«Лженаука не висит в воздухе»

Юрий Окуловский
Юрий Оку­лов­ский

29 авгу­ста 2016 года на Stepic.org открыл­ся курс «Науч­ное мыш­ле­ние» (запись идет на https://stepic.org/course/578). ТрВ-Нау­ка пого­во­рил с его авто­ром Юри­ем Оку­лов­ским, канд. физ.-мат. наук, доцен­том кафед­ры алгеб­ры и дис­крет­ной мате­ма­ти­ки Инсти­ту­та мате­ма­ти­ки и ком­пью­тер­ных наук УрФУ, о том, зачем был создан этот курс и слож­но ли пере­во­дить обра­зо­ва­ние на онлайн-рель­сы.

— В чем суть Ваше­го онлайн-кур­са?

— Если совсем корот­ко, то этот курс — о совре­мен­ном мире про­грес­са, тех­но­ло­гий и нау­ки, о том, как жить в этом мире, и о том, как не пере­пу­тать его с миром мани­пу­ля­ций и лже­на­у­ки.

Если немно­го подроб­нее, то курс состо­ит из трех частей: как пра­виль­но мыс­лить, как пра­виль­но иссле­до­вать окру­жа­ю­щий мир и како­во место нау­ки и мыш­ле­ния в совре­мен­ном мире. Мы гово­рим поне­мно­гу обо всем: о логи­ке, о мани­пу­ля­ци­ях, о том, как пра­виль­но вести дис­кус­сии, как про­во­дить науч­ные экс­пе­ри­мен­ты, где и как нуж­но искать науч­ную инфор­ма­цию, как отли­чить нау­ку от лже­на­у­ки… При­чем всё это не абстракт­но, а на кон­крет­ных при­ме­рах: как лич­но вам слу­чай­но не купить «чудо-таб­лет­ки», как лич­но вам про­ве­сти иссле­до­ва­ние даже на рабо­чем месте. Ведь науч­ное мыш­ле­ние — оно не толь­ко о звез­дах и чер­ных дырах, мож­но науч­но думать о выклад­ке това­ров на пол­ку, состав­ле­нии гра­фи­ка убор­ки офи­са, да хоть о пла­ни­ро­ва­нии лет­не­го отпус­ка!

— Как Вам при­шла в голо­ву идея его созда­ния?

— Эта идея сло­жи­лась из мно­же­ства мел­ких импуль­сов, кото­рые слу­ча­лись в основ­ном за вре­мя моей рабо­ты в уни­вер­си­те­те. Напри­мер, один мой кол­ле­га, док­тор наук и про­фес­сор, как-то посо­ве­то­вал мне в ответ на какую-то про­бле­му посмот­реть фильм «Сек­рет» — это пол­то­ра часа повто­ре­ния идеи о том, что если о чем-то посто­ян­но думать, то это обя­за­тель­но слу­чит­ся. Посо­ве­то­вал без вся­ко­го сар­каз­ма! Пом­ню, он же через неко­то­рое вре­мя всем пока­зы­вал вырез­ку из «Ком­со­моль­ской прав­ды», в кото­рой гово­ри­лось о том, что уче­ные научи­лись пере­да­вать элек­три­че­ство по одно­му про­во­ду и поэто­му мир вско­ре кар­ди­наль­но изме­нит­ся.

Был еще тех­ни­че­ский дирек­тор круп­но­го заво­да, кото­рый рас­ска­зы­вал об изоб­ре­тен­ном в Мол­до­ве дви­га­те­ле с КПД боль­ше 100%… А потом эта тема нача­ла меня про­сто пре­сле­до­вать: в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от меня появи­лись самые насто­я­щие лже­уче­ные, пара­зи­ти­ру­ю­щие на гран­тах с помо­щью vanity press, какие-то стран­ные люди полу­чи­ли в област­ном пра­ви­тель­стве мно­го­мил­ли­он­ную под­держ­ку на лже­ро­бо­то­тех­ни­ку… Сей­час, конеч­но, это­го выяв­ля­ет­ся всё боль­ше и боль­ше: пла­ги­ат, най­ден­ный Дис­сер­не­том, рабо­ты о нооско­пе, исте­ри­ка вокруг ген­но-моди­фи­ци­ро­ван­ных про­дук­тов.

При этом один мой зна­ко­мый, рабо­чий на заво­де, у кото­ро­го не было выс­ше­го обра­зо­ва­ния, на вопрос о ГМО ска­зал что-то вро­де: «Я в этом не раз­би­ра­юсь, уче­ные, навер­ное, зна­ют, что дела­ют». Это очень трез­вое суж­де­ние! Так что дело не в обра­зо­ва­нии, дело в чем-то еще.

Так и появи­лась идея об этом «чем-то еще» рас­ска­зать. Сна­ча­ла это была идея о нау­ке и лже­на­у­ке — но тако­го мате­ри­а­ла в Сети очень мно­го. Нуж­но было сде­лать что-то боль­шее, и появи­лись подроб­но­сти: ста­ло понят­но, что кур­су нужен раз­дел логи­ки, пото­му что с клас­си­че­ской, не мате­ма­ти­че­ской логи­кой тоже у мно­гих про­бле­мы, логи­ка потя­ну­ла за собой раз­об­ла­че­ние мани­пу­ля­ций… Потом, лже­на­у­ка тоже не висит в воз­ду­хе — она свя­за­на с поте­рей людь­ми уве­рен­но­сти в нау­ке, с раз­ло­же­ни­ем, раз­мы­ти­ем цен­но­сти науч­но­го зна­ния, с пост­мо­дер­ном, — так появи­лась и эта часть. В ито­ге сло­жил­ся тот курс, кото­рый я пару лет читал в уни­вер­си­те­те, а потом решил запи­сать.

Курс «Научное мышление»— Мож­но ли вооб­ще научить чему-то дистан­ци­он­но?

— Я думаю, что да. Я сам смот­рел мно­же­ство онлайн-кур­сов, в том чис­ле, кста­ти, курс по логи­ке «Think again» — это в то вре­мя был самый попу­ляр­ный курс на «Кур­се­ре». Он тоже стал импуль­сом к созда­нию кур­са — толь­ко более широ­ко­го и на рус­ском язы­ке.

Кро­ме того, это ведь не пер­вый мой онлайн-курс. До него я запи­сал курс по искус­ствен­но­му интел­лек­ту и машин­но­му обу­че­нию и еще один — по осно­вам про­грам­ми­ро­ва­ния (https://ulearn.azurewebsites.net/). На нашем факуль­те­те (Инсти­тут мате­ма­ти­ки и ком­пью­тер­ных наук Ураль­ско­го феде­раль­но­го уни­вер­си­те­та) мы уже два года обу­ча­ем людей по моде­ли blended learning: сту­ден­ты смот­рят лек­ции дома, а потом очно сда­ют прак­ти­че­ские заня­тия.

Так что необ­хо­ди­мая инфра­струк­ту­ра для съем­ки уже была: само­дель­ная сту­дия, про­грам­ма для мон­та­жа обу­ча­ю­ще­го видео, тоже само­дель­ная — там, ока­за­лось, доволь­но силь­но мож­но уско­рить рабо­ту, если про­грам­му узко «зато­чить» под опре­де­лен­ную зада­чу. Хоро­шо, что у меня есть бэк­гра­унд в про­грам­ми­ро­ва­нии и робо­то­тех­ни­ке, это поз­во­ли­ло решить очень мно­гие про­бле­мы.

Конеч­но, в онлайн-фор­мат уда­лось уме­стить не всё. Напри­мер, на очных заня­ти­ях мы не про­сто раз­об­ла­ча­ли те или иные мани­пу­ля­ции, а устра­и­ва­ли некое подо­бие игры «Что? Где? Когда?». Еще у нас была игра на моде­ли­ро­ва­ние науч­но­го мето­да — с экс­пе­ри­мен­та­ми, с науч­ны­ми гипо­те­за­ми, деба­та­ми… Что-то из это­го в онлайн-фор­мат про­сто нель­зя вме­стить. Но все-таки гораз­до боль­ше того, что уме­стить уда­лось, так что этот курс не про­сто набор видео­лек­ций, он вклю­ча­ет и прак­ти­че­скую часть: есть и логи­че­ские зада­чи, и раз­об­ла­че­ние мани­пу­ля­ций. Там же мож­но позна­ко­мить­ся и с образ­ца­ми лже­на­у­ки.

— Осно­вы про­грам­ми­ро­ва­ния, искус­ствен­ный интел­лект, робо­то­тех­ни­ка… Как это свя­за­но с науч­ным мыш­ле­ни­ем?

— Почти что никак. Раз­ве что искус­ствен­ный интел­лект немно­го свя­зан: где искус­ствен­ный интел­лект — там и логи­ка, где логи­ка — там и науч­ный метод. Ну и я все-таки иссле­до­ва­тель, так что про то, как рабо­та­ет нау­ка, знаю.

Но дей­стви­тель­но, науч­ное мыш­ле­ние, фило­со­фия для меня ско­рее хоб­би. Из тех хоб­би, в кото­рые чело­век погру­жен чуть ли не силь­нее, чем в про­фес­сию. Мате­ри­а­лы кур­са я гото­вил очень тща­тель­но: какие-то мате­ри­а­лы я адап­ти­ро­вал из дру­гих кур­сов, того же «Think again», какие-то искал в источ­ни­ках и пере­ра­ба­ты­вал для кур­са, кон­суль­ти­ро­вал­ся с про­фес­си­о­на­ла­ми.

Самое слож­ное было, пожа­луй, рас­ска­зать о слож­ных вещах понят­но и в то же вре­мя с сохра­не­ни­ем хоть какой-то стро­го­сти. Очень не хоте­лось бы, что­бы в ито­ге полу­чи­лось стан­дарт­ное сухое буб­не­ние фило­соф­ских тер­ми­нов, подоб­ное тому, кото­рое у меня у само­го в уни­вер­си­те­те было: от это­го хоте­лось уйти в первую оче­редь.

— Как про­ду­мы­ва­лась «дра­ма­тур­гия» кур­са?

— О, тут клас­си­че­ская исто­рия про «желаю купить дом — но не имею воз­мож­но­сти». На «бере­гу» хоте­лось очень мно­го­го. В кур­се, напри­мер, очень мно­го при­ме­ров — неко­то­рые из них мож­но было бы про­ил­лю­стри­ро­вать рисо­ван­ны­ми мульт­филь­ма­ми. Или, напри­мер, вешать на сте­ну за собой порт­рет фило­со­фа, идеи кото­ро­го обсуж­да­ют­ся в дан­ный момент, или рек­ви­зит вся­кий в кадр ста­вить — самым ходо­вым пред­ло­же­ни­ем была шапоч­ка из фоль­ги. Я собрал неболь­шой think tank из выпуск­ни­ков кур­са, дума­ли даже на kickstarter’е откры­вать про­ект…

— Но раз­ду­ма­ли?

Да. Мне очень трез­вую мысль под­ска­за­ли: у кур­са в ака­де­ми­че­ском фор­ма­те узкая ауди­то­рия, зна­чит, и денег с широ­кой ауди­то­рии не собрать. Вот если бы это было мень­ше похо­же на лек­цию и боль­ше на выпуск «This is хоро­шо»… В тот момент я чет­ко понял, что не хочу делать ана­лог «This is хоро­шо», что уни­вер­си­тет­ский курс обой­дет­ся и без всей этой мишу­ры, и начал сни­мать так, как полу­чи­лось. По-мое­му, полу­чи­лось непло­хо.

Юрий Оку­лов­ский

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: