ДУРАН

Уважаемая редакция!

Иван ЭкономовС чего начинается путь ученого? Правильно, со школьной скамьи! А с чем у нас ассоциируются школьные годы? Не только с домашними заданиями и зубрежкой, но и с другими вещами, поднимавшими нас в собственных глазах. Помните пионерские годы, галстук, который был с красным знаменем цвета одного? Романтика! И конечно, то, что с развалом Советского союза это ушло, было печально.

Но к нашему счастью, наш национальный лидер задумался об этом и в прошлом году издал указ «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации „Российское движение школьников“ (РДШ)». 19 мая в моем родном МГУ подвели итоги первого съезда РДШ. Приветствуя участников, наш родной министр Дмитрий Ливанов отметил символичность проведения съезда в День пионерии, сказав: «Это говорит о возрождении лучших традиций ученического самоуправления. — И подчеркнул: — Задача Российского движения школьников именно в том, чтобы каждый школьник смог раскрыть свой талант и стать достойным гражданином и патриотом своей страны».

Прекрасные слова! И организационно всё оформлено наилучшим образом: в основе движения лежит принцип соревновательности и добровольности, как сказал руководитель Федерального агентства по делам молодежи Сергей Поспелов на учредительном собрании, посвященном формированию движения. Вступить в РДШ можно будет на добровольной основе всем детям, достигшим восьми лет.

Я всегда гордился тем, как у нас в университете организовано студенческое самоуправление: студенческий совет МГУ возглавляют прекрасные юноши и девушки, он готовит отличные управленческие кадры и для самого университета. Недаром, ох, недаром бывший руководитель студсовета Илья Ильин стал деканом практически авторского факультета глобальных процессов! И перед моим мысленным взором пронеслась картина, как ребенок вступает в РДШ, потом — в студсовет, раскрывая свой талант и совершенствуясь в самоуправлении, а затем… И тут сбой — а что дальше?

Логичной траекторией развития ярких творческих личностей был бы переход от ученического самоуправления через самоуправление студенческое к, так сказать, самоуправлению ученому. Но только где оно, кто его видел?

Есть ли оно в бывших академических институтах, это самоуправление? Кажется мне, что многие институты ФАНО до сих пор пришиблены реформой РАН, стонут от бюрократизации и удушения самоуправления; поэтому есть тут определенная сложность и нужно приложить усилия, чтобы понять, как тут можно всё наладить.

И когда я думал об этом, мне пришла в голову замечательная мыcль: в бывших академических институтах, конечно, разводить самоуправление и демократию не нужно — не для того ведь реформу проводили. Там следует наводить порядок и вертикаль, переводить, как в вузах, всех на временные ставки, чтоб если кто пикнул что не то — сразу бы за забором оказывался. Но есть у нас организация, которая является оплотом самоорганизации и самоуправления ученых! Организация, в которую вступают воистину на принципах добровольности и соревновательности, — Российская академия наук. Не с восьми, правда, лет, а, скорее, с восьмидесяти, но не суть — раскрытию таланта и профессиональному росту все возрасты покорны!

Уже сейчас в определенных кругах началось оживление, связанное с приближением давно не случавшихся академических выборов: и стар и млад протирают запылившиеся дипломы и строят многоходовые комбинации. Но пока есть существенная закавыка на пути реализации планов по построению ученого самоуправления: РАН существует в форме бюджетного учреждения, а это, сами понимаете, закон и порядок.

Нет, истинно свободная организация в таком формате существовать не может и не должна! Необходимо отринуть бюджетные путы и создать Общероссийскую общественно-государственную организацию ученых зрелого возраста «Движение ученых „Российская академия наук“», реализовав до конца заветную реформистскую мечту Дмитрия Викторовича: Академия наук должна стать клубом ученых, свободным от заботы о собственности.

Тогда наконец мы сможем предначертать подлинную траекторию самоуправляемого развития и профессионального роста человека от 8 до 80 — от РДШ к ДУРАН!

Ваш Иван Экономов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Записка о структуре науки в России11.06.2020 Записка о структуре науки в России При обсуждении различных реформ науки и высшего образования, в том числе при обсуждении показателей эффективности труда научных работников, участники часто упускают из виду неоднородность учреждений, в которых ведутся научные исследования и разработки, и неоднородность самих этих исследований.
  • Императорский Казанский университет. Литография В. Турина11.03.2020 Записка по вопросам ученых степеней и званий В записке анализируются сущность ученых степеней и званий, некоторые нестыковки современного российского законодательства и предлагаются меры по их исправлению, в том числе и основанные на реальном опыте европейских стран, указывается, что многоступенчатая система ученых степеней и званий существовала еще в Российской Империи и существует поныне в Европе.
  • Рис. 1. Схема потока нового знания (стрелки а) и научных кадров (стрелки b)09.11.2019 Идеальное устройство науки в идеальном Российском государстве Цель данного сочинения — абстрагироваться от действительности и, приняв, что нет никаких ограничений с финансированием и проблем с волей государства, сконструировать идеальную систему организации науки в РФ, в которой обе стороны остаются максимально довольны друг другом. Следовательно, прежде всего надо сформулировать стратегию развития и разработать тактику.
  • Предложения по реформированию организации науки24.07.2017 Предложения по реформированию организации науки Предложения касаются научно-исследовательских институтов (НИИ) РАН, министерств, НИИ при университетах и других учебных заведениях и независимых НИИ в части работ гражданского назначения. Они не касаются университетов и других учебных заведений в целом, где критерии оценки должны существенно отличаться с учетом их педагогических функций.
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: