Нанопольза от нанокрасоты

Фото Rajesh S Bhosale and colleagues (School of Applied Sciences, RMIT University, Melbourne, Australia) с сайта bpod.mrc.ac.uk

Природа порой проявляет странное чувство юмора, повторяя знакомые формы в неожиданных местах. Так, этот хрупкий цветок (искусственно окрашенный в красный цвет) на самом деле в 10 тыс. раз меньше своего прообраза — розы [1]. Сформирован он органическими веществами, которые самоорганизуются в лабораторной чаше, кристаллизуясь и «зацветая» в виде повторяющихся узоров всего за пару часов.

Наноцветы (или, наверное, корректнее было бы назвать их микроцветами?) заинтересовали исследователей набором странных свойств, остающихся до сих пор не вполне понятыми [2]. Например, «лепестки» вибрируют и поворачиваются, улавливая определенные виды электромагнитных излучений, от которых они также быстро нагреваются. При этом такой наноцветок без труда «расцветает» в жидких средах, в том числе внутри человеческого организма.

Кто-то из исследователей уже мечтает внедрить пучок подобных наноцветов в опухоль (подпитывая соответствующей радиацией) и попытаться таким образом локально в щадящем режиме истреблять раковые клетки [3] — не затрагивая здоровые части организма. Можно ли таким образом реально побороть сложнейшие и пока плохо поддающиеся лечению виды злокачественных опухолей типа рака поджелудочной железы и прямой кишки? Или пока это лишь досужие мечтания и предлог для получения новых грантов под бессмысленную красоту? Время покажет.

М. Б.

1. http://bpod.mrc.ac.uk/archive/2016/2/14

2. http://dx.doi.org/10.1038/srep14609

3. http://scitation.aip.org/content/aip/journal/jap/117/9/10.1063/1.4907915

• Про рак, соду, пресс-релизы и российские медиа19.06.2018 Про рак, соду, пресс-релизы и российские медиа Учитывая количество новых лекарств от рака, о которых мы в последние годы узнали из СМИ, эта болезнь давно должна вызывать не больше беспокойства, чем февральский насморк. Увы, это по-прежнему не так. Растиражированная недавно в российских медиа новость об очередном чудо-методе — отличный повод разобраться в причинах некоторого диссонанса между публикациями в прессе и реальностью.
  • «Подсветка» раковой опухоли17.05.2016 «Подсветка» раковой опухоли Группе российских и французских исследователей при участии ученых из МГУ им. М. В. Ломоносова впервые удалось синтезировать наночастицы из сверхчистого кремния, обладающие свойством эффективной фотолюминесценции. Эти частицы способны беспрепятственно проникать в клетки, что позволяет использовать их в качестве светящихся маркеров при ранней диагностике рака.
  • Амнистия протонной лучевой терапии17.11.2015 Амнистия протонной лучевой терапии Новый малогабаритный протонный ускоритель для лечения рака зарегистрирован в Росздравнадзоре. Это означает, что установка признана безопасной и теперь на ней можно проводить клинические испытания на добровольцах. Разработчик ускорителя — Владимир Балакин, чл.-корр. РАН, директор Физико-технического центра ФИАН, житель наукограда Протвино на юге Московской области.
  • 12.02.2019 В онкологии прорыва нет Совсем недавно практически все новостные СМИ облетела новость: «Британские израильские ученые изобрели универсальное лекарство от рака». Мы попросили прокомментировать новость вице-президента Общества специалистов доказательной медицины, докт. мед. наук, профессора Высшей школы экономики Василия Власова.