«Не потерять интерес к познанию»

Иван Соболев

На вопросы ТрВ-Наука отвечает Иван Соболев, ведущий конструктор ООО «НПП Даурия», внештатный корреспондент журнала «Новости космонавтики».

— О чем Вы как ученый, как просветитель мечтаете?

— Сложный вопрос. Конечно, я бы желал как можно более широкого проникновения человечества в космическое пространство. Сейчас часто приходится наблюдать не только ожесточенную полемику между апологетами прагматичной космонавтики и сторонниками прорывных проектов, но и даже споры в среде последних — а в каком направлении следует идти «на прорыв»? Стоит ли всеми силами прямо сейчас начинать готовить марсианскую экспедицию или же вначале вернуться на Луну? Добывать полезные ископаемые на астероидах или развертывать космическую энергетику? Работать над новыми принципами перемещения в пространстве или создавать систему защиты от опасных астероидов?

Предложений много, а реального продвижения пока нет. Потому очевидно, что помимо текущих федерально-космических программ нам нужна единая научно обоснованная долговременная стратегическая программа освоения космоса, имеющая целью не достижение сиюминутных выгод и удовлетворение текущих потребностей, а решение глобальных задач — доступа к изобилию космических ресурсов и преодоления пространственно-временной ограниченности планеты Земля. Без этого говорить об устойчивом существовании нашей цивилизации просто не приходится.

Но, глядя вокруг, понимаешь, что ничего этого не достичь без коренных общественных изменений, без перехода к новому человеческому обществу, основанному на других принципах построения и стимулах к развитию. Обществу, в котором во главу угла будут поставлены не сиюминутные интересы отдельных социальных групп и даже целых государств, не ежесекундные поиски выгоды, а в первую очередь раскрепощение человека, максимальное раскрытие потенциальных творческих способностей каждого, формирование личности, желающей всячески расширять горизонты своих знаний и интересов. Таким образом, магистральный путь в космос начинается с социальных преобразований на Земле, без этого мы так и будем ограничиваться рамками «космической деятельности».

Одна из пессимистичных гипотез, пытающихся объяснить тот факт, что мы до сих пор не обнаружили внеземной разум, предполагает, что цивилизации на каком-то этапе просто теряют интерес к познанию, к проникновению в новые сферы. Увы, теоретически это вполне возможно. Но очень не хотелось бы, чтобы именно так произошло на нашей планете.

— Какие научные проекты Вас сейчас вдохновляют?

— Вопрос напрямую связан с предыдущим. Конечно, прекрасно, что сегодня Messenger, Cassini, Rosetta, New Horizons и другие космические аппараты, пусть пока и автоматические, уже передают подробные снимки тех планет, которые в годы моего детства можно было видеть разве что в телескопы. Очень хочется осуществления посадочных миссий к спутникам Юпитера — Европе и Ганимеду.

Сегодня уже можно с большой долей уверенности говорить о существовании на них обоих подповерхностного океана. А открытие в ходе глубоководных погружений на дне океанов Земли форм жизни, слабо зависящих от солнечного излучения, дает возможность предположить такую вероятность и для океанов Европы и Ганимеда. Согласно недавним расчетам профессора университета Аризоны Ричарда Гринберга, концентрация кислорода, образующегося в толще воды за счет разложения поверхностного льда космическим излучением, теоретически вполне может обеспечивать существование там даже крупных живых организмов.

Говорить можно о многом. Но, как я уже упоминал в ответе на первый вопрос, для серьезного проникновения в космос нам потребуется новое общество, новые люди. Уже сегодня современные научные методы вполне позволяют решить проблему голода, избавить людей от значительного числа заболеваний, существенно расширить способности человека, продлить его активную жизнь. Потому — безусловно, мы обязаны развивать эти направления, даже если для этого придется отложить высадку на Марс. Хотя, конечно, решение этих вопросов — задача не только науки, иначе они уже давно были бы решены. Но вот этот разговор, пожалуй, уже выходит за рамки краткой беседы.

• О Марсе для науки и о Марсе для людей06.09.2016 О Марсе для науки и о Марсе для людей Какие результаты принесли текущие миссии по изучению Красной планеты и какие исследования планируются в ближайшем будущем? Зачем изучать ее спутники? Возможна ли колонизация Марса? И какова вероятность обнаружить там жизнь? Об этом и многом другом с директором Института космических исследований, вице-президентом Российской академии наук Львом Зелёным побеседовала Ольга Орлова.
  • Лев Зелёный: «Нам нельзя медлить в освоении Луны»29.08.2017 Лев Зелёный: «Нам нельзя медлить в освоении Луны» Планами и мечтами об освоении Луны с ТрВ-Наука поделился академик РАН, директор Института космических исследований РАН Лев Зелёный. Беседовала Наталия Демина.
  • Астероидная лихорадка уже началась24.10.2017 Астероидная лихорадка уже началась О том, почему не за горами погоня за астероидами и как можно обеспечить астероидную безопасность, мы поговорили с докт. физ.-мат. наук, профессором, членом-корреспондентом РАН, научным руководителем Института астрономии РАН Борисом Шустовым. Беседовала Наталия Демина. Н. Д.: Вы говорили, что в будущем начнется большая конкуренция землян за астероиды. Почему астероиды станут такими востребованными? Б. Ш.: Когда говорят о ресурсах и о том, что большинство конфликтов и даже войн происходит из-за ресурсов, то на ум приходят прежде всего энергоносители — нефть, газ. Даже вода может быть причиной международных споров. Как вы знаете, вода является очень серьезным ресурсным аргументом во многих конфликтах на Ближнем Востоке. Но есть и другие ресурсы, которые не очень «видны на поверхности», но они есть. Например, смартфон — тот гаджет, который вы сейчас передо мной держите, — включает в себя микрограммы платины. Современная электроника без платины не может. Но поскольку гаджеты […]
  • Под «звездным парусом» к Альфе Центавра17.05.2016 Под «звездным парусом» к Альфе Центавра В ТрВ-Наука № 8 от 19 апреля этого года была опубликована статья «Двойка по физике Мильнеру с Хокингом», где автор резко критиковал проект «звездного паруса» (или «звездного выстрела», Starshot, что по-русски звучит хуже). Исследовательская часть проекта была профинансирована Юрием Мильнером. Статья вызвала много откликов, причем одним из первых отреагировал сам Юрий Мильнер. Он предложил развернуть в ТрВ публичную дискуссию по поводу проекта, к которой мы и приступаем.