Съезд учителей истории: проблемы реальные и мнимые

Александр Морозов, учитель истории и обществознания, канд. ист. наук, доцент кафедры истории России Средних веков и Нового времени МГОУ, преподаватель Подготовительных курсов ИСАА МГУ

Алек­сандр Моро­зов, учи­тель исто­рии и обще­ст­во­зна­ния, канд. ист. наук, доцент кафед­ры исто­рии Рос­сии Сред­них веков и Ново­го вре­ме­ни МГОУ, пре­по­да­ва­тель Под­го­то­ви­тель­ных кур­сов ИСАА МГУ

5–6 апре­ля 2016 года в зда­нии РАН в Москве про­шел III съезд учи­те­лей исто­рии и обще­ст­во­зна­ния. На форум съе­ха­лись сот­ни учи­те­лей и мето­ди­стов почти из всех субъ­ек­тов Феде­ра­ции. На откры­тии участ­ни­кам зачи­та­ли при­вет­ствие пре­зи­ден­та РФ Вла­ди­ми­ра Пути­на, съезд почти­ли сво­им при­сут­стви­ем и высту­пи­ли на пле­нар­ном засе­да­нии пред­се­да­тель Гос­ду­мы Сер­гей Нарыш­кин, министр обра­зо­ва­ния и нау­ки Дмит­рий Лива­нов и его заме­сти­тель­ни­ца Ната­лья Тре­тьяк, гла­ва Росо­бр­над­зо­ра Сер­гей Крав­цов.

Впро­чем, речи этих и дру­гих ВИП-пер­сон на «пле­нар­ке» были скуч­ны и в основ­ном сво­ди­лись к пере­чис­ле­нию успе­хов и ука­за­ни­ям на коз­ни мно­го­чис­лен­ных вра­гов (кото­рые, как извест­но, не спят — в отли­чие от задре­мав­ше­го зала). Пора­зи­тель­но, что о про­бле­мах, реаль­но вол­но­вав­ших учи­те­лей, не было ска­за­но прак­ти­че­ски ниче­го. Зато в тече­ние двух дней эти про­бле­мы актив­но и отча­сти даже про­дук­тив­но обсуж­да­лись на самом съез­де. Что же это за про­бле­мы? Попы­та­ем­ся пере­чис­лить.

ЕГЭ по истории

Каче­ство кон­троль­но-изме­ри­тель­ных мате­ри­а­лов (КИМ) по исто­рии и осо­бен­но­сти их раз­ра­бот­ки и апро­ба­ции вызы­ва­ют сего­дня серьез­ные наре­ка­ния в про­фес­си­о­наль­ном сооб­ще­стве. Науч­но-мето­ди­че­ский совет (далее — НМС) по исто­рии прак­ти­че­ски не функ­ци­о­ни­ру­ет, широ­кой обще­ствен­но­сти не извест­ны ни его состав, ни повест­ки засе­да­ний и реше­ния. Впро­чем, состав я нако­нец-то смог запо­лу­чить нака­нуне съез­да, но уви­дел в нем лишь мно­же­ство «сва­деб­ных гене­ра­лов». С неко­то­ры­ми «чле­на­ми» Сове­та я смог пере­го­во­рить на съез­де — выяс­ни­лось, что не все они зна­ют о сво­ем член­стве, а кто зна­ет — ни разу в этом учеб­ном году по раз­ным при­чи­нам не участ­во­вал в его рабо­те. Имен­но поэто­му — из-за пол­но­го отры­ва от науч­ной и мето­ди­че­ской обще­ствен­но­сти — в ЕГЭ по исто­рии появи­лись ново­вве­де­ния сомни­тель­но­го свой­ства. Самые серьез­ные воз­ра­же­ния вызы­ва­ет новое зада­ние 25 (исто­ри­че­ское сочи­не­ние).

Еще сюр­приз — вне­зап­но (в декаб­ре 2015 года) появив­ший­ся в Коди­фи­ка­то­ре «Спи­сок важ­ней­ших собы­тий (про­цес­сов, явле­ний) исто­рии зару­беж­ных стран, зна­ние кото­рых может про­ве­рять­ся в зада­ни­ях 1 и 11 ЕГЭ 2016 г.». Вопре­ки пер­во­на­чаль­ным обе­ща­ни­ям (зафик­си­ро­ван­ным в пер­вой вер­сии Коди­фи­ка­то­ра) в нем ока­за­лось мно­же­ство собы­тий, никак не свя­зан­ных с исто­ри­ей Рос­сии, а его каче­ство вызы­ва­ет самые серьез­ные наре­ка­ния. Дефек­ты «Спис­ка» мож­но объ­яс­нить толь­ко тем, что он состав­лял­ся вто­ро­пях и без обще­ствен­но­го обсуж­де­ния. Пере­чень про­блем нынеш­не­го ЕГЭ этим дале­ко не исчер­пы­ва­ет­ся.

Что сде­ла­но. На съез­де созда­на посто­ян­ная рабо­чая груп­па по про­бле­мам ЕГЭ. В пре­зи­ди­ум пере­да­ны кон­крет­ные пред­ло­же­ния: уста­но­вить пра­ви­ло, по кото­ро­му без утвер­жде­ния со сто­ро­ны НМС изме­не­ния в экза­мен вно­сить­ся не могут, опре­де­лить пра­ви­ла про­ве­де­ния и под­ве­де­ния ито­гов апро­ба­ции КИМ, сде­лать резуль­та­ты апро­ба­ций откры­ты­ми для про­фес­си­о­наль­ной обще­ствен­но­сти, вклю­чить в состав НМС пред­ста­ви­те­лей рабо­чей груп­пы и т. д. Нам обе­ща­но, что хотя бы часть этих пред­ло­же­ний най­дет отра­же­ние в ито­го­вом вари­ан­те резо­лю­ции. По край­ней мере, с нашим мне­ни­ем озна­ко­ми­лись все заин­те­ре­со­ван­ные сто­ро­ны.

Всеобщая история

Неза­дол­го до съез­да на сай­те Ассо­ци­а­ции появил­ся обнов­лен­ный про­ект Кон­цеп­ции ново­го учеб­но-мето­ди­че­ско­го ком­плек­са по все­об­щей исто­рии. Пер­во­на­чаль­ный вари­ант обсуж­дал­ся еще осе­нью и вызвал шквал кри­ти­ки за неве­ро­ят­ную пере­гру­жен­ность (там была бук­валь­но ВСЯ миро­вая исто­рия) и отсут­ствие кон­цеп­ту­аль­но­сти (клю­че­вые про­бле­мы в луч­шем слу­чае лишь упо­ми­на­лись). Вто­рой недо­ста­ток отча­сти устра­нить уда­лось, но пере­гру­жен­ность, увы, оста­лась, несмот­ря на сокра­ще­ния. С уче­том крайне огра­ни­чен­но­го коли­че­ства часов, отво­ди­мых на все­об­щую исто­рию в шко­ле (да и те учи­те­ля норо­вят отдать исто­рии Рос­сии, спра­вед­ли­во пола­гая, что она важ­нее), Кон­цеп­ция всё рав­но выгля­дит страш­но­ва­то.

Что сде­ла­но. Вро­де бы уда­лось согла­со­вать реше­ние, что Кон­цеп­ция будет пол­го­да откры­то обсуж­дать­ся в Интер­не­те с воз­мож­но­стью поль­зо­ва­те­лям остав­лять свои заме­ча­ния, поже­ла­ния и т. п. Так­же у авто­ров долж­но быть не мень­ше полу­то­ра лет от момен­та утвер­жде­ния Кон­цеп­ции для напи­са­ния учеб­ни­ков.

Внедрение новых линеек учебников

На съез­де учи­те­ля дели­лись пер­вым опы­том рабо­ты по утвер­жден­ным лини­ям изда­тельств «Дро­фа», «Про­све­ще­ние» и «Рус­ское сло­во». Так­же пред­ста­ви­те­ли изда­тельств хва­ли­ли свою про­дук­цию (куда же без это­го?). С совер­шен­но фан­та­сти­че­ским по глу­бине и охва­ту ана­ли­зом высту­пи­ла пре­по­да­ва­тель с Ура­ла И. С. Ога­нов­ская. Так­же мно­гие учи­те­ля отме­ча­ли инфор­ма­ци­он­ную пере­гру­жен­ность новых учеб­ни­ков, но вини­ли в этом не их авто­ров, а недо­ра­бот­ки Исто­ри­ко-куль­тур­но­го стан­дар­та по оте­че­ствен­ной исто­рии. Что сде­ла­но. По пово­ду Стан­дар­та учи­те­лям было твер­до ска­за­но, что доку­мент при­нят, утвер­жден и здесь ниче­го менять­ся не будет. Одна­ко я все-таки наде­юсь, что рано или позд­но мас­са кри­ти­че­ских заме­ча­ний пре­вы­сит некий услов­ный мак­си­мум, и дора­бот­ка Стан­дар­та вновь ста­нет акту­аль­ной зада­чей. Пред­ста­ви­те­ли изда­тельств озна­ко­ми­лись с заме­ча­ни­я­ми по учеб­ни­кам и обе­ща­ли их учесть при дора­бот­ке (кото­рая сей­час идет пол­ным ходом).

Проблема 11-го класса

По новой моде­ли пре­по­да­ва­ния основ­ной курс исто­рии закан­чи­ва­ет­ся в 10-м клас­се, и мно­гим непо­нят­но, что делать в 11-м клас­се. На съез­де вопрос под­ни­мал­ся и обсуж­дал­ся, но ответ здесь полу­чить так и не уда­лось. Я пред­ло­жил оста­вить 11-класс­ни­ков в покое и зани­мать­ся исто­ри­ей толь­ко с теми, кому она нуж­на для сда­чи ЕГЭ и поступ­ле­ния в вузы. Всё рав­но дети в 11-м клас­се по обще­му пра­ви­лу не учат­ся, а гото­вят­ся к сда­че само­го важ­но­го для них экза­ме­на, так надо создать им для это­го бла­го­при­ят­ные воз­мож­но­сти. Не всем это пред­ло­же­ние понра­ви­лось — из пат­ри­о­ти­че­ских (теря­ем год для вос­пи­та­ния в нуж­ном духе!) или прак­ти­че­ских (теря­ем часы!) сооб­ра­же­ний.

Обществознание

Неза­дол­го до съез­да состо­я­лось засе­да­ние рабо­чей груп­пы по раз­ра­бот­ке кон­цеп­ции пре­по­да­ва­ния обще­ст­во­зна­ния, был пре­зен­то­ван про­ект ее струк­ту­ры. На съез­де он вызвал мно­го наре­ка­ний, но сре­ди самих учи­те­лей здесь нет един­ства по базо­вым вопро­сам — о содер­жа­нии пред­ме­та, о том, с како­го клас­са начи­нать его пре­по­да­вать, о соот­но­ше­нии тео­ре­ти­че­ско­го и прак­ти­ко-ори­ен­ти­ро­ван­но­го ком­по­нен­тов кур­са и пр.

Региональная история

Актив­но обсуж­дал­ся вопрос о вклю­че­нии реги­о­наль­ной исто­рии в кон­текст исто­рии Рос­сии. Выска­зы­ва­лась мысль, что учеб­ни­ки по мест­ной исто­рии долж­ны про­хо­дить экс­пер­ти­зу на феде­раль­ном уровне, что­бы не про­ти­во­ре­чить учеб­ни­кам по исто­рии Рос­сии и не фор­ми­ро­вать сепа­ра­тист­ское созна­ние. Воз­мож­но, акцент в этих учеб­ни­ках сле­ду­ет делать на этно­куль­тур­ной, а не на поли­ти­че­ской состав­ля­ю­щей.

Теперь будет дора­бо­та­на и опуб­ли­ко­ва­на резо­лю­ция съез­да, в кото­рой — будем наде­ять­ся — най­дут отра­же­ние мно­гие выска­зан­ные поже­ла­ния. А если не най­дут… что же, настро­е­ния учи­те­лей посте­пен­но меня­ют­ся, кри­ти­ки и недо­воль­ства ста­но­вит­ся явно боль­ше. В кулу­а­рах посто­ян­но под­ни­мал­ся вопрос, что это уже тре­тий съезд, и пора выхо­дить на кон­крет­ные реше­ния. Может, теперь что-то и сдви­нет­ся.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *