- Троицкий вариант — Наука - https://trv-science.ru -

Физик. Самолет. Следствие

Физик-ядерщик Илья Кудряшов

Физик-ядер­щик Илья Куд­ря­шов

Александра Запольская

Алек­сандра Заполь­ская

Обви­ня­е­мый в угоне само­ле­та Илья Куд­ря­шов, науч­ный сотруд­ник НИИ ядер­ной физи­ки МГУ, две неде­ли назад сме­нил адво­ка­та. Его предо­ста­ви­ла Меж­ре­ги­о­наль­ная обще­ствен­ная орга­ни­за­ция пило­тов и граж­дан-вла­дель­цев воз­душ­ных судов. Зар­плат­ная кар­та Ильи дав­но забло­ки­ро­ва­на «Сбер­бан­ком» с фор­му­ли­ров­кой «подо­зре­ние на финан­си­ро­ва­ние меж­ду­на­род­но­го тер­ро­риз­ма». Тем вре­ме­нем дру­зья Ильи сде­ла­ли сайт www.savepilots.ru для акку­му­ля­ции инфор­ма­ци­он­ной и финан­со­вой помо­щи: опла­та услуг адво­ка­та, к кото­ро­му изна­чаль­но обра­тил­ся Илья, погло­ти­ла прак­ти­че­ски все ресур­сы.

Напо­ми­на­ем: шоки­ру­ю­щее обви­не­ние было предъ­яв­ле­но Илье Куд­ря­шо­ву 24 июня 2015 года. По сло­вам дирек­то­ра аэро­дро­ма в горо­де Ишим Тюмен­ской обла­сти, Илья угнал иму­ще­ство ДОСААФ [1]. Поз­же в деле появи­лись сви­де­тель­ства в поль­зу уче­но­го [2, 3]. Одна­ко на дан­ный момент дело рис­ку­ет закон­чить­ся судом. А к чему может при­ве­сти суд в Рос­сии при ста­ти­сти­ке 0,4% оправ­да­тель­ных при­го­во­ров по уго­лов­ным делам [4] — вопрос почти рито­ри­че­ский. Добить­ся спра­вед­ли­во­сти мож­но толь­ко при серьез­ной под­держ­ке про­фес­си­о­наль­но­го сооб­ще­ства уче­ных и пре­по­да­ва­те­лей. Для это­го необ­хо­ди­мо не толь­ко разо­брать­ся в про­изо­шед­шем, но и в целом пони­мать бэк­гра­унд собы­тий.

Илья Куд­ря­шов участ­ву­ет в про­ек­те «НУКЛОН», читал курс по вве­де­нию в мето­ди­ку физи­ки эле­мен­тар­ных частиц на физ­фа­ке МГУ, руко­во­дит диплом­ны­ми рабо­та­ми сту­ден­тов. Кро­ме интен­сив­ной науч­но-иссле­до­ва­тель­ской рабо­ты у Ильи есть хоб­би — поле­ты на малень­ких само­ле­тах, кото­рым он увлек­ся бла­го­да­ря авиа­клу­бу в род­ном Коро­лё­ве. В 2002 году у Ильи появил­ся свой малень­кий само­лет Horizon GY-80, а в про­шлом году он решил совер­шен­ство­вать навы­ки акро­ба­ти­че­ских поле­тов, поэто­му пона­до­бил­ся само­лет для выс­ше­го пило­та­жа. На интер­нет-фору­ме люби­те­лей авиа­ции Илья нашел объ­яв­ле­ние о про­да­же за 1 млн руб. само­ле­та Як-52, кото­рый про­да­вец лич­но собрал из спи­сан­ных запас­ных частей и вос­ста­но­вил до лет­но­го состо­я­ния.

Сооб­ще­ство людей, увле­ка­ю­щих­ся малой авиа­ци­ей, неболь­шое: Илья быст­ро навел справ­ки о надеж­но­сти про­дав­ца. Кро­ме того, он сле­тал в Ишим, что­бы убе­дить­ся, что само­лет дей­стви­тель­но при­над­ле­жит про­дав­цу, а не аэро­дро­му. После чего Илья пере­вел про­дав­цу часть денег для тех­ни­че­ской дора­бот­ки само­ле­та в счет сто­и­мо­сти покуп­ки. 17 июня Илья и его друг, лет­чик Рамаз Шер­ма­ди­ни, при­ле­те­ли в Ишим, что­бы пере­дать послед­нюю часть денег, под­пи­сать дого­вор куп­ли-про­да­жи и забрать само­лет. Что и про­изо­шло. Моло­дые люди выле­те­ли утром на двух само­ле­тах (Илья пило­ти­ро­вал Horizon GY-80, а Рамаз, будучи про­фес­си­о­наль­ным лет­чи­ком, — Як-52).

Через несколь­ко часов у Яка отка­зал дви­га­тель, была совер­ше­на ава­рий­ная посад­ка в Ялу­то­ров­ске, при­чем у само­ле­та не вышло шас­си. Само­лет с боль­шой веро­ят­но­стью мог погу­бить пило­та: ста­ло понят­но, что обе­щан­ные тех­ни­че­ские рабо­ты не были выпол­не­ны. Выяс­ни­лось так­же, что ночью у Ильи укра­ли дого­вор куп­ли-про­да­жи. Позво­ни­ли дру­зья из Моск­вы, сооб­щи­ли Илье и Рама­зу, что они в пер­вых строч­ках ново­стей «Яндек­са» в свя­зи с уго­ном само­ле­та. При­ле­тев в Моск­ву, моло­дые люди сами отпра­ви­лись в ФСБ – объ­яс­нить про­изо­шед­шее.

Уви­деть абсурд­ность обви­не­ния в угоне неслож­но: суще­ству­ет пере­пис­ка с про­дав­цом, дан­ные о пере­во­де денег, сви­де­тель­ства сотруд­ни­ков аэро­дро­ма о том, что само­лет поки­дал его с ведо­ма и согла­сия дирек­то­ра. Нако­нец, сам про­да­вец не отри­ца­ет, что про­да­вал само­лет. Более того, само­лет, кото­рый уле­тел из Иши­ма, дей­стви­тель­но собран из спи­сан­ных дета­лей (как, соглас­но име­ю­щим­ся в нашем рас­по­ря­же­нии дан­ным, было уста­нов­ле­но в ходе след­ствия), то есть не тот, об угоне кото­ро­го заявил дирек­тор аэро­дро­ма [5]. Полу­ча­ет­ся совсем анек­до­тич­но: во-пер­вых, само­лет не угнан, а куп­лен, а во-вто­рых, это не тот само­лет.

Илья и Рамаз про­си­де­ли в изо­ля­то­ре вре­мен­но­го содер­жа­ния несколь­ко дней, были выпу­ще­ны под залог в кон­це июня и с тех пор нахо­дят­ся под след­стви­ем. По сло­вам Ильи, сле­до­ва­те­ли откро­вен­но гово­рят, что его необ­хо­ди­мо обви­нить. Не хоте­лось бы обла­да­те­лям круп­ных чинов объ­яс­нять, что их чрез­мер­ное жела­ние запи­сать на свой счет «поим­ку тер­ро­ри­ста-угон­щи­ка» поме­ша­ло доб­ро­со­вест­но про­ве­сти дослед­ствен­ное раз­би­ра­тель­ство. Если не полу­чит­ся обви­нить в угоне само­ле­та, то будут про­бо­вать обви­нить в чем-нибудь дру­гом, хотя бы в само­управ­стве. «Ну, или, — гово­рит сле­до­ва­тель, листая УК, — может, вот еще эта ста­тья подой­дет, или вот эту мож­но попро­бо­вать». По 211-й ста­тье УК РФ об угоне Илье гро­зит от 8 до 12 лет. Если ста­тью изме­нят, то он «отде­ла­ет­ся» штра­фом в 50 тыс. руб. Мож­но счи­тать, что это — «хоро­ший сце­на­рий». Но в этом слу­чае Илья не смо­жет про­дол­жать свои иссле­до­ва­ния в Рос­сии, так как суди­мость по уго­лов­но­му делу не поз­во­лит рабо­тать в науч­но-иссле­до­ва­тель­ских инсти­ту­тах Рос­сии (инсти­ту­ты МГУ, РАН и Роса­то­ма). Закро­ет­ся зна­чи­мая для уче­но­го часть мира. Но у сле­до­ва­те­лей свой мир, по пра­ви­лам кото­ро­го Илью необ­хо­ди­мо осу­дить. «Я тебя поса­жу, и ты даже не пой­мешь за что», — резю­ми­ру­ет сле­до­ва­тель.

В малой авиа­ции в пост­со­вет­ский пери­од наблю­да­ет­ся пара­док­саль­ная ситу­а­ция: чудом сохра­нив­ший­ся куль­тур­ный капи­тал и бро­шен­ная на про­из­вол мате­ри­аль­ная база. С одной сто­ро­ны, остал­ся энту­зи­азм по пово­ду «отваж­ных лет­чи­ков», но авиа­клу­бы, круж­ки и сорев­но­ва­ния долж­ны выжи­вать само­сто­я­тель­но. С дру­гой сто­ро­ны, есть не рас­по­ла­га­ю­щие финан­си­ро­ва­ни­ем в нуж­ном объ­е­ме аэро­дро­мы, в рас­по­ря­же­нии кото­рых мно­го уста­ре­ва­ю­щей тех­ни­ки. Всё, что не при­но­сит непо­сред­ствен­ной ком­мер­че­ской выго­ды, ока­зы­ва­ет­ся ненуж­ным, бро­шен­ным. Вытес­нен­ное из цен­тра встре­ча­ет­ся на пери­фе­рии. Там, в серой зоне, ока­зы­ва­ют­ся сде­лан­ные на колен­ке само­ле­ты (из само­дель­ных или спи­сан­ных дета­лей), не заре­ги­стри­ро­ван­ные само­ле­ты (пото­му что для Як-52 в совре­мен­ных пра­во­вых реа­ли­ях реги­стра­цию полу­чить невоз­мож­но) и, соб­ствен­но, неза­кон­но про­дан­ные само­ле­ты госи­му­ще­ства. Так, в ходе авраль­ной про­вер­ки аэро­дро­мов (устро­ен­ной уже после раз­го­рев­ше­го­ся скан­да­ла по делу Ильи) были выяв­ле­ны серьез­ные нару­ше­ния [6]. (Поже­лав­ший остать­ся неиз­вест­ным пред­ста­ви­тель ДОСААФ сооб­щил мне, что по стране недо­счи­та­лись не менее 150 само­ле­тов.) В этом кон­тек­сте заяв­ле­ние дирек­то­ра аэро­дро­ма об угоне было логич­ным ходом. У него, как и у сле­до­ва­те­лей, свой мир.

Сей­час Илья про­дол­жа­ет рабо­тать в НИИЯФ над про­ек­том «НУКЛОН»: создан­ная с уча­сти­ем Ильи науч­ная аппа­ра­ту­ра сей­час посы­ла­ет со спут­ни­ка дан­ные для ана­ли­за. Вме­сте со сво­и­ми сту­ден­та­ми Илья созда­ет мате­ма­ти­че­скую модель, кото­рая поз­во­лит учесть аппа­рат­ные эффек­ты и более кор­рект­но интер­пре­ти­ро­вать дан­ные. «Спут­ник лета­ет вне зави­си­мо­сти от того, нахо­жусь я под след­стви­ем или нет», — гово­рит уче­ный.

Оста­ет­ся толь­ко наде­ять­ся на пере­вод дела из Ека­те­рин­бур­га в Моск­ву к непред­взя­тым сле­до­ва­те­лям.

1. http://ura.ru/articles/1036265176

2. gazeta.ru/social/2015/08/16/7691542.shtml

3. http://zona.media/story/ne-tak-seli/

4. bbc.com/russian/russia/2015/01/150120_markin_acquittal_rate_court_russia

5. http://tass.ru/proisshestviya/2296208

6. http://ura.ru/news/1052215741

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи