Летняя космическая школа — 2016

Участники Летней космической школы в г. Королёве у ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королёва

Участ­ни­ки Лет­ней кос­ми­че­ской шко­лы в г. Коро­лё­ве у ракет­но-кос­ми­че­ской кор­по­ра­ции «Энер­гия» им. С. П. Коро­лё­ва

Александр Хохлов, инженер-конструктор космического приборостроения ЦНИИ РТК

Алек­сандр Хох­лов, инже­нер-кон­струк­тор кос­ми­че­ско­го при­бо­ро­стро­е­ния ЦНИИ РТК

Идея объ­еди­нить энту­зи­а­стов кос­мо­нав­ти­ки воз­ник­ла уже дав­но. В отсут­ствие меха­низ­мов для это­го, в 2015 году «сни­зу» роди­лась кон­цеп­ция откры­той кос­ми­че­ской шко­лы, похо­жей на те, что дав­но про­во­дят­ся для моло­дых жур­на­ли­стов или уче­ных. Это поз­во­лит позна­ко­мить с акту­аль­ны­ми направ­ле­ни­я­ми и тен­ден­ци­я­ми в кос­ми­че­ской отрас­ли людей, инте­ре­су­ю­щих­ся кос­мо­нав­ти­кой, но живу­щих в раз­ных горо­дах Рос­сии и даже в дру­гих стра­нах. Воз­мож­но, для кого-то это может стать путе­вод­ной звез­дой при выбо­ре про­фес­сии или смене рода дея­тель­но­сти. Пер­вая шко­ла про­шла в июле 2015 года в Иван­те­ев­ке [1].

Не про­шло и года, как в Москве с 25 июня по 1 июля состо­я­лась Вто­рая откры­тая лет­няя кос­ми­че­ская шко­ла.

57 участ­ни­ков из Рос­сии, Бело­рус­сии и Казах­ста­на собра­лись в Мос­ков­ском поли­те­хе (быв­ший Уни­вер­си­тет маши­но­стро­е­ния МАМИ), что­бы узнать что-то новое для себя в кос­мо­нав­ти­ке от спе­ци­а­ли­стов и извест­ных попу­ля­ри­за­то­ров нау­ки.

Лек­ции и мастер-клас­сы шли с утра и до вече­ра, а даль­ше про­дол­жа­лось сво­бод­ное обще­ние, ведь одним из важ­ней­ших моти­вов для уча­стия в шко­ле для мно­гих было зна­ком­ство с близ­ки­ми по духу энту­зи­а­ста­ми кос­мо­нав­ти­ки.

Курс лек­ций, кото­рый про­слу­ша­ли участ­ни­ки, мож­но было раз­де­лить на несколь­ко тема­ти­че­ских направ­ле­ний: пило­ти­ру­е­мая кос­мо­нав­ти­ка, кос­ми­че­ская био­ло­гия и меди­ци­на, тех­ни­че­ские аспек­ты созда­ния кос­ми­че­ской тех­ни­ки, изу­че­ние кос­мо­са.

И. Тара­сов (ЦПК им. Ю. А. Гага­ри­на) рас­ска­зал о вне­ко­ра­бель­ной дея­тель­но­сти кос­мо­нав­тов и их тре­ни­ров­ках в гид­ро­ла­бо­ра­то­рии и на дру­гих тре­на­же­рах. И. Овчин­ни­ков (РКК «Энер­гия» им. С. П. Коро­лё­ва) про­чи­тал лек­цию о про­ек­ти­ру­е­мом сей­час пило­ти­ру­е­мом транс­порт­ном кораб­ле ново­го поко­ле­ния (ПТК НП «Феде­ра­ция») и про­вел мастер-класс по наде­ва­нию ска­фанд­ра «Сокол». Кон­струк­тор В. Фир­са­нов из НПП «Звез­да» рас­ска­зал о кос­ми­че­ских туа­ле­тах, кото­рые исполь­зо­ва­лись в исто­рии пило­ти­ру­е­мой кос­мо­нав­ти­ки. Вяче­слав ока­зал­ся не толь­ко хоро­шим спе­ци­а­ли­стом, но и роман­ти­ком-музы­кан­том. Лек­ция завер­ши­лась пес­ня­ми о кос­мо­се под гита­ру («Звез­ды когда-нибудь ста­нут бли­же людям Зем­ли…» и дру­ги­ми).

С. Тка­чёв (ИПМ им. М. В. Кел­ды­ша РАН) высту­пил с лек­ци­ей о систе­мах управ­ле­ния ори­ен­та­ци­ей для малых спут­ни­ков, вклю­чая куб­са­ты. И. Поно­ма­рё­ва (ЦНИИ­маш) объ­яс­ни­ла на про­стых при­ме­рах, по каким тра­ек­то­ри­ям дви­жут­ся кос­ми­че­ские аппа­ра­ты у Зем­ли и на меж­пла­нет­ных трас­сах.

Не оста­лись без вни­ма­ния и орга­ни­за­ци­он­ные вопро­сы, свя­зан­ные с рефор­мой в кос­ми­че­ской отрас­ли. Е. Сте­па­нов, дирек­тор по раз­ви­тию пер­со­на­ла Рос­кос­мо­са, поде­лил­ся пер­спек­ти­ва­ми для моло­де­жи на пред­при­я­ти­ях госкор­по­ра­ции.

О пла­нах Мос­ков­ско­го поли­те­ха в сфе­ре кос­ми­че­ско­го обра­зо­ва­ния начи­ная со школь­ной ска­мьи, в том чис­ле в виде STEM-игр, рас­ска­зал А. Федо­се­ев, один из созда­те­лей тур­нир­ной кос­ми­че­ской игры-симу­ля­то­ра «Орби­та». В. Его­ров («Дау­рия аэро­спейс») про­вел бесе­ду о бли­жай­ших пер­спек­ти­вах кос­мо­нав­ти­ки.

А. Хох­лов (ЦНИИ РТК), сов­мест­но с Д. Бецис и К. Латы­ше­вым, пред­ста­вил про­ект пило­ти­ру­е­мо­го обле­та Вене­ры и Мар­са в 2021–2023 годах, раз­ра­бо­тан­ный в рам­ках меж­ду­на­род­но­го сту­ден­че­ско­го кон­кур­са, про­во­ди­мо­го Мар­си­ан­ским обще­ством, и вышед­ший в финал (защи­та пла­ни­ру­ет­ся в кон­це сен­тяб­ря 2016 года).

Баллистик Кир Латышев объясняет нюансы облетных траекторий

Бал­ли­стик Кир Латы­шев объ­яс­ня­ет нюан­сы облет­ных тра­ек­то­рий

На Лет­ней шко­ле был блок аст­ро­но­ми­че­ских лек­ций: А. Паев­ский рас­ска­зал о новей­ших и буду­щих иссле­до­ва­ни­ях Сол­неч­ной систе­мы кос­ми­че­ски­ми аппа­ра­та­ми, Ю. Кова­лёв (ФИАН) поде­лил­ся откры­ти­я­ми науч­ных команд рос­сий­ско­го кос­ми­че­ско­го теле­ско­па «Радио­астрон». С. Попов (ГАИШ) сде­лал экс­курс в акту­аль­ные про­бле­мы совре­мен­ной аст­ро­фи­зи­ки. В один из пого­жих вече­ров вме­сте с аст­ро­но­ма­ми из клу­ба «Ура­ния» участ­ни­ки наблю­да­ли в теле­скоп яркие небес­ные объ­ек­ты.

Один из дней был посвя­щен кос­ми­че­ской меди­цине и био­ло­гии. О раз­лич­ных аспек­тах экс­пе­ри­мен­тов с людь­ми и живот­ны­ми в кос­ми­че­ских поле­тах и на Зем­ле рас­ска­за­ли спе­ци­а­ли­сты ИМБП РАН. А био­лог и науч­ный жур­на­лист И. Яку­тен­ко осве­ти­ла тему физио­ло­гии чело­ве­ка в кон­тек­сте осво­е­ния даль­не­го кос­мо­са: какие про­бле­мы еще не реше­ны, для того что­бы мы мог­ли, напри­мер, поле­теть на Марс.

Алек­сандр Шаен­ко, руко­во­ди­тель обра­зо­ва­тель­ной про­грам­мы «Совре­мен­ная кос­мо­нав­ти­ка» в Мос­ков­ском поли­те­хе, пока­зал лет­ный экзем­пляр сту­ден­че­ско­го кос­ми­че­ско­го аппа­ра­та «Маяк», пла­ни­ру­е­мый к пус­ку на орби­ту вокруг Зем­ли в кон­це 2016 года в каче­стве попут­ной нагруз­ки спут­ни­ка «Кано­пус-В-ИК».

Александр Шаенко и летный экземпляр студенческого спутника «Маяк»

Алек­сандр Шаен­ко и лет­ный экзем­пляр сту­ден­че­ско­го спут­ни­ка «Маяк»

Кро­ме инте­рес­ных лек­ций была преду­смот­ре­на боль­шая экс­кур­си­он­ная про­грам­ма.

Участ­ни­ки посе­ти­ли кос­мо­град Коро­лёв и Центр управ­ле­ния поле­та­ми рос­сий­ско­го сег­мен­та Меж­ду­на­род­ной кос­ми­че­ской стан­ции, побы­ва­ли в Цен­тре под­го­тов­ки кос­мо­нав­тов им. Ю. А. Гага­ри­на, посмот­ре­ли тре­наж­ную базу и пооб­ща­лись с кос­мо­нав­том Оле­гом Арте­мье­вым и аст­ро­нав­том NASA Дугла­сом Уило­ком.

Осо­бый инте­рес вызва­ла экс­кур­сия в Инсти­тут меди­ко-био­ло­ги­че­ских про­блем РАН, где энту­зи­а­сты кос­мо­нав­ти­ки уви­де­ли назем­ный экс­пе­ри­мен­таль­ный ком­плекс НЭК, исполь­зу­е­мый для таких экс­пе­ри­мен­тов, как «Марс-500» и «Луна-2015». Участ­ни­ки осмот­ре­ли тре­на­же­ры, кото­рые раз­ра­ба­ты­ва­ют в ИМБП для кос­ми­че­ско­го при­ме­не­ния, и цен­три­фу­гу корот­ко­го ради­у­са, про­то­тип буду­щих средств про­фи­лак­ти­ки нега­тив­но­го воз­дей­ствия неве­со­мо­сти в дли­тель­ных кос­ми­че­ских поле­тах.

Были и дру­гие выступ­ле­ния и экс­кур­сии. Лет­няя кос­ми­че­ская шко­ла завер­ши­лась награж­де­ни­ем про­слу­шав­ших недель­ный курс сер­ти­фи­ка­та­ми и сло­ва­ми бла­го­дар­но­сти орга­ни­за­то­рам: Ана­ста­сии Ильи­ной и Ека­те­рине Малы­ше­вой.

Шко­ла состо­я­лась при под­держ­ке сооб­ще­ства энту­зи­а­стов «Твой сек­тор кос­мо­са», Объ­еди­нен­ной ракет­но-кос­ми­че­ской кор­по­ра­ции и Инсти­ту­та меди­ко-био­ло­ги­че­ских про­блем РАН.

Фото­гра­фии предо­став­ле­ны участ­ни­ка­ми Лет­ней кос­ми­че­ской шко­лы

1. Алек­сандр Хох­лов. Лет­няя кос­ми­че­ская шко­ла — 2015 /​/​ ТрВ-Нау­ка, № 185 от 11 авгу­ста 2015 года.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com