Задевая за живое

Важ­ней­ший нюанс вос­при­я­тия моле­ку­ляр­ной био­ло­гии в оте­че­ствен­ных реа­ли­ях: ее тра­ди­ци­он­но сла­бо пре­по­да­ют, осо­бен­но в срав­не­нии с «клас­си­че­ским» физ­ма­том, в шко­лах и вузах Рос­сии. Кро­ме того, в нашей стране очень сла­бо раз­ви­та био- и фар­мин­ду­стрия — и в отсут­ствие инду­стри­аль­но­го, про­мыш­лен­но­го «зака­за» не сло­жи­лось ника­ких типо­вых под­хо­дов к базо­во­му обра­зо­ва­нию в этих обла­стях. В ито­ге эта сфе­ра мало­по­нят­на для моло­де­жи, даже искренне моти­ви­ро­ван­ной на «поиск себя» и на погру­же­ние в новые обла­сти зна­ний.

Меж­ду тем совре­мен­ная моле­ку­ляр­ная био­ло­гия — важ­ная часть фун­да­мен­таль­но­го зна­ния о миро­устрой­стве. Пото­му зада­чей пер­во­оче­ред­ной важ­но­сти в био­ло­ги­че­ском обра­зо­ва­нии мне видит­ся раз­го­вор об общ­но­сти зако­нов при­ро­ды, — управ­ля­ю­щих и окру­жа­ю­щим нас миром в целом, и миром живо­го в част­но­сти. Базо­вое устрой­ство объ­ек­тов, состав­ля­ю­щих мир живо­го, как и общие прин­ци­пы тече­ния про­цес­сов в этом мире, мож­но обсуж­дать, опе­ри­руя про­сты­ми, инту­и­тив­но понят­ны­ми кате­го­ри­я­ми. И как итог пере­но­са озву­чен­ных тут мыс­лей в непо­сред­ствен­ную прак­ти­ку появил­ся этот курс «Вве­де­ние в моле­ку­ляр­ную био­ло­гию и био­ме­ди­ци­ну» (https://stepic.org/549). Я наде­юсь, что это пер­вый кир­пи­чик в попыт­ке выстро­ить новое, совре­мен­ное пони­ма­ние базо­во­го био­ло­ги­че­ско­го обра­зо­ва­ния. Я буду рад откли­ку всех заин­те­ре­со­ван­ных людей.

Пётр Вла­сов,
senior postdoc в Centre for Genomic Regulation (CRG), Бар­се­ло­на

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , ,

 

4 комментария

  • Михаил Фёдоров Фейсбук:

    Петр, все учеб­ные кур­сы, дан­ной плат­фор­мы, доступ­ны мас­сам? А то при про­смот­ре, уже выско­чи­ло уже «страш­ное пре­ду­пре­жде­ние», что ресурс по дан­но­му IP – закрыт.

  • Я про­чи­тал , Петр, Вашу крат­кую инфор­ма­цию о кур­се на сай­те Степик.Орг.
    Так как она очень крат­кая, то её надо бы вам слег­ка рас­ши­рить и поме­стить пря­мо сюда, что­бы мож­но было быст­ро и эффек­тив­но её обсуж­дать.
    Неко­то­рые про­стые мыс­ли по пово­ду ваше­го кур­са:–
    1) Так как этот курс пред­на­зна­чен для школь­ни­ков, то его надо устро­ить как «музей­ный экс­по­нат» (Слай­ды, рисун­ки, боль­шие фото,краткие тек­сты) по типу того, как устро­е­ны экс­по­зи­ции для школь­ни­ков по ряду наук в Музее Нату­раль­ной Исто­рии в Нью-Йор­ке. Цель таких экс­по­зи­ций – это дать нагляд­ное посо­бие для БЫСТРОГО ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКАМИ основ­ных кон­цеп­ций нау­ки , – и тем самым талант­ли­вый школь­ник может за 2–3 неде­ли достичь уров­ня сту­ден­та 2–4 кур­сов ВУЗа (до сте­пе­ни Бака­лав­ра).
    2) Пред­мет ваше­го кур­са важ­ный, совре­мен­ный, но есть ряд заме­ча­ний:–
    «Нау­кой о Живом» в Рос­сии инте­ре­со­ва­лись дав­но мно­гие уче­ные, но кафедр с таким назва­ни­ем не было. А зна­чит не была сфор­му­ли­ро­ва­на область зна­ния, пред­мет этой нау­ки. Это была в СССР и США про­сто некая смесь био­ло­гии, физи­ки, био­фи­зи­ки, при­бо­ров и немно­го меди­ци­ны. Кафед­ры «Лайф Сай­енс» ста­ли появ­лять­ся в США в 1993–95 годах. Осо­бо­го ново­го в них не было. Сей­час в послед­нии годы ряд круп­ней­ших уни­вер­си­те­тов и НИИ в США под тер­ми­ном и нау­кой «Нау­ка о Живом» пони­ма­ют нау­ки и аре­ал более ста­рые (19 и пер­вой поло­ви­ны 20 века)(типа Пале­он­то­ло­гия, Физио­ло­гия Рас­те­ний, и тд).
    3) Таким обра­зом, ваш курс нуж­да­ет­ся в ФИЛОСОВСКОМ и НАУЧ­НО-пред­мет­ном-МЕТО­ДО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКОМ ОБОСНОВАНИИ,
    4) Вы отме­ти­ли, что мате­ма­ти­ку в вашем кур­се давать вы избе­га­е­те. Да это труд­но дать школь­ни­кам , а то и СОЗДАТЬ их, неко­то­рые совре­мен­ные кон­цеп­ции и под­хо­ды к ста­ти­сти­ки, тео­рии систем, мат­мо­де­ли­ро­ва­нию и тд и тд Но школь­ни­ки уже кое что зна­ют о рядах и про­грес­си­ях, ком­би­на­то­ри­ки и ста­ти­сти­ки, об Интер­не­те-Веб- и Кибер-моде­ли­ро­ва­нии. Поду­май­те и создай­те схе­мы, иллю­стра­ции и часть фор­мул для «музей­ной» экс­по­зи­ции ваше­го кур­са для школь­ни­ков!

  • aosypov:

    Что­бы что-то кон­крет­ное ска­зать, надо ска­чать сам мате­ри­ал.

  • Любовь:

    Пётр Вла­сов, боль­шое спа­си­бо­за курс.
    Моей доче­ри он наевр­ное ещё не по воз­рас­ту, но буду наде­ять­ся, что он оста­нет­ся доступ­ным и через нескольк лет.
    Под­дер­жи­ваю пред­ло­же­ния Nikolay Botov.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com