- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Выгоним русский язык

Анастасия Серазетдинова

Ана­ста­сия Сера­зет­ди­но­ва

Как часто на про­тя­же­нии уже взрос­лой жиз­ни вам при­хо­дит­ся встав­лять бук­вы в уже гото­вые сло­ва? А осно­ву сло­ва вы выде­ля­е­те? А пост­фикс? Зеле­ны­ми чер­ни­ла­ми? Нет, конеч­но, если вы окон­чи­ли фило­ло­ги­че­ский факуль­тет или линг­ви­сти­че­ский инсти­тут, то вам поло­же­но быть язы­ко­вым пато­ло­го­ана­то­мом. Но если вы инже­нер, эко­но­мист, врач (как у вас с почер­ком, кста­ти?)? Что про­ис­хо­дит с рус­ским язы­ком в шко­ле и поче­му мало кто пони­ма­ет этот, каза­лось бы, с мла­ден­че­ства род­ной пред­мет?

«У наше­го Миши твер­дая чет­вер­ка по рус­ско­му, но, когда он под­пи­сы­ва­ет бабу­ле открыт­ки, ошиб­ки прям валят­ся с листа», «Какой корень в сло­ве „дать“? Мы тут уже всю голо­ву сло­ма­ли, а вре­мя — десять вече­ра» — роди­те­ли не пони­ма­ют: уро­ков рус­ско­го язы­ка в шко­ле предо­ста­точ­но (хотя учи­те­лям всё не хва­та­ет), но ребе­нок к ЕГЭ по пред­ме­ту не готов (наня­ли репе­ти­то­ра), объ­яс­ни­тель­ную напи­сать не в силах, да и тол­ком, без «как бы» и «коро­че», рас­ска­зать о прой­ден­ном дне не может.

Пока рус­ский язык будет суще­ство­вать в рам­ках одно­го каби­не­та — каби­не­та рус­ско­го язы­ка и лите­ра­ту­ры — тол­ку от него будет мало­ва­то. Сре­ди уче­ни­ков блуж­да­ет попу­ляр­ная фра­за: «А вы в лабо­ра­тор­ной тоже ошиб­ки про­ве­ри­те? Мы ведь не на рус­ском!» Пока ребе­нок будет мето­дич­но встав­лять бук­вы в сло­ва соглас­но пра­ви­лам, кото­рые поче­му-то чаще нуж­но учить сло­во в сло­во (и не дай бог ты пере­ска­жешь их по-сво­е­му), рус­ский язык будет осе­дать лишь на запы­лен­ных порт­ре­тах клас­си­ков всё в том же каби­не­те. На мой взгляд, учи­те­лям сло­вес­но­сти уже дав­но пора при­знать, что рус­ский язык — это при­клад­ная дис­ци­пли­на, это инстру­мент, поз­во­ля­ю­щий изу­чать, пости­гать, позна­вать. Не нуж­но воз­во­дить рус­ский язык в абсо­лют, им нуж­но научить поль­зо­вать­ся.

Пре­по­да­ва­тель мето­ди­ки в уни­вер­си­те­те меня не заме­чал, а точ­нее, совсем не вос­при­ни­мал все­рьез то, что я пред­ла­гаю. И не пото­му, что я не зна­ла, как учить рус­ско­му язы­ку детей раз­но­го воз­рас­та и уров­ня под­го­тов­ки (до како­го-то момен­та не зна­ла, конеч­но), а пото­му, что я была не соглас­на с самой пода­чей пре­по­да­ва­ния в шко­ле. Во-пер­вых, когда я была школь­ни­цей, я дол­го не мог­ла понять, что такое при­част­ный обо­рот: куда его надо ста­вить, с какой сто­ро­ны ему нуж­ны запя­туш­ки, что это вооб­ще за кон­струк­ция. Учи­тель пред­по­чи­тал меня не заме­чать тоже. Но как извест­но, после при­част­но­го обо­ро­та в кур­се рус­ско­го язы­ка воз­ни­ка­ет обо­рот дее­при­част­ный. Это была ката­стро­фа все­лен­ско­го мас­шта­ба. Мой пубер­тат­ный пери­од не поз­во­лил дол­го вгры­зать­ся в тему, я отло­жи­ла весь рус­ский язык в сто­рон­ку и дове­ри­лась все­ми люби­мой «при­род­ной гра­мот­но­сти», кото­рой в при­ро­де, как выяс­ни­лось впо­след­ствии, нет. И вот одна­жды, читая пара­граф по физи­ке, скуч­ный и тугой, я заме­ти­ла в тек­сте при­част­ный обо­рот, читая даль­ше, заме­ти­ла дее­при­част­ный, и до меня дошло! Вспом­нив соб­ствен­ный опыт на мето­ди­ке в уни­вер­си­те­те, я про­па­ган­ди­ро­ва­ла (и про­дол­жаю это делать) изу­че­ние рус­ско­го язы­ка через дру­гие пред­ме­ты.

Как это рабо­та­ет. Я про­шу детей при­не­сти на урок учеб­ник по физи­ке (алгеб­ре, гео­мет­рии, био­ло­гии — нуж­ное под­черк­нуть). Мы начи­на­ем читать задан­ные на дом пара­гра­фы, выис­ки­вая отго­лос­ки тех пра­вил, кото­рые нам нуж­ны. Уни­что­жа­ем сра­зу несколь­ких зай­цев — и пара­граф по физи­ке про­чи­та­ли, и рус­ско­му язы­ку при­ме­не­ние в жиз­ни нашли.

Еще я пери­о­ди­че­ски беру тек­сты для дик­тан­тов из Кодек­са саму­ра­ев «Буси­до» (эту идею одна­жды под­смот­ре­ла у Дмит­рия Быко­ва), пото­му что там мно­го запо­ми­на­ю­щих­ся момен­тов, кото­рые отлич­но ложат­ся в голо­ву уче­ни­ку: «Есть пять раз­но­вид­но­стей шпи­о­нов: мест­ные шпи­о­ны, внут­рен­ние шпи­о­ны, двой­ные аген­ты, лож­ные и бег­лые шпи­о­ны» (повто­ри­ли двое­то­чие после обоб­ща­ю­ще­го сло­ва). Сюда же при­бав­ля­ем рас­шиф­ров­ку сло­ва­ми мате­ма­ти­че­ских при­ме­ров («два икс квад­рат плюс игрек рав­но восемь»), сбор кол­лек­ции оши­бок с выве­сок и бил­бор­дов, речь кино­ге­ро­ев — в общем, раз­вле­ка­ем­ся как можем. Зада­ча — выгнать рус­ский язык за пре­де­лы каби­не­та, дети долж­ны понять, кожей почув­ство­вать: язык — это их жизнь.

Ана­ста­сия Сера­зет­ди­но­ва,
учи­тель сло­вес­но­сти

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи