Путь наверх. Московский университет в рейтингах университетов мира

Юрий Грановский, канд. хим. наук, до апреля 2015 года — науч. сотр. химфака МГУ

Юрий Гра­нов­ский,
канд. хим. наук, до апре­ля 2015 года — науч. сотр. хим­фа­ка МГУ

Выс­шее обра­зо­ва­ние име­ет реша­ю­щее зна­че­ние для успеш­но­го раз­ви­тия любой стра­ны. И цен­траль­ное место зани­ма­ет под­го­тов­ка спе­ци­а­ли­стов с уни­вер­си­тет­ским обра­зо­ва­ни­ем. Выпуск­ни­ки уни­вер­си­те­тов обла­да­ют широ­той и уни­вер­саль­но­стью зна­ний, уме­ни­ем раз­би­рать­ся в слож­ных про­бле­мах изу­ча­е­мых дис­ци­плин, пони­ма­ни­ем путей и пер­спек­тив раз­ви­тия совре­мен­ной нау­ки и тех­ни­ки. Пер­во­сте­пен­ную важ­ность в этом деле при­об­ре­та­ют вопро­сы каче­ства их под­го­тов­ки.

Один из спо­со­бов оцен­ки это­го каче­ства – ана­лиз гло­баль­ных рей­тин­гов уни­вер­си­те­тов (ГРУ). Вузы, зани­ма­ю­щие высо­кие места в рей­тин­гах, отно­сят к уни­вер­си­те­там миро­во­го клас­са.

Ряд общих вопро­сов (исто­рия созда­ния и совер­шен­ство­ва­ния ГРУ, их клас­си­фи­ка­ция, попу­ляр­ность, согла­со­ван­ность, надеж­ность и пр.) рас­смот­ре­на нами в ста­тье [1]. Там же при­ве­де­на пози­ция МГУ за послед­ние годы в двух ГРУ: в Шан­хай­ском ака­де­ми­че­ском рей­тин­ге (Academic Ranking of World UniversitiesARWU) и в рей­тин­ге The Times Higher EducationTHE). Рей­тинг THE суще­ству­ет в двух вари­ан­тах. Кро­ме миро­во­го инте­граль­но­го рей­тин­га (WUR) пуб­ли­ку­ет­ся и репу­та­ци­он­ный рей­тинг (WRR). Он оце­ни­ва­ет­ся экс­пер­та­ми как взве­шен­ная сум­ма (в отно­ше­нии 2:1) двух инди­ка­то­ров, науч­ной и учеб­ной репу­та­ции вуза. Вот резуль­та­ты МГУ в этих рей­тин­гах за послед­ние годы: в Шан­хай­ском 84-е место (2014); в рей­тин­ге WUR места 196–197 (2014−2015); в рей­тин­ге WRR 25-е место (2015) [2].

Изве­стен указ пре­зи­ден­та Рос­сии за № 599 от 7 мая 2012 года, в кото­ром постав­ле­на зада­ча: не менее пяти рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов  долж­ны  к 2020 году вой­ти  в первую сот­ню луч­ших уни­вер­си­те­тов мира (по ГРУ, про­ект 5–100). Эта зада­ча тре­бу­ет выяв­ле­ния и ана­ли­за фак­то­ров, вли­я­ю­щие на каче­ство под­го­тов­ки науч­ных кад­ров. Один из основ­ных фак­то­ров – систе­ма управ­ле­ния науч­ны­ми кол­лек­ти­ва­ми. Это­му фак­то­ру  и посвя­ще­на насто­я­щая ста­тья.

В нашей рабо­те [3] корот­ко рас­смот­ре­ны две систе­мы управ­ле­ния: тра­ди­ци­он­ный («репрес­сив­ный») менедж­мент, осно­ван­ный на прин­ци­пе «кну­та и пря­ни­ка», и аль­тер­на­тив­ный менедж­мент (АМ) [4]. Одно из основ­ных поло­же­ний АМ, упо­мя­ну­тое в ста­тье – отказ от нака­за­ний в любой фор­ме. Это поло­же­ние не про­шло неза­ме­чен­ным. Как отме­че­но в одном из откли­ков на ста­тью [3] (ком­мен­та­рии при­ве­де­ны там же, где и ста­тья, в элек­трон­ном вари­ан­те газе­ты), отказ от нака­за­ний – «чистей­ший воды попу­лизм».

С этим утвер­жде­ни­ем нель­зя согла­сить­ся. Какой же это попу­лизм, если АМ широ­ко и с успе­хом при­ме­ня­ет­ся в Япо­нии. Авто­ры кни­ги  [4] счи­та­ют, что пре­вра­ще­ние Япо­нии в стра­ну с высо­ко­раз­ви­той эко­но­ми­кой в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни свя­за­но с при­ме­не­ни­ем АМ. Боль­ше откли­ков на ста­тью [3] полу­чи­ло то, что мож­но назвать «избав­ле­ни­ем от  бал­ла­ста». Это про­бле­ма  сокра­ще­ния науч­ных кад­ров. По каким кри­те­ри­ям сле­ду­ет уволь­нять людей, как исполь­зо­вать нау­ко­мет­ри­че­ские инди­ка­то­ры в этих ситу­а­ци­ях и пр.?

Нами при изло­же­нии АМ в рабо­те [3] не было при­ве­де­но вто­рое основ­ное поло­же­ние АМ – пожиз­нен­ный найм. Орга­ни­за­ция ни при каких усло­ви­ях обя­зу­ет­ся не уволь­нять сотруд­ни­ка. Но если сотруд­ник захо­тел уйти, то руко­вод­ство не будет ему пре­пят­ство­вать. Поэто­му про­бле­мы сокра­ще­ния пер­со­на­ла в АМ про­сто не обсуж­да­ют­ся.

 Таким обра­зом, отказ от нака­за­ний и пожиз­нен­ный найм – основ­ные поло­же­ния АМ. Имен­но они обес­пе­чи­ва­ют повы­ше­ние твор­че­ско­го потен­ци­а­ла сотруд­ни­ков, созда­ют ком­форт­ную атмо­сфе­ру для рабо­ты, повы­ша­ют выход ори­ги­наль­ных реше­ний и пр.

При обсуж­де­нии этих поло­же­ний одно из основ­ных сомне­ний в исполь­зо­ва­нии АМ в оте­че­ствен­ной нау­ке фор­му­ли­ру­ет­ся так: «мы же не япон­цы!» В кни­ге [4] при­ве­де­но рас­про­стра­нен­ное мне­ние: АМ воз­мо­жен толь­ко в усло­ви­ях так назы­ва­е­мой «рисо­вой куль­ту­ры», т.е. в стра­нах Восто­ка, где тра­ди­ци­он­но силь­ны общин­ность, дис­ци­пли­на, спо­соб­ность к изну­ри­тель­но­му и кро­пот­ли­во­му тру­ду. И далее: «Поче­му тогда в сосед­них стра­нах за ред­ким исклю­че­ни­ем (Южная Корея, кото­рая вос­при­ня­ла очень мно­го из япон­ских под­хо­дов к кор­по­ра­тив­ной куль­ту­ре; Гон­конг, Син­га­пур – искус­ствен­но создан­ные цен­тры финан­со­вых опе­ра­ций), фено­мен «рисо­вой куль­ту­ры» не рабо­та­ет? И при­чем здесь спо­соб­ность гнуть спи­ны под паля­щим солн­цем на зали­тых водой рисо­вых чеках, когда Япо­ния шаг­ну­ла уже в эру инно­ва­ци­он­ной инду­стрии?» [4, с.11–12].

Дру­гое дело, что осо­бен­но­сти раз­ви­тия нау­ки в тех или иных стра­нах могут затор­мо­зить при­ме­не­ние АМ. Отме­тим один  барьер на этом пути в оте­че­ствен­ной нау­ке [1]. Это нали­чие иерар­хи­че­ских струк­тур в управ­ле­нии. Его, напри­мер, отме­чал док­тор био­ло­ги­че­ских наук В. П. Эфро­им­сон (1908−1989). Он гово­рил, что еще до вто­рой миро­вой вой­ны авто­ри­тар­ная систе­ма вла­сти в нашей стране поро­ди­ла авто­ри­тар­ную систе­му управ­ле­ния нау­кой. По его мне­нию, команд­но-адми­ни­стра­тив­ный стиль управ­ле­ния и иерар­хия – глав­ные при­чи­ны  дегра­да­ции оте­че­ствен­ной нау­ки: «Я не пре­уве­ли­чу, если ска­жу, что в нашей стране суще­ству­ет почти фео­даль­ная зави­си­мость огром­ной армии хоро­ших, но по титу­лу рядо­вых уче­ных от воз­вы­ша­ю­щих­ся над ними хозя­ев, царь­ков и насто­я­щих царей» [5, с.12 ]. Эти сло­ва были ска­за­ны чет­верть века назад, но с той поры мало что изме­ни­лось.

Как дей­ству­ет репрес­сив­ный менедж­мент мы пока­жем на при­ме­ре  отно­ше­ния адми­ни­стра­ции к про­фес­со­ру био­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та МГУ В.В.Налимову (1910−1997). С ним свя­за­но раз­ви­тие науч­ных направ­ле­ний: мет­ро­ло­гия ана­ли­за веще­ства; хими­че­ская кибер­не­ти­ка; мате­ма­ти­че­ская тео­рия экс­пе­ри­мен­та; нау­ко­мет­рия; исполь­зо­ва­ние веро­ят­ност­ных пред­став­ле­ний при опи­са­нии внеш­не­го мира; созда­ние веро­ят­ност­ной моде­ли язы­ка и веро­ят­ност­но ори­ен­ти­ро­ван­ной фило­со­фии. Он опуб­ли­ко­вал 30 книг и око­ло 300 ста­тей. Его рабо­ты пере­ве­де­ны на англий­ский, немец­кий, фран­цуз­ский, поль­ский, вен­гер­ский и араб­ский язы­ки. В 1987 году В.В.Налимов был награж­ден меда­лью Дере­ка де Сол­ла Прай­са за успе­хи в обла­сти нау­ко­ве­де­ния и нау­ко­мет­рии, при­суж­да­е­мой редак­ци­он­но-кон­суль­та­тив­ным  сове­том меж­ду­на­род­но­го жур­на­ла Scientometrics.

К это­му доба­вим отры­вок из ста­тьи про­фес­со­ра био­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та МГУ А.М.Гилярова (1943−2013), посвя­щен­ной памя­ти В.В.Налимова:

«Васи­лий Васи­лье­вич Нали­мов ока­зал­ся послед­ним рус­ским интел­ли­ген­том, с кото­рым мне выпа­ло сча­стье быть зна­ко­мым. Он был типич­ным и одно­вре­мен­но – совер­шен­но непо­вто­ри­мым пред­ста­ви­те­лем той осо­бой поро­ды людей, кото­рой боль­ше не суще­ству­ет… Все они уже дав­но ушли в мир иной, как ушло в небы­тие и само поня­тие рус­ской интел­ли­гент­но­сти. Они вымер­ли подоб­но мамон­там или шер­сти­стым носо­ро­гам» [6, c. 386].

В кон­це 1980-х гг. без види­мых при­чин и без пре­ду­пре­жде­ния в доволь­но гру­бой фор­ме В. В. Нали­мо­ва отстра­ни­ли от заве­до­ва­ния лабо­ра­то­ри­ей мате­ма­ти­че­ской тео­ри­ей экс­пе­ри­мен­та био­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та МГУ, не сооб­щив ему об этом. Вот как вспо­ми­на­ет вдо­ва В. В. Нали­мо­ва Ж. А. Дро­га­ли­на: «…Ему пред­ло­жи­ли напи­сать заяв­ле­ние о пере­хо­де на долж­ность кон­суль­тан­та. Он отка­зал­ся: «Хотят уволь­нять, пусть уволь­ня­ют. Сам заяв­ле­ние писать не буду». И пошел к рек­то­ру, кото­ро­му ска­зал, что един­ствен­ное, на что готов согла­сить­ся, это стать глав­ным науч­ным сотруд­ни­ком. И стал» [7, c. 422–425].

Репрес­сив­ное управ­ле­ние науч­ны­ми кол­лек­ти­ва­ми рас­про­стра­не­но повсе­мест­но и в этом деле Мос­ков­ский уни­вер­си­тет не отли­ча­ет­ся каки­ми-то осо­бен­но­стя­ми. Напри­мер, кон­фликт в Инсти­ту­те тео­ре­ти­че­ской и экс­пе­ри­мен­таль­ной физи­ки. Он воз­ник после при­со­еди­не­ния этой орга­ни­за­ции к науч­но­му цен­тру «Кур­ча­тов­ский инсти­тут» и назна­че­ния ново­го дирек­то­ра. Вот одна из оце­нок воз­ник­шей ситу­а­ции: «Хоро­ший инсти­тут, инте­гри­ро­ван­ный в миро­вую нау­ку, как буд­то попал из совре­мен­ной евро­пей­ской циви­ли­за­ции в фео­даль­ную дес­по­тию, на кото­рую, по-мое­му, сма­хи­ва­ет Кур­ча­тов­ский инсти­тут» [8].

Мож­но пола­гать, что при­ме­не­ние АМ, пре­тен­ду­ю­щее на обру­ше­ние фео­даль­ных поряд­ков, будет встре­че­но в шты­ки мно­ги­ми иссле­до­ва­те­ля­ми нашей стра­ны. Поэто­му боль­шое зна­че­ние при­об­ре­та­ет нау­ко­мет­рия, поз­во­ля­ю­щая реаль­но оце­нить эффек­тив­ность при­ме­не­ния новой пара­диг­мы управ­ле­ния.

Нами уже отме­ча­лось, что по ини­ци­а­ти­ве рек­то­ра­та нау­ко­мет­ри­че­ские мето­ды ста­ли при­ме­нять­ся в  Мос­ков­ском уни­вер­си­те­те с нача­ла вто­ро­го деся­ти­ле­тия наше­го века. После обна­де­жи­ва­ю­ще­го нача­ла вес­ной 2015 года они были реко­мен­до­ва­ны для уста­нов­ле­ния пер­со­наль­ных рей­тин­гов науч­ных сотруд­ни­ков всей орга­ни­за­ции.  Кри­ти­ка это­го реше­ния дана в нашей ста­тье [3]. При­ве­дем один отзыв на эту тему сотруд­ни­ка Санкт-Петер­бург­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та (Ира­и­да): «…Повез­ло моск­ви­чам с «отсроч­кой»! – в СПб­ГУ рей­тин­го­вая систе­ма вве­де­на в 2011 году. Резуль­тат изве­стен чуть ли не всей стране – кол­лек­ти­вы были (даже в страш­но бед­ные и голод­ные 90-е), а сей­час, когда все живут несрав­ни­мо луч­ше – и науч­ные шко­лы пору­ши­ли, и зна­ме­ни­той уни­вер­си­тет­ской атмо­сфе­ры и науч­но­го духа – тю-тю».

Наблю­дая более 50 лет за про­цес­сом раз­ви­тия нау­ко­мет­рии в нашей стране, труд­но гово­рить о воз­мож­ном успеш­ном сим­би­о­зе АМ и нау­ко­мет­рии. Этот вывод тем более огор­чи­те­лен, что нача­ло оте­че­ствен­ных иссле­до­ва­ний по нау­ко­мет­рии было вполне успеш­ным. Авто­ром тер­ми­на «нау­ко­мет­рия» и одним из авто­ров пер­вой в мире моно­гра­фии по нау­ко­мет­рии был В. В. Нали­мов. Замет­ным было пред­ста­ви­тель­ство рос­сий­ских иссле­до­ва­те­лей в редак­ци­он­но-кон­суль­та­тив­ном сове­те жур­на­ла Scientometrics. Но далее успеш­но­го раз­ви­тия эта область нау­ки не полу­чи­ла. По наше­му мне­нию толь­ко пере­ход к АМ спо­со­бен изме­нить ситу­а­цию [9]. Мы пред­ла­га­ем «мяг­кий» вари­ант пере­хо­да. Несколь­ко науч­ных кол­лек­ти­вов доб­ро­воль­но пере­хо­дят к АМ. Через несколь­ко лет резуль­та­ты экс­пе­ри­мен­та могут быть оце­не­ны оте­че­ствен­ны­ми и зару­беж­ны­ми экс­пер­та­ми с при­вле­че­ни­ем нау­ко­мет­ри­че­ских дан­ных.

 

  1. Гра­нов­ский Ю. В. Мос­ков­ский уни­вер­си­тет в рей­тин­гах уни­вер­си­те­тов мира. – Есте­ствен­но­на­уч­ное обра­зо­ва­ние: век­тор раз­ви­тия, Сбор­ник /​ Под общей ред. ака­де­ми­ка В. В. Луни­на и проф. Н. Е. Кузь­мен­ко. – М.: Изда­тель­ство Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, 2015, с. 107–134.
  2. Аджи­ев В. Репу­та­ци­он­ный рей­тинг: как трак­то­вать успех МГУ? – Тро­иц­кий вари­ант, № 175, 24 мар­та 2015 года, с.4–5.
  3. Гра­нов­ский Ю. В. Не в ту степь. О пер­со­наль­ных рей­тин­гах науч­ных сотруд­ни­ков Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. – Тро­иц­кий вари­ант, №183, 14 июля 2015 года, с.3.
  4. Фидель­ман Г. Н., Деди­ков С. В., Адлер Ю. П. Аль­тер­на­тив­ный менедж­мент. — М.: Аль­пи­на Биз­нес Букс, 2005. – 186 с.
  5. Эфро­им­сон В. П. Авто­ри­тет, а не авто­ри­тар­ность. Бесе­да с кор­ре­спон­ден­том «Огонь­ка» Е. Изю­мо­вой. – Ого­нек, 1989, № 11, с.10–12.
  6. Гиля­ров А. М. «…а так как мне бума­ги не хва­ти­ло…» Васи­лий Васи­лье­вич Нали­мов – мате­ма­тик и фило­соф (к сто­ле­тию со дня рож­де­ния); Меж­ду­на­род­ная науч­ная кон­фе­рен­ция; Москва, МГУ име­ни М.В. Ломо­но­со­ва, Музей Зем­ле­ве­де­ния; 9–10 нояб­ря 2010 года: Сбор­ник тру­дов /​ Сост. : Дро­га­ли­на Ж. А., Пан­чен­ко Л. А. – М.: МАКС Пресс, 2011. – 392 с.
  7. Дро­га­ли­на Ж. А. Гово­рить о тебе. – «Я друг сво­бод…» В. В. Нали­мов: вехи твор­че­ства. В 2-х томах. Т.II /​ Сост. Ж. А. Дро­га­ли­на. – Томск – М.: Водо­лей Publishers, 2005, с.403–434.
  8. Штерн Б. ИТЭФ: Хро­ни­ка борь­бы за выжи­ва­ние. – Тро­иц­кий вари­ант, № 2, 31 янва­ря 2012 года, с.6.
  9. Гра­нов­ский Ю. В., Адлер Ю. П. Сим­би­оз нау­ко­мет­рии и аль­тер­на­тив­но­го менедж­мен­та (новая пара­диг­ма в управ­ле­нии науч­ны­ми кол­лек­ти­ва­ми) – В печа­ти.

Гра­нов­ский Юрий Васи­лье­вич рабо­тал на хими­че­ском факуль­те­те Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та с 1960-го по апрель 2015 года. Защи­тил дис­сер­та­цию на соис­ка­ние уче­ной сте­пе­ни кан­ди­да­та хими­че­ских наук в 1964 году. Реше­ни­ем ВАК в 1973 году утвер­жден в уче­ном зва­нии стар­ше­го науч­но­го сотруд­ни­ка по спе­ци­аль­но­сти «неор­га­ни­че­ская химия». В послед­ние годы зани­мал долж­ность науч­но­го сотруд­ни­ка кафед­ры физи­че­ской химии хим­фа­ка МГУ.


[1] Дру­гие барье­ры пред­по­ла­га­ет­ся рас­смот­реть в после­ду­ю­щих пуб­ли­ка­ци­ях.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

5 комментариев

  • Армен Оганесян:

    » «…Повез­ло моск­ви­чам с «отсроч­кой»! – в СПб­ГУ рей­тин­го­вая систе­ма вве­де­на в » 2011 году. Резуль­тат изве­стен чуть ли не всей стране – кол­лек­ти­вы были (даже в » страш­но бед­ные и голод­ные 90-е), а сей­час, когда все живут несрав­ни­мо луч­ше – » и науч­ные шко­лы пору­ши­ли, и зна­ме­ни­той уни­вер­си­тет­ской атмо­сфе­ры и науч­но­го » духа – тю-тю».

    Зна­чит, цена таким «науч­ным шко­лам» нуле­вая.

  • tigrek:

    Если уволь­не­ние работ­ни­ка по ини­ци­а­ти­ве адми­ни­стра­ции рас­смат­ри­вать в каче­стве нака­за­ния (см. ст. 192 Тру­до­во­го кодек­са РФ, но мож­но опи­рать­ся и на поня­тие отри­ца­тель­ной обрат­ной свя­зи), то вто­рое поло­же­ние аль­тер­на­тив­но­го менедж­мен­та явля­ет­ся част­ным слу­ча­ем пер­во­го, т.е. логи­че­ски избы­точ­ным.
    А пер­вое поло­же­ние оши­боч­но, т.к. систе­ма без отри­ца­тель­ной обрат­ной свя­зи будет лег­ко уни­что­же­на сбо­я­ми, воз­ник­ши­ми в резуль­та­те слу­чай­ных флук­ту­а­ций или целе­на­прав­лен­ной дея­тель­но­сти вра­гов систе­мы.

  • Удивлён:

    «В кон­це 1980-х гг. без види­мых при­чин и без пре­ду­пре­жде­ния в доволь­но гру­бой фор­ме В. В. Нали­мо­ва отстра­ни­ли от заве­до­ва­ния лабо­ра­то­ри­ей мате­ма­ти­че­ской тео­ри­ей экс­пе­ри­мен­та био­ло­ги­че­ско­го факуль­те­та МГУ, не сооб­щив ему об этом. Вот как вспо­ми­на­ет вдо­ва В. В. Нали­мо­ва Ж. А. Дро­га­ли­на: «…Ему пред­ло­жи­ли напи­сать заяв­ле­ние о пере­хо­де на долж­ность кон­суль­тан­та.»

    А Нали­мов – 1910 года рож­де­ния. Что стран­но­го в том, что чело­ве­ка, кото­ро­му под 80, хотят убрать с долж­но­сти зав­ла­ба? Долж­ность-то адми­ни­стра­тив­ная, «пахот­ная».

    • Денис:

      Сам по себе воз­раст – это лишь один из фак­то­ров. Лич­но знаю и зав­ла­бов, и зав­ка­фоф, весь­ма бод­рых в свои 80, сохра­ня­ю­щих ясность мыс­ли и даже физи­че­ский тонус. Но в сред­нем, конеч­но, после 70 уже начи­та­ет­ся рез­кое паде­ние рабо­то­спо­соб­но­сти… С дру­гой сто­ро­ны, видел кучу «веч­ных с.н.с.» и «веч­ных доцен­тов», уже годам к 45 пол­но­стью утра­тив­ших интел­лек­ту­аль­ный тонус и инте­рес к жиз­ни вооб­ще. Слож­но тут всё.

  • Денис:

    Сама идея абсо­лю­ти­за­ции все­воз­мож­ных рей­тин­гов вузов, да еще и с тра­той на вхож­де­ние в них вполне серьез­ных денег, глу­бо­ко пороч­на. Рей­тин­ги – это вто­рич­ная сущ­ность, никак не само­цель. Ниче­го кро­ме «покуп­ки аффи­ли­а­ций» и подоб­ных не самых при­ят­ных про­яв­ле­ний эта гон­ка за рей­тин­га­ми не поро­ди­ла…

    Поло­же­ние о необ­хо­ди­мо­сти «отка­за от нака­за­ний в любой фор­ме» и «пожиз­нен­но­го най­ма» выгля­дит ‚пря­мо ска­жем, стран­ным. Для сфе­ри­че­ско­го сотруд­ни­ка в ваку­у­ме – кра­си­во, но в реаль­ной жиз­ни, ведет к дегра­да­ции систе­мы. Люди силь­но раз­ные: кому-то пато­ло­ги­че­ская лень меша­ет выучить англий­ский – без пин­ка никак, кто-то впал в маразм и вме­сто тео­р­ме­ха на лек­ции рас­ска­зы­ва­ет о про­бле­мах клас­со­вой борь­бы и ковар­стве миро­во­го импе­ри­а­лиз­ма, кто-то впа­да­ет в запои и может про­сто не появ­лять­ся на рабо­те неде­лю под­ряд…

    Абсо­лю­ти­за­ция нау­ко­мет­рия – шту­ка тоже доволь­но ковар­ная, при­чем, име­ю­щая место по все­му миру – при­ят­но читать ста­тьи 1950–80-х – всё по суще­ству, авто­ры писа­ли ста­тью что­бы что-то инте­рес­ное сооб­щить миру. 90-е – уже поболь­ше «воды», сей­час же, нуж­но про­сто выужи­вать реаль­но полез­ную инфор­ма­цию в оке­ане «пуб­ли­ка­ций ради пуб­ли­ка­ций», и речь вовсе не толь­ко о рус­ско­языч­ных жур­на­лах.

    С вуза­ми и нау­ко­мет­ри­ей тоже всё слож­но – мож­но быть пре­крас­ным пре­по­да­ва­те­лем, умея заин­те­ре­со­вать сту­ден­тов и нагляд­но разъ­яс­нить даже самые слож­ные для пони­ма­ния раз­де­лы, имея неболь­шое коли­че­ство пуб­ли­ка­ций и малень­кий хирш. А мож­но иметь хирш 30, но быть абсо­лют­но непри­год­ным к пре­по­да­ва­тель­ской дея­тель­но­сти и к рабо­те с людь­ми вооб­ще, читать абсо­лют­но непри­год­ные для вос­при­я­тия и кон­спек­ти­ро­ва­ния лек­ции, и порож­дать у сту­ден­тов лишь отвра­ще­ние к пред­ме­ту…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com