«Хокулеа» пришла в Нью-Йорк

Найноа Томпсон и Пан Ги Мун. Фото с сайта www.hokulea.com

Най­ноа Томп­сон и Пан Ги Мун. Фото с сай­та www.hokulea.com

Позна­ко­мив­шись в 2012 году с одним из осно­ва­те­лей PVS, Обще­ства поли­не­зий­ских пла­ва­ний, ини­ци­а­то­ром воз­рож­де­ния тра­ди­ци­он­но­го поли­не­зий­ско­го судо­стро­е­ния, про­фес­со­ром антро­по­ло­гии Гавай­ско­го уни­вер­си­те­та Беном Фин­ни, я никак не пред­по­ла­гал, что когда-нибудь уви­жу его леген­дар­ное дети­ще, про­слав­лен­ное двой­ное каноэ «Хоку­леа» (Hokulea). Но 4 мая 2016 года это про­изо­шло, и мы с вну­ком встре­ча­ли его на Ман­х­эт­тене. Оно сто­я­ло в кро­шеч­ной гава­ни North Cove Yacht Harbor, что у Все­мир­но­го финан­со­во­го цен­тра, а на его бор­ту при­был сам Най­ноа Томп­сон, мно­го­лет­ний капи­тан «Хоку», а ныне пре­зи­дент PVS и орга­ни­за­тор кру­го­свет­ки гавай­ских каноэ.

Томп­сон и Фин­ни были участ­ни­ка­ми деви­чье­го пла­ва­ния «Хоку­леа», пер­вен­ца это­го обще­ства, когда в 1976 году без каких-либо нави­га­ци­он­ных инстру­мен­тов каноэ успеш­но дошло от Гавай­ев до Таи­ти и вер­ну­лось обрат­но. И вот Томп­сон заду­мал кру­го­свет­ное путе­ше­ствие. Старт пла­ни­ро­вал­ся на фев­раль 2012 года, но сна­ча­ла при­шлось стать в док. За кор­мой у «Хоку» было уже 35 лет и 125 тысяч миль оке­ан­ских пла­ва­ний — она избо­роз­ди­ла весь Тихий оке­ан! Лишь в мар­те 2013-го каноэ вышло из ремон­та и модер­ни­за­ции — прак­ти­ка пока­за­ла необ­хо­ди­мость неко­то­рых пере­де­лок.

С Беном (он, кста­ти, бывал в СССР — по при­гла­ше­нию Юрия Сен­ке­ви­ча) нас позна­ко­ми­ла его супру­га, Люд­ми­ла Фин­ни, пре­по­да­ва­тель сла­ви­сти­ки в Гавай­ском уни­вер­си­те­те. Они щед­ро дели­лись инфор­ма­ци­ей, и когда 30 мая 2013 года «Хоку» и новое каноэ «Хики­ана­лиа» отпра­ви­лись для под­го­тов­ки эки­па­жей в тре­ни­ро­воч­ное цир­кум­га­вай­ское пла­ва­ние, при­сут­ство­ва­ли на тор­же­ствен­ной цере­мо­нии.

А 30 мая 2014 года каноэ отпра­ви­лись в «Мала­ма Хонуа» («Сбе­ре­жем нашу Зем­лю») — так назы­ва­ет­ся их кру­го­свет­ное путе­ше­ствие в тра­ди­ци­он­ном поли­не­зий­ском сти­ле, без совре­мен­ных средств судо­вож­де­ния. Тем не менее к архи­пе­ла­гу Туа­мо­ту вышли точ­но, и откло­не­ние от опти­маль­но­го кур­са на дистан­ции в 2400 миль не пре­вы­ша­ло 70 км. В Папе­эте, сто­ли­це Таи­ти, их встре­ча­ли сот­ни лодок, яхт и кате­ров и тыся­чи людей на бере­гу, вклю­чая пре­зи­ден­та Фран­цуз­ской Поли­не­зии. В честь высо­ких гостей Пао­фаи-Бич пере­име­но­ва­ли в Хоку­леа-Бич, а Том­сон был воз­ве­ден в рыцар­ское досто­ин­ство, став коман­до­ром орде­на Таи­ти Нуи!

Далее путь про­ле­гал через бес­чис­лен­ные ост­ро­ва, рифы и атол­лы ост­ро­вов Обще­ства и Кука и вел на Самоа. Ваа (так гавай­цы про­из­но­сят поли­не­зий­ское сло­во вака, лод­ка) посе­ти­ли свя­щен­ный ост­ров Раи­а­теа (рань­ше он назы­вал­ся Хава­ии-фана­у­ра-фенуа — Хава­ии-колы­бель), отту­да зашли на Хуа­хине Нуи и через Бора-Бора отпра­ви­лись в даль­ний пере­ход на Раротон­га. Какие звон­кие име­на! Что ни назва­ние, то пес­ня Город­ниц­ко­го!

21 авгу­ста гавай­цы при­бы­ли в Паго-Паго (Аме­ри­кан­ское Самоа) и там на «Хоку» сме­ни­ли парус­ное воору­же­ние — тра­ди­ци­он­ную так назы­ва­е­мую «клеш­ню кра­ба» на одной из мачт заме­ни­ли обыч­ным косым пару­сом. Отту­да силь­ный ветер и рас­сви­ре­пев­шее море не пус­ка­ли их в Апиа, где долж­на была начать­ся кон­фе­рен­ция ООН, посвя­щен­ная раз­ви­тию малых ост­ро­вов, и лишь 30 авгу­ста, невзи­рая на четы­рех­мет­ро­вые вол­ны, Най­ноа сумел выве­сти лод­ки из гава­ни. Он сам вел каноэ, ори­ен­ти­ру­ясь по луне и звез­дам, и вывел его точ­но к цели! Гавай­цы успе­ли на кон­фе­рен­цию, и Том­сон с Пан Ги Муном под­пи­са­ли на бор­ту «Хоку­леа» декла­ра­цию об охране окру­жа­ю­щей сре­ды и мор­ских ресур­сов. Гене­раль­ный сек­ре­тарь само­лич­но сто­ял у руле­во­го вес­ла во вре­мя пока­за­тель­но­го пла­ва­ния по бух­те и выра­зил надеж­ду на встре­чу с поли­не­зий­ца­ми в 2016 году, когда их каноэ при­бу­дут в Нью-Йорк.

Два­жды посе­щал каноэ и гла­ва Неза­ви­си­мо­го госу­дар­ства Самоа — Туи Атуа (вождь, Его Высо­че­ство) Тупуа Тама­се­се Эфи. Он заме­тил, что поли­не­зий­цы засе­ли­ли все ост­ро­ва Тихо­го оке­а­на, когда евро­пей­цы едва вышли в море и нашли Канар­ские ост­ро­ва. Но теперь, увы, поли­не­зий­цы в целом и само­ан­цы в част­но­сти, гово­рят о сво­ей куль­ту­ре шепо­том, посе­то­вал Его Высо­че­ство.

Посе­тив ост­ро­ва Тон­га, дви­ну­лись к Аоте­а­роа, Длин­но­му Бело­му Обла­ку, Новой Зелан­дии и 9 нояб­ря уви­де­ли ее бере­га. Увы, в этот раз нави­га­то­ры под­ве­ли, откло­нив­шись от кур­са более чем на 200 км, и каноэ едва не про­ско­чи­ли Север­ный ост­ров. По сча­стью, уда­лось заме­тить его край­нюю око­неч­ность и кру­то свер­нуть на юго-восток.

16 нояб­ря в Наци­о­наль­ном пар­ке Ваи­тан­ги состо­я­лась тор­же­ствен­ная цере­мо­ния: их встре­ча­ли сот­ни маори с тяже­лы­ми дере­вян­ны­ми копья­ми, кото­рых доста­ви­ло огром­ное (24 тон­ны, 35 м дли­ной, 90 греб­цов) бое­вое каноэ «Нга­то­ки­ма­та­ва­роа», назван­ное в честь древ­не­го каноэ, на кото­ром пред­ки маори при­бы­ли в Новую Зелан­дию.

7 декаб­ря каноэ при­бы­ли в Окленд, и там пла­ны изме­ни­лись (судя по все­му, сыг­ра­ли свою роль финан­со­вые труд­но­сти). Путе­ше­ствие про­дол­жи­ла лишь «Хоку­леа». Вый­дя в кон­це апре­ля из Оклен­да, она пере­сек­ла Тасма­но­во море и при­бы­ла в Сид­ней, отку­да дви­ну­лась вдоль побе­ре­жья Австра­лии на север, захо­дя по пути во мно­гие пор­ты. В рай­оне Боль­шо­го Барьер­но­го рифа при­шлось про­ве­сти очист­ку кор­пу­сов, силь­но оброс­ших водо­рос­ля­ми, и в ито­ге до Дар­ви­на каноэ доби­ра­лось почти два меся­ца. 24 июля оно пере­сек­ло Тимор­ское море и при­бы­ло на индо­не­зий­ский ост­ров Бали. А 16 авгу­ста поли­не­зий­цы отпра­ви­лись в незна­ко­мые им воды Индий­ско­го оке­а­на.

Посе­тив Мав­ри­кий и Мада­га­скар, достиг­ли Мозам­би­ка, в нояб­ре оста­но­ви­лись в Кейп­та­уне, а на Рож­де­ство, 24 декаб­ря 2015 года, дви­ну­лись в Бра­зи­лию. По пути они посе­ти­ли ост­ров Свя­той Еле­ны и ост­ро­ва Фер­нан­ду ди Норо­нья, где про­ве­ли по четы­ре дня, еще на какие-то ост­ро­ва захо­ди­ли, немно­го заплу­та­ли в незна­ко­мых водах, при­бы­ли в бра­зиль­ский порт Натал 2 фев­ра­ля. «Хоку» не гон­щик, хотя она и выпол­не­на из совре­мен­ных мате­ри­а­лов, но стро­и­ли ее по ста­рин­ным образ­цам, она силь­но усту­па­ет в ско­ро­сти поли­не­зий­ским каноэ XVIII века. Ее сред­няя кур­со­вая ско­рость состав­ля­ет 4–5 узлов, дохо­дя в хоро­ший ветер до 6–7 и более (даже до 10 узлов, но не верь­те дан­ным Руви­ки про 15–20 узлов!), что лишь чуть выше ско­ро­сти нао эскад­ры Магел­ла­на. И всё же по ходо­во­му вре­ме­ни гавай­цы пре­одо­ле­ли Атлан­ти­ку быст­рее Колум­ба, хотя и пере­се­ка­ли ее наис­ко­сок, по гораз­до более длин­но­му марш­ру­ту.

Из Бра­зи­лии «Хоку» 12 фев­ра­ля дви­ну­лась на Кари­бы, зашла на Вир­гин­ские ост­ро­ва и на Кубу (увы, визит Оба­мы на ост­ров затмил при­бы­тие гавай­цев), после чего и напра­ви­лась в США. К это­му момен­ту ста­ла ска­зы­вать­ся нарас­та­ю­щая уста­лость эки­па­жа и Фло­ри­ду они оги­бать не ста­ли, ее пере­сек­ли на бук­си­ре по рекам, кана­лам и озе­ру Оки­чо­би, здо­ро­во разо­ча­ро­вав жите­лей Май­а­ми, наде­яв­ших­ся полю­бо­вать­ся столь экзо­ти­че­ской пти­цей. Птен­цы Най­ноа под­ня­лись вдоль аме­ри­кан­ско­го побе­ре­жья до Чеса­пик­ско­го зали­ва и, посе­тив Нор­фолк, это родо­вое гнез­до зна­ме­ни­тых аме­ри­кан­ских авиа­нос­цев, 18 мая в сопро­вож­де­нии целой фло­ти­лии мест­ных каноэ при­шли в сто­ли­цу, Вашинг­тон, где и полу­чи­ли поло­жен­ную долю поче­стей.

Ну а 31 мая каноэ вошло в нью-йорк­скую бух­ту и про­сле­до­ва­ло мимо зна­ме­ни­то­го Брай­тон-Бич и мое­го бере­га (я живу на полу­ост­ров­ке Ман­х­эт­тен-Бич, кото­рый силь­но постра­дал во вре­мя ура­га­на Сэн­ди) в рас­по­ло­жен­ный непо­да­ле­ку яхт-клуб в зали­ве Джа­мей­ка-Бей. Мы с вну­ком были там, и надо ска­зать, что Иван ожи­дал боль­ше­го. Да и то на фоне гро­мад­ных оке­ан­ских три­ма­ра­нов, супер­со­вре­мен­ных, сто­я­щих мил­ли­о­ны и спо­соб­ных обо­гнуть нашу пла­не­ту за 45 дней (таков нынеш­ний рекорд), летя­щих над вол­на­ми со сред­ней ско­ро­стью до 27 узлов, раз­ви­вая порой более 47 (как тор­пед­ный катер!) «Хоку» с ее весь­ма уме­рен­ны­ми ско­рост­ны­ми дан­ны­ми и водо­из­ме­ще­ни­ем 12 тонн в пол­ном гру­зу, не торо­пясь тре­тий год оги­ба­ю­щая Зем­лю, смот­ре­лась скром­но. И всё же все эти поро­ди­стые рыса­ки, эти гон­чие оке­а­на — все они потом­ки имен­но поли­не­зий­ских ката­ма­ра­нов. Послед­ний раз одно­кор­пус­ная яхта выиг­ры­ва­ла кубок Жюля Вер­на очень дав­но, лет сорок назад.

По сосед­ству с нами поли­не­зий­цы отды­ха­ли несколь­ко дней, пока не отпра­ви­лись к боль­шо­му Ман­х­эт­те­ну, где и состо­я­лась крат­кая пред­ва­ри­тель­ная цере­мо­ния встре­чи. На каноэ пус­ка­ли лишь гавай­ских теле­жур­на­ли­стов и род­ствен­ни­ков, при­ле­тев­ших встре­чать сво­их геро­ев в сто­ли­цу мира. Но вско­ре, пере­швар­то­вав каноэ на дру­гую сто­ро­ну пир­са, на при­чал сошел сам уста­лый Най­ноа Томп­сон и при­гла­сил всех прий­ти сюда зав­тра, 5 июня. Будет боль­шой празд­ник, сооб­щил он, они очень рады видеть Нью-Йорк, куда при­бы­ли спе­ци­аль­но к Все­мир­но­му дню оке­а­нов — и во испол­не­ние обе­ща­ния, дан­но­го Ген­се­ку ООН год назад на Самоа.

Здесь, судя по все­му, и будет при­ня­то реше­ние, выжать ли всё воз­мож­ное из путе­ше­ствия, идти ли в Евро­пу или воз­вра­щать­ся на Гавайи. Судя по тому, что завер­ше­ние кру­го­свет­ки запла­ни­ро­ва­но на 2017 год, вре­мя на Евро­пу есть, а визит туда стал бы вели­чай­шим три­ум­фом поли­не­зий­ско­го море­пла­ва­ния. Но и уста­лость коман­ды нали­цо. Еще бы, на такой скор­луп­ке оси­лить почти 25 тысяч миль!

Но как бы то ни было, а поли­не­зий­цы пока­за­ли, что были и оста­ют­ся самы­ми вели­ки­ми море­пла­ва­те­ля­ми мира, что они соба­ку съе­ли в этом деле, а не капи­та­на Кука, како­вое пре­ступ­ле­ние при­пи­сы­ва­ет им мол­ва и пес­ня Высоц­ко­го. Нет, гос­по­да, гавай­цы, как подроб­но объ­яс­ни­ла мне Люд­ми­ла Фин­ни, не ели таких достой­ных про­тив­ни­ков! Им нуж­ны были толь­ко кости. У всех свои обы­чаи, не так ли?

Юрий Кирпичёв на фоне «Хокулеа»

Юрий Кир­пи­чёв на фоне «Хоку­леа»

Юрий Кир­пи­чёв
Фото авто­ра

См. так­же

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

 

16 комментариев

  • Юрий Кирпичев:

    Итак, визит «Хоку­леа» в Нью-Йорк завер­шил­ся. Вче­ра, 18 июня, каноэ поки­ну­ло Джер­си-Сити, где сто­я­ло послед­нюю неде­лю, и через Ист Ривер про­сле­до­ва­ло в Лонг Айленд Саунд. Ночь про­ве­ли в Порт Джеф­фер­сон и сего­дня с утра напра­ви­лись на запад.
    О пла­нах Най­ноа Томп­со­на пока ниче­го не извест­но – то ли это будет визит друж­бы в Новую Англию, то ли, на что я очень надеюсь,гавайцы реши­ли идти в Евро­пу.

  • Юрий Кирпичев:

    Куда пой­дет «Хоку­леа»?
    Поки­нув Нью-Йорк 18 июня, гавай­ское каноэ не торо­пясь, с часты­ми захо­да­ми в пор­ты и дол­ги­ми сто­ян­ка­ми, про­шло вдоль Лонг-Айлен­да, посе­ти­ло Кон­нек­ти­кут и ост­ров Мар­тас Виньярд, нанес­ло визит в Мас­са­чу­сет­скую мор­скую ака­де­мию, затем по кана­лу Кейп Код пере­сек­ло зна­ме­ни­тый одно­имен­ный полу­ост­ров и несколь­ко дней назад достиг­ло Босто­на, где и вста­ло на якорь менее чем в миле от зна­ме­ни­то­го фре­га­та «Кон­сти­тьюшн».
    И вот сего­дня утром, 14 июля, оно сно­ва вышло в море. Куда же пой­дут поли­не­зий­цы?
    Мно­гие наде­я­лись на то, что в ходе сво­е­го кру­го­свет­но­го пла­ва­ния они посе­тят Евро­пу, но в сере­дине лета туда идти уже позд­но­ва­то – на пере­се­че­ние Атлан­ти­ки у каноэ уйдет не менее меся­ца, а то и полу­то­ра. Впро­чем, если не заби­рать­ся в Сре­ди­зем­ное море и огра­ни­чить­ся крат­ким посе­ще­ни­ем Англии, Фран­ции и Испа­нии, то вполне мож­но вер­нуть­ся назад путем Колум­ба, по южно­му марш­ру­ту.

  • Юрий Кирпичев:

    К вече­ру «Хоку» ошвар­то­ва­лась в Сале­ме – хотя Валь­пур­ги­е­ва ночь дав­но про­шла…

  • Юрий Кирпичев:

    «Хоку» дошла до Мэй­на, устра­и­вая по пути празд­нич­ные встре­чи с мест­ны­ми индей­ца­ми, а 30 июля сно­ва вышла в море. Судя по все­му, гавай­цы дер­жат курс на Ярмут в Нова Ско­тии. Они наме­ре­ны посе­тить Кана­ду!

  • Юрий Кирпичев:

    Итак, при­дя под вечер 30 июля в Ярмут, что в Нова Ско­тии, гавай­цы добра­лись до Кана­ды! Они уже быва­ли у ее бере­гов, но толь­ко у запад­ных, тихо­оке­ан­ских. Тогда они нанес­ли визит бла­го­дар­но­сти индей­цам за пода­рен­ные теми гро­мад­ные ство­лы ван­ку­вер­ских сосен, кото­рые пошли на построй­ку ново­го каноэ. Гости­ли, в част­но­сти, и у индей­цев ква­ки­ютль, кото­рых Тур Хей­ер­дал счи­тал пред­ка­ми поли­не­зий­цев.
    Ну а утром 4 авгу­ста «Хоку» сно­ва вышла в море – и напра­ви­лась назад, в Мэйн. Судя по все­му, поход в Евро­пу не состо­ит­ся…

  • Сего­дня «Хоку» вер­ну­лась в Нью-Йорк, но ошвар­то­ва­лась на той сто­роне Гуд­зо­на, в Нью-Джер­си. Ей самое вре­мя воз­вра­щать­ся домой, на Гавайи, бла­го, ура­га­ны пока не раз­гу­ля­лись. Но что любо­пыт­но – лето выда­лось изобиль­ное на экзо­ти­че­ских для наших вод гостей: неза­дол­го до поли­не­зий­цев вверх по реке Св. Лав­рен­тия ушел огром­ный нор­веж­ский драк­кар Draken Harald Hårfagre (Dragon Harald Fairhair), а бук­валь­но сле­дом за ним – испан­ский гале­он «Анда­лу­сия».
    Они при­ня­ли уча­стие во мно­же­стве празд­неств на Вели­ких Озе­рах, при­чем Эль Гале­он, как чаще зовут «Анда­лу­сию», дошел сего­дня до Дулу­та на оз. Верх­нем, край­ней севе­ро-запад­ной точ­ки марш­ру­та. В октяб­ре ждем его у нас, в Сент-Ога­стине, в его вто­ром доме. Экое слав­ное выда­лось лето!

  • Бра­во, гавай­цы! Толь­ко что «Хоку» мино­ва­ла Ске­нек­те­ди – она под­ня­лась по Гуд­зо­ну и сей­час дви­жет­ся по кана­лу Эри в одно­имен­ное озе­ро. Похо­же, поли­не­зий­цы наме­ре­ны при­со­еди­нить­ся к эскад­ре парус­ни­ков, участ­ву­ю­щих в TALL SHIPS CHALLENGE® Great Lakes 2016. А по пути раз­ми­нет­ся с нор­веж­ским драк­ка­ром, кото­рый направ­ля­ет­ся с Вели­ких озер в Нью-Йорк.

  • Поли­не­зий­цы сно­ва в Кана­де
    Их каноэ «Хоку­леа» под­ня­лось по Гуд­зо­ну, про­шло по кана­лу в озе­ро Онта­рио (раз­ми­нув­шись по пути с нор­веж­ским драк­ка­ром) и сего­дня при­бы­ло в Кейп Вин­сент, что в исто­ках реки Св. Лав­рен­тия.
    Пока неяс­но, при­мут ли гавай­цы уча­стие в Tall Ship Festival, кото­рый про­хо­дит на Вели­ких озе­рах, или спу­стят­ся по реке до Мон­ре­а­ля и Кве­бе­ка.
    https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1023729097747579&set=pcb.1023714947748994&type=3

  • «Хоку­леа» воз­вра­ща­ет­ся в Нью-Йорк
    Про­ве­дя три дня в Мон­ре­а­ле, гавай­ское каноэ дви­ну­лось вниз по вели­кой Сан Лоран, р. Св. Лав­рен­тия, и я уже думал, что оно идет в Кве­бек Сити, но Най­ноа Томп­сон спла­ни­ро­вал иной марш­рут. В Соре­ле «Хоку» вошла в реку Рише­лье и по ней под­ня­лась до оз. Шамплен.
    Сей­час она сно­ва в США и сто­ит у Rouses Point – сколь­ко раз я про­хо­дил на этой стан­ции погра­нич­ный кон­троль! Чуть южнее Платтс­бург, в нача­ле 60-х в лесах вокруг него бази­ро­ва­лись МБР «Атлас», наце­лен­ные на юг евро­пей­ской части СССР, а зна­чит, и на мой Донецк. Во вре­мя Кариб­ско­го кри­зи­са их при­ве­ли в бое­вую готов­ность… Такеи вот стра­те­ги­че­ские свя­зи.
    Далее лежит путь по Шамплен, оз. Джордж и Гуд­зо­ну до Newport Yacht Club and Marina, Jersey City, пря­мо напро­тив Мах­эт­те­на.
    Судя по тому, что завер­ше­ние кру­го­свет­ки запла­ни­ро­ва­но на сле­ду­ю­щий год, от гавай­цев мож­но ожи­даь новых сюр­при­зов. Я все же наде­юсь, что они посе­тят Евро­пу!

  • В пред­вку­ше­нии новой встре­чи
    Сего­дня «Хоку» оста­но­ви­лась в Уил­минг­тоне, Сев. Каро­ли­на. Поки­нув Нью-Йорк 11 октяб­ря, каноэ на пару недель задер­жа­лось в Нью­порт-Ньюс, сто­ли­це аме­ри­кан­ских авиа­нос­цев. Там оно про­шло сред­ний ремонт – как-никак, а за кор­мой уже три оке­а­на. Судя по все­му, дней через 8–10 надо ждать гавай­цев у нас, в Сент Ога­стине. Наде­юсь, там они дождут­ся галео­на «Анда­лу­сия» – он сей­час гостит в Вашинг­тоне – и я их уви­жу вме­сте. Наде­юсь так­же, что редак­ция «ТрВ-Нау­ка» не пожа­ле­ет места для неболь­шо­го очер­ка о них.

  • 27 нояб­ря я встре­тил «Хоку» на реке Матан­зас, чуть южнее Сент Ога­сти­на, в кото­ром, к сожа­ле­нию, не оста­но­ви­лась. Она шла на юг, в Май­а­ми.

  • «Хоку­леа» поки­да­ет Аме­ри­ку
    Сего­дня утром, завер­шив недель­ный отдых после пере­хо­да через Мек­си­кан­ский залив и Кариб­ское море, каноэ вошло в Панам­ский канал. Поли­не­зий­цы завер­ша­ют атлан­ти­че­ский этап кру­го­свет­ки и воз­вра­ща­ют­ся в род­ной Тихий оке­ан.

  • Сей­час «Хоку­леа» бороз­дит воды род­но­го Тихо­го оке­а­на. Она поки­ну­ла Гала­па­го­сы и на хоро­шей ско­ро­сти дви­жет­ся к ост­ро­ву Пас­хи. Оста­лось каких-то 2200 км.
    Ну а в «Эле­гант­ном Нью-Йор­ке» вышла заклю­чи­тель­ная часть моей ста­тьи о нем – и об иных экзо­ти­че­ских парус­ни­ках, что посе­ща­ли аме­ри­кан­ские воды в про­шлом году. Сла­ва богу, в отли­чие от пер­вой части редак­тор поста­ви­ла хоро­шие сним­ки, так что есть на что посмот­реть – и на «Хоку», и на драк­кар викин­гов, и на испан­ский гале­он.
    http://elegantnewyork.com/ny-hokulea-2/

  • По сути дела, поза­вче­ра «Хоку­леа» сде­ла­ла то, ради чего отправ­ля­лась в пла­ва­ние -
    обо­гну­ла Зем­лю! Она при­шла на Таи­ти – и тем самым замкну­ла коль­цо вокруг нашей пла­не­ты. http://www.gazettco.com/xokulea-obognula-zemlyu/

  • Про­слав­лен­ное гавай­ское двой­ное каноэ «Хоку­леа» вер­ну­лось на род­ные ост­ро­ва и завер­ши­ло трех­лет­нее кру­го­свет­ное путе­ше­ствие! Сего­дня, 17 июня – празд­нич­ная цере­мо­ния встре­чи геро­ев-море­пла­ва­те­лей.
    60,000 Nautical miles • 150 Ports • 23 Nations & Territories
    • 3 Years • 1 Iconic Canoe
    • 1 Island Earth
    Бра­во, «Хоку»!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com