Учитель-бизнесмен. Материалы к словарной статье

Татьяна Челнокова
Татья­на Чел­но­ко­ва

Ответ пре­мьер-мини­стра РФ Дмит­рия Мед­ве­де­ва на жало­бу о низ­кой зар­пла­те учи­те­лей вызвал нема­ло кри­ти­ки. Пети­ция с тре­бо­ва­ни­ем отстав­ки топ-чинов­ни­ка собра­ла тыся­чи голо­сов. Татья­на Чел­но­ко­ва, маги­странт про­грам­мы «Фило­ло­ги­че­ская гер­ме­нев­ти­ка школь­ной сло­вес­но­сти» НИУ ВШЭ, учи­тель мос­ков­ской шко­лы, ана­ли­зи­ру­ет выска­зы­ва­ние быв­ше­го пре­по­да­ва­те­ля Ленин­град­ско­го госу­ни­вер­си­те­та без гне­ва и при­стра­стия.

На фести­ва­ле «Тер­ри­то­рия смыс­лов» пред­се­да­тель пра­ви­тель­ства Рос­сии Дмит­рий Мед­ве­дев ска­зал бук­валь­но сле­ду­ю­щее: «Но самое глав­ное, еще раз гово­рю, — это лич­ный выбор. Меня часто об этом спра­ши­ва­ют, и по учи­те­лям, и по пре­по­да­ва­те­лям. Это при­зва­ние. А если хочет­ся день­ги зара­ба­ты­вать, есть мас­са пре­крас­ных мест, где это мож­но сде­лать быст­рее и луч­ше. Тот же самый биз­нес. Но вы же не пошли в биз­нес, как я пони­маю? Ну вот».

Иллю­стри­руя лич­ным при­ме­ром, как ему каза­лось, важ­ность обра­зо­ва­ния и при­над­леж­ность обра­зо­ва­ния к непре­хо­дя­щим цен­но­стям, пре­мьер-министр сослал­ся на то, что он после Ленин­град­ско­го госу­ни­вер­си­те­та пред­по­чел учить­ся даль­ше и пошел в аспи­ран­ту­ру. Это достой­ный шаг. Но как мог кан­ди­дат юри­ди­че­ских наук забыть, что 21 декаб­ря 2012 года Гос­ду­ма при­ня­ла новый феде­раль­ный закон «Об обра­зо­ва­нии в РФ»?! Раз­би­рать­ся в юри­ди­че­ских доку­мен­тах и пом­нить их содер­жа­ние — его пря­мая зада­ча.

Этот закон регла­мен­ти­ру­ет не толь­ко сфе­ру обра­зо­ва­ния и вос­пи­та­ния, но так­же ее эко­но­ми­че­ский аспект. Раз­ве потреб­но­сти граж­дан РФ в обра­зо­ва­нии пол­но­стью удо­вле­тво­ря­ют­ся орга­ни­за­ци­я­ми, финан­си­ру­е­мы­ми госу­дар­ством? Оче­вид­но, что нет. Разу­ме­ет­ся, мы не будем гово­рить о слу­ча­ях, когда у кого-то из вас, дру­зья, лет в 25–30–50 появ­ля­ет­ся, пред­по­ло­жим, потреб­ность занять­ся тен­ни­сом, выучить ино­стран­ный язык или полу­чить новую про­фес­сию. Госу­дар­ство сюда не вме­ши­ва­ет­ся, мол, пла­ти­те за это день­ги и раз­ви­вай­те себя физи­че­ски или интел­лек­ту­аль­но сами.

Пого­во­рим о шко­ле. Согла­си­тесь, учить детей в шко­ле госу­дар­ство худо-бед­но успе­ва­ет. И всё же. В насто­я­щий момент рос­сий­ская систе­ма обра­зо­ва­ния, стре­мясь «предо­ста­вить чело­ве­ку воз­мож­ность полу­чить зна­ния, навы­ки, под­дер­жать его духов­но-нрав­ствен­ный, физи­че­ский и про­фес­си­о­наль­ный потен­ци­ал», всё боль­ше и боль­ше осу­ществ­ля­ет это не за госу­дар­ствен­ный счет. Ибо потреб­но­сти у семьи и кон­крет­но­го ребен­ка, а так­же обще­ства и госу­дар­ства самые раз­ные. И госу­дар­ство, сле­до­ва­тель­но, и пре­мьер, это пре­крас­но пони­ма­ют.

Теперь посмот­рим, как может трак­то­вать­ся тер­мин «биз­нес». Как отме­ча­ет­ся в сло­ва­ре: «БИЗНЕС (business, англ., — дело, пред­при­ни­ма­тель­ство) — ини­ци­а­тив­ная эко­но­ми­че­ская дея­тель­ность, осу­ществ­ля­е­мая за счет соб­ствен­ных или заем­ных средств на свой риск и под свою ответ­ствен­ность, ста­вя­щая глав­ны­ми целя­ми полу­че­ние при­бы­ли и раз­ви­тие соб­ствен­но­го дела. Б. в неболь­ших мас­шта­бах на малых фир­мах назы­ва­ют малым» (Бори­сов А. Б. Боль­шой эко­но­ми­че­ский сло­варь. М.: Книж­ный мир, 2003).

Допу­стим, что, реа­ги­руя на обра­зо­ва­тель­ные потреб­но­сти детей, семей, обще­ства и госу­дар­ства, спе­ци­а­ли­сты, те же учи­те­ля, на свой риск и ответ­ствен­ность решат орга­ни­зо­вать эко­но­ми­че­скую дея­тель­ность. В том чис­ле в шко­лах.

И закон такую воз­мож­ность преду­смот­рел: в ста­тье 2 «Зако­на об обра­зо­ва­нии» мы чита­ем, что обра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность может осу­ществ­лять боль­шое коли­че­ство орга­ни­за­ций, напри­мер: «19) орга­ни­за­ция, осу­ществ­ля­ю­щая обу­че­ние, — юри­ди­че­ское лицо, осу­ществ­ля­ю­щее на осно­ва­нии лицен­зии наря­ду с основ­ной дея­тель­но­стью обра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность в каче­стве допол­ни­тель­но­го вида дея­тель­но­сти; 20) орга­ни­за­ции, осу­ществ­ля­ю­щие обра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность, — обра­зо­ва­тель­ные орга­ни­за­ции, а так­же орга­ни­за­ции, осу­ществ­ля­ю­щие обу­че­ние». В этом же законе к орга­ни­за­ци­ям, осу­ществ­ля­ю­щим обра­зо­ва­тель­ную дея­тель­ность, при­рав­ни­ва­ют­ся и инди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, веду­щие такую дея­тель­ность.

И вот пара­докс: если учи­тель захо­чет зани­мать­ся биз­не­сом, то он как ново­яв­лен­ный пред­при­ни­ма­тель дол­жен обес­пе­чить всё, чего тре­бу­ет ФЗ «Об обра­зо­ва­нии в РФ». Закон пред­пи­сы­ва­ет ФГО­Сы (а это и усло­вия реа­ли­за­ции учеб­ных про­грамм, то есть каби­не­ты, тех­ни­ка, мебель, кни­ги) — и учи­тель-биз­нес­мен дол­жен это обес­пе­чить! А еще не забу­дем обес­пе­чить потре­би­те­лю обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти-услу­ги долж­ный уро­вень про­фес­си­о­на­лиз­ма. Не забу­дем и о под­го­тов­ке и предо­став­ле­нии мно­го­чис­лен­ных (как и у биз­не­сме­нов из дру­гих обла­стей дея­тель­но­сти) бумаг в раз­ные про­ве­ря­ю­щие инстан­ции.

Так что, если вы реши­ли орга­ни­зо­вать БИЗНЕС в сфе­ре обра­зо­ва­ния -част­ный дет­ский сад, кур­сы ино­стран­но­го язы­ка (во ФГО­Се 5–9-х клас­сов есть теперь обя­за­тель­ный вто­рой ино­стран­ный с пято­го клас­са, а в шко­ле часто спе­ци­а­ли­ста взять неот­ку­да), то высо­кая при­быль, кото­рую сулит пре­мьер, мало­ве­ро­ят­на.

Спро­си­те биз­не­сме­на, инди­ви­ду­аль­но­го пред­при­ни­ма­те­ля в сфе­ре обра­зо­ва­ния, лег­ко ли ему вести биз­нес. Думаю, что он нач­нет вам жало­вать­ся на мно­го­чис­лен­ные бюро­кра­ти­че­ские барье­ры и слож­но­сти.

Тогда един­ствен­ный вопрос к юри­сту-пре­мье­ру: кто пишет такие зако­ны, что по ним невоз­мож­но, а если воз­мож­но, то с неве­ро­ят­ным тру­дом рабо­тать в сфе­ре обра­зо­ва­ния как в биз­не­се? Может, при­хо­дя во власть, нуж­но очень хоро­шо пони­мать, для кого и для чего ты зани­ма­ешь­ся зако­но­твор­че­ством?

Татья­на Чел­но­ко­ва

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
1 Цепочка комментария
2 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
3 Авторы комментариев
AshАлександрМихаил Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Михаил
Михаил

Как дале­ки Вы ТЧ и ДМ от наро­да. Не о том спо­ри­те. Впо­ру уже заду­мать­ся о спа­се­нии обра­зо­ва­ния или того, что от него оста­лось после рас­па­да Сою­за. http://annatubten.livejournal.com/493825.html Мим­мель­штой и цыц­кари­джа. Резуль­та­ты опро­са стар­ших школь­ни­ков. Sep. 4th, 2016 at 9:29 PM Я рабо­таю с под­рост­ка­ми на крат­ко­сроч­ных деся­ти­днев­ных кур­сах. Мои уче­ни­ки – это уче­ни­ки стар­ших клас­сов питер­ских школ. Ино­гда попа­да­ют­ся школь­ни­ки из дру­гих горо­дов – из Моск­вы, напри­мер – их спе­ци­аль­но при­во­зят к нам на заня­тия. Соци­аль­ный срез – сред­ний класс, дети зако­но­по­слуш­ных граж­дан, твер­до сто­я­щих на ногах. Обу­че­ние – 10 заня­тий – у нас сто­ит как сред­няя зар­пла­та по Пите­ру. В кон­це каж­до­го кур­са, на 10-м заня­тии,… Подробнее »

Александр
Александр

А что они зна­ют? чем то свою голо­ву дети ведь загру­жа­ют? если у них нет «полез­ных» зна­чит есть каки­е­то дру­гие зна­ния?
Может раз их в дет­стве не загру­жа­ют реаль­ны­ми зада­ча­ми и про­бле­ма­ми, они зани­ма­ют­ся каки­ми­то вир­ту­аль­ны­ми?

Ash
Ash

«Из жиз­ни вир­ту­аль­ных дево­чек» «После ана­ли­за наи­ту­пей­ших раз­го­во­ров под­рост­ка со вся­че­ски­ми подруж­ка­ми и дру­зья­ми того же воз­рас­та о сек­се, мари­ху­ане, сек­се, музы­ке, сек­се, мари­ху­ане, роди­те­лях, сек­се, моде, сек­се, мари­ху­ане и сек­се, мы уста­но­ви­ли, что…» «Роберт, или сокра­щен­но Боб, был шоки­ро­ван при­сут­стви­ем такой вещи как IRC и столь без­дум­ной тра­той вре­ме­ни как бол­тов­ня на его кана­лах. Про­си­дев почти сут­ки под име­нем 14-лет­ней барыш­ни, он осо­знал, что зна­ний моно­ло­гов жерт­вы ему явно недо­ста­точ­но, и так неда­ле­ко до про­ва­ла явки. На сле­ду­ю­щие сут­ки, а точ­нее все выход­ные, отпро­сив­шись у жены и детей, он чер­пал зна­ния из он-лайн жур­на­лов о моло­деж­ных куми­рах, раз­го­ва­ри­вал с сосед­ски­ми девуш­ка­ми о про­бле­мах с бой­френ­да­ми и при­ни­мал уча­стие в обсуж­де­нии он-лайн «сто­ит ли… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: