Бактерии против пластика

Блоки прессованных пластиковых бутылок. Со всем этим в перспективе могут справляться микроорганизмы. Фото: «Википедия»

Японские исследователи из Киотского института технологии и Университета Кэйо, занимающиеся проблемой загрязнения окружающей среды пластиковыми отходами, выделили новый вид бактерий, способных разлагать полиэтилентерефталат (ПЭТ) — этот термопластик применяется в основном для изготовления пластиковых бутылок [1]. Бактерия Ideonella sakaiensis 201-F6 была обнаружена в результате обследования природных микробных сообществ, встречающихся на пластмассе. Выделенный организм может использовать ПЭТ в качестве основного источника питания. При выращивании на ПЭТ бактерия продуцирует два фермента, способных по стадиям разлагать субстрат: вначале фермент ПЭТаза разлагает пластик до промежуточного продукта — моно(2-гидроксиэтила) терефталевой кислоты, который затем подвергается гидролизу при помощи другого фермента, превращаясь в экологически безопасные мономеры: терефталевую кислоту и этиленгликоль.

Всё это открывает новые перспективы в борьбе с пластиковым загрязнением планеты, которое является одной из важнейших глобальных экологических проблем современности.

Ранее в качестве организмов, пригодных для биологического разложения (биоремедиации) пластмассы, были выявлены грибы Fusarium oxysporum и Pestalotiopsis microspora, первый из которых также способен разлагать ПЭТ, а второй — справляться с полиуретаном.

В связи с этой новостью вспоминается сюжет английского научно-фантастического романа «Мутант-59» (Mutant-59: The Plastic Eater) Кита Педлера и Джерри Дэвиса. Главный герой книги, биолог Люк Джеррард, работает в лаборатории по производству новых видов пластмасс. Разбираясь в причинах поломки робота в супермаркете, он обнаруживает необъяснимые деформации пластмассового механизма. Незадолго до этого в стране происходит ряд техногенных катастроф, как будто не связанных между собой, но у всех аварий одна и та же причина — дефект изоляции проводов. Вскоре «пластмассовая болезнь» дает о себе знать в лондонском метро, откуда распространяется по центру города. Наблюдая за происходящим, Дэвис делает предположение о том, что виной всему какой-то особый вид бактерий, питающийся пластмассой. Впоследствии оказывается, что злополучный микроорганизм вывел у себя дома биолог Саймон Энсли — с его помощью он надеялся уничтожать пластиковый мусор. К несчастью, из-за внезапной смерти ученого мутант-59 попал в канализацию и распространился на большой территории. В итоге всё заканчивается благополучно: Джеррард находит способ остановить бактерию — распылять ядовитую для нее субстанцию.

Действие романа происходит в декабре 1975 года; в том же году он впервые был опубликован на русском языке в журнале «Наука и жизнь» (оригинал написан за четыре года до этого). По иронии судьбы спустя 45 лет научное сообщество узнало о том, что «мутант» все-таки существует.

Святослав Горбунов

1. Yosida S., Hiraga K., Takehala T. , Taniguchi I., Yamaji H., MaedaY., ToyoharaK., Miyamoto K., KimuraY., Oda K. A bacterium that degrades and assimilates poly(ethylene terephthalate) // Science. 11 March 2016. Vol. 351. Iss. 6278. Р. 1196–1199. http://science.sciencemag.org/content/351/6278/1196; doi: 10.1126/science.aad6359

Дополнительно:
Russel J. R., Huang J., Anand P., Kucera K., Sandoval A. G., Dantzer K. W., Hickman D. Jee J., Kimovec F. M., Koppstein D., Marks D. H., Mittermiller P. A., Núñez S. J., Santiago M., Townes M. A., Vishnevetsky M., Williams N. E., Vargas M. P. Boulanger L. A., Bascom-Slack C., Strobel S. A. Biodegradation of polyester polyurethane by entophytic fungi // Applied and environmental biotechnology. 2011. Vol. 77. No 17. Р. 6076–6084.

• Ранее малабарская цивета (Viverra civettina) рассматривалась как подвид крупнопятнистой циветы (Viverra megaspila). Рисунок из ежегодника «Труды Зоологического общества Лондона» за 1876 год14.07.2020 Что происходит с планетой, пока мы сидим дома? Многие слышали, что природа очистилась, пока мы сидели дома на карантине. Будто бы дельфины и лебеди приплыли в Венецию, а жители Северной Индии впервые за десятилетия увидели Гималаи. Как представитель «Гринпис» я скажу вам: «Молодцы, мы справились, спасибо за внимание». Но действительно ли карантин решил экологические проблемы?
  • Алексей Иванов. Фото И. Соловья14.01.2020 Байкал: повторится ли мегацунами? Мы привыкли считать Сибирь стабильным регионом, которому не грозят ни землетрясения, ни цунами. Однако геофизики утверждают, что это не так. Почему? И какие выводы нам следует сделать? Об этом Ольга Орлова беседует с Алексеем Ивановым, зам. директора по научной работе Института земной коры СО РАН.
  • Мусор в нашей жизни05.06.2018 Мусор в нашей жизни ТрВ-Наука обратился к ученым, живущим в разных странах, с просьбой рассказать, что они делают с мусором, как его сортируют (если сортируют), насколько проблема мусора затрагивает их повседневную жизнь. Кроме того, исследователям задали вопрос, что, на их взгляд, может сделать наука в решении проблемы переработки отходов жизни человека на планете Земля.
  • Антарктический андеграунд17.05.2016 Антарктический андеграунд Около года назад кто-то из друзей перепостил ссылку на запись в блоге под названием «Разговор с почвоведом». Там просто были опубликованы фотографии из экспедиций и короткие реплики Алексея Лупачева из пущинского Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН, сотрудника лаборатории криологии почв.
Анатолий Анимица

Где-то я такое уже читал.
Не то у Артура Хейли, забыл как называется роман, не то у Михаила Булгакова. кажется, «Роковые яйца» — короче, нас ждут веселые времена.