Троицкий вариант — Наука

Как увидеть темную материю

В последнее время довольно часто раздается разного рода брюзжание по поводу темной материи — дескать, никто ее не видел, а изобрели только для того, чтобы прикрыть несостоятельность космологии. Ссылки на то, что темная материя блестяще объясняет совершенно разные эффекты, а ее количество измерено с точностью до процентов, не помогают. Для тех, кто все-таки сомневается в существовании темной материи, — картинка, где она видна глазами.

Это снимок «Хаббла» с наложенной картой рентгеновского телескопа «Чандра» (она показывает горячий космический газ) — розовый цвет, и с картой распределения массы, вычисленной по гравитационному линзированию далеких галактик, — синий цвет. Изображены два скопления галактик, пролетевшие друг через друга. Где находится основная масса обычного вещества скопления? Не в звездах, а в газе (по крайней мере, в пять раз большая доля). Газ горячий, поэтому он виден в рентгене. Что произошло? При прохождении скоплений друг через друга газ двух скоплений неупруго провзаимодействовал, собрался в облако посередине и отстал от своих галактик. Повторю, это бо́льшая часть обычного вещества скоплений. А меньшая часть обычного вещества — звезды галактик свободно пролетели друг мимо друга и продолжили свой путь. Но это лишь пятая часть массы. А где оказалась основная часть, показанная синим? Не там, где газ, а там, где звезды; то есть основная масса, во много раз превышающая массу газа и в десятки раз массу звезд, повела себя как звезда — ее облака свободно пролетели друг через друга и продолжили свой путь. Так может вести себя только та материя, которая не взаимодействует с обычной материей и сама с собой, то есть — темная. Из чего состоит темная материя — отдельный вопрос. Это могут быть неизвестные тяжелые слабо взаимодействующие частицы, новые сорта нейтрино, даже небольшие первичные черные дыры, хотя это плохо согласуется с теорией инфляции.

Если бы темной материи не было, то синий цвет (распределение массы) на этом снимке совпадал бы с розовым (распределение газа).

Владимир ЗальбертМаксимВиктор А. БобровAmperion Авторы недавних комментариев
Владимир К

Здесь хорошо бы пояснить, как вычисляется распределение темной материи по гравитационному линзированию далеких галактик. Это ведь ключевой моментэ

Изображения далеких галактик (лежащих за линзой) слегка растягиваются перпендикулярно направлению на линзу. Для одной галактики этого может быть не видно (у нее своя вытянутость), но видно на статистике. Так, распределением массы в линзе подгоняется статистика вытянутости галактик, лежащих на заднем фоне. Поскольку таковых много, метод работает хорошо.

Еще бы раскрасить в доплеровские «цвета» галактики…

для полного понимания или непонимания (?).

Подозреваю, что вопросов больше чем ответов…

Ну разрисовали картинку в розовый цвет. А где «тёмная материя»?

Может, это вообще не «материя», а свойства пространства.
LHC удивительным образом не показывает вообще никаких отклонений от стандартной теории.

А может это просто морковь.
Внимательно читайте текст и формулируйте вопрос яснее, если хотите, чтобы с вами что-то обсуждали

не, ну я действительно воздерживаюсь от обсуждения с верующими знамений на небе.

Виктор А. Бобров

«Amperionu»
Сударь, Ваши сомнения в технической состоятельности попытки автора этой публикации сделать «существование тёмной материи» наглядным «для сомневающихся», не даёт Вам основания сомневаться в научности усилий Б.Е.Штерна.
Обзывая автора публикации «верующим», Вы лишь сообщили нам, что веруете в небытие «тёмной материи», но научного знания не прибавили.
С почтением — В. Бобров

Максим

А почему линзированию приписывается гравитационная природа? Ведь отклонение луча может быть вызвано другими причинами, например рефракцией. Вики: «Преломление света в атмосфере Земли приводит к тому, что мы наблюдаем восход Солнца несколько раньше, а закат несколько позже, чем это имело бы место при отсутствии атмосферы».

альберт

Извините за глупый вопрос, а не может ли в межзвездном пространстве галактики находится неимоверно большое количество каменных планет, планетоидов. Тогда бы они и являлись такой темной материей

Владимир З

Хотел бы добавить ещё один глупый вопрос: Не так давно в Солнечной системе была обнаружена «тёмная материя», названная Поясом Койпера. Какую часть по массе от массы Системы составляет этот Пояс? Оценок не видел. Может и с галактической ЧМ таже ситуация?