Учитель-бизнесмен. Материалы к словарной статье

Татьяна Челнокова
Татьяна Челнокова

Ответ премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на жалобу о низкой зарплате учителей вызвал немало критики. Петиция с требованием отставки топ-чиновника собрала тысячи голосов. Татьяна Челнокова, магистрант программы «Филологическая герменевтика школьной словесности» НИУ ВШЭ, учитель московской школы, анализирует высказывание бывшего преподавателя Ленинградского госуниверситета без гнева и пристрастия.

На фестивале «Территория смыслов» председатель правительства России Дмитрий Медведев сказал буквально следующее: «Но самое главное, еще раз говорю, — это личный выбор. Меня часто об этом спрашивают, и по учителям, и по преподавателям. Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот».

Иллюстрируя личным примером, как ему казалось, важность образования и принадлежность образования к непреходящим ценностям, премьер-министр сослался на то, что он после Ленинградского госуниверситета предпочел учиться дальше и пошел в аспирантуру. Это достойный шаг. Но как мог кандидат юридических наук забыть, что 21 декабря 2012 года Госдума приняла новый федеральный закон «Об образовании в РФ»?! Разбираться в юридических документах и помнить их содержание — его прямая задача.

Этот закон регламентирует не только сферу образования и воспитания, но также ее экономический аспект. Разве потребности граждан РФ в образовании полностью удовлетворяются организациями, финансируемыми государством? Очевидно, что нет. Разумеется, мы не будем говорить о случаях, когда у кого-то из вас, друзья, лет в 25–30–50 появляется, предположим, потребность заняться теннисом, выучить иностранный язык или получить новую профессию. Государство сюда не вмешивается, мол, платите за это деньги и развивайте себя физически или интеллектуально сами.

Поговорим о школе. Согласитесь, учить детей в школе государство худо-бедно успевает. И всё же. В настоящий момент российская система образования, стремясь «предоставить человеку возможность получить знания, навыки, поддержать его духовно-нравственный, физический и профессиональный потенциал», всё больше и больше осуществляет это не за государственный счет. Ибо потребности у семьи и конкретного ребенка, а также общества и государства самые разные. И государство, следовательно, и премьер, это прекрасно понимают.

Теперь посмотрим, как может трактоваться термин «бизнес». Как отмечается в словаре: «БИЗНЕС (business, англ., — дело, предпринимательство) — инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела. Б. в небольших масштабах на малых фирмах называют малым» (Борисов А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003).

Допустим, что, реагируя на образовательные потребности детей, семей, общества и государства, специалисты, те же учителя, на свой риск и ответственность решат организовать экономическую деятельность. В том числе в школах.

И закон такую возможность предусмотрел: в статье 2 «Закона об образовании» мы читаем, что образовательную деятельность может осуществлять большое количество организаций, например: «19) организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности; 20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, — образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение». В этом же законе к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются и индивидуальные предприниматели, ведущие такую деятельность.

И вот парадокс: если учитель захочет заниматься бизнесом, то он как новоявленный предприниматель должен обеспечить всё, чего требует ФЗ «Об образовании в РФ». Закон предписывает ФГОСы (а это и условия реализации учебных программ, то есть кабинеты, техника, мебель, книги) — и учитель-бизнесмен должен это обеспечить! А еще не забудем обеспечить потребителю образовательной деятельности-услуги должный уровень профессионализма. Не забудем и о подготовке и предоставлении многочисленных (как и у бизнесменов из других областей деятельности) бумаг в разные проверяющие инстанции.

Так что, если вы решили организовать БИЗНЕС в сфере образования -частный детский сад, курсы иностранного языка (во ФГОСе 5-9-х классов есть теперь обязательный второй иностранный с пятого класса, а в школе часто специалиста взять неоткуда), то высокая прибыль, которую сулит премьер, маловероятна.

Спросите бизнесмена, индивидуального предпринимателя в сфере образования, легко ли ему вести бизнес. Думаю, что он начнет вам жаловаться на многочисленные бюрократические барьеры и сложности.

Тогда единственный вопрос к юристу-премьеру: кто пишет такие законы, что по ним невозможно, а если возможно, то с невероятным трудом работать в сфере образования как в бизнесе? Может, приходя во власть, нужно очень хорошо понимать, для кого и для чего ты занимаешься законотворчеством?

Татьяна Челнокова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза «Учитель», в 2004–2014 годах сотрудник Института «Коллективное действие»06.09.2016 Полицейский vs учитель Чего хотят учителя?» — таким вопросом задаются организаторы артвыставки «АртПедУдар», которая, как планируется, откроется в Санкт-Петербурге 1 октября этого года. Действительно, чего хотят педагоги, приходя в профессию и оставаясь в ней? Один из ответов на этот вопрос был выдан обществу 3 августа на встрече премьер-министра России Дмитрия Медведева с участниками молодежного фестиваля «Территория смыслов», собравшего представителей разных регионов России.
  • Заявление профсоюза «Учитель» по текущей ситуации06.09.2016 Заявление профсоюза «Учитель» по текущей ситуации Совет межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» считает необходимым отметить нараставшую в период с мая по сентябрь волну разного рода информационных сюжетов по тематике образования, позволяющую предположить, что в этой сфере назревает очередная реформаторская кампания… Немалый резонанс в учительской среде вызвало также заявление премьер-министра Дмитрия Медведева о том, что сама профессия учителя подразумевает низкий уровень оплаты, а потому учителям не следует рассчитывать на значимое улучшение своего материального положения, если они намерены оставаться […]
  • Есть ли деньги для науки?06.06.2017 Есть ли деньги для науки? Диктуемое майским Указом №597 (от 7 мая 2012 года) требование повышения зарплат научных сотрудников в условиях недостатка финансирования создает серьезные проблемы для научных организаций. Бюджетные планы на ближайшие годы также не сулят науке ничего хорошего. Есть ли возможность найти деньги на науку и что для этого нужно сделать?
  • Назад в 1990-е?06.09.2016 Назад в 1990-е? Профсоюз работников РАН разворачивает работу по подготовке массовых акций. Основная наша задача — добиться роста финансирования российской науки и академических институтов. В последние годы происходило постоянное обрезание бюджета всей гражданской науки, и, в частности, ФАНО. Соответственно, падало базовое финансирование подведомственных агентству научных организаций.
Подписаться
Уведомление о
guest
3 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Михаил
Михаил
4 года (лет) назад

Как далеки Вы ТЧ и ДМ от народа. Не о том спорите. Впору уже задуматься о спасении образования или того, что от него осталось после распада Союза. http://annatubten.livejournal.com/493825.html Миммельштой и цыцкариджа. Результаты опроса старших школьников. Sep. 4th, 2016 at 9:29 PM Я работаю с подростками на краткосрочных десятидневных курсах. Мои ученики — это ученики старших классов питерских школ. Иногда попадаются школьники из других городов — из Москвы, например — их специально привозят к нам на занятия. Социальный срез — средний класс, дети законопослушных граждан, твердо стоящих на ногах. Обучение — 10 занятий — у нас стоит как средняя зарплата по Питеру. В конце каждого курса, на 10-м занятии, мы проводим письменный опрос учащихся, где они отвечают на самыеэлементарные вопросы: как звали последнего русского царя, назови столицу Белоруссии или Эстонии, кто написал «Песнь о вещем Олеге», с кем была ВО война и когда, назови три музыкальные группы и т.д. При этом учащимся говорится, что это небольшой тест на кругозор (в смысле на интеллект, — приходится уточнять, так как далеко не все знают, что такое «кругозор»). Да что там — какой-то «кругозор» — подавляющее большинство старшеклассников обнаруживают обескураживающую непросвещенность не только в реалиях окружающего мира, но не понимают смысла самых, казалось бы,… Подробнее »

Александр
Александр
4 года (лет) назад
В ответ на:  Михаил

А что они знают? чем то свою голову дети ведь загружают? если у них нет «полезных» значит есть какието другие знания?
Может раз их в детстве не загружают реальными задачами и проблемами, они занимаются какимито виртуальными?

Ash
Ash
4 года (лет) назад
В ответ на:  Александр

«Из жизни виртуальных девочек»

«После анализа наитупейших разговоров подростка со всяческими подружками и друзьями того же возраста о сексе, марихуане, сексе, музыке, сексе, марихуане, родителях, сексе, моде, сексе, марихуане и сексе, мы установили, что…»

«Роберт, или сокращенно Боб, был шокирован присутствием такой вещи как IRC и столь бездумной тратой времени как болтовня на его каналах. Просидев почти сутки под именем 14-летней барышни, он осознал, что знаний монологов жертвы ему явно недостаточно, и так недалеко до провала явки.

На следующие сутки, а точнее все выходные, отпросившись у жены и детей, он черпал знания из он-лайн журналов о молодежных кумирах, разговаривал с соседскими девушками о проблемах с бойфрендами и принимал участие в обсуждении он-лайн «стоит ли целоваться с незнакомыми мальчишками». Биография Бритни Спирс и других прыгающих по сцене товарищей была вызубрена наизусть. Стол его украшали вырезки из газет и журналов, с монитора улыбался белозубый красавец. Эти украшения вселяли смутные подозрения в посетителей нашего офиса, но работа есть работа.

Роберту было сложно и самым страшным испытанием для него стало овладение девичьим лексиконом. Имея в своем распоряжении два высших образования, одно из них в криминологии, другое в чем-то связанном с логикой или логическим мышлением, разум Роберта отвергал современный молодежный английский.»

http://www.anekdot.ru/id/-10057622/

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: