­стая. Но люди тру­дят­ся, пыта­ясь дого­во­рен­но­сти пре­вра­тить в гра­мот­ные доку­мен­ты.

— Как по пово­ду даль­ней­ше­го рас­ши­ре­ния, ска­жем, до тех же вось­ми базо­вых инсти­ту­тов — буде­те ждать пред­ло­же­ний или пред­ла­гать сами?

— Поче­му «или»? И так, и так.

— Но уже есть новые инсти­ту­ты-кан­ди­да­ты сверх пяти пере­чис­лен­ных?

— Есть несколь­ко мест, где про­яви­ли инте­рес.

Что для нас ока­за­лось новым — это тре­бо­ва­ние общих кур­сов для маги­стран­тов. И здесь тоже уже есть задел. Будет курс физи­че­ской кине­ти­ки в испол­не­нии моих кол­лег Вла­ди­ми­ра Лебе­де­ва и Иго­ря Коло­ко­ло­ва, вве­де­ние в кван­то­вую тео­рию поля будет читать Миха­ил Высоц­кий, курс аст­ро­фи­зи­ки и кос­мо­ло­гии взя­ли на себя Алек­сей Ста­ро­бин­ский (ИТФ) и Кон­стан­тин Пост­нов (ГАИШ). Еще один курс — мож­но ска­зать, физи­ки ближ­не­го кос­мо­са — берет на себя сотруд­ник ИКИ Мак­сим Дол­го­но­сов. А всё осталь­ное — спец­кур­сы на базо­вых кафед­рах. Это всё тоже рас­пла­ни­ро­ва­но, есть кон­крет­ные име­на тех, кто будет их читать. Есть еще одно суще­ствен­ное нов­ше­ство. На вто­ром году маги­стра­ту­ры сту­дент отправ­ля­ет­ся на ста­жи­ров­ку в какую-нибудь зару­беж­ную про­дви­ну­тую лабо­ра­то­рию по теме сво­ей рабо­ты в рам­ках меж­уни­вер­си­тет­ско­го обме­на. Эта систе­ма рабо­та­ет во ВШЭ. Наше дело — ини­ци­и­ро­вать такой обмен для факуль­те­та физи­ки. Уже есть пер­вый кан­ди­дат в контр­аген­ты — Тех­ни­че­ский уни­вер­си­тет в горо­де Дел­фт в Гол­лан­дии. Есть так­же пред­ва­ри­тель­ная дого­во­рен­ность с одним аме­ри­кан­ским уни­вер­си­те­том.

— Там, небось, есть наши люди?

— Наши люди, в смыс­ле свя­зан­ные с нами науч­ны­ми инте­ре­са­ми и общим миро­по­ни­ма­ни­ем, есть вез­де. Кро­ме того, есть еще такие «наши», кото­рые, в общем-то, тамош­ние, не зна­ют рус­ско­го язы­ка, но очень хоро­шо пони­ма­ют наши реа­лии и кто здесь чего сто­ит в нау­ке. Таким обра­зом, где-то с деся­ток мест для ста­жи­ров­ки най­дем.

Вот что я еще забыл упо­мя­нуть, а это важ­но: в любом ста­ром учеб­ном заве­де­нии суще­ству­ет про­бле­ма, кото­рую решить почти невоз­мож­но. Где-то «на небе­сах» пред­по­ла­га­ет­ся, что учить сту­ден­тов-физи­ков мате­ма­ти­ке нуж­но для того, что­бы они при­ме­ня­ли эту мате­ма­ти­ку в сво­ей рабо­те. Для это­го нуж­но, что­бы изло­же­ние мате­ма­ти­ки было скор­ре­ли­ро­ва­но с изло­же­ни­ем физи­ки, что­бы была некая общая логи­ка. Но посколь­ку в дав­но суще­ству­ю­щих вузах про­грам­мы дли­тель­ное вре­мя, деся­ти­ле­ти­я­ми, эво­лю­ци­о­ни­ро­ва­ли неза­ви­си­мо на раз­ных кафед­рах обще­го пото­ка обу­че­ния (выс­шая мате­ма­ти­ка, общая физи­ка, тео­р­фи­зи­ка), то ника­ко­го согла­со­ва­ния дав­но нет и добить­ся это­го уже прак­ти­че­ски невоз­мож­но. Это как про­бле­ма, извест­ная в дина­ми­ке сте­кол при низ­кой тем­пе­ра­ту­ре: вся­кое замет­ное изме­не­ние кон­фи­гу­ра­ции систе­мы тре­бу­ет гигант­ско­го вре­ме­ни. Я наблю­дал лет 15–20 назад, как декан ФПФЭ МФТИ Сер­гей Гор­дю­нин пытал­ся слег­ка пре­об­ра­зо­вать про­грам­му обу­че­ния так, что­бы при­дать ей боль­ше здра­во­го смыс­ла. Ниче­го у него не полу­чи­лось — сопро­тив­ле­ние было слиш­ком вели­ко.

Сей­час, при созда­нии ново­го физ­фа­ка, посколь­ку всё дела­ет­ся с нуля замет­но­го раз­ме­ра коман­дой — чело­век пят­на­дцать-два­дцать, кото­рые при­мер­но оди­на­ко­во пони­ма­ют, чего они хотят добить­ся, — есть шанс обес­пе­чить необ­хо­ди­мое согла­со­ва­ние кур­сов. Напри­мер, что­бы на лек­ци­ях по общей физи­ке не при­хо­ди­лось объ­яс­нять, что такое инте­грал.

К этой зада­че все отно­сят­ся очень вни­ма­тель­но, и все кур­сы меж­ду собой согла­со­вы­ва­ют­ся. Кро­ме того, посколь­ку и сту­ден­тов, и пре­по­да­ва­те­лей у нас немно­го, мы не будем сей­час созда­вать тяже­ло­вес­ные кон­струк­ции типа «кафед­ры общей физи­ки», «кафед­ры выс­шей мате­ма­ти­ки». Про­сто были назна­че­ны ответ­ствен­ные — один за общую физи­ку, дру­гой — за мате­ма­ти­ку, тре­тий — за тео­р­фи­зи­ку, и даль­ше эти люди и еще неко­то­рые состав­ля­ют груп­пу, кото­рая назы­ва­ет­ся «учеб­ная комис­сия». Они и зани­ма­ют­ся согла­со­ва­ни­ем кур­сов по раз­ным пред­ме­там меж­ду собой.

— Полу­ча­ет­ся, что кафедр на самом факуль­те­те у вас не будет?

— Да, пока полу­ча­ет­ся так. Будут базо­вые кафед­ры в инсти­ту­тах, а для обще­го учеб­но­го про­цес­са реши­ли кафед­ры не раз­во­дить, за нена­доб­но­стью. Есть учеб­ная комис­сия, есть комис­сия по науч­ной рабо­те, кото­рые будут обсуж­дать более стра­те­ги­че­ские вопро­сы. В част­но­сти, такой: а кого бы еще мы хоте­ли при­гла­сить рабо­тать на факуль­те­те? Все эти вопро­сы потом дол­жен утвер­ждать уче­ный совет факуль­те­та. Он еще не создан. Там нуж­ны вся­кие поло­же­ния, кото­рые долж­ны быть согла­со­ва­ны с руко­вод­ством Выш­ки — сей­час над этим рабо­та­ем, но про­цесс еще не завер­шил­ся. Здесь мы наме­ре­ны тоже брать при­мер с мат­фа­ка. Там есть две основ­ные комис­сии, кото­рые раз­ра­ба­ты­ва­ют про­ек­ты реше­ний и пред­ла­га­ют их уче­но­му сове­ту, а тот либо утвер­жда­ет, либо отправ­ля­ет на дора­бот­ку.

Общий прин­цип в том, что все серьез­ные реше­ния с дол­го­сроч­ны­ми послед­стви­я­ми при­ни­ма­ет уче­ный совет. Этот прин­цип хоро­шо изве­стен в пере­до­вых уни­вер­си­те­тах мира, он же всю жизнь дей­ству­ет в нашем Инсти­ту­те Лан­дау. Думаю, есть связь меж­ду реа­ли­за­ци­ей у нас это­го прин­ци­па и науч­ным рей­тин­гом Инсти­ту­та Лан­дау (у нас сред­няя цити­ру­е­мость работ в рас­че­те на одно­го сотруд­ни­ка в разы пре­вы­ша­ет типич­ные зна­че­ния).

— Да, я наблю­дал дру­гую прак­ти­ку: уче­но­му сове­ту рас­ска­зы­ва­ют, что про­ис­хо­дит, пред­ла­га­ют кон­крет­ные реше­ния, и он голо­су­ет «за».

— У нас ведь вот отку­да воз­ник прин­цип гла­вен­ства уче­но­го сове­та: при созда­нии инсти­ту­та было четы­ре ини­ци­а­то­ра, они были при­мер­но рав­но­го авто­ри­те­та, инте­ре­сы у них были раз­ные, и они меж­ду собой спо­ри­ли. Им надо было дого­во­рить­ся о спо­со­бе при­ня­тия реше­ний. Так они и дого­во­ри­лись — о систе­ме кол­лек­тив­но­го при­ня­тия реше­ний. И ведь непло­хо полу­чи­лось, если посмот­реть через пол­ве­ка!

— А когда и где будет шко­ла для буду­щих маги­стров, кото­рую уже объ­яви­ли?

— Шко­ла будет 4–8 фев­ра­ля в пан­си­о­на­те Воро­но­во. Пре­иму­ще­ствен­но для чет­ве­ро­курс­ни­ков, кото­рые будут решать, куда им идти даль­ше — в какую маги­стра­ту­ру посту­пать. Уча­стие в шко­ле будет бес­плат­ным.

— Пра­виль­но ли пони­маю, что каж­дый сту­дент, где бы он ни учил­ся, может подать заяв­ку на уча­стие в этой шко­ле?

— Да, заяв­ки мож­но пода­вать до 20 декаб­ря. Она откры­та для бака­лав­ров, кото­рые учат­ся где угод­но. До 30 жела­ю­щих можем при­нять, если их будет боль­ше — будем про­во­дить отбор.

Впе­ре­ди у нас доволь­но важ­ная зада­ча — отыс­кать аби­ту­ри­ен­тов достой­но­го каче­ства, посколь­ку про­грам­ма рас­счи­та­на на силь­ных сту­ден­тов — ску­чать нико­му не при­дет­ся. Тео­ре­ти­че­ская физи­ка начи­на­ет­ся со вто­ро­го семест­ра пер­во­го кур­са. Поми­мо регу­ляр­ных кур­сов мата­на­ли­за, дифу­ров и т. п., кото­рые будут читать мате­ма­ти­ки, созда­но два кур­са уско­рен­но­го прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния мате­ма­ти­ки — в духе заме­ча­тель­ной кни­ги Зель­до­ви­ча и Мыш­ки­са «Эле­мен­ты при­клад­ной мате­ма­ти­ки». Учеб­ные лабо­ра­то­рии общей физи­ки рас­счи­та­ны на зна­чи­тель­ную долю само­сто­я­тель­ной рабо­ты сту­ден­тов, кото­рые будут учить­ся ста­вить экс­пе­ри­мен­ты и обра­ба­ты­вать полу­чен­ные резуль­та­ты «в усло­ви­ях, при­бли­жен­ных к реаль­ным».

— Как будут пред­став­ле­ны вычис­ли­тель­ные мето­ды? Сей­час поло­ви­на физи­ки — вычис­ли­тель­ная…

— Совре­мен­ный курс вычис­ли­тель­ной физи­ки создан нашим моло­дым тео­ре­ти­ком Кон­стан­ти­ном Тихо­но­вым, защи­тив­шим дис­сер­та­цию в Инсти­ту­те Лан­дау четы­ре года назад. Кон­стан­тин успеш­но кон­ку­ри­ру­ет с самы­ми мате­ры­ми вычис­ли­те­ля­ми мира в опре­де­лен­ной обла­сти вычис­ли­тель­ной физи­ки (поми­мо того, что и «обыч­ной» тео­ре­ти­че­ской физи­кой очень успеш­но зани­ма­ет­ся).

— Что буде­те читать маги­стран­там?

— Совре­мен­ных кур­сов мы набра­ли мно­го — боль­ше, чем смо­гут погло­тить сту­ден­ты; точ­нее, у сту­ден­тов не хва­тит вре­ме­ни, что­бы все их изу­чить. А вро­де бы все кур­сы нуж­ные… Поэто­му при­дет­ся часть этих кур­сов сде­лать «по выбо­ру», напри­мер четы­ре из вось­ми. А потом ведь есть еще аспи­ран­ту­ра — там добе­рут осталь­ное.

— То есть при факуль­те­те будет своя аспи­ран­ту­ра?

— Да, соб­ствен­но, она уже есть. Аспи­рант­ская шко­ла по физи­ке (ею руко­во­дит наш кол­ле­га Юрий Мах­лин) уже набра­ла четы­рех аспи­ран­тов.

— С Физ­те­ха?

— Да, трое учи­лись на нашей кафед­ре при ИТФ, одна в Физ­про­бле­мах. Даль­ше их будет боль­ше.

— Кто будет дека­ном?

— Дека­ном назна­чен Миха­ил Тру­нин.

— Тоже «ваш» чело­век?

— Он мно­го лет рабо­тал в Инсти­ту­те физи­ки твер­до­го тела, потом восемь лет был дека­ном ФОП­Фа, а в янва­ре это­го года был отту­да уво­лен.

— Мно­гие из пере­чис­лен­ных выше людей пре­по­да­ют на Физ­те­хе. Не озна­ча­ет ли, что их пере­ход на физ­фак Выш­ки обес­кро­вит МФТИ?

Сту­ден­тов, кото­рые уже обу­ча­ют­ся на Физ­те­хе, мы будем учить, как учи­ли до сих пор, — здесь ниче­го не изме­нит­ся.

— Напо­сле­док. Как воз­ник­ла и раз­ви­ва­лась ини­ци­а­ти­ва?

— Вна­ча­ле ини­ци­а­ти­ва вра­ща­лась в кру­гу двух род­ствен­ных инсти­ту­тов — Инсти­ту­та Лан­дау и Инсти­ту­та физ­про­блем. Еще на самой ран­ней ста­дии при­со­еди­ни­лись два экс­пе­ри­мен­та­то­ра из Инсти­ту­та физи­ки твер­до­го тела — Игорь Кукуш­кин и Вале­рий Ряза­нов. Кста­ти, Кукуш­кин толь­ко что стал ака­де­ми­ком. Как гово­рит­ся, мы любим его не за это, но избра­ние тоже полез­но. Потом мы обра­ти­лись к сотруд­ни­кам Инсти­ту­та спек­тро­ско­пии. Там кол­ле­ги так­же весь­ма заин­те­ре­со­ва­лись этой ини­ци­а­ти­вой и под­дер­жа­ли нас. Боль­шой энту­зи­азм про­явил дирек­тор ИКИ ака­де­мик Лев Зелё­ный, он решил созда­вать базо­вую кафед­ру ново­го факуль­те­та в ИКИ. Так и обра­зо­ва­лась коа­ли­ция из пяти инсти­ту­тов.

Миха­ил Фей­гель­ман
Бесе­до­вал Борис Штерн

Комментарий ТрВ-Наука

Созда­ние физи­че­ско­го факуль­те­та Выс­шей шко­лы эко­но­ми­ки выгля­дит как про­ект воз­рож­де­ния Физ­те­ха в его искон­ном замыс­ле, пус­кай и в мини­а­тю­ре. Да и не толь­ко выгля­дит, а чет­ко ори­ен­ти­ро­ва­но имен­но на такую цель. Зачем потре­бо­ва­лось воз­рож­дать прин­ци­пы Физ­те­ха в малень­ком факуль­те­те, когда боль­шой Физ­тех про­дол­жа­ет свое суще­ство­ва­ние? Зна­чит ли это, что он уже не тот, уже не соот­вет­ству­ет тем прин­ци­пам, на кото­рых его стро­ил Пётр Лео­ни­до­вич Капи­ца с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми? Увы, отча­сти так. Здесь надо ска­зать пару слов об идее Физ­те­ха и его эво­лю­ции в послед­ние годы.

Что­бы вос­пи­тать в сту­ден­те насто­я­ще­го иссле­до­ва­те­ля (ста­нет ли он науч­ным работ­ни­ком или/​и инже­не­ром), недо­ста­точ­но читать ему лек­ции, зани­мать­ся с ним на семи­на­рах и в учеб­ных лабо­ра­то­ри­ях. Нуж­но све­сти его с дей­ству­ю­щи­ми иссле­до­ва­те­ля­ми на их тер­ри­то­рии — толь­ко там он может быст­ро пере­нять дух и мето­ды «взрос­лой» науч­ной рабо­ты. Эта зада­ча была бле­стя­ще выпол­не­на мето­дом «базо­вых инсти­ту­тов» — груп­пы при­креп­ля­лись к ака­де­ми­че­ским или «сред­ма­шев­ским» инсти­ту­там, где созда­ва­лись базо­вые кафед­ры, и сту­ден­ты рабо­та­ли в насто­я­щих иссле­до­ва­тель­ских (а не учеб­ных) лабо­ра­то­ри­ях. Успех «систе­мы Физ­те­ха» не тре­бу­ет ком­мен­та­ри­ев — он изве­стен не толь­ко в нашей, но и в зару­беж­ной науч­ной сре­де.

Но это не един­ствен­ный спо­соб све­сти сту­ден­тов с уче­ны­ми. В дру­гих стра­нах уни­вер­си­те­ты пре­вра­ти­лись в кон­гло­ме­рат иссле­до­ва­тель­ских лабо­ра­то­рий, где уче­ные немно­го чита­ют лек­ции и рабо­та­ют со сту­ден­та­ми (осо­бен­но ярко это выра­же­но в США). У нас успеш­ным при­ме­ром тако­го под­хо­да может слу­жить МГУ с его аффи­ли­ро­ван­ны­ми инсти­ту­та­ми. Но в целом раз­ни­ца меж­ду аме­ри­кан­ской и рос­сий­ской нау­кой сло­жи­лась исто­ри­че­ски и уже дав­но. У нас луч­шие инсти­ту­ты суще­ству­ют в систе­ме РАН или

раз­бро­са­ны по дру­гим ведом­ствам, не свя­зан­ным с обра­зо­ва­ни­ем. Что­бы изме­нить это без «кро­ва­вых» раз­бо­рок и раз­ру­хи, нуж­ны мно­гие деся­ти­ле­тия, и не факт, что это нуж­но делать: систе­ма Физ­те­ха име­ет свои пре­иму­ще­ства и некую уни­каль­ность — любое раз­но­об­ра­зие в деле обу­че­ния полез­ней уни­фи­ка­ции, тем более что эво­лю­ци­он­ные тре­ки нашей и запад­ной систе­мы обра­зо­ва­ния дале­ко разо­шлись.

Увы, послед­ние годы (уже мно­го лет) про­тив систе­мы Физ­те­ха рабо­та­ют по край­ней мере два обсто­я­тель­ства. Пер­вое: любое сооб­ще­ство жела­ет запо­лу­чить как мож­но боль­ше ресур­сов и как мож­но шире рас­про­стра­нить свое вли­я­ние. И вот когда самое важ­ное в про­цес­се обу­че­ния про­ис­хо­дит вне юрис­дик­ции мет­ро­по­лии (в базо­вых инсти­ту­тах), это дей­ству­ет руко­вод­ству на нер­вы. Уже дав­но на Физ­те­хе воз­ник тренд — сво­ра­чи­вать сотруд­ни­че­ство с базо­вы­ми кафед­ра­ми и орга­ни­зо­вы­вать лабо­ра­то­рии у себя. Кро­ме того, замет­но и мод­ное ныне жела­ние выстро­ить вер­ти­каль вла­сти, что вооб­ще про­ти­во­ре­чит духу нау­ки. Есть и вто­рое обсто­я­тель­ство: власть (во вся­ком слу­чае, в лице Дмит­рия Лива­но­ва) счи­та­ла, что обра­зо­ва­ние в Рос­сии долж­но быть постро­е­но, «как у них». Нау­ку в уни­вер­си­те­ты! В этом есть нечто шко­ляр­ское, если при­бе­гать к самой мяг­кой тер­ми­но­ло­гии. Впро­чем, про­тив созда­ния новых лабо­ра­то­рий при уни­вер­си­те­тах никто бы не воз­ра­жал, но зачем пере­кра­и­вать суще­ству­ю­щие и пре­крас­но рабо­та­ю­щие?

В све­те ска­зан­но­го выше счи­та­ем, что физ­фак ВШЭ в том виде, как он заду­ман, есть исклю­чи­тель­но полез­ный про­ект, направ­лен­ный на сохра­не­ние систе­мы Физ­те­ха и повы­ша­ю­щий шан­сы на то, что и боль­шой Физ­тех в конеч­ном сче­те сохра­нит свою уни­каль­ность и свой дух. Пусть у него появит­ся ори­ен­тир и кон­ку­рент.

Борис Штерн

Зимняя школа по физике для поступающих в магистратуру

Зим­няя шко­ла по физи­ке НИУ ВШЭ про­во­дит­ся для сту­ден­тов 3–4-го кур­сов физи­че­ских факуль­те­тов вузов, стре­мя­щих­ся узнать о широ­ком спек­тре совре­мен­ных физи­че­ских иссле­до­ва­ний. В осо­бен­но­сти при­гла­ша­ют­ся воз­мож­ные буду­щие аби­ту­ри­ен­ты в маги­стра­ту­ру факуль­те­та физи­ки НИУ ВШЭ, набор 2017 года. Шко­ла прой­дет в учеб­ном цен­тре НИУ ВШЭ «Воро­но­во», 40 км от Моск­вы. Уча­стие в Шко­ле бес­плат­ное.

На Шко­ле будет про­чи­та­но око­ло 10 лек­ций веду­щих уче­ных факуль­те­та физи­ки, в кото­рых они рас­ска­жут о новых иссле­до­ва­ни­ях в основ­ных обла­стях совре­мен­ной физи­ки.

Кро­ме того, на Шко­ле будет пред­став­ле­на про­грам­ма всту­пи­тель­но­го экза­ме­на в маги­стра­ту­ру факуль­те­та физи­ки и про­ве­де­но 3–4 семи­на­ра с раз­бо­ром реше­ний задач по физи­ке и мате­ма­ти­ке.

Мы про­сим каж­до­го сту­ден­та, заин­те­ре­со­ван­но­го в уча­стии в рабо­те Шко­лы, заре­ги­стри­ро­вать­ся по адре­су https://www.hse.ru/winter/expresspolls/poll/194043709.html, а так­же запол­нить допол­ни­тель­ную неболь­шую анке­ту (http://physics.hse.ru/expresspolls/poll/194842354.html), уточ­ня­ю­щую направ­ле­ния его науч­ных инте­ре­сов.

На Шко­ле пред­по­ла­га­ет­ся заслу­шать корот­кие докла­ды (~15 минут) части сту­ден­тов по их теку­щей науч­ной рабо­те. Орг­ко­ми­тет отбе­рет око­ло 10 докла­дов из при­слан­ных заявок. Жела­ю­щих сде­лать такой доклад мы про­сим ука­зать в анке­те его назва­ние и дать корот­кую, на 3–4 фра­зы, анно­та­цию. Назва­ние и анно­та­цию мож­но будет при­слать и несколь­ко поз­же.

Для части ино­го­род­них участ­ни­ков Шко­лы по физи­ке воз­мож­на опла­та транс­порт­ных рас­хо­дов до Моск­вы. Тем, кому необ­хо­ди­ма такая под­держ­ка, мы реко­мен­ду­ем напи­сать допол­ни­тель­ное пись­мо в соот­вет­ству­ю­щем раз­де­ле той же анке­ты.

Кон­такт­ный адрес: mvfeigel@gmail.com

Список лекций

https://physics.hse.ru/announcements/194848847.html

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи