Загадка зарянки

Фото 1. Птенцы в гнезде
Фото 1. Птенцы зарянки в гнезде
Вадим Гаврилов, орнитолог, канд. биол. наук, ст. науч. сотр. биологического факультета МГУ им. Ломоносова

Зарянка (Erithacus rubecula) — одна из самых распространенных птиц в наших лесах и парках. Птица немногим меньше воробья: длина тела — 12,5–14 см, длина крыла — 67–77 мм, масса тела — 13–20 г. Окраска у зарянки очень яркая и запоминающаяся — ее малиновая грудка обычно хорошо заметна, особенно на солнце. Спина оливково-бурая, иногда с сероватым оттенком. Надхвостье с легким красновато-бурым оттенком. Лоб, уздечка, щеки, подбородок, горло и грудь желтовато-рыжие (оранжевые). Брюшная сторона белая, бока и подхвостье бурые, подкрылья сероватые. Маховые и рулевые перья темно-бурые. Клюв бурый. Ноги могут быть от светлого до чисто черного цвета.

Зарянка обитает в самых разнообразных лесах, рощах, парках и садах. Ее излюбленное местообитание — глухие сыроватые захламленные участки леса с хорошо выраженным подлеском и подростом: в глубине леса, под пологом листвы, яркость ее окраски заметно уменьшается, и часто ее сложно увидеть среди пробивающихся бликов солнца.

Вопреки расхожему мнению, у зарянок нет полового диморфизма ни в окраске, ни в размерах. В природе самца от самки можно отличить только по поведению и способности к пению (самки не поют). А вот молодая птица, недавно вылетевшая из гнезда, разительно отличается от родителей окраской. Молодая птица темно-бурая, с охристыми пестринами на спинной стороне тела, желтовато-охристой брюшной стороной,с темными краями перьев, беловатым брюхом. Такое оперение она приобретает еще в гнезде и такой вылетает во взрослую самостоятельную жизнь.

Фото 2. Птенцы в гнезде
Фото 2. Птенцы зарянки в гнезде

В большинстве случаев гнездо зарянки расположено на земле, под прикрытием, среди выступающих корней, реже на незначительной высоте в пустотах и выбоинах пней, в выворотах, в кучах хвороста. Известны случаи гнездования в старых треснутых дуплах и старых дуплянках (разновидность скворечника. — Ред.). В Подмосковье, на территории Звенигородской биостанции МГУ, зафиксирован случай успешного гнездования в абсолютно целой дуплянке.

Фото 3. Молодая зарянка

Молодые птицы рано покидают гнездо, обычно на 10-12-й день. В этот момент еще не всё оперение выросло, оно продолжает дорастать еще две-три недели. Последним заканчивает дорастать хвост. С юношеским оперением, приобретенным в гнезде, молодые зарянки живут около месяца, а затем у них начинается пост-ювенильная линька, которая длится около двух месяцев. В результате пост-ювенильной линьки — в конце августа или позднее — молодые зарянки приобретают наряд взрослой птицы, с которым они и улетают на зимовку и живут дальше до следующей линьки — послебрачной (через год). Однако некоторые перья юношеского наряда не меняются, и по ним можно отличить зарянок первого года жизни от более старших. После послебрачной линьки все перья меняются, определить возраст зарянок по оперению становится невозможным.

Фото 4. Молодая зарянка
Фото 5. Молодая зарянка

Основным кормом зарянке служат разнообразные беспозвоночные. Корм собирают главным образом на земле, склевывая различных беспозвоночных с поверхности лесной подстилки, под опавшей листвой и т. д. В конце лета, осенью и ранней весной поедают растительные корма: семена, ягоды и плоды.

Обитает зарянка в Западной Евразии: от Скандинавии и атлантического побережья к востоку до Оби и долины Томи. К северу в Скандинавии и в Финляндии до 69-й параллели.

Зарянка — один из наиболее массово кольцуемых видов в Европе. На Звенигородской биостанции МГУ это самый массово кольцуемый вид: примерно каждая шестая птица — зарянка. В Польше зарянка из-за своей массовости стала символом всей программы кольцевания птиц («Операция Балтика»). Поэтому существует множество статей, описывающих территориальные связи зарянок по результатам поиска окольцованных птиц вне областей кольцевания. В результате этого исследования ученые пришли к выводу, что зарянки, гнездящиеся в Центральной и Северной Европе, зимуют на побережье Средиземного моря, включая и европейское и африканское побережья, до Турции и Израиля включительно; на побережье Атлантического океана — от стран Бенилюкса и южной Англии до Португалии; в регионе Черного моря. Первоначально господствовала точка зрения, что зарянки сильно рассредоточены по зимовочному ареалу и что отсутствуют какие-либо районы локализации этого вида в зимовочных областях. Интересно, что наблюдаемое рассредоточение мест зимовки существует при высоком сходстве индивидуальных направлений миграции и индивидуальных сроках перелета и обусловлено различным расстоянием осеннего перелета у разных особей. Для зарянок, пролетающих через Польшу, на основании сроков пролета птиц выделили четыре зимовочные области: западная, средиземноморская, апеннинская и балканская.

Фото 6. Молодая зарянка

Зарянки, родившиеся и/или гнездившиеся на территории бывшего СССР, зимуют по всему побережью Средиземного моря, включая и европейское и африканское побережья, и в регионе побережья Атлантического океана от стран Бенилюкса и южной Англии до Португалии. Птицы, обитающие в весенне-осенний период в северозападной части бывшего СССР, зимуютзападнее, чем птицы из центральной части бывшего СССР а птицы, обитающие в весенне-осенний период в юго-восточной части бывшего СССР, зимуют восточнее других птиц. В целом можно разделить популяции зарянок по местам рождения и/или гнездования на три группы. Первая — птицы, чьи летние встречи расположены в северных широтах (побережье Балтийского моря и северо-запад России), вторая — птицы из средних широт (Московская, Белгородская и Смоленская области, Украина). Третья — птицы из южных и восточных областей (Краснодарский край, Рязанская область). Для этих трех групп можно выделить три области зимовки в Средиземноморье с запада на восток. Хотя области зимовок птиц из двух групп сильно перекрываются, но для первой группы места зимовок расположены в среднем западнее, чем для второй. Причина неопределенности данных и невозможности точно оконтурить популяции зарянок связана с главной загадкой этих птиц.

Фото 7. Взрослая зарянка
Фото 8. Взрослая зарянка

Она заключается в том, что исследования в различных частях ареала не выявили у зарянки ни верности местам гнездования, ни филопатрии (верности местам рождения). В Подмосковье процент встреч окольцованных птиц на следующий и последующие годы составил 0,03%. Сходный процент возврата птиц на места рождения или гнездования был получен для зарянок и в других частях ареала. По нашим данным, популяция зарянок Московской области каждый год полностью обновляется. Мы кольцевали в Московской области около тысячи зарянок в год, и ежегодно это были новые птицы, до этого ни разу не встреченные в Московской области. При этом каждый год новые птицы занимают прежние местообитания зарянок и гнездятся в тех же местах, что и другие зарянки до них. Следовательно, каждый год зарянки меняют места своего гнездования, а места первого гнездования отличаются от мест рождения.

В настоящий момент мы не знаем, где будут размножаться на будущий год зарянки, родившиеся или гнездившиеся в Подмосковье в этом году. Также мы не знаем, где родились и где раньше размножались зарянки, которые размножались в этом году у нас в Подмосковье.

Эти вопросы тем более интересны, что для зимующих зарянок показана верность месту зимовки, то есть из года в год птицы возвращаются на зимовку на одни и те же места. Для отдельных зарянок были получены данные о возвращении их в места прежнего гнездования. Эти результаты говорят о способности зарянок вернуться на определенную территорию, но почему-то они этой способностью не пользуются.

Вадим Гаврилов
Фото
автора

• Дачи — кошки — птицы11.04.2017 Дачи — кошки — птицы Звенигородская биостанция МГУ и карьер Сима — ботанический и зоологический государственный природный заказник регионального значения, фактически единственный в ближнем Подмосковье. Он создан на террасах древней долины Москвы-реки и водораздельном плато с выровненным рельефом, которое в юго-восточной части прорезается оврагом. С 1999 года на Звенигородской биологической станции изучают птиц и проводят мониторинг орнитофауны методом отлова и кольцевания. Он подразумевает исследование видового разнообразия и численности птиц на изучаемой территории и долговременное отслеживание их изменений. Метод хорошо контролирует состояние и численность прежде всего мелких воробьиных птиц размером от королька до дрозда, а также представителей отряда […]
  • Кольцевание гусей в заказнике «Кологривская пойма» Костромской области. Фото П. Глазова23.04.2019 Властелины колец Глобальные сети появились задолго до Интернета, и произошло это благодаря птицам. Изучение маршрутов перелетных птиц крайне важно: во время миграций они переносят на себе беспозвоночных, семена и споры растений; но кроме того, они распространяют опасные для человека инфекции. Не менее важны сведения о жизненном ареале редких видов птиц, находящихся на грани исчезновения, а также о способах ориентации пернатых во время миграций. Орнитологи из Института географии РАН рассказали, как они и их коллеги следят за перемещениями птиц.
  • Как зимующие птицы используют людей17.01.2017 Как зимующие птицы используют людей Хорошо известно, что на Земле только полоса около экватора характеризуется отсутствием сезонных перемен в климате и погоде. Чем дальше от экватора, тем больше возрастают сезонные различия во внешних условиях жизни животных и растений. Кроме того, с увеличением географической широты уменьшается среднесуточная температура воздуха. Поэтому птицы, размножающиеся и растущие в северных широтах, испытывают дополнительные энергетические нагрузки, связанные с необходимостью поддерживать собственное существование, размножаться и расти при температурах ниже границы температурного […]
  • Черные перья под клювом дали бородатой неясыти ее имя20.09.2016 Встречи с бородатой неясытью Встреча с совой, особенно крупной, мало кого может оставить равнодушным. Совы безошибочно узнаются по необычному для птиц облику — по большой голове, по большим же, смотрящим вперед глазам, окруженным лицевым диском, четко выделяющимся на фоне рыхлого оперения боков и верха головы, по бесшумному полету, по способности легко поворачивать голову на 300° и более… Бородатая неясыть принадлежит к наиболее крупным нашим совам, размах ее крыльев достигает полутора метров, однако вес невелик.