Архитектор Щуко, известный и неизвестный

Ревекка Фрумкина
Ревек­ка Фрум­ки­на

Вла­ди­мир Алек­се­е­вич Щуко (1878–1939) более все­го изве­стен как один из авто­ров неосу­ществ­лен­но­го про­ек­та зда­ния Двор­ца Сове­тов. Соот­вет­ству­ю­щая поч­то­вая открыт­ка была раз­мно­же­на мил­ли­он­ны­ми тира­жа­ми, так что еще в 1940-е годы дети «октяб­рят­ско­го» воз­рас­та про­си­ли меня отвез­ти их посмот­реть на это «чудо», увен­чан­ное фигу­рой Лени­на.

Я не берусь оце­нить, какую роль в твор­че­ской и лич­ной жиз­ни Щуко сыг­ра­ла рабо­та над этим гран­ди­оз­ным про­ек­том, где под руко­вод­ством Б. М. Иофа­на и мно­го­лет­не­го соав­то­ра Щуко — В. Г. Гель­фрей­ха (1885–1967) — тру­ди­лись кол­лек­ти­вы сотруд­ни­ков несколь­ких архи­тек­тур­ных мастер­ских. Труд­но даже вооб­ра­зить напря­же­ние, кото­рое дол­жен был испы­ты­вать мастер, если парал­лель­но с рабо­той над про­ек­том Двор­ца Сове­тов он постро­ил Боль­шой Камен­ный мост в Москве, Глав­ный пави­льон ВДНХ, да еще и закан­чи­вал ком­плекс зда­ний Биб­лио­те­ки им. Лени­на.

Боль­шой Камен­ный мост и вправ­ду кра­сив.

Рис. 1. Дворец Советов. Открытка 1930-х годов
Рис. 1. Дво­рец Сове­тов. Открыт­ка 1930-х годов

Об архи­тек­ту­ре Ленин­ки я судить не берусь — слиш­ком при­вык­ла не толь­ко к зда­нию, но и к жиз­ни в нем. С точ­ки зре­ния функ­ци­о­наль­ной, т. е. удоб­ства и эффек­тив­но­сти рабо­ты чита­те­лей и сотруд­ни­ков, эту построй­ку труд­но при­знать успеш­ной. Напом­ню, впро­чем, что стро­и­лась Ленин­ка в кон­це 1920-х…

И все-таки «под­лин­ный» Щуко — это нео­клас­сик, успев­ший, к сча­стью, реа­ли­зо­вать мно­гие свои замыс­лы как архи­тек­тор имен­но это­го направ­ле­ния.

Рис. 2. Щуко в 1902 году. Художник Иван Куликов
Рис. 2. Щуко в 1902 году. Худож­ник Иван Кули­ков

Ода­рен­ность Щуко про­яви­лась доста­точ­но рано и при­том ярко: с атте­ста­том Там­бов­ско­го реаль­но­го учи­ли­ща в 1896 году он посту­пил в Ака­де­мию худо­жеств на архи­тек­тур­ное отде­ле­ние в мастер­скую Леон­тия Нико­ла­е­ви­ча Бенуа. Щуко серьез­но зани­мал­ся не толь­ко архи­тек­тур­ны­ми дис­ци­пли­на­ми, но и соб­ствен­но изоб­ра­зи­тель­ным искус­ством — живо­пи­сью и скульп­ту­рой. Он посе­щал клас­сы Репи­на, учил­ся гра­вю­ре у Васи­лия Матэ, скульп­ту­ре — в мастер­ской В. Бекле­ми­ше­ва, рисун­ку — в клас­сах Льва Бру­ни (рис. 2 — Щуко в 1902 году).

Актер­ский талант при­вел Щуко в Худо­же­ствен­ный театр, где он неко­то­рое вре­мя играл и был отме­чен Ста­ни­слав­ским. Щуко с успе­хом рабо­тал и как худож­ник теат­ра. В Петер­бур­ге в «Ста­рин­ном теат­ре» и в «При­ва­ле коме­ди­ан­тов» были постав­ле­ны несколь­ко пьес с его деко­ра­ци­я­ми. Мно­гое он сде­лал для БДТ и для мос­ков­ско­го Мало­го теат­ра. По-види­мо­му, соот­вет­ству­ю­щие эски­зы в основ­ном не сохра­ни­лись — а ведь Щуко рабо­тал «рядом» с Рери­хом, Добу­жин­ским, Е. Лан­се­ре, А. Н. Бенуа…

За диплом­ный про­ект Двор­ца намест­ни­ка на Даль­нем Восто­ке (1904), испол­нен­ный в сти­ле рус­ско­го ампи­ра, Щуко был удо­сто­ен зва­ния худож­ни­ка с пра­вом поезд­ки за гра­ни­цу на казен­ный счет. Он побы­вал в Риме, Афи­нах, Стам­бу­ле.

В 1906 году Щуко был вто­рич­но коман­ди­ро­ван за гра­ни­цу — на этот раз в Ита­лию; выстав­ка, орга­ни­зо­ван­ная им по окон­ча­нии поезд­ки, име­ла боль­шой успех. В 1910-м Щуко стал офи­ци­аль­ным чле­ном «Мира искус­ства».

Пер­вой рабо­той Щуко в Петер­бур­ге был инте­рьер Café de France (1907) в доме армян­ской церк­ви (Нев­ский пр., 42), раз­ра­бо­тан­ный сов­мест­но с арх. А. И. Тама­но­вым, при­чем зал укра­ша­ли живо­пис­ные пан­но рабо­ты Е. Е. Лан­се­ре и Л. М. Евре­и­но­ва.

В 1910 году Щуко закон­чил важ­ную построй­ку в сти­ле нео­клас­си­ки: это два жилых дома — 63 и 65 на Камен­но­ост­ров­ском про­спек­те в Петер­бур­ге. Щуко исполь­зо­вал «гигант­ский ордер», про­длив колон­ны во всю высо­ту фаса­да, а меж­ду ними риск­нул рас­по­ло­жить эрке­ры. Как сово­куп­ность этих при­е­мов не утя­же­ли­ла построй­ку — оста­ет­ся загад­кой масте­ра. Дома кра­си­вы и по сей день (рис. 3).

Рис. 3. «Гигантский ордер», Каменноостровский пр., 65
Рис. 3. «Гигант­ский ордер», Камен­но­ост­ров­ский пр., 65

В 1911 году в Турине и Риме состо­я­лась Все­мир­ная выстав­ка, для кото­рой Щуко постро­ил рус­ские пави­льо­ны. Гар­мо­нич­ность и одно­вре­мен­но вну­ши­тель­ность соору­же­ний при­влек­ла все­об­щее вни­ма­ние. Эти бесед­ки и ротон­ды ничем не укра­ше­ны — «рабо­та­ют» фор­мы и про­пор­ции, как и подо­ба­ет клас­си­ке (рис. 4).

Рис. 4. Русский павильон в Риме (1911)
Рис. 4. Рус­ский пави­льон в Риме (1911)

В том же году Щуко полу­чил зва­ние ака­де­ми­ка архи­тек­ту­ры.

Вплоть до нача­ла вой­ны 1914 года Щуко стро­ил соору­же­ния раз­но­го назна­че­ния — особ­ня­ки, вок­за­лы, церк­ви; мно­го зда­ний Щуко постро­ил на Укра­ине.

С 1918 года посто­ян­ным соав­то­ром Щуко ста­но­вит­ся Вла­ди­мир Геор­ги­е­вич Гель­фрейх (1885–1967), неко­гда его уче­ник в Ака­де­мии худо­жеств. Послед­ний «аккорд» в нео­клас­си­ке Щуко — «про­пи­леи» при въез­де в Смоль­ный (1923–1925). Рабо­та Щуко над Ленин­кой дли­лась вто­рую поло­ви­ну 1920-х. Этот ком­плекс потре­бо­вал мно­го слож­ных тех­ни­че­ских, а не толь­ко соб­ствен­но архи­тек­тур­ных реше­ний. Нужен был талант осо­бо­го мас­шта­ба, что­бы риск­нуть воз­двиг­нуть напро­тив Крем­ля, да еще и рядом с Домом Паш­ко­ва, целый квар­тал в сти­ле «нена­вяз­чи­во­го кон­струк­ти­виз­ма».

1930-е годы — вплоть до сво­ей кон­чи­ны — Щуко посвя­тил рабо­те над про­ек­том Двор­ца Сове­тов. Парал­лель­но он про­дол­жал рабо­ту над более «обо­зри­мы­ми» зада­ча­ми — в част­но­сти, это очень инте­рес­ный по замыс­лу и уме­рен­но-кон­струк­ти­вист­ский театр в Росто­ве-на-Дону.

Щуко умер в янва­ре 1939 года, таким обра­зом, уже без него в авгу­сте того же года откры­лась Все­со­юз­ная сель­ско­хо­зяй­ствен­ная выстав­ка, где Щуко и Гель­фрейх про­ек­ти­ро­ва­ли Глав­ный пави­льон.

Что­бы вы хоть немно­го пред­ста­ви­ли себе обсто­я­тель­ства жиз­ни Щуко в кон­це 1930-х, добав­лю:

Общее руко­вод­ство буду­щей ВСХВ было в 1935 году воз­ло­же­но на нар­ко­ма зем­ле­де­лия СССР М. А. Чер­но­ва; в 1938 году он про­хо­дил по Тре­тье­му Мос­ков­ско­му про­цес­су и был рас­стре­лян на поли­гоне «Ком­му­нар­ка».

Автор при­ня­то­го Ген­пла­на ВСХВ архи­тек­тор В. К. Олтар­жев­ский (1880–1966) был в 1938 году аре­сто­ван и сослан в Вор­ку­ту. К сча­стью, он выжил, вер­нул­ся и актив­но участ­во­вал в созда­нии мос­ков­ских высот­ных зда­ний.

Исто­рию стро­и­тель­ства Двор­ца Сове­тов в фото­гра­фи­ях см.: http://masterok.livejournal.com/​1323817.html

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: