«Маяк» просится на орбиту

«Маяк». Изображение с сайта boomstarter.ru
Изображение с сайта boomstarter.ru

Группа космических энтузиастов готовит к отправке в космос российский наноспутник с пирамидальным отражателем. На ночном небе может появиться искусственная звезда, по блеску заметно превосходящая Венеру.

Парус спутника представляет собой пирамиду, грани которой сформированы из полимерной пленки, используемой в космосе для тепло изоляции. Отражаясь от этих граней, солнечные лучи падают на Землю и будут видны как очень яркие вспышки.

Вообще-то наноспутник — это крошечный аппарат размером порядка 10x10x10 см и массой от 1 до 10 кг. «Маяк» весит 3,31 кг, и его размеры в сложенном состоянии не превышают 10х10х34 см, иначе он просто не поместится в транспортно-пусковой контейнер. По сути, «Маяк» — параллелепипед, выполненный в формате Cubesat (3U, трехъюнитовый), напичканный электроникой, а также средствами раскрытия паруса-пирамиды. И что примечательно, всё изготовлено из отечественных материалов.

Изображение с сайта boomstarter.ru

Вывод наноспутника с отражателем-парусом нужен прежде всего для отработки технологий по избавлению околоземного пространства от космического мусора. Парус в виде пирамиды будет создавать некоторое сопротивление в почти безвоздушном пространстве, достаточное для свода космического мусора с орбиты и сжигания его в плотных слоях атмосферы. Аппарат планируют вывести на солнечно-синхронную орбиту высотой 600 км от поверхности Земли с периодом обращения около полутора часов, на которой он постоянно освещен солнцем. Спуск аппарата обратно «на Землю» (а точнее, в плотные слои атмосферы, где он сгорит) займет, по расчетам его создателей, около 25 дней.

Кто-то говорит, что лишняя звездочка на небе нам совсем ни к чему, что она будет только мешать астрономическим наблюдениям, которым и так мешает засвеченное мегаполисами грязно-оранжевое небо, однако нужно иметь в виду, что наноспутник окажется на солнечно-синхронной орбите и пройдет над каждым наблюдательным пунктом всего лишь раз в сутки, видимый лишь несколько минут. Это не постоянная засветка, да и сам спутник — лишь точечный источник, который абсолютно не помешает наблюдать другие объекты на ночном небе.

Большим плюсом станет то, что аппарат своим появлением вызовет интерес многих людей, ранее весьма далеких от астрономии и космонавтики, затем они, может быть, обратят внимание и на настоящие звезды вместе с Луной и МКС, которая также периодически пролетает над нами в определенное время (узнать, в какое именно, можно тут: www.heavens-above.com/PassSummary.aspx?satid=25544).

Стоит отметить и эстетическую составляющую проекта: появится множество фотографий ночного неба с «Маяком» на фоне других ярких звезд и звездоподобных объектов… И представьте, какое воздействие это окажет на любознательных детей, которых маленькая яркая звездочка, мчащаяся с большой скоростью по небосклону, заворожит своей необычностью, разовьет тягу к знаниям!

Большую пользу «Маяк» принесет и тем, кто занимается проблемами аэродинамического торможения в космосе. Наблюдения за ним позволят проверить важнейшие расчеты, кроме того, пирамида спутника послужит эталоном для оценки видимой звездной величины других спутников, то есть с помощью нее можно будет спрогнозировать, насколько яркими эти объекты будут нам видеться с Земли (а это очень важно для получения точных траекторий их полетов). К тому же, отслеживая движение спутника в верхней атмосфере, можно судить о ее плотности в данный момент времени. Там, где атмосфера плотнее, спутник будет снижаться быстрее, чем в разряженных участках.

Как известно, МКС тоже можно наблюдать в ночном небе невооруженным глазом, однако в крупных городах она малозаметна. То ли дело пирамида, по виду напоминающая ту, что из «Звездных врат»! Разумеется, сам спутник меньше корабля-носителя класса «Хеопс», но своим светом он озарит путь всем, кто захочет попробовать отправить в космос свой аппарат, ведь сверхзадача молодежной команды разработчиков — «показать на практике, что космос стал ближе и доступнее», как говорится на сайте проекта http://cosmomayak.ru.

Госкорпорация Роскосмос подтвердила возможность попутного запуска «Маяка» на ракете-носителе «Союз-2» в середине 2016 года (www.roscosmos.ru/21939/). Сам аппарат готов, в открытом доступе выложена вся его техническая документация и представлена подробная 3D-модель.

Всё, что осталось, чтобы проект мог осуществиться, — это поддержать команду разработчиков спутника. На «Бумстартере» — сайте для краудфандинговых инициатив — сейчас идет сбор денег на запуск (https://boomstarter.ru/projects/shaenko/kosmicheskiy_sputnik_mayak), собрано уже более 400 тыс. рублей. Проект поддержали некоторые крупные издатели и сайты. У «Маяка» есть даже свое приложение в App Store и Google Play для отслеживания траектории спутника, приложение поможет всегда быть в курсе того, где находится аппарат, чтобы приготовиться наблюдать его.

Игорь Тирский,
популяризатор астрономии и космических исследований, руководитель сообщества LifeStyleAstronomy

Имя

Запускают ПИРАМИДУ – символ толпо-элитаризма на Земле – деление людей на иерархии (глобальная элита, публичная элита, толпа). Видимо НМП действительно не за горами.

В ответ на:  Имя

Пирамида – потому что шар (точнее, сферическая поверхность) не смог бы отразить количество света такое, что спутник можно было бы заметить как яркую звезду -9 зв. величины. Почему сделали пирамиду? Лучше всего отражает плоская поверхность, но вероятность, что эта плоскость будет повернута к Земле – ничтожна, поэтому, сделали пирамиду, таким образом, вероятность повышается в разы.

Святослав

UPDATE: 24 фераля проект “Маяк” собрал необходимые 1 500 000 рублей. Краудфандинговый проект уже состоялся, но сбор средств продолжается.

В ответ на:  Святослав

Новость старая, точнее, недельной давности, вообще, они собирали до вчера практически и собрали 1 994 000 рублей. Т.е. почти 2 млн, т.е. 500 000 доложили уже после успешной кампании.

Шаенко, автор проекта, решил продлить краудфандинг.

Будет ли видна “самая яркая рукотворная звезда”?
10 мар, 2016 в 7:42

Игорь

Так запустим и посмотрим, будет ли видна, скорее всего, будет. Т.к. отражатель хороший. Да и lightSail прекрасно виден http://gadgtecs.com/wp-content/uploads/2015/06/lightsail31.jpg не -9, конечно, но тоже ничего.