Страсти по корочкам. Почему россиянам не нужно высшее образование

Ирина ЯкутенкоНедавно вице-премьер Ольга Голодец порадовала общественность очередным сильным заявлением: по словам чиновницы, 65% россиян высшее образование не нужно. Никогда не думала, что скажу такое, но — я согласна с Ольгой Юрьевной.

В России чудовищно завышена ценность высшего образования. В крупных городах, особенно вдалеке от рабочих окраин, оно — часть обязательной программы взросления. Дети сначала идут в детский сад (более того, плохи те родители, кто пару лет до сада не водил ребенка на какие-нибудь «развивающие занятия»), затем в школу, а потом непременно поступают в вуз — причем не так важно в какой. В ПТУ или в армию отправляются исключительно дети из неблагополучных семей, люмпены и маргиналы. Отсутствие корочек, конечно, не стигма, но очень четкий маркер социального расслоения. Обладатели дипломов априори считают, что принадлежат к некоей высшей прослойке общества, что знают нечто, недоступное бездипломным согражданам, — и изо всех сил стараются, чтобы заветная красная или синяя папочка была и у детей.

Предыдущий абзац — типичное представление условной аудитории «Фейсбука» о том, какую роль играет высшее образование в жизни россиян. И как водится, это представление сильно расходится с реальностью. По данным Росстата, в 2015 году корочки о высшем образовании были у 36% граждан от 25 до 29 лет. В других странах ситуация похожая: например, в Германии высшее образование есть у 32,7% людей между 30 и 34 годами, в Штатах до степени бакалавра (по-нашему, неоконченное высшее) или дальше добираются только 34% людей до 30 лет. Полагаю, именно из этих цифр вице-премьер и взяла свои сакраментальные две трети — то есть это не прогноз, а констатация факта.

И такое соотношение — не результат какой-то жуткой дискриминации или недоступности высшего образования. Просто большинству граждан высшее образование действительно не нужно — впрочем, как и школьное.

Прежде чем бросить читать и написать гневный комментарий, пожалуйста, назовите, не заглядывая в Интернет, столицу Перу. А теперь сформулируйте второй закон термодинамики. Объясните, чем покрытосеменные отличаются от голосеменных? Каков смысл третьего закона Менделя? Если вы не смогли вспомнить что-то, не расстраивайтесь. Абсолютное большинство людей (и не только в России) не помнят ничего из того, о чем я спрашиваю. Не верите — задайте эти вопросы коллегам по офису. А ведь все эти факты есть в школьной программе, и это вполне себе основополагающие понятия, которые, как принято говорить, должен знать «любой образованный человек».

С багажом информации, выданном в вузе, дела обстоят не лучше — особенно если человек не работает по специальности. А по данным всё того же Росстата, в нашей стране таких — 60%. Это означает, что все навыки, которые необходимы для работы, эти люди приобрели уже после окончания института, так сказать, прямо на поле боя. А пять или шесть лет после школы в лучшем случае хорошо проводили время.

Да, есть люди, которые регулярно залезают в свои институтские конспекты и помнят многое из того, что им рассказывали. Ученые, инженеры, авиаконструкторы, архитекторы, врачи — список можно продолжить, но слишком длинным он не будет. Этим людям высшее образование необходимо — но зачем просиживать сотни часов в аудиториях тем, кто пойдет работать менеджером по продажам, специалистом по логистике или маркетологом? Последний и единственный раз они воспользуются тем, что услышали на лекциях, во время сессии. Тем, кто хочет возразить про «правильную картину мира», рекомендую вернуться к абзацу про школьное образование.

Так почему бы не облегчить двум третям россиян жизнь и не избавить бюджет от ненужной нагрузки (а освободившиеся средства пустить, например, на реформу школьного образования)? Главное, ничего не нужно изобретать — система ПТУ была отлично развита в СССР. Безусловно, она нуждается в капитальном ремонте, кроме того, необходимо изменить отношение общества к «пэтэушным» профессиям. Они считаются безнадежно непрестижными — хотя зарплата квалифицированного рабочего часто превосходит зарплату офис-менеджера.

И именно этим — повышением статуса невузовских специальностей — должно заниматься правительство вместе с вице-премьером, сделавшей столь правильное наблюдение. А то ведь вполне могут решить, что высшее образование стоит сделать платным — раз уж всё равно большинству россиян оно не нужно.

Ирина Якутенко

Статистика по России:
www.gks.ru/bgd/regl/b1513/Main.htm

Статистика по Германии:
www.destatis.de/Europa/DE/Staat/EUStaaten/Daenemark.html

Статистика по США:
http://nces.ed.gov/pubs2015/2 015 144.pdf

Данные по работе не по специальности:
http://ria.ru/society/20 120 813/722231749.html

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
14 Цепочка комментария
19 Ответы по цепочке
8 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
16 Авторы комментариев
Александр ДенисенкоАркадийАлексей В. ЛебедевСвятославИзраиль Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
y.v.
y.v.

Не очень понятно как соотносятся фразы «65% россиян высшее образование не нужно» и «в 2015 году корочки о высшем образовании были у 36% граждан от 25 до 29 лет»?

Т. е. Ольга Голодец просто констатировала факт что у нас есть 35% населения с высшим образованием и больший процент нам не нужен?

Так где тогда скандал то, информационный повод итпд?)

n11
n11

Скандал таится в слове «нам». Кто эти «мы» которым «не нужен больший процент»? Если это госпожа Голодец и иже с ней то охотно верю: им и нынешние 35% очень мешают, они бы предпочли править теми кто даже в программе средней школы плохо ориентируется.

Михаил Фёдоров Фейсбук
Михаил Фёдоров Фейсбук

Жаль что И. Якутенко (хороший псевдоним), никогда не видела американский курс — «Экономикс» (есть в интернете на русс. яз.). 99% глупостей, высосанных из пальца и поданных под видом разумных рассуждений, она не написала бы. Вообще то, такое дело называется — диффамацией. Если исходить из мнения, что РФ и дальше будет жить в 18 веке, то начального образования достаточно. Но если, мы вспомним др. греков — «Познай себя.», или Библию — «У каждого человека, свой путь… и он должен непрерывно работать над собой, чтобы реализовать себя на этом пути» (стать подобным Всевышнему, т. е. познать ВСЕ в этом Мире). А ведь эта ф-ла, справедлива и сегодня, когда многие задают себе вопрос — а чему нужно учиться, чтобы жить и работать завтра? На глупые вопросы типа 2-й закон термодинамики … ответ… Подробнее »

фонтан
фонтан

> или Библию — «У каждого человека, свой путь… и он должен непрерывно работать над собой, чтобы реализовать себя на этом пути» (стать подобным Всевышнему, т. е. познать ВСЕ в этом Мире).

Извините, а не подскажете, по какому адресу в Библии расположена сия цитата? Я вот как-то такого там не припомню. Зато припомню обратное — как за попытку стать подобными Б-гу (а именно вавилонскую башню) оный Б-г недвусмысленно людей наказал. А за познание ещё раньше наказал Адама и Еву. Ибо грешновато.

dmrz
dmrz

1. Отмена призыва в армию.
2. Дерегулирование рынка образовательных услуг.

Михаил Фёдоров Фейсбук
Михаил Фёдоров Фейсбук

Очень остроумное замечание, спасибо. Я действительно допустил некоторую не точность, сославшись на Библию (она двойной перевод с Торы). А эта мысль взята из толкований Торы для молодых прозейлитов (точное назв. не помню. Искать -лень, т.к. вопрос не существенный) Существенной является проблема социальной значимости различных религий в эволюции общества. История однозначно показывает, что иудаизм и протестанты оказали положительное влияние на свои этносы. Они культивируют знания, и как следствие, выигрывают в конкурентном противостоянии за доминирующее положение у др. этносов. Православие, в этом смысле, самая консервативная религия, т. е. абс. тормоз. На преодоление этого тормоза и направлена моя мысль.

Михаил Фёдоров Фейсбук
Михаил Фёдоров Фейсбук

Еще один плюс вашего замечания — вопрос, кто больше наврал, наши попы, или раввины. Здесь все связано с понятием ВЕРЫ. Понятие вера — много шире церковных обрядов, в которых доминирует церковная идеология отталкивающая все инородное (цель любой идеологии, разделить людей на своих и чужих + столкнуть лбами = иезуитству в интересах правящей элиты и церкви в том числе). А у раввинов — вера, связана с сохранением знаний, традиций, их передачей др. поколениям, позволяющим защищать и сохранять свои этносы, живущие среди чуждых им народов, занимающих все основные экономические ниши (на раннем историческом этапе). Сегодня, их вера, знания. финансы и капитал обеспечивают им абсолютное господство в Мире, в т. ч. и в Рф. Наши же попы — преступники, вбивающие в головы людей антинародную идеологию.

Alex
Alex

«назовите, не заглядывая в Интернет, столицу Перу. А теперь сформулируйте второй закон термодинамики. Объясните, чем покрытосеменные отличаются от голосеменных? Каков смысл третьего закона Менделя?»

Лима. Не помню и не уверен, что знаю. Ясно из названия. Если мне напомнят, что это такое, уверен, что смогу объяснить смысл.

Отсутствие в статье внутренней логики уже было отмечено самым первым комментатором. Что касается соответствия фактам, то по прошествии времени нужную ссылку мне найти уже не удалось, однако я читал, что в реальности высшее образование даёт существенную прибавку к зарплате, а специальное — почти никакую.

Индивид.
Индивид.

Статья понравилась. Не понятно почему отрицательные комментарии. Во первых у Высшего образования один большой недостаток. Его нет. Ну корочку дадут, а вот образования часто нет. Я одно время не мог понять — как после распада Советского Союза — у нас резко появились юридические и экономические факультеты. Причём в ужасающем количестве. Никак не понимал как преподаватели резко переключились из плановой в рыночную экономику. Потом когда с выпускниками столкнулся — понял. Нету у них никакого образования. Выпускают именно дилетантов. С механико-математического факультета приходит выпускник в фирму. Он в лучшем случае умеет программы писать, чтоб они за него всё считали. От Вольфрама не оторвёшь. Без него вообще ничего не в состоянии решить. Вся проблема в качестве образования. В Москве есть педагогический Универ который должен готовить преподавателей для школ глухих. В нём ректора и преподаватели… Подробнее »

Александр
Александр

Индивид, как всегда у вас «Родился на улице Герцена. В гастрономе № 22. Известный экономист. По призванию своему библиотекарь. В народе — колхозник. В магазине — продавец. В экономике, так сказать, необходим.»

Ash
Ash

1. «…у нас резко появились юридические и экономические факультеты. Причём в ужасающем количестве. Никак не понимал как преподаватели резко переключились из плановой в рыночную экономику. Потом когда с выпускниками столкнулся — понял. Нету у них никакого образования. Выпускают именно дилетантов.» Вот именно! А я о чём толкую! Причём по микроэкономике — ещё туда-сюда, а по макроэкономике — просто хоть святых выноси. И это абсолютно понятно — вместо сакральной версии марксизма ввели сакральный рынок. Это абсолютно то же самое, что вместо белой мессы ввести чёрную или наоборот. 2. «С механико-математического факультета приходит выпускник в фирму. Он в лучшем случае умеет программы писать, чтоб они за него всё считали. От Вольфрама не оторвёшь. Без него вообще ничего не в состоянии решить.» То есть хоть что-то умеет делать. А макроэкономисты — вообще ничего. 3.… Подробнее »

Александр Денисенко
Александр Денисенко

Уважаемый Аш!
Раз уж тема всплыла в Новом Году, очень хочется обхохотаться. Таки ж и почему учили
древнегреческий?

Александр
Александр

А образование — и вправду не нужно. Я вижу нынешних студентов, они необучаемы и отторгают знания. И диплом не свидетельствует хоть о каком образовании, так как в силу подушевого финансирования неуспевающих нельзя отчислить. И вместо преподавателей-ученых в вузах сидят непонятно кто. Валить отсюда надо, короче говоря.

Ash
Ash

«Я вижу нынешних студентов, они необучаемы и отторгают знания.»

То есть учиться не хотят. А в 20-х годах очень даже хотели. Причина проста — тогда они видели, что обученным платят больше, а сейчас видят, что вполне можно и не учиться.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

Тогда и обученных было меньше, вот и платили им больше. Тогда и преподавателей было меньше, вот и платили им больше. С тех пор произошла инфляция образования.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

Много работающих не по специальности из-за того, что система требует выбирать специальность в возрасте, когда для этого нет ни ума, ни опыта. А в быстро меняющемся мире ума и опыта родителей и знакомых для этого тоже не достаточно. Второе образование получают более осмысленно, но оно в России по закону платное. Я бы предложил сделать второе и последующие образования бесплатными, если они получаются не менее чем, например, через 5 лет или 10 лет после предыдущего. При сохранении того же количества бюджетных мест, безо всяких дополнительных расходов это повысило бы конкурсы и качество приема в одни вузы, сократило бы недобор в другие, больше людей бы потом работало по специальности. Другой момент. С точки зрения работодателя высшее образование работника сегодня — не столько гарантия наличия конкретных специальных знаний, сколько фильтр способностей.… Подробнее »

Николай
Николай

Для Алексея В. Лебедева:
«Вывод в том, что нужно жестче спрашивать и больше отчислять.»
Нельзя отчислять, из-за подушевого финансирования в виде связки 12−14/1 (т.е. на 12−14 студентов — 1 преподавательская ставка). Отчислишь неуспевающих больше нормы, тебя пропесочат мама не горюй. В итоге СРЕДНИЙ уровень подачи материала неуклонно снижается. Исключения только топ-вузы, да и то не все.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

И это верно. Хотя проблему можно было бы решить, если бы вузам разрешили пропорционально отчислению увеличивать план приема, чтобы среднее число студентов осталось прежним.

Michael_1812
Michael_1812

Профессор ВШЭ Исак Фрумин:

«В развитых странах высшее образование превращается в социальную норму. Это связано не с наличием рабочих мест, традиционно требующих высшего образования. Такое образование сегодня нужно не только для работы по профессии, но для функциональной грамотности высокого уровня, для грамотности культурной, политической, экологической. У нас сейчас отношение к профессиям, не требующим высшего образования, — как в индустриальную эпоху. То есть архаичное и бесчеловечное. Высшее образование — возможность развить свои способности, свой потенциал. Есть данные, показывающие, что дети, вырастающие у матерей с высшим образованием, более здоровые. И люди с высшим образованием живут дольше. Только ради этого стоило бы обеспечить всеобщее высшее образование.»

https://lenta.ru/articles/2016/08/23/frumin/

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

>Есть данные, показывающие, что дети, вырастающие у матерей с высшим образованием, более здоровые. И люди с высшим образованием живут дольше.

Профессор мог бы понимать, что корреляция не означает причинно-следственную связь. Те же данные можно интерпретировать исходя из функции фильтра. То есть женщина, у которой хватило способностей получить высшее образование, хватит способностей и вырастить более здорового ребенка. Людям, у которых хватает ума получить высшее образование, хватает ума больше заботиться о своем здоровье и жить дольше.

M.
M.

Есть тут корреляция. Но часто есть и причинно-следственная связь. Образование — это социальный лифт, и оно часто помогает человеку перейти в иную среду — где меньше пьют, осмысленнее питаются, правильней отдыхают, ходят в спортзал.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

По-вашему, студенты «меньше пьют, осмысленнее питаются, правильней отдыхают, ходят в спортзал»?

M.
M.

В тех ВУЗ`ах, где мне доводилось учиться и преподавать, это было именно так.

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

А вы когда учились, то в общежитии жили или дома? Может быть, вы не видели общей картины? Я к тому, что бывают случаи, когда вроде хорошие дети из приличных семей уезжают учиться в другой город, селятся в общаге, и там пускаются во все тяжкие — пьянки, секс, наркотики, рок-н-ролл… Либо просто ленятся, прогуливают. И питаются фастфудом. Самостоятельная студенческая жизнь таит в себе много искушений, которые не всем дано пройти. Тут нужна самодисциплина. И это кстати тоже работает как фильтр.

individ
individ

Ну судя по тому чему учат в ВШЭ — остаётся надеяться только на это. Авось потомство хорошее получиться — на ничего другого большинство выпускников не способно.
Диплом ВШЭ — всё больше напоминает пропуск для возможности устроится на какую то руководящую должность.
У Вас там такие забавные предметы преподаются — всегда хотел спросить, где Вы их откапываете?

Израиль
Израиль

Да да мистер individ не нужно Вашей власти никакого образования и умные ненужны. Им «надобны верные"© lol. Ща броневичек подгонят и пойдете на штурм ВШЭ картавить только начать не забудьте и кепочку подберите как этот самый в 1917 lol Разгромите ВШЭ о заживете то lol

individ
individ

Матфак ВШЭ только сейчас новое здание получил. Денег туда вбухивают немеряно. В провинции какой нибудь Универ 1% от этой суммы воспринимает как манну небесную.
И теперь им даже вопросы нельзя задавать? Радоваться надо только, что они умные и образованные?
Они сами знают, что надо делать и всё будет хорошо.
Со студентами с матфака постоянно болтаю. У них единственная и самая главная проблема это куда пойти работать после окончания горячо любимого Вами ВШЭ.
Может посоветуете? В Израиль пригласите?

Святослав
Святослав

Голова не саквояж — образование не набор фактов Помнится, незабвенный герой сэра Артура Конан-Дойла, говорил, что «человеческий мозг — это пустой чердак, куда можно набить все что угодно», а потому «историю и философию» он (Шерлок Холмс) в руки не брал — в его деле ему это было не нужно. Уважаемая, Ирина! Признаюсь, меня сильно расстроила Ваша заметка о «ненужности» высшего образования. Все дело в том, что, как я полагаю, Вы использовали в качестве главного мотива своего подхода не совсем верную идею о том, что образование это есть набор конкретных знаний. По ходу текста вы несколько раз указываете на это. В моем понимании, результат образования есть не набор «фактов на чердаке», но набор ключевых навыков. Да-да, именно навыков, которые формируют мировоззрение, и, в конечном счете, во многом формируют… Подробнее »

Алексей В. Лебедев
Алексей В. Лебедев

Статья и ее обсуждение показали, что нет общего понимания даже того, ЧТО такое высшее образование (если не ограничиваться тавтологией — это то, что получают в учреждениях высшего образования), что оно фактически делает с людьми и обществом, и что должно делать. Без такого понимания, конечно, невозможно и найти решение, сколько и какого высшего образования нужно обществу.

Ash
Ash

Если бы выпускники работали по специальности — подавляющая часть вопросов была бы снята.

Израиль
Израиль

«Если у бабушки вырос бы …» © lol

individ
individ

Тут проблема в том, что как автор статьи сказала — не возможно столько рабочих мест найти для такого количества выпускников. Даже теоретически нельзя.
Такое количество ВУЗов которые готовят культурологов, экономистов, юристов, философов и т. д. Если оставить одну ВШЭ и все закрыть — всё равно куча народу по специальности работать не будет.
Очень много специальностей — которые в принципе не предусматривают работу в коммерческих структурах и на производстве. У буржуинов ситуация та же. Образование всё чаще не удовлетворяет потребностям общества. Людям надо одно — а системе образования другое. Возникли взаимные претензии — которые всё равно придётся разрешать.
Кстати буржуины фильм один сняли. Стоит посмотреть — может кое какие ошибки не будем совершать?
http://www.starvingthebeast.net/

Аркадий
Аркадий

Статья, по многим показателям попахивает заказом. Насколько автор Ирина Якутенко сведуща в том, что она написала видно по выражению: «в Штатах до степени бакалавра (по-нашему, неоконченное высшее) или дальше добираются только 34% людей до 30 лет». Где это прописано, что бакалавр — неоконченное высшее??? Так рассуждают либо люди не в теме, либо преподы — старой закалки (в плохом смысле). Скажу, как знакомый и с высшем преподаванием и с инженерной практикой, что бакалавриат — это правильное решение. Массе инженеров — эксплуатационников его ВПОЛНЕ достаточно и оно ИМЕННО высшее, но без научной компоненты, которая и переходит в магистрат. Советский специалитет — как раз был перегружен наукой. Старые преподы не могут запустить магистрат или им не дают средств (надо уточнить), но им важны ЧАСЫ курсов и при бакалавриате они меньше, поэтому… Подробнее »

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: