Большие тихоокеанские полосатые осьминоги — луч света в темном царстве

Наталья Резник

Осьминоги — существа одиночные, встречаются они лишь для спаривания, краткого и опасного, потому что самка вполне может партнера съесть. Памятуя об этом, самец старается держаться от нее как можно дальше и сперматофор в мантийную полость самки вводит специальным щупальцем. Оплодотворенная самка откладывает изрядную порцию яиц и умирает. Картина складывается безотрадная, и мы рады сообщить, что в ней появился просвет. Большие тихоокеанские полосатые осьминоги друг друга не едят, к партнерам относятся бережно и живут долго и счастливо.

В 1970-х годах промысловое судно, добывавшее креветок, выловило в Панамском заливе двух небольших осьминогов. В 1977 году их впервые описали сотрудник Смитсоновского института тропических исследований в Панаме Аркадио Роданиш (Arcadio Rodaniche) и тогдашний директор института Мартин Мойнихан (Martin Moynihan). Осьминоги принадлежали к роду Octopus, однако отдельным видом их не признали и видового латинского имени они не получили. Их называют большими тихоокеанскими полосатыми осьминогами (Larger Pacifc Striped Octopus), сокращенно LPSO. Для нас он, следовательно, будет БТПО.

А. Роданиш опубликовал несколько статей о поведении этих головоногих в естественных условиях, совершенно нетипичном для осьминогов. Ученый сообщал, что БТПО склонны образовывать колонии по 30–40 особей, спариваться, тесно прижимаясь друг к другу, и разделять с партнером укрытие. Однако эти публикации остались без должного внимания, пока БТПО не привлек внимания американских зоологов.

В 2012–2014 годах американские исследователи под руководством профессора Калифорнийского университета в Беркли Роя Колдуэлла (Roy L. Caldwell) наблюдали за поведением 24 взрослых представителей вида (13 самцов и 11 самок), помещенных в большие аквариумы с морской водой. На дне был песочек и предметы, в которых можно укрыться: крупные раковины, стеклянные бутылки, глиняные цветочные горшки, трубы из ПВХ диаметром 3,5–5,0 см. Сначала осьминогов держали порознь, но, когда исследователи убедились, что спаривания моллюсков проходят без каннибализма и членовредительства, они позволили нескольким парам и группам из двух самок и самца жить в одном аквариуме. Лабораторные наблюдения подтвердили и дополнили данные Аркадио Роданиша, который также принимал участие в этом исследовании.

Хотя осьминог и называется большим, он не крупнее теннисного мяча. Одна особь, выловленная в 1970-х, имела мантию длиной 60 мм и за 282 дня подросла до 110 мм. Максимальные размеры мантии, зарегистрированные в неволе, составляли 45 мм у самцов и 70 мм у самок.

БТПО действительно покрыт узором из полос и пятен, но полосат не всегда, он может быть и гладко окрашенным. Его цвет варьирует от темно-коричневого до палевого, а контрастность окраски зависит от обстоятельств. Узор становится ярче, если осьминог в соседнем аквариуме активен или ест, причем окраска на левой и правой половинах тела может различаться. Название «тихоокеанский» также дано осьминогу не зря, вид эндемичен для тропических областей Восточной Пацифики.

Большой тихоокеанский полосатый осьминог бывает окрашен весьма причудливо. www.calacademy.org

БТПО присущи несколько особенностей поведения, не замеченных у других видов осьминогов. Прежде всего это спаривание в положении «клюв к клюву», во время которого партнеры тесно прижимаются друг к другу, склеиваются ненадолго присосками, переплетают щупальца. Иногда самец, прижавшись к самке, окутывает ее и себя чернильным облаком.

Если самки не расположены к спариванию, они выстреливают в самца водяной струей, отталкивая его. Обычно это происходит, когда самец пытается заигрывать с самкой, оберегающей кладку. Однако наблюдения показывают, что материнские обязанности не помеха личной жизни, и многие самки, имеющие на своем попечении яйца, охотно соглашаются на контакт. Позиция «клюв к клюву» напоминает положение «голова к голове», обычное для десятиногих моллюсков — кальмаров и каракатиц. Для осьминогов она абсолютно не характерна, их самцы стараются держаться на расстоянии, опасаясь каннибализма. БТПО — единственное известное исключение, и ученые пока не знают, какие преимущества им создает такой тесный контакт при спаривании. У них есть три возможных не противоречащих друг другу объяснения. Весьма вероятно, что такая позиция перекрывает другим самцам доступ к самке. У самок осьминога два яйцевода, поэтому при дистанционном спаривании они могут принимать сперматофоры одновременно от двух самцов. Тесный контакт при спаривании может быть выгоден осьминогам, живущим группами, а ныряльщики, ловившие животных для группы Колдуэлла, видели колонию БТПО. В аквариумах самцов вместе не держали, поэтому о конкуренции между ними пока ничего сказать нельзя.

Второе предположение заключается в том, что позиция «клюв к клюву» позволяет паре заодно и питаться. БТПО едят небольших ракообразных (креветок и крабов) и двустворчатых моллюсков: мелкие раковины давят, в более крупных просверливают отверстия. Исследователи наблюдали пару осьминогов, которая имела обыкновение разделять трапезу. Обычно самка ловила добычу, самец приближался, и они сливались на 5–10 минут: клюв к клюву, щупальце к щупальцу, присоска к присоске, добыча между ними. Копуляции исследователи не видели и предположили, что пара, обнявшись, разъедала добычу. Проверить догадку можно было, вскрыв животных, но ученые этого делать не стали.

Осьминог медленно тянет щупальце к креветке. Сейчас схватит. www.sciencemag.org

Согласно третьей гипотезе, самка, спариваясь в такой позиции, может оберегать кладку. Матери БТПО пекутся о своих яйцах и охраняют их, пока потомство не проклюнется. Самки приклеивают отложенные яйца на внутреннюю стенку своего укрытия — раковины, черепка или трубы — и не удаляются от них. Исследователи наблюдали одну попечительную мать, которая откладывала яйца и в укрытие, и на стенки аквариума. Чтобы наблюдать за обоими местами сразу, она таскала укрытие с собой. Но это редкий случай. Обычно самки пребывают рядом с кладкой, обращены к ней «спинной» стороной мантии, а наружу — лицевой. Положение «клюв к клюву» позволяет им спариваться без отрыва от заботы о потомстве, если они еще расположены к размножению.

Долгий нерест — еще одна удивительная особенность БТПО и залог их активного долголетия. Обычно самки осьминогов, отложив все яйца разом, быстро стареют и умирают. БТПО откладывают ежедневно по два яйца и растягивают нерест до полугода, а период заботы о них — до восьми месяцев. Обычно яйца маленькими порциями откладывают мелкие осьминоги, у которых маленький яичник и вся кладка разом там просто не помещается. Однако БТПО не так уж и малы, тем не менее нерест у них растянут, и в чем причина, ученые не знают.

Во время нереста самки продолжают жить полной жизнью: кормятся и спариваются. Если в этот период их настигает старость, они не прекращают откладывать яйца и умирают спустя 4–6 недель после того, как отложено последнее.

Стареющие осьминоги менее активны, их окраска бледнеет, узор теряет четкость, они перестают есть и двигаться. Самцы обычно умирают через 1–2 недели после появления признаков старения, самки живут еще 2–4 месяца.

Наблюдая за БТПО, ученые обнаружили у них феномен совместного проживания. Хотя у каждого осьминога есть свое укрытие, некоторые пары в течение по крайней мере трех дней разделяли кров. Это была пластиковая труба с несколькими отверстиями, причем каждый моллюск пользовался своим выходом. Очевидно, осьминоги объединялись для продолжения рода, поскольку они ежедневно спаривались и даже делились друг с другом пищей. Кстати, объедки они в укрытиях не оставляют и струей воды выбрасывают наружу. Ученые не исключают, что такие удивительные для осьминогов отношения, как общая трапеза, общий кров и регулярный секс, возможны благодаря их уникальному узору, по которому особи узнают друг друга.

За два года наблюдений исследователи узнали много нового об особенностях питания и приемах охоты БТПО, способах перемещения и принимаемых ими позах, особенностях окраски, отношениях между особями. Очевидно, изучение будет продолжено и эти осьминоги — романтики и долгожители — получат наконец официальный статус вида и латинское название, возможно, в честь первооткрывателя.

Caldwell R. L., Ross R., Rodaniche A., Huffard C. L. Behavior and Body Patterns of the Larger Pacifc Striped Octopus // PLoSONE. 2015. 10(8): e0134152.doi:10.1371/journal.pone.0134152