Скажи, кто твой микроб, и я скажу, кто ты

Значительную, если не большую часть жизни горожане проводят в помещениях, где с ними соседствует огромное количество бактерий и грибов. Не всегда такое соседство приятно, некоторые микроорганизмы патогенны, другие вызывают аллергию, но и без них тоже нельзя. Согласно многочисленным данным, недостаточный контакт с микробами, грибами и паразитами чреват высокой вероятностью возникновения аллергических заболеваний. Избавиться от домашней микрофлоры невозможно, но в наших силах повлиять на ее состав, а для этого необходимо знать, какие факторы формируют сообщество домашних микробов. С этой целью специалисты университетов Колорадо и Северной Каролины (США) под руководством Ноя Фирера (Noah Fierer) исследовали видовой состав грибов и бактерий, найденных в пыли 1200 домов, рассеянных по территории Соединенных Штатов.

Чтобы собрать образцы пыли, исследователи воспользовались помощью волонтеров — участников научного проекта «Дикая жизнь наших домов» (Wild Life of Our Homes). Пыль собирали в таких местах, где ее вытирают реже всего: с верхних кромок наружной и внутренних дверей. Там она скапливается и лежит, практически не контактируя напрямую с обитателями дома. Из тампонов с полученными образцами выделяли и секвенировали ДНК.

Ученые выяснили, что сообщество бактерий и грибов, найденных в домашней пыли, в целом отличается от уличного не только видовым составом, но и разнообразием, которое в доме примерно на 50% выше, чем снаружи. На улице преобладают несколько доминирующих таксонов: грибы родов Cladosporium и Toxicocladosporium и бактерии отрядов Actinomycetales и Sphingomonadales. Пыль в помещении и на улице рядом с домом содержит разные микроорганизмы, но эти различия более ощутимы для бактерий, нежели для грибов, большинство из которых попадает в дом извне.

Грибов, которые предпочитают жить не на улице, а под крышей, очень мало. К ним относятся прежде всего Aspergillus, Penicillium, Alternaria и Fusarium, а также некоторые грибы, разрушающие древесину ( Stereum, Trametes, Phlebia и Ganoderma). «Домашними» можно считать грибы, живущие на коже человека, в том числе Candida и Trichosporon, а также дрожжи Saccharomyces и грибы, которые выращивают в подвалах: Pleurotus (вешенки) и Agaricus (шампиньоны).

Исследователи отмечают, что примерно 65% видов грибов, обитающих в доме, встречаются и на улице. Зная, какие грибы за порогом, можно с очень высокой вероятностью предвидеть, что мы обнаружим в домашней пыли. Грибное сообщество зависит прежде всего от географического положения дома и климатических условий местности. Эти данные, по мнению исследователей, могут объяснить различную чувствительность людей к аллергенам грибов в разных регионах страны. Во всяком случае, связь между обилием грибных аллергенов в домашней пыли и частотой возникновения заболевания заслуживает изучения. Исследователи отмечают, что особенности дома, в том числе его планировка и вентиляция, гораздо меньше влияют на грибную флору жилища, чем внешние условия.

Естественно, внешние условия влияют и на бактериальное сообщество дома, однако это влияние гораздо слабее, чем для грибов. В домашней пыли преобладают не уличные микробы, а насельники обитателей дома. К ним относятся бактерии человеческой кожи (Staphylococcus, Streptococcus, Corynebacterium и Propionibacterium), вагины (Lactobacillus, Bifdobacterium и Lactococcus) и фекалий (Bacteroides, Faecalibacterium и Ruminococcus). Кроме того, в пыли обычны микроорганизмы насекомых (Wolbachia, Buchnera, Rickettsia и Bartonella) и домашних животных.

Ученые идентифицировали 56 родов бактерий, относительное обилие которых в доме связано с собаками, и 24 рода, свидетельствующих о присутствии кошек (см. рисунок); бактерии этих таксонов часто встречаются во рту или фекалиях домашних животных. По относительно высокому содержанию соответствующих микроорганизмов в пыли можно с точностью 92% предсказать, что в доме живет собака, и с вероятностью 83% — кошка.

Состав микробного сообщества позволяет судить об обитателях дома (Barberán et al., 2015)

Кроме того, на микрофлору влияют количество живущих в доме людей и соотношение мужчин и женщин. Тут, правда, зависимости не такие строгие, как для домашних животных, но исследователям удалось определить отличительные черты микробных сообществ домов, в которых женщин больше или меньше, чем мужчин (см. рисунок). Если в пыли изобилие микроорганизмов, живущих на коже (Corynebacterium и Dermabacter), и фекальной бактерии Roseburia, это свидетельствует о преобладании в доме мужчин. Возможно, тут сыграли роль разница в биологии кожи мужчин и женщин, в размере их тел и гигиенических привычках. Известно, например, что мужчины рассевают вокруг себя больше бактерий, чем женщины, и Corynebacterium чаще встречается на мужской коже, чем на женской. В свою очередь, в домах, где много женщин, велика доля Lactobacillus, возможно потому, что представители этого рода составляют важную часть вагинальной микрофлоры. Таким образом, по относительному обилию определенных бактерий и грибов в доме можно с большой долей вероятности установить их источник. Эти особенности домашней микрофлоры могут быть, по мнению исследователей, полезны для судебно-медицинской экспертизы.

Если домашнее грибное окружение по какой-то причине не устраивает жильцов, Ной Фирер советует переезжать в другой дом, возможно, и в другой город. Напротив, если надо сменить бактериальную микрофлору, придется присмотреться к тем, кто живет в доме.

Barberán A. et al. The ecology of microscopic life in household dust // Proc. R. Soc. B. 2015. 282: 20151139, doi:10.1098/rspb.2015.1139

• Дом для правильных микробов23.08.2016 Дом для правильных микробов Взгляните в окно на дом напротив. Наверняка его стены покрыты прыщами кондиционеров. Без них многие не представляют современное жилище, особенно летом. Наличие системы кондиционирования воздуха в офисах привело к тому, что частота респираторных заболеваний выросла вдвое по сравнению с помещениями с естественной вентиляцией. Респираторные заболевания — самые распространенные в мире. Американские дети болеют ими по 6–8 раз в год.
  • Симбиоз на почве спирта08.05.2018 Симбиоз на почве спирта Чтобы вырастить хороший урожай, нужно уничтожить сорняки, не повредив при этом ценную культуру. Решение проблемы предлагает современная биотехнология: убийственный гербицид плюс устойчивые к нему трансгенные растения. Однако некоторые виды жуков освоили эту технологию за десятки миллионов лет до человека. Насекомые живут в проспиртованной среде, на которой выращивают устойчивые к этанолу грибы. Их и едят.
  • Чашка бодрящего напитка10.04.2018 Чашка бодрящего напитка Температура влияет на восприятие вкуса или запаха и общую приемлемость напитка, например, молока, вина, фруктовых соков. Эти параметры зависят и от эмоций, которые испытывает пьющий, а о том, как на эмоции влияет температура питья, известно довольно мало, если, конечно, речь не идет о крутом кипятке. Этой проблемой заинтересовался доцент Университета штата Арканзас Хан-Сок Со…