Нескучная арифметика

Штурман, приборы.
— 16.
Что «16»?
А что «приборы»?

Алексей Сгибнев
Алексей Сгибнев, учитель математики школы «Интеллектуал»

18 августа 2015 года был опубликован очередной рейтинг школ Москвы. Рейтинг составляется пятый год подряд и успел стать визитной карточкой столичного Департамента образования.

Много ли информации могут извлечь из рейтинга родители и учителя? К сожалению, нет. Авторы рейтинга проделали большую работу, но почти все интересные результаты являются закрытыми.

Принципы расчета рейтинга таковы:

  • складываются баллы по семи разным показателям — от побед на олимпиадах до количества дошкольников в комплексе;
  • складываются баллы от всех школ и детсадов, входящих в комплекс;
  • опубликованы только места комплексов в рейтинге.

Итак, мы не знаем ни итоговых баллов комплексов, ни тем более разбиения этих баллов по показателям. Т.е. из рейтинга нельзя понять, кто высоко поднялся за счет большого количества выпускников, неплохо сдавших ЕГЭ, кто — за счет малого числа победителей олимпиад высокого уровня, а кто — за счет количества дошкольников или успешной работы с детьми-инвалидами. А это, согласитесь, совсем разные успехи, и родителям хорошо бы их различать для адекватного выбора школы.

Неизвестны нам и вклады отдельных школ в результаты комплекса. В «топе» может оказаться комплекс из пяти «обычных» школ за счет одной спецшколы-«локомотива». При этом, понятно, все пять обычных школ тоже будут носить гордое звание «топовая школа».

Кажется, именно это произошло с Курчатовской школой. Она в новом рейтинге на 15-м месте. Это на самом деле комплекс, образовавшийся в прошлом году (с большим скандалом) путем присоединения собственно Курчатовской школы № 1189 (была на 65-м месте прошлогоднего рейтинга) к комплексу № 2077 (был на 197-м месте). Теперь новый директор пишет на сайте комплекса: «Мы сделали огромный скачок в сравнении с прошлым учебным годом — на 182 позиции».

Говорят, что школу, как и ученика, надо сравнивать не с другими, а с собой. Но мы не можем по рейтингу проследить динамику отдельно взятой школы с течением времени, потому что не знаем баллов этой школы ни в этом, ни в прошлом году (да и правила начисления этих баллов слегка менялись). А знаем только номер в рейтинге. Если школа спустилась с места n на место n+k, то это потому, что у нее ухудшились результаты, или потому, что у k других школ улучшились?

За примером далеко ходить не надо: моя школа «Интеллектуал» занимала в рейтинге последовательно 7-е, 10-е, 11-е, 19-е и 6-е места. При этом каких-либо серьезных перемен в образовательном процессе внутри школы не наблюдалось. Сначала нас потихоньку теснили комплексы, потом заставили слиться с гимназией № 1588, потом мы по обоюдному согласию присоединили маленькую, но знаменитую школу № 1199 «Лига Школ», администрация которой устала выживать в условиях политики укрупнения. После этого мы сильно поднялись в рейтинге, так как к нашим показателям теперь прибавили показатели «Лиги Школ» и гимназии № 1588. Понятно, что к качеству образования всё это имеет мало отношения.

Составители объясняют, что не публикуют баллов и расшифровок, чтобы не обидеть школы. Мне решительно непонятно, почему публично выстраивать их по сумме произвольных показателей — это хорошо, а показывать достижения по отдельным показателям — плохо.

Вот разве что рейтинг составляется не для общества, а для начальства? Ну, тогда и спрос другой. Начальственным требованиям он вполне удовлетворяет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Теория без практики — попусту потраченное время16.06.2015 Теория без практики — попусту потраченное время В последнее время я часто веду у школьников практические занятия по гидробиологии на Звенигородской биологической станции. Попадают туда дети следующим образом: существует организация, которая заключает со школой договор о проведении подобных занятий. Эта же организация нанимает преподавателя, который ведет данные практикумы…
  • Шихова Н. А. Математика. Как стать внимательнее и избежать ошибок. М.: Илекса, 202025.02.2020 Две новинки в мире книг о математике Алексей Сгибнев, учитель математики в школе «Интеллектуал», подготовил для ТрВ-Наука две рецензии на новые книги. Предлагаем их вашему вниманию.
  • Оценка для школы29.08.2017 Оценка для школы Как измерить школу? Не конкретного ученика, а всю школу целиком, особенно если она состоит не сплошь из победителей всероссийских олимпиад, а из разных детей, воспитывающихся в разных по социальному и экономическому статусу семьях. Единой мерки для школы нет. Мировая практика разнообразна: американские СМИ — NY Times, LA Times, Washington Post — оценивают школы и школьные округа по расходам на ученика. Австралийская газета Sun Herald — по числу выпускников, упоминаемых в сборниках «Кто есть кто в Австралии», а сайт bettereducation.com.au — по числу кавалеров ордена Австралии… В России данные об успеваемости школьников массово и централизованно собираются с 2001 года, когда с пилотных регионов началось внедрение ЕГЭ. Однако рейтингов школ совсем […]
  • Обман, дезинформация и живопись в школьном образовании Москвы05.05.2015 Обман, дезинформация и живопись в школьном образовании Москвы 26 апреля 2015 года в Москве состоялся Независимый съезд учителей и педагогов столицы. Публикуем выступление Леонида Перлова, учителя географии лицея «Вторая школа».
Подписаться
Уведомление о
guest
2 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Andrey Letarov
Andrey Letarov
5 года (лет) назад

Превосходно! Именно то, что нужно было про это сказать. Я бы добавил, что нормировка этих показателей на число учеников была бы весьма важна для сведения родителей. Если в школе, допустим, 30% учеников сдают ЕГЭ выше 200 баллов, то среда в которой окажется ребенок, будет отличаться от комплекса, где число геноев то же самое, но составляют они 5%

Василиса
Василиса
5 года (лет) назад
В ответ на:  Andrey Letarov

Да Вы с ума сошли, может и вузы тогда рейтинговать не по общему количеству публикаций и нобелевских лауреатов, а по нормированному! Зачем же тогда по всей стране их уже пять лет сливают в вузы-гиганты…Всё ради повышения качества образования! А Вы тут со своей нормировкой хотите всё испортить.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: