Архитектор Илья Голосов и его конструктивизм

Ревекка Фрумкина

Ревек­ка Фрум­ки­на

Совет­ский архи­тек­тор Илья Алек­сан­дро­вич Голо­сов оста­вил нам, моск­ви­чам, несколь­ко при­ме­ча­тель­ных зда­ний, упо­мя­ну­тых во всех путе­во­ди­те­лях и тру­дах по исто­рии совет­ской архи­тек­ту­ры. Наи­бо­лее извест­ны два из них: это так назы­ва­е­мый дом с фигу­ра­ми (угол Под­ко­ло­коль­но­го пере­ул­ка и Яуз­ско­го буль­ва­ра) и Клуб им. Зуе­ва (Лес­ная ули­ца, 18).

Илья Алек­сан­дро­вич Голо­сов родил­ся 31 июля 1883 года в Москве в семье свя­щен­ни­ка. В 1898 году Илья Голо­сов и его стар­ший брат Пан­те­лей­мон (род. в 1882 году) посту­пи­ли в Мос­ков­ское Стро­га­нов­ское худо­же­ствен­но-про­мыш­лен­ное учи­ли­ще с надеж­дой в даль­ней­шем стать архи­тек­то­ра­ми. Это им уда­лось. Более изве­стен млад­ший из бра­тьев, Илья Голо­сов; о нем мы крат­ко и рас­ска­жем.

И. А. Голосов

И. А. Голо­сов

После пол­но­го кур­са Стро­га­нов­ки Илья Голо­сов посту­пил в Мос­ков­ское учи­ли­ще живо­пи­си, вая­ния и зод­че­ства, кото­рое окон­чил в 1912 году со зва­ни­ем архи­тек­то­ра. Сту­ден­том он был актив­ным и при­леж­ным, рабо­тал — как это было тогда при­ня­то — помощ­ни­ком у извест­ных масте­ров, в част­но­сти у Щусе­ва и Гра­ба­ря; зани­мал­ся обме­ра­ми памят­ни­ков архи­тек­ту­ры и гото­вил мате­ри­а­лы для «Исто­рии рус­ско­го зод­че­ства» и жур­на­ла «Ста­рые годы».

Вой­ну 1914 года Илья Голо­сов встре­тил сло­жив­шим­ся про­фес­си­о­на­лом. Он был при­зван в армию, где зани­мал­ся стро­и­тель­ством соору­же­ний для тыло­вых частей. В 1918 году Голо­сов посту­пил в архи­тек­тур­ную мастер­скую Мос­со­ве­та, кото­рой в то вре­мя руко­во­дил Иван Жол­тов­ский — зна­ме­ни­тый архи­тек­тор-нео­клас­сик, мастер боль­шо­го мас­шта­ба. Под его вли­я­ни­ем Илья Голо­сов увлек­ся вопро­са­ми фор­мо­об­ра­зо­ва­ния в архи­тек­ту­ре — он искал новые фор­мы, кото­рые бы вобра­ли дости­же­ния клас­си­ков.

Тем вре­ме­нем маги­страль­ным направ­ле­ни­ем в совет­ской архи­тек­ту­ре стал кон­струк­ти­визм. По суще­ству, это был функ­ци­о­на­лизм с акцен­том на соот­вет­ствие иде­ям ново­го сти­ля жиз­ни: стране нуж­ны были зда­ния с новым назна­че­ни­ем — фаб­ри­ки-кух­ни, рабо­чие клу­бы, «дома-ком­му­ны», двор­цы куль­ту­ры.

Напом­ним, что при­мер­но до сере­ди­ны 1930-х годов совет­ские архи­тек­то­ры еще име­ли воз­мож­ность поез­док за рубеж и лич­ных кон­так­тов с масте­ра­ми Запа­да. Сам Ле Кор­бю­зье, как извест­но, не толь­ко при­ез­жал к нам, но и постро­ил зна­ме­ни­тое зда­ние Цен­т­ро­со­ю­за на Мяс­ниц­кой, 39. Тем самым до поры совет­ские архи­тек­то­ры фак­ти­че­ски жили в обще­ев­ро­пей­ском куль­тур­ном и архи­тек­тур­ном про­стран­стве, где пре­бы­ва­ли, напри­мер, вил­ла «Савой» Ле Кор­бю­зье (1928), зна­ме­ни­тое зда­ние Бауха­у­за в Дес­сау (Валь­тер Гро­пи­ус, 1925). Поэто­му, вос­хи­ща­ясь, напри­мер, зда­ни­ем Клу­ба им. Зуе­ва — а это, на мой взгляд, дей­стви­тель­ная уда­ча Ильи Голо­со­ва, — мы не долж­ны искать здесь пря­мых вли­я­ний: это памят­ник эпо­хи.

В зда­нии Клу­ба им. Зуе­ва вопло­щен излюб­лен­ный мотив героя наше­го рас­ска­за цилиндр — как глав­ный акцент ком­по­зи­ции при рав­но­ве­сии масс, в кото­рые цилиндр впи­сан. Голо­сов создал мно­го про­ек­тов, в кото­рых ком­по­зи­ция осно­ва­на на игре круп­ных объ­е­мов. Про­дук­тив­ность архи­тек­то­ра была уди­ви­тель­ной: он участ­во­вал в боль­шин­стве важ­ных архи­тек­тур­ных кон­кур­сов того вре­ме­ни, и, как пра­ви­ло, его про­ек­ты зани­ма­ли пер­вые места. Реа­ли­зо­ван­ны­ми, разу­ме­ет­ся, ока­зы­ва­лись немно­гие из них, но бес­спор­но вли­я­ние архи­тек­тур­но­го мыш­ле­ния Ильи Голо­со­ва на совре­мен­ни­ков — тем более что он был ско­рее прак­ти­чен, неже­ли ради­ка­лен.

Клуб им. Зуева (довоенный снимок)

Клуб им. Зуе­ва (дово­ен­ный сни­мок)

Пока­за­те­лен про­ект зда­ния Рус­гер­т­ор­га (1926) — его мож­но было бы реа­ли­зо­вать и сего­дня. И про­ек­тов это­го уров­ня и подоб­ной тон­ко­сти про­ра­бот­ки у Голо­со­ва нема­ло. При этом архи­тек­тор счаст­ли­во избе­жал «край­но­стей» кон­струк­ти­виз­ма, а к сере­дине 1930-х и вовсе с кон­струк­ти­виз­мом про­стил­ся.

Проект здания Русгерторга (1926)

Про­ект зда­ния Рус­гер­т­ор­га (1926)

При­ме­ром это­му может слу­жить зда­ние, извест­ное моск­ви­чам как «дом с фигу­ра­ми», хотя соб­ствен­но фигу­ры (т. е. скульп­ту­ры, сто­я­щие у ком­по­зи­ци­он­но­го цен­тра зда­ния — огром­ной арки для въез­да во двор) в памя­ти моск­ви­чей оста­ют­ся неки­ми услов­ны­ми зна­ка­ми, посколь­ку, кто там изоб­ра­жен, мало кто пом­нит.

«Дом с фигурами» (конец 1930-х)

«Дом с фигу­ра­ми» (конец 1930-х)

Голо­сов всю жизнь пре­по­да­вал в МАРХИ; к сожа­ле­нию, мне не уда­лось най­ти отзы­вов его уче­ни­ков. Умер Илья Голо­сов в 1945 году.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *