А не исчезнут ли школы в будущем?

Максим Борисов
Мак­сим Бори­сов

Рас­суж­дая о «шко­ле меч­ты», сто­ит заду­мать­ся о том, будут ли вооб­ще лет этак через трид­цать суще­ство­вать шко­лы как тако­вые.

Каза­лось бы, сама поста­нов­ка вопро­са абсурд­на: при­выч­ный вид детей или моло­де­жи в клас­се, пости­га­ю­щих осно­вы наук под руко­вод­ством опыт­но­го настав­ни­ка, в общих чер­тах не менял­ся на про­тя­же­нии тыся­че­ле­тий; едва ли не неза­ви­си­мо к это­му при­шли прак­ти­че­ски все стра­ны и наро­ды, даже инди­ви­ду­аль­ное обу­че­ние детей монар­хов и ари­сто­кра­тов как-то тяго­те­ло к этой нехит­рой дис­по­зи­ции с пар­той, дос­кой, указ­кой и хотя бы несколь­ки­ми соуче­ни­ка­ми — что­бы было не так скуч­но и при­сут­ство­вал эле­мент сорев­но­ва­тель­но­сти. Нам извест­ны, конеч­но, гени­аль­ные упор­ные само­уч­ки, добив­ши­е­ся все­го само­сто­я­тель­но и «всем луч­шим в себе обя­зан­ные кни­гам», одна­ко это ред­чай­шие исклю­че­ния, к тому же зача­стую стра­да­ю­щие изви­ни­тель­ны­ми про­ва­ла­ми в зна­ни­ях. В любом слу­чае в каче­стве мас­со­вой систе­мы, поз­во­ля­ю­щей госу­дар­ству кон­тро­ли­ро­вать каче­ство обу­че­ния «на местах» и зада­вать стан­дар­ты, а граж­да­нам — в свою оче­редь кон­тро­ли­ро­вать испол­не­ние обя­за­тельств, взя­тых на себя госу­дар­ством, аль­тер­на­ти­вы, кажет­ся, нет. Или есть?

Будущий научный журналист Максим Борисов. Начало 1980-х
Буду­щий науч­ный жур­на­лист Мак­сим Бори­сов. Нача­ло 1980-х

Воз­мож­ность учить­ся «по пере­пис­ке» появи­лась с дав­них вре­мен. Разу­ме­ет­ся, суще­ство­вал мини­маль­ный «порог вхож­де­ния» — обу­че­ние чте­нию и пись­му, — одна­ко для его пре­одо­ле­ния в прин­ци­пе доста­точ­но любо­го мест­но­го гра­мо­тея. Про­бле­ма в том, что в даль­ней­шем кто-то дол­жен не про­сто руко­во­дить заня­ти­я­ми, но и непре­рыв­но побуж­дать к ним, посколь­ку подав­ля­ю­щее боль­шин­ство детей (и даже взрос­лых) не спо­соб­но моти­ви­ро­вать себя, не гово­ря уж о само­кон­тро­ле. В этом при­чи­на того, что уда­лен­ное обу­че­ние нико­гда не ста­но­ви­лось по-насто­я­ще­му мас­со­вым, хотя у него, каза­лось бы, оче­вид­ные пре­иму­ще­ства — не нуж­но под­дер­жи­вать соот­вет­ству­ю­щую слож­ную инфра­струк­ту­ру, еже­днев­но пере­ме­щать­ся из дома в шко­лу и обрат­но, содер­жать штат учи­те­лей, зача­стую на доволь­но низ­ком уровне вос­про­из­во­дя­щих то, что еди­но­жды мог­ли бы запи­сать луч­шие педа­го­ги. То есть про­бле­ма чисто чело­ве­че­ская — прак­ти­че­ски всех нас при­хо­дит­ся застав­лять учить­ся и при этом еще и посто­ян­но кон­тро­ли­ро­вать усво­я­е­мость мате­ри­а­ла. Шко­ла — инстру­мент не самый эффек­тив­ный, но труд­но при­ду­мать что-то иное.

Тем не менее имен­но за послед­ние деся­ти­ле­тия наме­тил­ся какой-то суще­ствен­ный про­рыв. Ведь, в отли­чие от книг и учеб­ных филь­мов, Интер­нет поз­во­ля­ет созда­вать не одно­сто­рон­ний канал меж­ду учи­те­лем и уче­ни­ка­ми, а обес­пе­чи­вать некий интер­ак­тив. Ров­но так же, как и в клас­се, мож­но зада­вать вопро­сы и полу­чать на них отве­ты. Разу­ме­ет­ся, до пол­но­цен­ной «вир­ту­аль­ной реаль­но­сти» еще дале­ко, одна­ко име­ет­ся мно­же­ство оче­вид­ных пре­иму­ществ, и едва ли не глав­ные из них — это инди­ви­ду­аль­ный под­ход и воз­мож­ность полу­чить обра­зо­ва­ние любо­го уров­ня из любой «глу­бин­ки».

Но не всё так про­сто. Оче­вид­но, что уда­лен­но доволь­но слож­но под­дер­жи­вать долж­ный уро­вень учеб­ной дис­ци­пли­ны (не все­гда могут обес­пе­чить это и роди­те­ли). К тому же утра­чи­ва­ют­ся иные функ­ции шко­лы — спо­соб­ству­ю­щие преж­де все­го соци­а­ли­за­ции и чисто физи­че­ско­му кон­тро­лю. Ну и в конеч­ном ито­ге нагруз­ка на учи­те­лей нику­да не дева­ет­ся — уда­лен­ное обще­ние тоже тре­бу­ет затрат вре­ме­ни.

Веро­ят­но, долж­на про­изой­ти еще одна рево­лю­ция для того, что­бы уда­лен­ное обу­че­ние полу­чи­ло свое реша­ю­щее пре­иму­ще­ство, — обу­ча­ю­щие систе­мы долж­ны стать доста­точ­но интел­лек­ту­аль­ны­ми для того, что­бы непре­рыв­но кон­тро­ли­ро­вать успе­хи школь­ни­ка (остав­ляя педа­го­гам лишь клю­че­вые момен­ты). Воз­мож­но, это будет сопря­же­но и с появ­ле­ни­ем насто­я­щих робо­тов и пол­но­цен­но­го уда­лен­но­го при­сут­ствия. После это­го шага труд­но пред­ста­вить, что может оста­но­вить быст­рый пере­ход боль­шин­ства детей на пре­иму­ще­ствен­но домаш­нее обу­че­ние (раз­ве что тра­ди­ции и кос­ность). Впро­чем, по-хоро­ше­му эти про­цес­сы долж­ны будут еще ком­пен­си­ро­вать­ся появ­ле­ни­ем новых учре­жде­ний, отве­ча­ю­щих как раз за «соци­а­ли­за­цию» и проч., — что-то вро­де обшир­ной сети факуль­та­тив­ных спор­тив­ных сек­ций и круж­ков, где про­ис­хо­дит обще­ние, не отя­го­щен­ное обя­за­тель­ной учеб­ной про­грам­мой. По-хоро­ше­му они долж­ны появ­лять­ся в круп­ных горо­дах уже сей­час и посте­пен­но обес­смыс­ли­вать при­сут­ствие в шко­лах той же «физ-ры». Гораз­до пра­виль­нее доби­вать­ся от школь­ни­ков физи­че­ской актив­но­сти не «из-под пал­ки», а пред­ла­гая инди­ви­ду­аль­ное люби­мое заня­тие с дру­зья­ми, будь то фех­то­ва­ние, скейт­борд, ска­ло­ла­за­ние или сплав по реке (раз­но­об­ра­зие, ныне немыс­ли­мое в рам­ках одной шко­лы).

Так что шко­ла, может быть, и не исчез­нет без остат­ка, а как бы «рас­тво­рит­ся» в окру­жа­ю­щем соци­у­ме. Само обу­че­ние отча­сти будет впле­те­но и в игро­вой про­цесс, и в повсе­днев­ное обще­ние с ком­пью­те­ра­ми, но не толь­ко — ведь без неко­то­ро­го «наси­лия над лич­но­стью и даже стрес­сов» в какие-то опре­де­лен­ные момен­ты нель­зя перей­ти «на новый уро­вень». При этом что-то, до боли напо­ми­на­ю­щее нынеш­ние шко­лы, без­услов­но, места­ми оста­нет­ся. Это могут быть и вре­мен­ные кур­сы и меро­при­я­тия, кото­рые удоб­но орга­ни­зо­вы­вать имен­но таким обра­зом — для «настрой­ки» на даль­ней­шее инди­ви­ду­аль­ное обу­че­ние, и про­сто отду­ши­на для «тра­ди­ци­о­на­ли­стов» — в кон­це кон­цов, кому-то из детей и роди­те­лей все­гда будет бли­же шко­ла «в реа­ле». Но пого­ду такие учре­жде­ния уже не сде­ла­ют, посколь­ку изме­нит­ся жизнь и вокруг школ — вузы так­же будут ста­но­вить­ся всё более «вир­ту­аль­ны­ми», ну а после вузов выпуск­ни­ков будет ждать столь же вир­ту­аль­ная рабо­та, на кото­рой будет очень высо­ко ценить­ся само­дис­ци­пли­на, как раз и при­ви­ва­е­мая в «вир­ту­аль­ных шко­лах». «Тра­ди­ци­он­ные» офи­сы и рабо­то­да­те­ли в таком мире могут выгля­деть всё более арха­ич­но, хотя по раз­ным при­чи­нам места­ми и сохра­нят­ся.

Раз­но­об­ра­зие мето­дов полу­че­ния обра­зо­ва­ния рас­тет уже сей­час, к тому же мож­но обра­тить вни­ма­ние на то, что ныне при­ня­то счи­тать без­услов­но нега­тив­ной тен­ден­ци­ей: уве­ли­че­ние роли репе­ти­то­ров, без кото­рых совре­мен­ные рос­сий­ские школь­ни­ки и роди­те­ли уже, кажет­ся, не мыс­лят «выс­ших дости­же­ний». Фак­ти­че­ски на место репе­ти­то­ров долж­ны прий­ти кибер­не­ти­че­ские систе­мы, после чего про­цесс полу­че­ния обра­зо­ва­ния кар­ди­наль­ным обра­зом поде­ше­ве­ет, прой­дя тот же путь, что и про­чие обла­сти чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти, ныне проч­но свя­зан­ные с ком­пью­те­ром и Интер­не­том. От чисто тех­ни­че­ско­го «репе­ти­тор­ства» отще­пит­ся педа­го­ги­че­ское твор­че­ство, коуче­ры, вос­пи­та­те­ли, тре­не­ры, уча­стие кото­рых в судь­бе школь­ни­ка, впро­чем, будет факуль­та­тив­ным.

Оста­лось отве­тить на вопрос о том, оста­нет­ся ли сред­нее обра­зо­ва­ние обя­за­тель­ным для всех. Боюсь разо­ча­ро­вать лоды­рей — ско­рее все­го, госу­дар­ство и обще­ство не отста­нут от «дво­еч­ни­ков» и их роди­те­лей, и не мытьем, так ката­ньем будут понуж­дать полу­чать не толь­ко сред­нее, но и выс­шее обра­зо­ва­ние подав­ля­ю­щее боль­шин­ство насе­ле­ния. Каче­ство его будет варьи­ро­вать всё более чудо­вищ­ным обра­зом, одна­ко отказ от попы­ток вло­жить в голо­ву «все зна­ния, кото­рые нако­пи­ло чело­ве­че­ство» чре­ват не толь­ко соци­аль­ной дегра­да­ци­ей и кри­ти­че­ским обособ­ле­ни­ем «умни­ков», но и без­дной сво­бод­но­го вре­ме­ни в новой ком­пью­те­ри­зи­ро­ван­ной эко­но­ми­че­ской реаль­но­сти, что нуж­но еще будет чем-то запол­нять, не толь­ко ведь раз­вле­че­ни­я­ми. Так что учеб­ные систе­мы, веро­ят­но, до оду­ри ста­нут пере­би­рать то, что по стан­дар­там буду­ще­го еще может пре­тен­до­вать на «соци­аль­но при­ем­ле­мый курс обу­че­ния» (отка­зы­ва­ясь от каких-то излишне слож­ных бло­ков вро­де мате­ма­ти­че­ско­го ана­ли­за и кван­то­вой меха­ни­ки, кото­рые ну никак во всех не впи­хи­ва­ют­ся), пока нако­нец не отста­нут от обол­ту­са. Отказ от обу­че­ния будет гро­зить лише­ни­ем каких-то важ­ных госу­дар­ствен­ных бону­сов, но в прин­ци­пе он, конеч­но, тоже будет в отдель­ных (ред­ких) слу­ча­ях воз­мо­жен.

Мак­сим Бори­сов

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
3 Цепочка комментария
3 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
5 Авторы комментариев
Максим БорисовVladИзраильAshadmin Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Mikhail Bondarko
Mikhail Bondarko

«Усво­я­е­мость»! Это такая шут­ка – или пло­ды обу­че­ния?

admin
Редактор
admin
Ash
Ash

«Мы дей­стви­тель­но вас исклю­чи­ли из спис­ка сту­ден­тов и назна­чи­ли стар­шим лабо­ран­том кафед­ры обу­ча­ю­щих авто­ма­тов. Отныне ни одна маши­на с обрат­ной свя­зью не вый­дет из стен лабо­ра­то­рии, не выдер­жав поедин­ка
с вами Вы для нас сущая наход­ка! Ну обе­щай­те, что вы нас не бро­си­те, Муха­рин­ский!»

http://books.rusf.ru/unzip/add-on/xussr_av/varshi61.htm?1/1

Израиль
Израиль

Шко­ла совет­ско­го типа с ее поте­рей вре­ме­ни на вся­кий там марк­сизм-лени­низм и бре­до­вые ком­му­ни­сти­че­ские идеи (сей­час в Вашей стране вме­сто это­го закон божий lol) дикой ксе­но­фо­би­ей и анти­се­ми­тиз­мом как частью этой ксе­но­фо­бии дики­ми дра­ка­ми и трав­лей неугод­ных уче­ни­ков и учи­те­лей явно не нуж­на. Состо­я­тель­ным роди­те­лям нуж­но дать воз­мож­ность обу­чать детей на дому. Бед­ные пусть ходят (если хотят) в шко­лы с систе­мой eleven plus examination но ходят имен­но учит­ся.

Vlad
Vlad

Оч понра­ви­лась мысль, что учить­ся надо застав­лять.
Уче­ба- это путь «в гору». 99% детей в эту гору сами не пой­дут.
И тут надо уло­вить момент, когда понуж­де­ния пре­вра­тят­ся с пыт­ки,
что­бы не пере­гнуть пал­ку.
Тот учи­тель луч­ше , кото­рый это луч­ше дела­ет.
Кто-то быст­ро пой­мет радость новых зна­ний, а кто-то оста­нет­ся на уровне «австра­ло­пи­те­ка».
Но застав­лять – надо.

admin
Редактор
admin

Эта мысль для меня ско­рее печаль­на, посколь­ку все­гда хочет­ся мини­ми­зи­ро­вать любое наси­лие, суще­ству­ю­щее в этом мире, даже не физи­че­ское. Но по сво­е­му опы­ту, думаю, каж­дый зна­ет, что «перей­ти на сле­ду­ю­щий уро­вень» часто мож­но толь­ко через реаль­ный стресс, про­бить какой-то барьер (хотя бы отри­нуть какие-то преж­ние пред­став­ле­ния, что тоже неком­форт­но). В дет­стве тако­го слу­ча­ет­ся доста­точ­но, про­сто со вре­ме­нем, может быть, вос­по­ми­на­ния сгла­жи­ва­ют­ся. В прин­ци­пе, на рывок может решить­ся и чело­век сам по себе, но как пра­ви­ло это про­ис­хо­дит сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми в сотруд­ни­че­стве (от неко­то­рых без сотруд­ни­че­ства вооб­ще ниче­го не дождешь­ся). Поэто­му хоро­шая шко­ла – это какое-то соче­та­ние «восточ­но­го» и «запад­но­го», вре­ме­на­ми уче­ник дол­жен испы­ты­вать реаль­ное дав­ле­ние,… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: