«Опытно-конструкторские работы» профессора истории

Одним из пер­вых об «эффек­тив­ном кон­трак­те» (далее ЭК) для педа­го­гов заго­во­рил Е.Ясин в янва­ре 2011 года [1]. В декаб­ре 2011 года в «Стра­те­гии 2020» (руко­во­ди­те­ли Я.Кузьминов и В.Мау, в раз­ра­бот­ке участ­во­ва­ли 100 зару­беж­ных экс­пер­тов) чита­ем: «Надо дове­сти до кон­ца дви­же­ние к «эффек­тив­но­му кон­трак­ту» <…> Зада­ча 2012–2016 гг. — эффек­тив­ный кон­тракт с вра­ча­ми, пре­по­да­ва­те­ля­ми вузов, работ­ни­ка­ми куль­ту­ры». И нако­нец, 28 июня 2012 года в бюд­жет­ном посла­нии [2] Пре­зи­дент поста­вил зада­чу: «обес­пе­чить пере­ход к «эффек­тив­но­му кон­трак­ту», кото­рый дол­жен чет­ко опре­де­лять усло­вия опла­ты тру­да и «соци­аль­ный пакет» работ­ни­ка в зави­си­мо­сти от каче­ства и коли­че­ства выпол­ня­е­мой им рабо­ты». Там же: «Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Феде­ра­ции долж­но до кон­ца 2012 года утвер­дить «дорож­ные кар­ты»». Пра­ви­тель­ство «кар­ту» [3] опуб­ли­ко­ва­ло 30.12.2012, и через три неде­ли стра­на обсуж­да­ла про­грам­му «Сви­ре­пая рефор­ма систе­мы обра­зо­ва­ния. Репли­ка Алек­сандра При­ва­ло­ва [4]» и сокра­ще­ние 44% пре­по­да­ва­те­лей РФ. Через пол­то­ра года под­пи­са­ли сле­ду­ю­щую «дорож­ную кар­ту» [5], но суть не поме­ня­лась: реор­га­ни­за­ции, лик­ви­да­ции, при­со­еди­не­ния вузов/​филиалов; сокра­ще­ние почти поло­ви­ны ППС; ЭК; нор­ма­тив­но-поду­ше­вое финан­си­ро­ва­ние; при­клад­ной бака­лаври­ат, и т.д.

В Тру­до­вом Кодек­се РФ тер­мин «эффек­тив­ный кон­тракт» до сих пор не появил­ся. Впер­вые опре­де­ле­ние появи­лось в [6]: «Эффек­тив­ный кон­тракт – это тру­до­вой дого­вор с работ­ни­ком, в кото­ром кон­кре­ти­зи­ро­ва­ны его долж­ност­ные обя­зан­но­сти, усло­вия опла­ты тру­да, пока­за­те­ли и кри­те­рии оцен­ки эффек­тив­но­сти дея­тель­но­сти для назна­че­ния сти­му­ли­ру­ю­щих выплат в зави­си­мо­сти от резуль­та­тов тру­да и каче­ства ока­зы­ва­е­мых госу­дар­ствен­ных (муни­ци­паль­ных) услуг, а так­же меры соци­аль­ной под­держ­ки. Изме­не­ние поряд­ка опла­ты тру­да явля­ет­ся изме­не­ни­ем усло­вий, опре­де­лен­ных сто­ро­на­ми тру­до­во­го дого­во­ра, и осу­ществ­ля­ет­ся в соот­вет­ствии с зако­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Феде­ра­ции.

В отно­ше­нии каж­до­го работ­ни­ка долж­ны быть уточ­не­ны и кон­кре­ти­зи­ро­ва­ны его тру­до­вая функ­ция, пока­за­те­ли и кри­те­рии оцен­ки эффек­тив­но­сти дея­тель­но­сти, уста­нов­лен раз­мер воз­на­граж­де­ния, а так­же раз­мер поощ­ре­ния за дости­же­ние кол­лек­тив­ных резуль­та­тов тру­да. Усло­вия полу­че­ния воз­на­граж­де­ния долж­ны быть понят­ны рабо­то­да­те­лю и работ­ни­ку и не допус­кать двой­но­го тол­ко­ва­ния».

Усло­ви­ем для повы­ше­ния зара­бот­ной пла­ты ППС постав­лен пере­ход на ЭК.

Про­цесс внед­ре­ния ЭК вызы­ва­ет про­тест и непри­я­тие во мно­гих пре­по­да­ва­тель­ских кол­лек­ти­вах. Для это­го, по мое­му мне­нию, есть ряд при­чин:

  1. Не может быть эффек­тив­ным труд пре­по­да­ва­те­ля при неэф­фек­тив­ном менедж­мен­те. Если в вузе на одно­го штат­но­го науч­но-педа­го­ги­че­ско­го работ­ни­ка при­хо­дит­ся 2–3 став­ки неоснов­но­го пер­со­на­ла, то ожи­дать эффек­тив­но­сти от такой систе­мы не при­хо­дит­ся в прин­ци­пе. Когда коли­че­ство началь­ни­ков (и их заме­сти­те­лей) управлений/​отделов/​центров при­бли­жа­ет­ся по чис­лен­но­сти к коли­че­ству пре­по­да­ва­те­лей, не может быть систе­ма эффек­тив­ной (учи­ты­вая, что зар­пла­та началь­ни­ка отдель­чи­ка из 3 чело­век при­бли­жа­ет­ся к зар­пла­те про­фес­со­ра и т.д.)
  2. Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния РФ не выпол­ни­ло пункт 4 раз­де­ла V «дорож­ной кар­ты» [5], кото­рый тре­бо­вал раз­ра­бо­тать мето­ди­ку внед­ре­ния эффек­тив­но­го кон­трак­та в вузах в 2014 году. На сай­те Мино­бр­на­у­ки мето­ди­ка внед­ре­ния ЭК опуб­ли­ко­ва­на толь­ко для орга­ни­за­ций СПО.
  3. Невоз­мож­но кор­рект­но оце­ни­вать труд пре­по­да­ва­те­ля, когда отсут­ству­ют нор­мы тру­да. Это каса­ет­ся и зара­бот­ной пла­ты: за какой объ­ем и каких видов рабо­ты пре­по­да­ва­тель дол­жен в 2018 году полу­чать 200% от сред­ней по эко­но­ми­ке зара­бот­ной пла­ты? Уже чет­вер­тый год под­ряд Мино­бр­на­у­ки не выпол­ня­ет пункт 6.3 Отрас­ле­во­го согла­ше­ния [7], не раз­ра­ба­ты­ва­ет нор­мы вре­ме­ни учеб­ной рабо­ты ППС. Виды учеб­ной рабо­ты пре­по­да­ва­те­ли исчез­ли из при­ка­зов, где были пере­чис­ле­ны ранее – оста­лась толь­ко «кон­такт­ная рабо­та». Адми­ни­стра­ция вузов сиг­нал свер­ху поня­ла и пере­ста­ла опла­чи­вать какую-либо учеб­ную рабо­ту, кро­ме «гор­ло­вой» (ауди­тор­ной, по «новой» тер­ми­но­ло­гии – «кон­такт­ной»), то есть, уве­ли­чи­ла реаль­ную нагруз­ку пре­по­да­ва­те­лей на став­ку на 30%. При­чем меня­ют нор­мы вре­ме­ни учеб­ной рабо­ты обыч­но с нару­ше­ни­ем ста­тьи 162 ТК РФ, то есть без уче­та мне­ния проф­со­ю­за (или ино­го пред­ста­ви­тель­но­го орга­на работ­ни­ков). Раз­ра­бот­ка типо­вых норм тру­да в нару­ше­ние мно­гих пунк­тов [6] так­же не про­ве­де­на.
  4. Соглас­но пунк­ту 19 [6] в 2015 году долж­на быть при­ня­та еди­ная систе­ма окла­дов ППС. Уже декабрь, но систе­мы нет. Воз­мож­но, пре­по­да­ва­те­ли полу­чат обыч­ный в послед­ние годы «ново­год­ний пода­рок»: все доку­мен­ты по «сви­ре­пой рефор­ме» выс­ше­го обра­зо­ва­ния при­ни­ма­ют­ся в пред­но­во­год­ние дни, и каче­ство их – соот­вет­ству­ю­щее.
  5. Мино­бр­на­у­ки не кон­тро­ли­ру­ет выпол­не­ние поду­ше­во­го нор­ма­ти­ва финан­си­ро­ва­ния в части выде­ле­ния средств на зар­пла­ту. Финан­си­ру­ет­ся вуз за каж­до­го сту­ден­та по нор­ма­ти­ву, но на зар­пла­ту ППС рек­тор име­ет пра­во тра­тить в 2–3 раза мень­ше, чем уста­нов­ле­но нор­ма­ти­вом. Нор­ма­тив носит реко­мен­да­тель­ный харак­тер?!
  6. Соглас­но При­ка­зу Мино­бр­на­у­ки РФ № 818 от 11.08.2015 [8] уни­вер­си­тет име­ет пра­во уста­нав­ли­вать пла­ту для сту­ден­тов, не про­шед­ших на бюд­жет­ные места, в 1,5−2 раза мень­ше, чем пла­тит госу­дар­ство из бюд­же­та РФ за обу­че­ние одно­го сту­ден­та. То, что этот при­каз нару­ша­ет пункт 4 ста­тьи 9.2 № 7-ФЗ «О НКО» от 12 янва­ря 1996 года, нико­го не бес­по­ко­ит. В стране более поло­ви­ны сту­ден­тов госу­дар­ствен­ных вузов учат­ся за день­ги. Если вуз взи­ма­ет пла­ту в два раза мень­ше нор­ма­ти­ва (а мини­мум 85% нор­ма­ти­ва финан­си­ро­ва­ния – это зар­пла­та), то сокра­ще­ние зар­пла­ты при одно­вре­мен­ном уве­ли­че­нии нагруз­ки пре­по­да­ва­те­лей пред­опре­де­ле­но гос­по­жой Тре­тьяк (подроб­нее в [10]).
  7. Оце­ни­ва­ет­ся вуз мини­стер­ским мони­то­рин­гом по 50 стран­ным кри­те­ри­ям… Эффек­тив­ность орга­ни­за­ции, напри­мер каче­ство обра­зо­ва­тель­ной дея­тель­но­сти, оце­ни­ва­ет­ся по сред­не­му бал­лу ЕГЭ тех, кто посту­па­ет на 1-й курс, а каче­ство науч­но-иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­сти вуза оце­ни­ва­ет­ся в руб­лях по вели­чине дохо­дов от НИОКР. Кто-то счи­та­ет, что не име­ет зна­че­ния, по каким кри­те­ри­ям оце­ни­вать вузы, – важ­но сокра­тить их коли­че­ство для эко­но­мии госу­дар­ствен­ных средств, а затем систе­ма сама нор­ма­ли­зу­ет­ся. К сожа­ле­нию, с пре­по­да­ва­те­лей начи­на­ют тупо (по дру­го­му не ска­жешь) тре­бо­вать то, что мини­стер­ство тре­бу­ет от орга­ни­за­ции в целом, или пере­во­дят на пре­по­да­ва­те­ля те тре­бо­ва­ния, что мини­стер­ство зафик­си­ро­ва­ло в ЭК рек­то­ра. Уни­вер­си­тет ими­ти­ру­ет эффек­тив­ность – в коли­че­стве ста­тей, в руб­лях (зара­бо­тан­ных совсем не по НИОКР, а напри­мер, в спор­тив­ных сек­ци­ях для худе­ю­щих дам и т.д., но в отчет пой­дет как доход от НИОКР). Для повы­ше­ния мно­гих нор­ми­ро­ван­ных на чис­лен­ность НПР пока­за­те­лей мони­то­рин­га адми­ни­стра­ция вуза сокра­ща­ет коли­че­ство штат­ных пре­по­да­ва­те­лей, повы­шая учеб­ную нагруз­ку остав­ших­ся и пору­чая часть учеб­ной рабо­ты неосте­пе­нен­ным сов­ме­сти­те­лям. Так пло­хо про­ду­ман­ная систе­ма оцен­ки «эффек­тив­но­сти» вузов фор­ма­ти­ру­ет учеб­ный про­цесс.
  8. Пре­по­да­ва­те­ли вузов – осо­бый кон­тин­гент, в основ­ном они закон­чи­ли супер­ву­зы до реформ, поэто­му хоро­шо пред­став­ля­ют, каким долж­но быть каче­ствен­ное обра­зо­ва­ние. Само­мо­ти­ви­ро­ва­ны на науч­ную рабо­ту, на каче­ствен­ное пре­по­да­ва­ние, пер­фек­ци­о­ни­сты. Управ­ля­ю­щие сиг­на­лы, кото­рые идут от ново­ис­пе­чен­но­го вузов­ско­го мене­дже­ра с посред­ствен­ным обра­зо­ва­ни­ем, таки­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми либо про­сто не вос­при­ни­ма­ют­ся, либо вызы­ва­ют про­тест. Обыч­но, мол­ча­ли­вый.

Как вво­дить в этих усло­ви­ях «эффек­тив­ный кон­тракт» для пре­по­да­ва­те­ля? Да так­же – через… «тер­нии к звез­дам».

О «кон­кре­ти­за­ции и уточ­не­нии». Напом­ню, что деся­ти­ле­ти­я­ми рабо­та пре­по­да­ва­те­ля регла­мен­ти­ро­ва­лась долж­ност­ной инструк­ци­ей по каж­дой долж­но­сти, кро­ме того был (и есть) инди­ви­ду­аль­ный план пре­по­да­ва­те­ля, еже­год­ный, с ука­за­ни­ем вре­мен­ных затрат на кон­крет­ные виды работ с точ­но­стью до мину­ты. Куда уж точ­нее и кон­крет­нее? В тру­до­вом дого­во­ре все­гда была зафик­си­ро­ва­на обя­зан­ность выпол­нять долж­ност­ную инструк­цию и инди­ви­ду­аль­ный план. Если не выпол­нил доцент-раз­гиль­дяй свой инди­ви­ду­аль­ный план – у рабо­то­да­те­ля было (и есть) пра­во уво­лить, не про­ве­сти по кон­кур­су, не атте­сто­вать.

И кри­те­рии эффек­тив­но­сти тру­да пре­по­да­ва­те­лей для выпла­ты сти­му­ли­ру­ю­щих вузы еще с 2008 года раз­ра­ба­ты­ва­ли и вве­ли. А если не вве­ли и в тру­до­вые дого­во­ра ППС не вклю­чи­ли, зна­чит, рек­тор нару­шил Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ [11] и При­каз Мин­здрав­соц­раз­ви­тия РФ [12] и рек­то­ра сле­до­ва­ло уво­лить, при­чем уже дав­но.

Нет, раз Пре­зи­дент ска­зал в ина­у­гу­ра­ци­он­ных Ука­зах, что рост зар­пла­ты ППС толь­ко за счет роста эффек­тив­но­сти, зна­чит, «эффек­тив­ный кон­тракт» дол­жен быть! Без раз­ра­бот­ки мини­стер­ством мето­ди­ки, без норм тру­да, без систе­мы окла­дов. «Надо, Вася, надо». При­чем отчи­тать­ся о вве­де­нии к 1 сен­тяб­ря.

Вузов­ская адми­ни­стра­ция раз­ра­бо­та­ла пла­ны по внед­ре­нию «эффек­тив­но­го кон­трак­та», исклю­чив из про­цес­са экс­перт­ное пре­по­да­ва­тель­ское сооб­ще­ство (мож­но почи­тать на сай­те Уни­со­ла, как это про­ис­хо­дит сей­час в МФТИ). Пла­ны опуб­ли­ко­ва­ны на сай­тах вузов, и обсуж­де­ние содер­жа­ния «эффек­тив­но­го кон­трак­та» с пре­по­да­ва­те­ля­ми либо не про­во­дит­ся совсем, либо в пят­ни­цу вече­ром в рас­сыл­ке появ­ля­ет­ся объ­яв­ле­ние о том, что в поне­дель­ник в 12.00 мож­но пред­ста­вить пись­мен­ные пред­ло­же­ния по содер­жа­нию ЭК. Таким обра­зом, содер­жа­ние ЭК всех пре­по­да­ва­те­лей будет опре­де­лять некий адми­ни­стра­тив­ный работ­ник, кото­рый не очень хоро­шо зна­ком со спе­ци­фи­кой тру­да ППС, име­ет совре­мен­ное юри­ди­че­ское или управ­лен­че­ское обра­зо­ва­ние.

Яркий при­мер – Югор­ский госу­дар­ствен­ный уни­вер­си­тет. Раз­ра­бот­кой эффек­тив­ных кон­трак­тов для ВСЕХ пре­по­да­ва­те­лей зани­мал­ся сотруд­ник Адми­ни­стра­тив­но-пра­во­во­го управ­ле­ния, закон­чив­ший год назад юрфак ЮГУ заоч­но (опыт рабо­ты – инже­нер по охране тру­да в ЮГУ при отсут­ствии инже­нер­но­го обра­зо­ва­ния, затем – работ­ник отде­ла кад­ров). Коли­че­ство нару­ше­ний обыч­ной логи­ки и тру­до­во­го зако­но­да­тель­ства в этих тру­до­вых дого­во­рах зашка­ли­ва­ет [13]. В кон­тракт обыч­но­го пре­по­да­ва­те­ля вклю­че­ны долж­ност­ные обя­зан­но­сти, кото­рые Еди­ный ква­ли­фи­ка­ци­он­ный спра­воч­ник [14] и [15] отно­сит дослов­но к долж­ност­ным обя­зан­но­стям про­фес­со­ра, заве­ду­ю­ще­го кафед­рой, дека­на, глав­но­го науч­но­го сотруд­ни­ка, глав­но­го инже­не­ра, бир­же­во­го макле­ра! Ну ТАК он видит, этот спе­ци­а­лист! Так «уточ­ня­ет и кон­кре­ти­зи­ру­ет» долж­ност­ные обя­зан­но­сти все­го про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ско­го соста­ва. Соглас­но Тру­до­во­му кодек­су Рос­сий­ской Феде­ра­ции, это «изме­не­ние тру­до­вой функ­ции», а оно воз­мож­но толь­ко по согла­со­ва­нию с работ­ни­ком, о чем пре­по­да­ва­те­лям, есте­ствен­но, никто не сооб­ща­ет. Никто не обсуж­дал с ними содер­жа­ние ЭК, не разъ­яс­нял тре­бо­ва­ний адми­ни­стра­ции, и уж, конеч­но, не объ­яс­нял им их пра­ва. Пре­по­да­ва­те­ли запу­га­ны офи­ци­аль­ны­ми пись­ма­ми с угро­зой уволь­не­ния, если не под­пи­шут этот «эффек­тив­ный кон­тракт». Име­ю­щий суди­мость «за пре­вы­ше­ние долж­ност­ных пол­но­мо­чий с при­ме­не­ни­ем наси­лия или с угро­зой его при­ме­не­ния» адми­ни­стра­тор про­дол­жа­ет дей­ство­вать в том же уго­лов­ном сти­ле. И рек­то­ром Кар­мин­ской Т.Д. этот стиль управ­ле­ния при­вет­ству­ет­ся. 90% пре­по­да­ва­те­лей живут в слу­жеб­ном жилье, дру­гих вузов в ради­у­се 300 км нет, кро­ме меди­цин­ско­го. В слу­чае уволь­не­ния – высе­лят – с мебе­лью, детьми и домаш­ни­ми живот­ны­ми – в минус 40, в при­по­ляр­ную ночь… Под­пи­сы­ва­ют… Все…Потому что есть мас­са при­ме­ров уво­лен­ных, имев­ших мне­ние, отлич­ное от «пра­виль­но­го».

В тру­до­вом дого­во­ре при­сут­ству­ет ряд ссы­лок на локаль­ные акты без назва­ния и даты при­ня­тия, при­чем боль­шей части этих вир­ту­аль­ных актов про­сто нет в при­ро­де: допол­ни­тель­ное стра­хо­ва­ние, модуль­но-рей­тин­го­вая систе­ма, мони­то­ринг удо­вле­тво­рен­но­сти сту­ден­тов, нор­мы учеб­ной рабо­ты на теку­щий учеб­ный год и т.д. Пора­зи­тель­но, но дей­ству­ет этот «ЭК» не с момен­та под­пи­са­ния допол­ни­тель­но­го согла­ше­ния, а с момен­та под­пи­са­ния основ­но­го тру­до­во­го догов­ра 5–10 лет назад, то есть име­ет обрат­ную силу.

В ЭК вклю­че­ны кри­те­рии эффек­тив­но­сти. По учеб­ной рабо­те толь­ко один кри­те­рий, хотя учеб­ная нагруз­ка состав­ля­ет 900 часов из 1450–1550 часов рабо­ты в год. Кри­те­рий пока­зал­ся мне выда­ю­щим­ся, хотя, ока­за­лось, он вклю­чен в ЭК и дру­гих вузов: не менее 75% сту­ден­тов долж­ны быть атте­сто­ва­ны по дис­ци­плине. То есть дво­еч­ни­ков и про­гуль­щи­ков не может быть более 25%. Это при сред­нем бал­ле ЕГЭ в неко­то­рых груп­пах 135–150 (совет­ская «трой­ка» в сред­нем, то есть поло­ви­на сту­ден­тов име­ет школь­ные зна­ния ниже трой­ки). А пре­по­да­ва­тель обя­зан ста­вить таким сту­ден­там трой­ки. Есть же еще «мерт­вые души», они тоже вхо­дят в эти 25%.

Но выс­ший перл – это обя­зан­ность при­но­сить доход за счет опыт­но-кон­струк­тор­ских работ (НИОКР) для ВСЕХ пре­по­да­ва­те­лей. Абсо­лют­но всех – исто­ри­ков, фило­со­фов, пре­по­да­ва­те­лей англий­ско­го язы­ка, пси­хо­ло­гии и физ­куль­ту­ры. Нет, пре­по­да­ва­тель может не при­но­стить доход от ОКР, но он вооб­ще не полу­чит сти­му­ли­ру­ю­щие выпла­ты, кото­рые состав­ля­ют (судя по окла­ду доцен­та и офи­ци­аль­ным дан­ным по сред­ней зар­пла­те ППС) поло­ви­ну зар­пла­ты. Таким спо­со­бом в ЮГУ под­ни­ма­ют каче­ство тру­да пре­по­да­ва­те­ля…

На что рас­счи­ты­ва­ют пре­по­да­ва­те­ли? На голый оклад, без вся­ких сти­му­ли­ру­ю­щих выплат, при­чем гово­рят так все – от начи­на­ю­ще­го пре­по­да­ва­те­ля до дирек­то­ра инсти­ту­та. Рас­счи­ты­ва­ют, конеч­но, на под­ра­бот­ки вне вуза или на рабо­ту на 1,5–2 став­ки, есте­ствен­но. Наци­о­наль­ный лидер, гово­ря про эффек­тив­ность тру­да пре­по­да­ва­те­лей вузов, имел в виду, оче­вид­но, обрат­ное.

Вме­сто того, что­бы созда­вать усло­вия для заня­тия науч­ной рабо­той (в том чис­ле не уве­ли­чи­вать до верх­не­го пре­де­ла учеб­ную нагруз­ку, а наобо­рот, сокра­щать), вме­сто финан­си­ро­ва­ния ста­жи­ро­вок, нор­маль­ных повы­ше­ний ква­ли­фи­ка­ции, поез­док на науч­ные кон­фе­рен­ции, закуп­ки обо­ру­до­ва­ния для науч­ных экс­пе­ри­мен­тов, рек­тор ЮГУ Кар­мин­ская Т.Д. пыта­ет­ся создать шараш­ки­ну кон­то­ру, в кото­рой запу­ган­ные пре­по­да­ва­те­ли, рабо­тая на 1,5–2 став­ки (900 часов «кон­такт­ной» учеб­ной рабо­ты на став­ку всем, вклю­чая про­фес­су­ру), все пого­лов­но полу­ча­ют допол­ни­тель­ный доход от опыт­но-кон­струк­тор­ских работ, ноча­ми стро­чат ста­тьи в высо­ко­рей­тин­го­вые науч­ные жур­на­лы Web of Science, дово­дя рей­тинг ЮГУ до миро­во­го. Вооб­ще-то про каче­ство тру­да рабов детям рас­ска­зы­ва­ют в 5-м клас­се сред­ней шко­лы…

В декаб­ре ЭК будет внед­рят­ся во мно­гих уни­вер­си­те­тах, что­бы отчи­тать­ся к 1 янва­ря 2016 года. Читай­те вни­ма­тель­но, что вам пред­ла­га­ют под­пи­сать. Кри­те­рии эффек­тив­но­сти долж­ны быть дости­жи­мы для боль­шин­ства, долж­ност­ные обя­зан­но­сти долж­ны соот­вет­ство­вать ЕКС [14], срок тру­до­во­го дого­во­ра менять не име­ют пра­ва. Это скуч­но и нуд­но – изу­чать юри­ди­че­ские и бух­гал­тер­ские доку­мен­ты, но что же делать? Объ­еди­няй­тесь, не под­да­вай­тесь про­из­во­лу вузов­ской адми­ни­стра­ции.

  1. www.rg.ru/2011/01/12/yasin.html
  2. Бюд­жет­ное посла­ние Пре­зи­ден­та РФ Феде­раль­но­му собра­нию от 28.06.2012 «О бюд­жет­ной поли­ти­ке в 2013–2015 годах»
  3. www.rg.ru/2013/01/14/obraz-eff-site-dok.html
  4. www.vesti.ru/doc.html?id=1011002
  5. Рас­по­ря­же­ние Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Феде­ра­ции от 30 апре­ля 2014 года № 722-р www.rg.ru/2014/05/08/nauka-site-dok.html
  6. Рас­по­ря­же­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утвер­жде­нии Про­грам­мы поэтап­но­го совер­шен­ство­ва­ния систе­мы опла­ты тру­да в госу­дар­ствен­ных (муни­ци­паль­ных) учре­жде­ни­ях на 2012–2018 годы» www.rg.ru/2012/12/04/oplata-site-dok.html
  7. «Отрас­ле­вое согла­ше­ние по орга­ни­за­ци­ям, нахо­дя­щим­ся в веде­нии Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния и нау­ки Рос­сий­ской Феде­ра­ции, на 2015–2017 годы» (утв. Мино­бр­на­у­ки Рос­сии, Проф­со­ю­зом работ­ни­ков народ­но­го обра­зо­ва­ния и нау­ки РФ 22.12.2014)
  8. http://минобрнауки.рф/документы/6182
  9. Феде­раль­ный закон от 12 янва­ря 1996 года № 7-ФЗ «О неком­мер­че­ских орга­ни­за­ци­ях»
  10. http://unisolidarity.ru/?p=3802
  11. Поста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ от 5.08.2008 № 583 www.rg.ru/2008/08/13/tarifnaya-setka-dok.html
  12. При­каз Мин­здрав­соц­раз­ви­тия РФ от 29.12.2007 № 818 «Об утвер­жде­нии Переч­ня видов выплат сти­му­ли­ру­ю­ще­го харак­те­ра в феде­раль­ных бюд­жет­ных, авто­ном­ных, казен­ных учре­жде­ни­ях и разъ­яс­не­ния о поряд­ке уста­нов­ле­ния выплат сти­му­ли­ру­ю­ще­го харак­те­ра в этих учре­жде­ни­ях» www.rg.ru/2008/02/09/vyplata-doc.html
  13. www.ugrasu.ru/sotrudniku/vnedrenie-effektivnogo-kontrakta.php
  14. При­каз Мини­стер­ства здра­во­охра­не­ния и соци­аль­но­го раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­ра­ции (Мин­здрав­соц­раз­ви­тия Рос­сии) от 11 янва­ря 2011 года № 1н г. Москва «Об утвер­жде­нии Еди­но­го ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го спра­воч­ни­ка долж­но­стей руко­во­ди­те­лей, спе­ци­а­ли­стов и слу­жа­щих, раз­дел «Ква­ли­фи­ка­ци­он­ные харак­те­ри­сти­ки долж­но­стей руко­во­ди­те­лей и спе­ци­а­ли­стов выс­ше­го про­фес­си­о­наль­но­го и допол­ни­тель­но­го про­фес­си­о­наль­но­го обра­зо­ва­ния» www.rg.ru/2011/05/13/spravochnik-dok.html
  15. «Ква­ли­фи­ка­ци­он­ный спра­воч­ник долж­но­стей руко­во­ди­те­лей, спе­ци­а­ли­стов и дру­гих слу­жа­щих» (утв. Поста­нов­ле­ни­ем Мин­тр­у­да Рос­сии от 21.08.1998 № 37

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

17 комментариев

  • Ravn:

    Вполне пере­кли­ка­ет­ся с тем, что писа­ли тут же недав­но кол­ле­ги из МФТИ и Казан­ско­го уни­вер­си­те­та. Вез­де одно и то же – без­об­раз­ный про­из­вол. Вер­ти­каль вла­сти про­ник­ла и в систе­му выс­ше­го обра­зо­ва­ния и как рако­вая опу­холь пожи­ра­ет все, что рядом. РАН, пожа­луй, пока един­ствен­ный ост­ро­вок в стране, кото­рый еще жив, пото­му что без вер­ти­ка­ли. Надол­го ли?…

    • Василиса:

      вер­ти­каль не про­ник­ла, она кро­пот­ли­во выстра­и­ва­ет­ся. Отме­на выбо­ров рек­то­ров, отме­на выбо­ров дека­нов путем пере­име­но­ва­ния их в дирек­то­ров инсти­ту­тов. Идея кафед­ры пере­на­звать «депар­та­мен­та­ми», озву­чен­ная кем-то из МФТИ. Види­мо, что­бы исклю­чить выбор­ность заве­ду­ю­щих кафед­ра­ми. Исклю­че­ние из мини­стер­ско­го поло­же­ния о кон­кур­се на заме­ще­ние долж­но­стей ППС эта­па выдви­же­ния кан­ди­да­тур на засе­да­ни­ях кафед­ры – из этой же мини­стер­ско-пра­ви­тель­ствен­ной пес­ни.

      И локаль­ное – уЧЕ­НЫЙ совет толь­ко на 38% состо­я­щий из штат­ных НПР; и кон­фе­рен­ция ППС и пред­ста­ви­те­лей работ­ни­ков толь­ко на 25% состо­я­щая из штат­ных НПР; и состав пред­ста­ви­тель­но­го орга­на работ­ни­ков, зачи­ты­ва­е­мый проректором…Всё в рам­ках зако­на, но ход этих мыс­лей мне не нра­вит­ся.

    • vlad1950:

      вер­ти­каль вла­сти в ран дав­но и успеш­но выстро­е­на по военн­но­му образ­цу

  • vlad1950:

    и с каких это пор все­го кн ясин стал таким круп­ным спе­цом и в нау­ке и в обра­зо­ва­нии

    • Василиса:

      Ясин [1]: «Мы гово­рим, что нуж­но решать про­бле­мы обра­зо­ва­ния (они, к сча­стью, реша­ют­ся луч­ше, чем в дру­гих сек­то­рах), но ни сло­ва о необ­хо­ди­мо­сти доволь­но суще­ствен­но уве­ли­чи­вать рас­хо­ды. И это рас­хо­ды на инсти­ту­ци­о­наль­ные инве­сти­ции. Если госу­дар­ство идет с учи­те­лем на эффек­тив­ный кон­тракт, то обя­за­но обес­пе­чить ему уро­вень, соот­вет­ству­ю­щий той роли, кото­рую мы хотим ему опре­де­лить в обще­стве. Та же ситу­а­ция и в здра­во­охра­не­нии.»

  • vlad1950:

    пустое все не выпол­нив май­ские ука­зы при­ду­ма­ли иную отвле­ка­лов­ку

    • Василиса:

      поче­му не выпол­ни­ли? Заме­ча­тель­но выпол­ни­ли! Сред­няя зар­пла­та ППС пуб­ли­ку­ет­ся в мини­стер­ском мони­то­рин­ге, и у абсо­лют­но­го боль­шин­ства рек­то­ров с пунк­том «зар­пла­та ППС», кото­рый вклю­чен в ЭК рек­то­ра, всё в поряд­ке. А вот на какие ухищ­ре­ния идут рек­то­ры и поче­му, писа­ла неод­но­крат­но http://unisolidarity.ru/?cat=24

      До май­ских Ука­зов Пре­зи­ден­та бюро­кра­тия уже целый год тре­ни­ро­ва­лась на «повы­ше­нии» зар­плат учи­те­лям на бума­ге – нагруз­ка их непре­рыв­но рас­тет в сред­нем по стране. На Чукот­ке, напри­мер, СРЕДНЯЯ нагруз­ка учи­те­лей 1,64 став­ки, а в сосед­ней гим­на­зии сред­няя нагруз­ка учи­те­лей 1,8 став­ки (не самый нищий город – Хан­ты-Ман­сийск). Месяц назад отме­ни­ли Сан­ПиН огра­ни­чи­ва­ю­щий раз­мер школь­ных клас­сов = 25 детей. Интен­си­фи­ка­ция тру­да учи­те­лей будет ещё выше. Како­го каче­ства аби­ту­ри­ен­ты при­дут в вузы после тако­го обу­че­ния? Супер­ву­зы, ясно, набе­рут луч­ших, а вокруг что – интел­лек­ту­аль­ная пусты­ня?
      Соглас­но докла­ду Счет­ной Пала­ты сред­няя по стране нагруз­ка вра­чей-реани­ма­то­ло­гов 1,8 став­ки – в меди­цине выпол­ня­ют май­ские ука­зы при­выч­ным спо­со­бом.

      Поче­му Вы дума­е­те, что в выс­шем обра­зо­ва­нии выпол­нять май­ские ука­зы будут каким-то иным мето­дом? Зачем? Метод отра­бо­тан – сокра­щать, уве­ли­чи­вать остав­шим­ся коли­че­ство (в став­ках учеб­ной рабо­ты + НИО­К­Ры + гран­ты) и интен­сив­ность тру­да (пото­ки по 250 чело­век и груп­пы по 35 сту­ден­тов и учи­ты­вать толь­ко «кон­такт­ную» рабо­ту). Про­фес­су­ру сокра­тить, на их место тьюторов=вчерашних бака­лав­ри­ков и да здрав­ству­ет дистан­ци­он­ка! Поня­тие «эффек­тив­ность» в нашем обра­зо­ва­нии исклю­чи­тель­но эко­но­ми­че­ское: выдать полу­ча­те­лю услу­ги бумаж­ку (атте­стат или диплом) с наи­мень­ши­ми затра­та­ми госу­дар­ства.
      Если учи­те­ля и вра­чи, а их реаль­но не хва­та­ет, не осо­бо сопро­тив­ля­ют­ся, то уж НПР, кото­рых соглас­но «дорож­ной кар­те» тре­бу­ет­ся сокра­тить 44%, точ­но будут мол­чать. А тому про­фес­со­ру исто­рии, что вдруг мол­чать не будет, на закон­ных осно­ва­ни­ях ска­жут – «где НИОКР на 70,5 тыр., нет? = не эффек­ти­вен = сво­бо­ден». Фак­ты уже есть.

  • vlad1950:

    у нынеш­ней вла­сти уже при­вед­шей стра­ну к рзграб­ле­нию не было и нет цели раз­ви­тия цель одна украсть поболь­ше и все сло­во­блу­дие вокруг это­го

  • георгий:

    Ува­жа­е­мая Васи­ли­са, Вы пра­вы, что по всем направ­ле­ни­ям гонит­ся сплош­ной «кон­тра­факт».
    Систе­ма МОН и ее ясин­ские отцы-осно­ва­те­ли вовсе не име­ют в виду в чем-либо повы­сить каче­ство.
    Их цель – запуск внут­рен­ней эрро­зии всех тра­ди­ци­он­ных основ в систе­ме обра­зо­ва­ния. При этом совсем не важ­но, каки­ми сред­ства­ми и под каким соусом. Вся дея­тель­ность носит чет­кий антисмыс­ло­вой харак­тер. Понят­но, что мно­гое уже сего­дня лежит не толь­ко за рам­ка­ми пра­во­во­го поля, но и за рам­ка­ми здра­во­го смыс­ла.
    Думать, что это все дела­ет­ся не зло­на­ме­рен­но, навер­но, мож­но, но это вряд ли так.
    Кто-то систе­ма­ти­че­ски и после­до­ва­тель­но сво­дит сче­ты с педа­го­ги­че­ским сооб­ще­ством.
    И пока глум­ле­нию нет пре­де­ла.
    Поэто­му не надо быть чело­ве­ком боль­шо­го ума, что­бы понять, что стра­на нынеш­ним кур­сом идет к мас­со­вой сту­ден­че­ской дето­на­ции. Нуж­на ли Яси­ну еще одна цвет­ная «вес­на-лето-осень»?
    Дума­ет­ся, что да. Нуж­на.
    Нуж­на боль­ше, чем какое бы то ни было каче­ство обра­зо­ва­ния.
    Вот, и весь сказ.

    • Михаил Скориков:

      Ясин, да. А может это Нико­лай Вто­рой во всём вино­ват? Или, к при­ме­ру, Барак Оба­ма насаж­да­ет весь этот абсурд?

  • Михаил:

    » «Опыт­но-кон­струк­тор­ские рабо­ты» про­фес­со­ра исто­рии» – а куда девать­ся то … логич­но. Бюро­кра­ти­че­ское управ­ле­ние слож­ной систе­мы может рабо­тать в двух вари­ан­тах: – еди­но­об­ра­зие тре­бо­ва­ний и срав­не­ния эффек­тив­но­сти для всей обла­сти, или при пере­да­че пра­ва реше­ния локаль­ным сатра­пам. Пер­вое менее кор­руп­цо­ем­ко. Но … тогда неиз­беж­ны вопро­сы о » «Опыт­но-кон­струк­тор­ские рабо­тах» про­фес­со­ра исто­рии». Об этом уже писал в ТрВ – «рефор­мы – широ­кие доро­ги в неку­да»

    • Василиса:

      «куда девать­ся то … логич­но»

      1) не логич­но
      2) объ­еди­нять­ся и воз­ра­жать

      если это­го не делать, то само­дур­ство рек­то­ра идет враз­нос. Как в любой систе­ме без отри­ца­тель­ной обрат­ной свя­зи.

      • Михаил:

        Да выход дру­гой. Мно­же­ствен­ность цен­тров вли­я­ния и при­ня­тия реше­ний, не Вер­ти­каль, а ква­зи­го­ри­зон­таль­ная сеть, во мно­гом само­управ­ля­ю­ща­я­ся систе­ма. Но … это не в этой стране, и боюсь – не в этой жиз­ни.

  • […] сту­ден­та. То, что этот при­каз нару­ша­ет пункт 4 ста­тьи 9.2 № 7-ФЗ «О НКО» от 12 янва­ря 1996 года, нико­го не бес­по­ко­ит. В стране […]

  • Олек:

    А поче­му вы скон­цен­три­ро­ва­ли вни­ма­ние в обсуж­де­нии имен­но на ОКР? Есть же и дру­гая часть аббре­ви­а­ту­ры – НИР. Обра­тим­ся для нача­ла к люби­мо­му позна­ва­тель­но­му ресур­су:
    Науч­но-иссле­до­ва­тель­ские и опыт­но-кон­струк­тор­ские рабо­ты (НИОКР; англ. Research and Development, R&D) — сово­куп­ность работ, направ­лен­ных на полу­че­ние новых зна­ний и прак­ти­че­ское при­ме­не­ние при созда­нии ново­го изде­лия или тех­но­ло­гии.
    (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%98%D0%9E%D0%9A%D0%A0)
    Науч­но-иссле­до­ва­тель­ская рабо­та (аббр. — НИР) — рабо­та науч­но­го харак­те­ра, свя­зан­ная с науч­ным поис­ком, про­ве­де­ни­ем иссле­до­ва­ний, экс­пе­ри­мен­та­ми в целях рас­ши­ре­ния име­ю­щих­ся и полу­че­ния новых зна­ний, про­вер­ки науч­ных гипо­тез, уста­нов­ле­ния зако­но­мер­но­стей, про­яв­ля­ю­щих­ся в при­ро­де и в обще­стве, науч­ных обоб­ще­ний, науч­но­го обос­но­ва­ния про­ек­тов (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE-%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0)
    А теперь объ­яс­ни­те мне, что меша­ет тому же про­фес­со­ру исто­рии поучав­ство­вать в гран­тах , напри­мер РГНФ, пер­вая область финан­си­ро­ва­ния там это «01 – исто­рия; архео­ло­гия; этно­гра­фия». Загля­ни­те, не поле­ни­тесь http://www.rfh.ru/. Более того, каж­дый ува­жа­ю­щий себя про­фес­сор исто­рии об этом знать обя­зан! Уве­рен, за вре­мя пока писа­лась эта ста­тья, мож­но было бы най­ти при­лич­ный кон­курс и обес­пе­чить не толь­ко выпол­не­ние столь «нело­гич­но­го пока­за­те­ля» , но и себе при­лич­ную при­бав­ку к зар­пла­те!) КУда более полез­ное вре­мя про­вож­де­ние, соглас­ны?) А еще гово­рят, Гран­ты дают на изда­ние соб­ствен­ных моно­гра­фий, в том чис­ле по исто­рии, тут вооб­ще мож­но несколь­ко зай­цев убить! Не трать­те вре­мя на нытье, а если жалу­е­тесь, то хотя бы раз­бе­ри­тесь в пред­ме­те! Всем сча­стья и эффек­тив­но­сти!

    • Василиса:

      Так НИР или НИОКР? НИР или Research and Development? НИОКР – это не два вари­ан­та – НИР и ОКР, это еди­ный про­цесс = НИОКР. Если бы адми­ни­стра­ция вуза соиз­во­ли­ла поду­мать о гума­ни­та­ри­ях, то запи­са­ла бы в их тру­до­вой дого­вор НИР, но нет – там напи­са­но НИОКР!
      И где напи­са­но, что автор – исто­рик? Автор – глу­бо­кий тех­нарь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com