Школа в поисках равновесия

В конце августа стало известно, что учитель России 2007 года Дмитрий Гущин был уволен директором Петергофской гимназии 415 императора Александра II Галиной Никитиной за то, что публично вскрыл подделку ею оценок учащихся, чтобы повысить их успеваемость. Впоследствии стало известно, что по вскрывшимся фактам директор была уволена с занимаемой должности. На момент подготовки газеты известно, что Дмитрий, преподававший информатику в этой гимназии 17 лет, так и не был восстановлен в своей должности.

История с учителем Дмитрием Гущиным и уже бывшим директором Галиной Никитиной показательна тем, что она вскрыла для широкого круга людей часть типичной жизни сегодняшней (да и не только сегодняшней) типичной школы. Это как в некоторых художественных произведениях: нет однозначно положительных или отрицательных героев, и у каждого обнаруживаются какие-то изъяны, неблаговидные поступки или что-то там такое, что оставляет читателя в смятении. И это не доказывает, что все вообще-то плохие, просто люди не ангелы, они слабы, и, если начинать копаться, на каждого можно накопать.

Школа — сложный социальный организм со всеми атрибутами организации: с некоторой степенью энтропии, с видимым наружным благополучием и внутренними напряженными отношениями между членами коллектива. И вроде школа на неплохом счету, а начинает открываться вся история, и вот уже и дети матерятся, и директор тоже, и оценки подправляют задним числом, чтобы казаться лучше. И уже читаешь, что, собственно, так себе человек Дмитрий Гущин, даром что учитель года России был. А коллеги (не очень понятно, правда, какие), называвшие его «скользким типом», не особо и рады, что сняли директора. И родители тоже не особо. <…>

Положа руку на сердце, такие сюжеты вообще не редкость, просто они редко когда становятся публичными. <…> История эта — из серии тестов, на которых можно проверить самого себя, а кто ты сам есть. Ближе тебе директор — один результат твоей оценки, ближе учитель — другой; ни директор, ни учитель — третий, ну и т. д. И вопросов много, над которыми можно и нужно думать просто потому, что это определенная важная внутренняя работа:

  • Какова цена благополучия организации вообще и школы в частности?
  • Нужно ли делать публичными такие истории?
  • Могут ли взрослые влезать в закрытую детскую переписку и использовать ее в своих (благих или не очень) целях?
  • Кто есть директор в школе: полновластный царь и бог, наемный менеджер, нравственный ориентир для всех или находящийся под непрерывным давлением человек, который должен, как говорится, удовлетворить всех сверху и снизу?
  • А как бы поступил я на месте учителя, который обнаружил в журнале заполненные за него отметки?
  • Что нужно было бы делать мне как директору, которому учредитель прозрачно намекнул, что если результаты успеваемости не улучшатся, то… (варианты могут быть различными)?

И еще: школа — организм хрупкий, находящийся постоянно в неустойчивом равновесии, и очень важно действовать и изнутри, и извне осторожно: и управленцам (которые требуют, отчитывают, накручивают), и проверяющим (которые одной рекомендацией могут всё сломать), и самому педколлективу, и родителям, и журналистам, которые о школе пишут.

Сергей Заир-Бек

www.facebook.com/sergei.zairbek/posts/1161384747260647

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Андрей Демидов, сопредседатель Межрегионального профсоюза «Учитель», в 2004–2014 годах сотрудник Института «Коллективное действие»06.09.2016 Полицейский vs учитель Чего хотят учителя?» — таким вопросом задаются организаторы артвыставки «АртПедУдар», которая, как планируется, откроется в Санкт-Петербурге 1 октября этого года. Действительно, чего хотят педагоги, приходя в профессию и оставаясь в ней? Один из ответов на этот вопрос был выдан обществу 3 августа на встрече премьер-министра России Дмитрия Медведева с участниками молодежного фестиваля «Территория смыслов», собравшего представителей разных регионов России.
  • Леонид Перлов11.08.2020 Отставка Исаака Калины. Послесловие На моей памяти начальников московского образования набирается целых четыре, не считая только что назначенного А. Б. Молоткова, о котором говорить и писать пока нечего. Последовательно руководством в этой области занимались Г. А. Асеев (1962–1986), Л. П. Кезина (1986–2007), О. Н. Ларионова (2007–2011), И. И. Калина (2011–2020). Но пожалуй, никто из его предшественников не удостоился такой реакции общества на свою отставку, как замыкающий этот список Исаак Калина. Причем реакция эта начала проявляться задолго до того, как его отставка стала свершившимся […]
  • 2020-god.com30.06.2020 30 лет реформации В русском языке слова «реформа» и «образование» употребляются последние два десятилетия исключительно в связке. Более того, одно без другого вообще уже представить почти невозможно. Как правило, словосочетание «реформа образовательной системы» дополняется научным термином «эксперимент». С 1999 года наша перманентная реформа, последовательно или параллельно, имела целью…
  • Гаванский «шевроле» и аспирантуры в России12.09.2017 Гаванский «шевроле» и аспирантуры в России 5 сентября 2017 года, выступая на Восточном экономическом форуме перед студентами и сотрудниками Дальневосточного федерального университета, министр Ольга Васильева заявила, что «аспирантура должна заканчиваться защитой диссертации». Скоро эта новация поступит на общественное обсуждение на портале pravo.gov.ru и станет формальным требованием. Сергей Попов, астрофизик, докт. физ.-мат. наук, вед. науч. сотр. ГАИШ МГУ, профессор РАН, прокомментировал это событие в своем блоге в «Живом журнале». Публикуем его пост в авторской редакции для ТрВ-Наука.
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: