Нескучная арифметика

— Штурман, приборы.
— 16.
— 
Что «16»?
— 
А что «приборы»?

Алексей Сгибнев
Алексей Сгибнев, учитель математики школы «Интеллектуал»
18 августа 2015 года был опубликован очередной рейтинг школ Москвы. Рейтинг составляется пятый год подряд и успел стать визитной карточкой столичного Департамента образования.

Много ли информации могут извлечь из рейтинга родители и учителя? К сожалению, нет. Авторы рейтинга проделали большую работу, но почти все интересные результаты являются закрытыми.

Принципы расчета рейтинга таковы:

  • складываются баллы по семи разным показателям — от побед на олимпиадах до количества дошкольников в комплексе;
  • складываются баллы от всех школ и детсадов, входящих в комплекс;
  • опубликованы только места комплексов в рейтинге.

Итак, мы не знаем ни итоговых баллов комплексов, ни тем более разбиения этих баллов по показателям. Т. е. из рейтинга нельзя понять, кто высоко поднялся за счет большого количества выпускников, неплохо сдавших ЕГЭ, кто — за счет малого числа победителей олимпиад высокого уровня, а кто — за счет количества дошкольников или успешной работы с детьми-инвалидами. А это, согласитесь, совсем разные успехи, и родителям хорошо бы их различать для адекватного выбора школы.

Неизвестны нам и вклады отдельных школ в результаты комплекса. В «топе» может оказаться комплекс из пяти «обычных» школ за счет одной спецшколы-«локомотива». При этом, понятно, все пять обычных школ тоже будут носить гордое звание «топовая школа».

Кажется, именно это произошло с Курчатовской школой. Она в новом рейтинге на 15-м месте. Это на самом деле комплекс, образовавшийся в прошлом году (с большим скандалом) путем присоединения собственно Курчатовской школы № 1189 (была на 65-м месте прошлогоднего рейтинга) к комплексу № 2077 (был на 197-м месте). Теперь новый директор пишет на сайте комплекса: «Мы сделали огромный скачок в сравнении с прошлым учебным годом — на 182 позиции».

Говорят, что школу, как и ученика, надо сравнивать не с другими, а с собой. Но мы не можем по рейтингу проследить динамику отдельно взятой школы с течением времени, потому что не знаем баллов этой школы ни в этом, ни в прошлом году (да и правила начисления этих баллов слегка менялись). А знаем только номер в рейтинге. Если школа спустилась с места n на место n+k, то это потому, что у нее ухудшились результаты, или потому, что у k других школ улучшились?

За примером далеко ходить не надо: моя школа «Интеллектуал» занимала в рейтинге последовательно 7-е, 10-е, 11-е, 19-е и 6-е места. При этом каких-либо серьезных перемен в образовательном процессе внутри школы не наблюдалось. Сначала нас потихоньку теснили комплексы, потом заставили слиться с гимназией № 1588, потом мы по обоюдному согласию присоединили маленькую, но знаменитую школу № 1199 «Лига Школ», администрация которой устала выживать в условиях политики укрупнения. После этого мы сильно поднялись в рейтинге, так как к нашим показателям теперь прибавили показатели «Лиги Школ» и гимназии № 1588. Понятно, что к качеству образования всё это имеет мало отношения.

Составители объясняют, что не публикуют баллов и расшифровок, чтобы не обидеть школы. Мне решительно непонятно, почему публично выстраивать их по сумме произвольных показателей — это хорошо, а показывать достижения по отдельным показателям — плохо.

Вот разве что рейтинг составляется не для общества, а для начальства? Ну, тогда и спрос другой. Начальственным требованиям он вполне удовлетворяет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

2 комментария

  1. Превосходно! Именно то, что нужно было про это сказать. Я бы добавил, что нормировка этих показателей на число учеников была бы весьма важна для сведения родителей. Если в школе, допустим, 30% учеников сдают ЕГЭ выше 200 баллов, то среда в которой окажется ребенок, будет отличаться от комплекса, где число геноев то же самое, но составляют они 5%

    1. Да Вы с ума сошли, может и вузы тогда рейтинговать не по общему количеству публикаций и нобелевских лауреатов, а по нормированному! Зачем же тогда по всей стране их уже пять лет сливают в вузы-гиганты…Всё ради повышения качества образования! А Вы тут со своей нормировкой хотите всё испортить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: