- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Школа в поисках равновесия

В кон­це авгу­ста ста­ло извест­но, что учи­тель Рос­сии 2007 года Дмит­рий Гущин был уво­лен дирек­то­ром Петер­гоф­ской гим­назии 415 импе­ра­то­ра Алек­сандра II Гали­ной Ники­ти­ной за то, что пуб­лич­но вскрыл под­дел­ку ею оце­нок уча­щих­ся, что­бы повысить их успе­ва­е­мость. Впо­след­ствии ста­ло извест­но, что по вскрыв­шим­ся фак­там дирек­тор была уво­ле­на с зани­ма­е­мой должности. На момент под­го­тов­ки газе­ты извест­но, что Дмит­рий, пре­по­да­вав­ший инфор­ма­ти­ку в этой гим­на­зии 17 лет, так и не был вос­ста­нов­лен в сво­ей долж­но­сти.

Исто­рия с учи­те­лем Дмит­ри­ем Гущи­ным и уже быв­шим дирек­то­ром Гали­ной Ники­ти­ной пока­за­тель­на тем, что она вскры­ла для широ­ко­го кру­га людей часть типич­ной жиз­ни сего­дняш­ней (да и не толь­ко сего­дняш­ней) типич­ной шко­лы. Это как в неко­то­рых худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ни­ях: нет одно­знач­но поло­жи­тель­ных или отри­ца­тель­ных геро­ев, и у каж­до­го обна­ру­жи­ва­ют­ся какие-то изъ­я­ны, небла­го­вид­ные поступ­ки или что-то там такое, что остав­ля­ет чита­те­ля в смя­те­нии. И это не дока­зы­ва­ет, что все вооб­ще-то пло­хие, про­сто люди не анге­лы, они сла­бы, и, если начи­нать копать­ся, на каж­до­го мож­но нако­пать.

Шко­ла — слож­ный соци­аль­ный орга­низм со все­ми атри­бу­та­ми орга­ни­за­ции: с неко­то­рой сте­пе­нью энтро­пии, с види­мым наруж­ным бла­го­по­лу­чи­ем и внут­рен­ни­ми напря­жен­ны­ми отно­ше­ни­я­ми меж­ду чле­на­ми кол­лек­ти­ва. И вро­де шко­ла на непло­хом сче­ту, а начи­на­ет откры­вать­ся вся исто­рия, и вот уже и дети мате­рят­ся, и дирек­тор тоже, и оцен­ки под­прав­ля­ют зад­ним чис­лом, что­бы казать­ся луч­ше. И уже чита­ешь, что, соб­ствен­но, так себе чело­век Дмит­рий Гущин, даром что учи­тель года Рос­сии был. А кол­ле­ги (не очень понят­но, прав­да, какие), назы­вав­шие его «скольз­ким типом», не осо­бо и рады, что сня­ли дирек­то­ра. И роди­те­ли тоже не осо­бо. <…>

Поло­жа руку на серд­це, такие сюже­ты вооб­ще не ред­кость, про­сто они ред­ко когда ста­но­вят­ся пуб­лич­ны­ми. <…> Исто­рия эта — из серии тестов, на кото­рых мож­но про­ве­рить само­го себя, а кто ты сам есть. Бли­же тебе дирек­тор — один резуль­тат тво­ей оцен­ки, бли­же учи­тель — дру­гой; ни дирек­тор, ни учи­тель — тре­тий, ну и т. д. И вопро­сов мно­го, над кото­ры­ми мож­но и нуж­но думать про­сто пото­му, что это опре­де­лен­ная важ­ная внут­рен­няя рабо­та:

И еще: шко­ла — орга­низм хруп­кий, нахо­дя­щий­ся посто­ян­но в неустой­чи­вом рав­но­ве­сии, и очень важ­но дей­ство­вать и изнут­ри, и извне осто­рож­но: и управ­лен­цам (кото­рые тре­бу­ют, отчи­ты­ва­ют, накру­чи­ва­ют), и про­ве­ря­ю­щим (кото­рые одной реко­мен­да­ци­ей могут всё сло­мать), и само­му пед­кол­лек­ти­ву, и роди­те­лям, и жур­на­ли­стам, кото­рые о шко­ле пишут.

Сер­гей Заир-Бек

www.facebook.com/sergei.zairbek/posts/1161384747260647

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи