Немецкий архитектор Бруно Таут: «Восславим архитектуру!»

Ревекка Фрумкина

Ревек­ка Фрум­ки­на

Бру­но Таут (1880–1938) хоро­шо изве­стен про­фес­си­о­на­лам и, наде­юсь, сво­им сооте­че­ствен­ни­кам; мне же его имя ниче­го не гово­ри­ло, пока я не углу­би­лась во вре­ме­на воз­ник­но­ве­ния конструктивизма/​функционализма. В Евро­пе это годы рас­цве­та Бауха­у­за, кон­цеп­ции кото­ро­го Таут раз­де­лял, будучи одно­вре­мен­но раци­о­на­ли­стом и меч­та­те­лем.

Бруно Таут

Бру­но Таут

Вклад Бру­но Тау­та в миро­вую архи­тек­ту­ру — как это видит­ся из сего­дняш­не­го дня — заклю­ча­ет­ся в том, что он одним из пер­вых осу­ще­ствил на прак­ти­ке дей­стви­тель­но мас­со­вое стро­и­тель­ство типо­вых квар­тир. На фото 1 и 4 , где пред­став­ле­ны построй­ки Тау­та в раз­ных горо­дах Гер­ма­нии пер­вой тре­ти XX века, мы видим целые квар­та­лы оди­на­ко­вых или почти оди­на­ко­вых двух­этаж­ных домов, кото­рым раз­но­об­ра­зие при­да­ет систе­ма­ти­че­ское исполь­зо­ва­ние цве­та.

Фото 1. Массовая застройка

Фото 1. Мас­со­вая застрой­ка

Роль цве­та в мас­со­вой застрой­ке — это люби­мая тема Бру­но Тау­та, он оста­вил нема­ло тео­ре­ти­че­ских раз­ра­бо­ток в этой обла­сти и, к сча­стью, успел уви­деть прак­ти­че­ское вопло­ще­ние сво­их идей в Бер­лине и Маг­де­бур­ге, где Таут несколь­ко лет был глав­ным архи­тек­то­ром.

В каче­стве выра­зи­тель­но­го при­ме­ра на фото 2 при­ве­де­ны образ­цы две­рей в одном из квар­та­лов, постро­ен­ных по про­ек­ту Тау­та. Рас­смат­ри­вая эту игру кра­сок, застав­ля­ю­щую вспом­нить о дет­ских рисун­ках, я думаю о том, что все-таки Тау­ту повез­ло родить­ся в Гер­ма­нии — хотя с при­хо­дом к вла­сти наци­стов он вынуж­ден был навсе­гда поки­нуть роди­ну.

Повез­ло же ему в том отно­ше­нии, что 1920-е годы в Гер­ма­нии были вре­ме­нем мас­со­вой застрой­ки, осу­ществ­лен­ной сила­ми город­ских вла­стей, так что коли­че­ство квар­тир, постро­ен­ных по про­ек­там Тау­та в одном лишь Бер­лине, оце­ни­ва­ет­ся в десят­ки тысяч.

Фото 2. Образцы дверей

Фото 2. Образ­цы две­рей

Разу­ме­ет­ся, жиль­цы каж­до­го дома обя­за­ны были сле­до­вать пред­ло­жен­ной архи­тек­то­ром коло­ри­сти­че­ской схе­ме. В самом деле: невоз­мож­но пред­ста­вить себе эти же построй­ки с облуп­лен­ной гряз­но-серой шту­ка­тур­кой, кото­рую, увы, дома мы при­уче­ны «не заме­чать».

Для Бру­но Тау­та как твор­че­ской лич­но­сти харак­тер­но соче­та­ние фан­та­зии и прак­ти­циз­ма. В 1914 году на выстав­ке в Кельне он про­сла­вил­ся «Стек­лян­ным пави­льо­ном» — соору­же­ни­ем, воз­двиг­ну­тым в реклам­ных целях для Ассо­ци­а­ции про­из­во­ди­те­лей стек­ла. Это купол неска­зан­ной кра­со­ты (модель см. на фото 3), где стек­ло исполь­зу­ет­ся не как декор, а как основ­ной мате­ри­ал.

Фото 3. «Стеклянный павильон» http://test.facade-project.ru

Фото 3. «Стек­лян­ный пави­льон» http://test.facade-project.ru

Фото 4. Район Фалькенберг (Берлин)

Фото 4. Рай­он Фаль­кен­берг (Бер­лин)

Да, отча­сти Таут был визи­о­нер и меч­та­тель; в 1917 году вышла его кни­га «Аль­пий­ская архи­тек­ту­ра», отра­жа­ю­щая эти взгля­ды. Но при всем том Таут был заме­ча­тель­ным прак­ти­ком и орга­ни­за­то­ром — неда­ром он был глав­ным город­ским архи­тек­то­ром в Маг­де­бур­ге, а затем в Бер­лине. К нача­лу Пер­вой миро­вой вой­ны Таут успел не толь­ко полу­чить фун­да­мен­таль­ную под­го­тов­ку как архи­тек­тор и пла­ни­ров­щик, но и создать свое архи­тек­тур­ное бюро (1909) и реа­ли­зо­вать боль­шой про­ект горо­да-сада для рай­о­на Фаль­кен­берг в Бер­лине (1913–1915; совре­мен­ный вид — на фото 4).

Инте­ре­су Тау­та к про­ек­ти­ро­ва­нию горо­дов-садов спо­соб­ство­вал извест­ный архи­тек­тор, тео­ре­тик и дея­тель куль­ту­ры Гер­ман Муте­зи­ус (Muthesius), кото­рый в 1910 году насто­ял на его поезд­ке в Англию; он же позна­ко­мил Тау­та с кру­гом Валь­те­ра Гро­пи­уса. В кон­тек­сте фило­со­фии горо­да-сада Таут в пред­во­ен­ные годы создал два боль­ших про­ек­та для жилищ­но­го стро­и­тель­ства в Маг­де­бур­ге. Эти про­ек­ты были осу­ществ­ле­ны в 1912–1915 годах и ста­ли пер­вы­ми город­ски­ми рай­о­на­ми, где основ­ным прин­ци­пом было исполь­зо­ва­ние чисто­го цве­та.

Раз­ни­ца в отно­ше­нии к цве­ту меж­ду Тау­том и пред­ста­ви­те­ля­ми Бауха­у­за ярко про­яви­лась на стро­и­тель­ной выстав­ке в Штут­гар­те в 1927 году: Мис ван ден Роэ и Валь­тер Гро­пи­ус пока­за­ли бело­снеж­ные построй­ки, а Таут пред­ста­вил дом, свер­кав­ший все­ми цве­та­ми раду­ги.

В 1924-м Таут стал глав­ным архи­тек­то­ром Бер­лин­ско­го стро­и­тель­но­го объ­еди­не­ния. Он был авто­ром мас­штаб­ных жилых застро­ек 1925–1926 годов — это квар­та­лы «Под­ко­ва» и «Хижи­на дяди Тома». Дома со все­ми удоб­ства­ми были муни­ци­паль­ным жильем и пред­на­зна­ча­лись про­стым граж­да­нам, что вызва­ло недо­воль­ство кон­сер­ва­тив­ной части чинов­ни­че­ства. Теперь они вклю­че­ны в насле­дие ЮНЕСКО. Когда наци­сты при­шли к вла­сти, ста­ло ясно, что в этой Гер­ма­нии для Бру­но Тау­та — еврея и соци­а­ли­ста — нет места. В 1932 году он при­ез­жал в СССР, но доволь­но быст­ро вер­нул­ся и выехал в Швей­ца­рию. Отту­да он уехал в Япо­нию. Затем, в 1936 году, Таут пере­брал­ся в Тур­цию, где ему пред­ло­жи­ли долж­ность про­фес­со­ра в Ака­де­мии изящ­ных искусств.

Там он и умер в 1938-м, успев постро­ить ряд зда­ний по зака­зу турец­ко­го Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния.

При том что Бру­но Таут был, конеч­но же, меч­та­те­лем, он про­явил огром­ную трез­вость в устрой­стве свой жиз­ни и в сво­ем твор­че­стве.

Ведь глав­ное содер­жа­ние сво­их меч­та­ний он вопло­тил в пла­ни­ров­ке и стро­и­тель­стве вполне реаль­ных зда­ний, предо­ста­вив кров десят­кам тысяч сво­их сограж­дан. Эти скром­ные, как пра­ви­ло двух-трех­этаж­ные, дома, рас­кра­шен­ные напо­до­бие дет­ских куби­ков, до сих пор мож­но видеть в пред­ме­стьях Бер­ли­на.

См., в част­но­сти, сай­ты:
www.nashi-progulki.ru/ru/list/article.php?id=3325;
http://iudblog.org/2015/01/25/a-walk-in-berlin-bruno-tauts-falkenberg-housing-estate

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , ,

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *