Петер Артсен и его натюрморты

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

В искус­ство­вед­че­ской тра­ди­ции нидер­ланд­ский мастер Петер Арт­сен (Pieter Aertsen, 1508–1575) счи­та­ет­ся пер­вым худож­ни­ком, сде­лав­шим изоб­ра­же­ние «нежи­вой нату­ры» глав­ной зада­чей боль­шин­ства сво­их поло­тен. До появ­ле­ния изыс­кан­ных «зав­тра­ков» и изящ­ных цве­точ­ных натюр­мор­тов, укра­ша­ю­щих, в част­но­сти, нашу эрми­таж­ную кол­лек­цию, оста­ва­лось без мало­го сто­ле­тие, а Арт­сен уже созда­вал свои «рын­ки», «кух­ни», рисо­вал тор­го­вок у пере­пол­нен­ных при­лав­ков и пова­рих сре­ди ско­во­ро­док и котел­ков (рис. 1).

 

Рис. 1. Кухарка. 1559. Гаагский муниципальный музей (Нидерланды)
Рис. 1. Кухар­ка. 1559. Гааг­ский муни­ци­паль­ный музей (Нидер­лан­ды)

На мно­гих полот­нах Арт­се­на на даль­нем плане «мер­ца­ют» тра­ди­ци­он­ные сце­ны из Свя­щен­но­го писа­ния — Мария с мла­ден­цем, пода­ю­щая мило­сты­ню нищим; Хри­стос с уче­ни­ка­ми и т. д. При этом, оста­ва­ясь в пре­де­лах одно­го полот­на, еван­гель­ские сце­ны оче­вид­ным обра­зом пре­бы­ва­ют как бы в осо­бом изме­ре­нии. Око­ро­ка, ово­щи, теля­чьи голо­вы, пуч­ки зеле­но­го лука и свер­ка­ю­щие бока­ми гли­ня­ные горш­ки выва­ли­ва­ют­ся пря­мо на зри­те­ля, как бы пере­пол­няя тес­ные гра­ни­цы рамы, пора­жая сво­ей нату­раль­но­стью. А фигу­ры Иису­са, Марии и свя­тых неред­ко не толь­ко рас­тво­ре­ны в дым­ке даль­не­го пла­на, но и напи­са­ны с нема­лой долей услов­но­сти (рис. 2).

Рис. 2. Бегство в Египет (фрагмент). 1551. North Carolina Museum of Art (США)
Рис. 2. Бег­ство в Еги­пет (фраг­мент). 1551. North Carolina Museum of Art (США)

Так, на полотне «Хри­стос с Мари­ей и Мар­фой» (рис. 3) груп­па, слу­ша­ю­щая Иису­са на фоне антич­но­го пор­ти­ка, пре­бы­ва­ет явно в ином про­стран­стве, неже­ли рас­по­ло­жен­ная на сред­нем плане груп­па дам и муж­чин, заня­тых бесе­дой и при­го­тов­ле­ни­ем еды. И совсем осо­бое про­стран­ство — это перед­ний план кар­ти­ны с типич­ным для Арт­се­на набо­ром «пло­дов зем­ных», сви­де­тель­ству­ю­щих о бла­го­да­ти и изоби­лии. Здесь же и те, для кого Гос­подь создал это изоби­лие: почти нату­ра­ли­стич­но напи­сан­ные две жен­щи­ны и муж­чи­на в харак­тер­ных для Нидер­лан­дов XVI века костю­мах.

Любо­пыт­но, что фор­мы неко­то­рых пред­ме­тов оби­хо­да XVI века, любов­но изоб­ра­жен­ных худож­ни­ком, не изме­ни­лись до наших дней. Так, устой­чи­вой ока­за­лась не толь­ко фор­ма высо­ко­го бока­ла для вина, что, в общем, объ­яс­ни­мо, но сохра­ни­ла свою фор­му и пле­те­ная хозяй­ствен­ная кор­зи­на — см. рис. 3.

Рис. 3. Христос в доме с Марией и Марфой. 1552. Вена, Музей истории искусств (Австрия)
Рис. 3. Хри­стос в доме с Мари­ей и Мар­фой. 1552. Вена, Музей исто­рии искусств (Австрия)

Уди­ви­тель­но ли, что Арт­сен был очень попу­ля­рен, да и сыно­вья его тоже ста­ли худож­ни­ка­ми? Если срав­нить ком­по­зи­ции наше­го героя с натюр­мор­та­ми гол­ланд­ских худож­ни­ков XVII века, то бро­са­ет­ся в гла­за раз­ли­чие задач, кото­рые ста­ви­ли перед собой масте­ра, услов­но гово­ря, кру­га Арт­се­на и тех «гол­ланд­цев», кото­рых мы хоро­шо зна­ем, напри­мер, по наше­му эрми­таж­но­му собра­нию.

Арт­сен писал не отдель­ные пред­ме­ты (пусть и в эсте­ти­че­ски зна­чи­мом их вза­и­мо­дей­ствии), а мощь пло­дов зем­ных, пол­но­ту жиз­ни. Где, как не на рын­ке или на кухне, теля­чья голо­ва есте­ствен­ным обра­зом сосед­ству­ет с ощи­пан­ным цып­лен­ком и гру­дой лука и яблок? Изоби­лие и радость жиз­ни Петер Арт­сен пере­да­ет с неко­то­рой как бы избы­точ­но­стью, неред­ко свой­ствен­ной «пер­во­про­ход­цам» жан­ра: сот­ни поло­тен будут напи­са­ны, преж­де чем Жан Батист Шар­ден (1699−1779; фран­цуз­ский живо­пи­сец, извест­ный сво­и­ми натюр­мор­та­ми и изоб­ра­же­ни­ем сцен из повсе­днев­ной жиз­ни. Ред.) заста­вит нас пове­рить в то, что для дости­же­ния тех же целей доста­точ­но изоб­ра­зить три пред­ме­та…

Ревек­ка Фрум­ки­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: