Как мечтать, чтобы не было… вредно

Павел ЧеботаревПавел Чебо­та­рев, зав. лабо­ра­то­ри­ей Инсти­ту­та про­блем управ­ле­ния РАН:

— О чем Вы меч­та­е­те?

— Хоро­ший вопрос. Но это сло­во вызы­ва­ет неод­но­знач­ную реак­цию.

Во-пер­вых, меч­ты — сре­до­то­чие анти­на­уч­но­го под­хо­да. Давай­те помеч­та­ем, что­бы мир ока­зал­ся таким-то, а не дру­гим… Но это был бы верх само­на­де­ян­но­сти, попыт­ка навя­зать при­ро­де свои отры­воч­ные и слу­чай­ные пред­став­ле­ния. Заня­тый сво­и­ми меч­та­ми отка­зы­ва­ет в пра­ве на суще­ство­ва­ние все­му, что им про­ти­во­ре­чит, и, тем более, обя­за­тель­но про­шля­пит ней­траль­ное. Так, Маркс, меч­тав­ший под­ве­сти науч­ный фун­да­мент под «Мани­фест ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии», с этой зада­чей спра­вил­ся, но дал, пожа­луй, самый гран­ди­оз­ный образ­чик под­гон­ки под резуль­тат с отсе­че­ни­ем не укла­ды­ва­ю­ще­го­ся в про­кру­сто­во ложе. Эту тео­ре­ти­че­скую виви­сек­цию его после­до­ва­те­ли выплес­ну­ли в прак­ти­ку: серий­ное рас­се­че­ние живо­го, учи­нен­ное ими, веро­ят­но, сво­им мас­шта­бом испу­га­ло бы даже осно­во­по­лож­ни­ка. В нау­ке цен­ны не столь­ко меч­ты, сколь­ко вели­чай­шая наблю­да­тель­ность, отва­га, тяго­те­ние к кра­со­те, само­кри­тич­ность и чер­ная рабо­та. И где надо — спо­соб­ность вовлечь дру­гих.

Что каса­ет­ся обыч­ной жиз­ни, муд­рая пого­вор­ка учит: «Нико­гда не зна­ешь, где най­дешь, где поте­ря­ешь». То есть меч­ты — опять само­на­де­ян­ность. А «сбы­ча мечт» — та еще заса­да: что делать, если всё, чем жил мно­гие годы, сбы­лось, а кос­ная суть мира оста­лась преж­ней и сча­стье не при­бли­зи­лось?

Зна­чит, меч­та — виви­сек­ция, застя­щая гла­за. Но как без нее? Тол­стой писал об «энер­гии заблуж­де­ния», необ­хо­ди­мой, что­бы рас­кру­тить махо­вик твор­че­ства. Да, без рас­ту­щих и пере­ли­ва­ю­щих­ся «волн внут­рен­ней право­ты» (О. Ман­дель­штам) не создашь ново­го, но гени­аль­но в сло­вах Тол­сто­го имен­но напо­ми­на­ние о заблуж­де­нии, состав­ля­ю­щем «вол­ны право­ты» где-то на треть. Нужен тор­моз, что­бы право­та не пошла кру­шить более важ­ное, чем созда­ва­е­мое ею, не замыс­ли­ла насаж­де­ние оче­ред­но­го «ново­го поряд­ка».

Экзю­пе­ри писал: «Слу­жи жиз­ни, и всё упо­ря­до­чит­ся. Слу­жить поряд­ку — зна­чит сеять смерть».

Одна­ко еще раз: меч­та — заро­дыш все­го ново­го. Она — сла­дост­ное пред­вку­ше­ние, пред­ше­ству­ю­щее целям и сред­ствам. Тем важ­нее рас­ста­вить веш­ки. Это, во-пер­вых, повер­ка: «За-ради жиз­ни ли ста­ра­ем­ся?» — и, во-вто­рых, мая­чок «Заблуж­де­ние!» на пери­фе­рии созна­ния. Коль ско­ро виви­сек­ция (бук­валь­ная или фигу­раль­ная), то — с чест­но­стью, с какой отно­сил­ся к ней Иван Пав­лов: «Когда я режу, раз­ру­шаю живое живот­ное, я глу­шу в себе едкий упрек, что гру­бой, неве­же­ствен­ной рукой ломаю невы­ра­зи­мо худо­же­ствен­ный меха­низм. Но пере­но­шу это в инте­ре­сах исти­ны, для поль­зы людям». Надо знать: чем жерт­ву­ем и чем жерт­ва оправ­да­на.

Тогда цели и зада­чи, сле­ду­ю­щие за меч­той, могут при­ве­сти к чему-то заме­ча­тель­но­му и важ­но­му.

Зада­чей имен­но тако­го рода, несо­мнен­но, было восемь лет назад созда­ние газе­ты ТрВ-Нау­ка. Поздрав­ляю кол­лек­тив с рода­ми номер(а) 200! Сего­дняш­няя зада­ча — про­дол­жить рожать новое. И ниче­го не рефор­ми­ро­вать без край­ней нуж­ды!1 А деви­зом — сло­ва того же Ива­на Пав­ло­ва: «Про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность сей­час явля­ет­ся обя­за­тель­ной для каж­до­го рус­ско­го интел­ли­ген­та и осо­бен­но для каж­до­го уче­но­го».

Кста­ти, Пав­лов, не жало­вав­ший боль­ше­ви­ков, в кон­це жиз­ни одна­жды ска­зал: «Радост­но созна­вать себя граж­да­ни­ном стра­ны, в кото­рой нау­ка зани­ма­ет веду­щее и почет­ней­шее место. Мож­но искренне гор­дить­ся роди­ной, где так забот­ли­во и широ­ко поощ­ря­ют про­гресс нау­ки и куль­ту­ры… нау­ку ува­жа­ет и ценит весь народ. Я под­ни­маю бокал и пью за един­ствен­ное пра­ви­тель­ство в мире… кото­рое так ценит нау­ку и горя­чо ее под­дер­жи­ва­ет — за пра­ви­тель­ство моей стра­ны». При всех звер­ствах ста­лин­ско­го режи­ма извест­ная доля прав­ды в этом была.

Сей­час фун­да­мен­таль­ная нау­ка для вла­сти — ско­рее пятое коле­со. Но было бы стран­но меч­тать о воз­вра­ще­нии тогдаш­не­го или иных чуде­сах. Надо понять сего­дняш­нее, поста­вить зада­чи и их решать.


1 Как в боро­да­том про­грам­мист­ском анек­до­те:
Папа, поче­му сол­ныш­ко вста­ет на восто­ке, а садит­ся на запа­де? — Ты про­ве­рял? — Ну да. — Каж­дый раз так рабо­та­ет? — Каж­дый. — Слу­шай, тогда ради бога ниче­го не тро­гай!

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
1 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
2 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
2 Авторы комментариев
Pavel Chebotarevсергей Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
сергей
сергей

Пустая статья.Неужели Экзю­пе­ри писал «Слу­жи жиз­ни и всё упорядочится.Служить поряд­ку – зна­чит сеять смерть». Это для како­го момен­та в жиз­ни чело­ве­ка жизнь чело­ве­ка упо­ря­до­чи­ва­ет­ся, если из под ног ему выбьют ска­мей­ку и он повис­нет на висе­ли­це? Вот у пала­ча пол­ный порядок.Продолжайте ездить на вело­си­пе­де, живи­те бога­то и счаст­ли­во.

Pavel Chebotarev
Pavel Chebotarev

Сер­гей, за поже­ла­ния спа­си­бо, и Вам все­го луч­ше­го, но «Неуже­ли Экзю­пе­ри писал…?» – про­ве­рить лег­ко.
И Вы уве­ре­ны, что выбить из-под ног ска­мей­ку под висе­ли­цей – это слу­жить жиз­ни?

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: