Опасные сайты: запрещать или развивать?

Михаил Родкин, докт. физ.-мат. наук, гл. науч. сотр. ИТПЗ РАН

Миха­ил Род­кин,
докт. физ.-мат. наук, гл. науч. сотр. ИТПЗ РАН

Не вызы­ва­ет сомне­ние боль­шая роль Интер­не­та во всех сфе­рах жиз­ни обще­ства, в том чис­ле таких при­скорб­ных, как тер­ро­ризм или под­рост­ко­вый суи­цид. Стан­дарт­ная реак­ция на эти явле­ния — запрет, ана­ло­гич­ный запре­ту на ввоз в стра­ну «под­рыв­ной лите­ра­ту­ры». Такие запре­ты и ранее ред­ко спа­са­ли поло­же­ние, чаще заго­ня­ли болезнь вглубь, спо­соб­ствуя «уси­ле­нию дав­ле­ния» и более раз­ру­ши­тель­но­му взры­ву впо­след­ствии. Не пред­став­ля­ют­ся запре­ты пана­це­ей и в нынеш­них усло­ви­ях.

Нач­нем с вопро­са о под­рост­ко­вых само­убий­ствах. Недав­но в ряде изда­ний про­шла серия пуб­ли­ка­ций, где гово­ри­лось о суще­ство­ва­нии сай­тов и закры­тых групп в Интер­не­те, кото­рые под­тал­ки­ва­ют под­рост­ков к само­убий­ствам. Есте­ствен­ной реак­ци­ей на это ста­ло закры­тие этих сай­тов и попыт­ки при­влечь их орга­ни­за­то­ров к ответ­ствен­но­сти. В более сдер­жан­ных пуб­ли­ка­ци­ях отме­ча­лась, одна­ко, извеч­ность про­бле­мы под­рост­ко­во­го суи­ци­да, отчет­ли­во осо­знан­ной по край­ней мере с опуб­ли­ко­ва­ния все­мир­но извест­но­го рома­на Иоган­на Вольф­ган­га Гёте «Стра­да­ния юно­го Вер­те­ра». Сам Гёте впо­след­ствии при­зна­вал­ся, что его напи­са­ние помог­ло ему пре­одо­леть тягу к само­убий­ству. На мно­гих дру­гих моло­дых людей эта кни­га про­из­во­ди­ла иное воз­дей­ствие; рас­про­стра­не­ние рома­на вызва­ло в Евро­пе вол­ну под­ра­жа­ю­щих само­убийств, что поз­же было назва­но «эффек­том Вер­те­ра». Этот эффект был так силен, что в ряде госу­дарств вла­сти запре­ти­ли рас­про­стра­не­ние рома­на.

Солид­ный воз­раст про­бле­мы под­рост­ко­во­го суи­ци­да, по-види­мо­му, ука­зы­ва­ет на ее слож­ность, а тем самым — на неэф­фек­тив­ность про­стых реше­ний — запре­ще­ния тех или иных сай­тов. Пола­гаю, в пери­од взрос­ле­ния боль­шин­ству из нас при том или ином кон­флик­те с роди­те­ля­ми, учи­те­ля­ми или при­я­те­ля­ми при­хо­ди­ла в голо­ву, как кра­си­во-блед­но будешь смот­реть­ся в гро­бу, как все окру­жа­ю­щие, не пони­мав­шие тебя при жиз­ни, будут пла­кать и сокру­шать­ся. Зада­ча тут сто­ит не в поис­ках вино­ва­тых, а в помо­щи под­рост­кам без­бо­лез­нен­но пре­одо­леть (воз­мож­но, неиз­беж­ные) кри­зис­ные явле­ния.

Если жизнь под­рост­ка скуч­на и одно­об­раз­на, такие мыс­ли будут при­хо­дить в голо­ву чаще. И эффек­тив­ная помощь здесь, ско­рее, не в запре­те сай­тов, где обсуж­да­ет­ся эта тема (запрет­ный плод все­гда осо­бен­но сла­док, осо­бен­но в под­рост­ко­вом воз­расте), а в созда­ние сай­тов, где эта бы тема все­сто­ронне обсуж­да­лась и лиша­лась бы оре­о­ла кра­си­вой роман­ти­ки. В част­но­сти, я не думаю, что девоч­ка сту­пи­ла бы с кры­ши, если бы пред­став­ля­ла себе, НЕ ТОЛЬКО как кра­си­во поле­тит и как потом кра­си­во-блед­ная будет лежать в гро­бу, как все вокруг будут сокру­шать­ся, винить себя и пла­кать, но и то, как неопрят­но будет лежать на асфаль­те, раз­дав­лен­ная слов­но муха на стек­ле, совсем не эро­тич­но испач­кан­ная соб­ствен­ны­ми испраж­не­ни­я­ми (ведь «испу­стил дух» — это не худо­же­ствен­ная мета­фо­ра, а про­сто кли­ни­че­ский факт). Надо помочь под­рост­ку пере­ра­с­ти про­бле­му, как ее пере­рос сам Гёте или вполне бла­го­по­луч­ный Левин из «Вос­кре­се­ния» Льва Тол­сто­го, так­же, тем не менее, помыш­ляв­ший о само­убий­стве.

Резон­но пред­по­ло­жить так­же, что дей­ствен­ной при­вив­кой от игры в смерть и от ряда дру­гих не менее вред­ных шало­стей может стать реаль­но испы­тан­ное чув­ство стра­ха смер­ти, пре­одо­ле­ния его и побе­ды. Полез­ны­ми в этой свя­зи могут ока­зать­ся, в част­но­сти, доста­точ­но серьез­ные похо­ды. Если ребе­нок запом­нит, как ему хоте­лось вжать­ся в склон, что­бы не упасть, как он изо всех сил борол­ся с вол­на­ми, что­бы лод­ка не пере­вер­ну­лась (то есть испы­та­ет чув­ство стра­ха смер­ти и гор­дость от его пре­одо­ле­ния), то креп­че будет дер­жать­ся за жизнь и в дру­гих слу­ча­ях. Я лич­но все­гда пере­жи­вал, когда мои сыно­вья ухо­ди­ли в серьез­ные похо­ды (есть дру­зья и зна­ко­мые, кото­рые не вер­ну­лись), но нико­гда им не мешал, лишь сле­дил по-воз­мож­но­сти, что­бы ожи­да­е­мый уро­вень слож­но­сти соот­вет­ство­вал их опы­ту.

Итак, пред­став­ля­ет­ся более эффек­тив­ной, хотя и мно­го более слож­ной, так­ти­ка не запре­та инфор­ма­ции, а доступ­но­го инфор­ми­ро­ва­ния о суи­ци­де, что­бы сде­лать соот­вет­ству­ю­щий образ не запрет­ным и при­тя­га­тель­но-кра­си­вым, а более близ­ким к страш­ной и непри­гляд­ной реаль­но­сти и, соот­вет­ствен­но, намно­го менее при­тя­га­тель­ным. Полез­ной ока­за­лась бы и инфор­ма­ция о рас­про­стра­нен­но­сти таких мыс­лей (что они быва­ют почти у каж­до­го под­рост­ка и отнюдь не ука­зы­ва­ют на его «избран­ность и осо­бость»).

Воз­мож­но, похо­жей так­ти­ки нуж­но при­дер­жи­вать­ся и в более слож­ном слу­чае — в борь­бе с тер­ро­риз­мом. Отме­тим преж­де все­го одно­сто­рон­ность пред­став­ле­ния это­го страш­но­го явле­ния в СМИ. Кро­ме несо­мнен­но ужас­ной и непри­гляд­ной его сто­ро­ны (в жерт­ву при­но­сят­ся невин­ные люди, часто про­сто дети), отме­тим, что ситу­а­ция, когда чело­век во имя идеи жерт­ву­ет сво­ей жиз­нью, в исто­рии чело­ве­че­ства все­гда было ове­я­на орео­лом герой­ства. Вряд ли мож­но внят­но объ­яс­нить, поче­му, напри­мер, жерт­вен­ное отно­ше­ние к сво­ей жиз­ни и тер­рор наро­до­воль­цев — это хоро­шо и как бы даже одоб­ря­ет­ся, а столь же жерт­вен­ное пове­де­ние во имя той или иной вет­ви исла­ма — совер­шен­но амо­раль­но. Побе­да над тер­ро­риз­мом невоз­мож­на, если не гово­рить о нем чест­но, если с ходу отка­зы­вать тер­ро­ри­стам в ува­же­нии и неко­то­рой толи­ке пони­ма­ния. Если вы пола­га­е­те вра­га исча­ди­ем ада, то зара­нее тор­пе­ди­ру­е­те саму воз­мож­ность дости­же­ния какой-либо дого­во­рен­но­сти, оста­ет­ся лишь надеж­да на пол­ное его уни­что­же­ние. А такая так­ти­ка ред­ко когда увен­чи­ва­лась успе­хом.

Заме­тим, что в зем­ной исто­рии все­гда суще­ство­ва­ли груп­пы людей, гото­вых во имя идеи жерт­во­вать и сво­и­ми, и чужи­ми жиз­ня­ми. В XIX веке это были раз­но­го рода наци­о­на­ли­сты и рево­лю­ци­о­не­ры, в XX спи­сок таких групп толь­ко рас­ши­рил­ся. Одна­ко к кон­цу XX века питав­шие преж­де тер­ро­ризм «зажи­га­тель­ные» идеи ока­за­лись без­на­деж­но опо­ро­че­ны и раз­вен­ча­ны. Труд­нее ста­ло подвиг­нуть на жерт­вен­ный «подвиг тер­ро­риз­ма» иде­ей наци­о­на­лиз­ма, ком­му­низ­ма, мао­из­ма или еще како­го-либо подоб­но­го поли­ти­че­ско­го уче­ния. К сожа­ле­нию, «свя­то место пусто не быва­ет», и место поли­ти­че­ских уче­ний вновь заня­ли рели­ги­оз­ные. Наста­ло вре­мя ислам­ско­го экс­тре­миз­ма. Веро­ят­но, в свое вре­мя он так­же сой­дет на нет. Неяс­но, поче­му рас­про­стра­не­ние полу­чил имен­но ислам­ский экс­тре­мизм и тер­ро­ризм. Воз­мож­но пото­му, что ислам — наи­бо­лее моло­дая из миро­вых рели­гий, она про­сто «не успе­ла пере­бе­сить­ся». Еще более веро­ят­но, что имен­но ислам­ским стра­нам доста­лись самые бога­тые запа­сы угле­во­до­ро­дов. Порож­ден­ные ими фон­та­ны неф­те­дол­ла­ров обна­жи­ли кон­фликт меж­ду финан­со­вы­ми воз­мож­но­стя­ми ислам­ской уммы и уров­нем ее рефлек­сии. Если вер­но послед­нее, то уро­вень ислам­ско­го фун­да­мен­та­лиз­ма дол­жен замет­но умень­шить­ся уже в бли­жай­шие годы в свя­зи со ста­биль­ным умень­ше­ни­ем цен на угле­во­до­ро­ды и пре­кра­ще­ни­ем пита­ю­ще­го экс­тре­мизм беше­но­го пото­ка неф­те­дол­ла­ров. Но хоте­лось бы пре­кра­тить (по край­ней мере, осла­бить) его уже сей­час. Напра­ши­ва­ю­щим­ся реше­ни­ем мог­ло бы стать раз­вен­ча­ние экс­тре­мист­ских рели­ги­оз­ных тече­ний, что, есте­ствен­но, вряд ли воз­мож­но ина­че, чем в усло­ви­ях сво­бод­ной дис­кус­сии. Соот­вет­ствен­но, и в слу­чае тер­ро­риз­ма, как и под­рост­ко­во­го суи­ци­да, более эффек­тив­ным может ока­зать­ся не так­ти­ка запре­та сай­тов, замал­чи­ва­ния и запре­ще­ния, а так­ти­ка широ­ко­го и сво­бод­но­го обсуж­де­ния про­бле­мы.

Сра­зу хочу под­черк­нуть, что не сто­ит пере­оце­ни­вать эффек­тив­ность раци­о­наль­ных спо­со­бов борь­бы с тер­ро­ром. Извест­но, что пре­ступ­ле­ния мож­но раз­де­лить на «раци­о­наль­ные» и «эмо­ци­о­наль­ные», эти типы пре­ступ­ле­ний регу­ли­ру­ют­ся раз­ны­ми фак­то­ра­ми и харак­те­ри­зу­ют­ся раз­лич­ным режи­мом. Как поли­ти­че­ский, так и рели­ги­оз­ный тер­ро­ризм, несо­мнен­но, отно­сят­ся к типу эмо­ци­о­наль­ных пре­ступ­ле­ний и пото­му пол­но­му лече­нию на осно­ве раци­о­наль­ной дис­кус­сии не под­да­ют­ся. Здесь могут помочь про­дук­ты худо­же­ствен­но­го твор­че­ства. Роман «Бесы» Ф.М.Достоевского, воз­мож­но, сыг­рал не мень­шую роль в сдер­жи­ва­нии тер­ро­ри­сти­че­ских экс­тре­мист­ских дви­же­ний в Рос­сии, чем цар­ская охран­ка.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

10 комментариев

  • aosypov:

    > тер­ро­ризм, несо­мнен­но, отно­сят­ся к типу эмо­ци­о­наль­ных пре­ступ­ле­ний

    На уровне испол­ни­те­лей – _​почти_​ да (воз­мож­ны слу­чаи раци­о­наль­но­го испол­не­ния в обмен на бла­га для род­ствен­ни­ков, напри­мер). На уровне орга­ни­за­то­ров, осо­бен­но помя­ну­тых «неф­те­дол­ла­ро­вых» – почти нет?

    • Михаил Родкин:

      Раци­о­наль­но … в обмен на бла­га для род­ствен­ни­ков? Мно­гим Вы им пожерт­ву­е­те при деле­же наслед­ства? А жизнь то еще цен­нее.
      По пово­ду орга­ни­за­то­ров – они же тоже не сла­бо риску­ют. Тот же Бен Ладен. Как пони­маю, есть (посте­пен­но с паде­ни­ем цен на УВ сой­дет на нет) – про­ти­во­ре­чие меж­ду огром­ны­ми финан­со­вы­ми воз­мож­но­стя­ми ислам­ско­го мира и порож­ден­ным ими ком­плек­сом вели­чия и уров­нем рефлек­сии, пони­ма­ни­ем сво­е­го уров­ня соци­аль­но­го и науч­но­го раз­ви­тия. Воз­ни­ка­ет ком­плекс непол­но­цен­но­сти, но при неви­дан­ных финан­со­вых воз­мож­но­стях – очень взры­во­опас­ная смесь. Это не толь­ко ислам­ских экс­тре­ми­стов каса­ет­ся.

      • aosypov:

        Вооб­ще-то, жерт­во­вать собой, что­бы разо­вую ком­пен­са­цию или пен­сию напра­ви­ли семье – вполне клас­си­че­ское дело в тра­ди­ци­он­ных обще­ствах. Мы, кото­рых Вы спро­си­ли, понят­но, тут пло­хой тест-объ­ект.

        • Михаил Родкин:

          Не уве­рен, ста­ти­сти­че­ских под­твер­жде­ний тако­му не знаю. Что жела­ние исполь­зо­вать (ска­жем пен­сию) что­бы не про­па­да­ла – име­ли место – конеч­но. Помни­те у Ремар­ка: – «Давай поже­ним­ся, тебе хоть атте­стат как вдо­ве доста­нет­ся»? Но это не зна­чит, что спе­ци­аль­но уми­ра­ли за род­ствен­ни­ков, ско­рее пони­ма­ли, что шан­сов уме­реть очень мно­го и реша­ли «и для семьи хоть что-нибудь добыть». – помни­те арию Мель­ни­ка?

  • aosypov:

    Анти­про­па­ган­да суи­ци­дов: экс­кур­сия в морг.

  • aosypov:

    Инте­рес­но, как пси­хи­ат­ры про­во­дят гра­ни­цу нор­мы в слу­чае ирра­ци­о­наль­но­го пове­де­ния – по сте­пе­ни соци­а­ли­за­ции? Если инди­ви­ду­аль­ный набор веро­ва­ний б.м. сов­па­да­ет с одним из _​синхронных_​ и доступ­ных для озна­ком­ле­ния мас­со­вых, типа при­знан­ных рели­ги­оз­ных уче­ний – зна­чит, ок, соци­а­ли­зи­ро­ван­ная пер­со­на, здо­ров и взят­ки глад­ки, а если бред само­сто­я­тель­ный, или непри­знан­ный (шапоч­ки из фоль­ги и голо­са из розет­ки), или явно несвое­вре­мен­ный (напр., ста­рые ацтек­ские боги или, когда-нибудь – нынеш­ние при­знан­ные рели­ги­оз­ные уче­ния) – то болен? Исто­ризм, напри­мер, горь­ко пла­чет в углу…

  • aosypov:

    То есть если пси­хи­ат­ры опре­де­ля­ют нор­маль­ность через соот­вет­ствие рас­про­стра­нен­ным груп­пам веро­ва­ний – насиль­ствен­ным обра­зом (у кого боль­ше дол­ла­ров – неф­те- или про­чих) сни­жа­ем под порог тер­ро­ри­сти­че­ские груп­пы, а потом пусть остат­ки тер­ро­ри­стов с пси­хи­ат­ра­ми сами спо­рят.

    • Михаил Родкин:

      Если Вы име­е­те в виду раз­ли­чие «эмо­ци­о­наль­ных» и «раци­о­наль­ных» пре­ступ­ле­ний, то у меня дру­гой опыт. Когда мы это ста­ти­сти­че­ски иссле­до­ва­ли, то эмо­ци­о­наль­ные силь­нее кор­ре­ли­ро­ва­ли с гео­фи­зи­че­ски­ми фак­то­ра­ми и с «выда­чей зар­пла­ты». Раци­о­наль­ные боль­ше откли­ка­ют­ся на уро­вень дохо­дов и их дис­ба­ланс. Я ско­рее ста­ти­стик, точ­но не пси­хи­атр, они это выде­ля­ют по сво­им кано­нам.

  • Ash:

    1. «Вряд ли мож­но внят­но объ­яс­нить, поче­му, напри­мер, жерт­вен­ное отно­ше­ние к сво­ей жиз­ни и тер­рор наро­до­воль­цев — это хоро­шо и как бы даже одоб­ря­ет­ся, а столь же жерт­вен­ное пове­де­ние во имя той или иной вет­ви исла­ма — совер­шен­но амо­раль­но.»

    Для наро­до­воль­цев тер­рор был сред­ством борь­бы за луч­шую жизнь для про­сто­го наро­да. В слу­чае исла­ма подо­плё­ка та же самая, но испол­ни­те­ли (да и мно­гие руко­во­ди­те­ли) это не пони­ма­ют.

    2. «Неяс­но, поче­му рас­про­стра­не­ние полу­чил имен­но ислам­ский экс­тре­мизм и тер­ро­ризм.»

    Ислам объ­еди­ня­ет раз­роз­нен­ных людей, в абсо­лют­ном боль­шин­стве в «золо­той мил­ли­ард» не вхо­дя­щих. Они чув­ству­ют, что оби­же­ны, но понять истин­ную при­чи­ну не могут. И оби­да при­об­ре­та­ет рели­ги­оз­ные фор­мы, как это не раз было в исто­рии.

    Ну а то, что сплошь и рядом дви­же­ние воз­глав­ля­ют люди, дале­ко не бед­ные, име­ет не мень­ше чем две при­чи­ны. Во-пер­вых, таким дви­же­ни­ем мож­но поль­зо­вать­ся в сво­их целях (кста­ти, в отли­чие от наро­до­воль­цев). Во-вто­рых, те же наро­до­воль­цы в боль­шин­стве при­над­ле­жа­ли не к самым бед­ным кру­гам.

  • Ash:

    И, конеч­но, гео­гра­фия. Те же буд­ди­сты живут намно­го даль­ше от «золо­то­го мил­ли­ар­да».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com