Иисус в Кашмире: жизнь после распятия

Кашмирская долина,  26 апреля 2013 года.  Фото А. Андреева

Каш­мир­ская доли­на, 26 апре­ля 2013 года. Фото А. Андре­ева

Лев Боркин, руководитель Центра гималайских научных исследований Санкт-Петербургского союза ученых

Лев Бор­кин, руко­во­ди­тель Цен­тра гима­лай­ских науч­ных иссле­до­ва­ний Санкт-Петер­бург­ско­го сою­за уче­ных

В послед­ний день пре­бы­ва­ния нашей Запад­но-Гима­лай­ской экс­пе­ди­ции в Индии (7 июля 2015 года) в аэро­пор­ту Шри­на­га­ра, глав­но­го горо­да Каш­ми­ра, я купил любо­пыт­ную кни­гу [1]. Она посвя­ще­на про­бле­ме, кото­рая вол­ну­ет мно­гих людей в мире.

Был ли Иисус Хри­стос в Индии? Копья, точ­нее перья, на эту тему уже дав­но скре­сти­ли уче­ные, жур­на­ли­сты и писа­те­ли раз­ных рели­ги­оз­ных и фило­соф­ских пред­по­чте­ний. И на Запа­де, и на Восто­ке есть как горя­чие сто­рон­ни­ки, так и непри­ми­ри­мые про­тив­ни­ки пред­став­ле­ний о том, что осно­ва­тель хри­сти­ан­ства жил в Индии. Более чем сто­лет­няя поле­ми­ка не зати­ха­ет, несмот­ря на мно­же­ство ста­тей и книг, опуб­ли­ко­ван­ных в раз­ных стра­нах.

Явное сход­ство меж­ду иде­я­ми Ново­го Заве­та и буд­диз­ма отме­че­но уже дав­но и оче­вид­но не толь­ко спе­ци­а­ли­стам в обла­сти срав­ни­тель­но­го изу­че­ния рели­гий. Не уди­ви­тель­но, что оно исполь­зу­ет­ся рядом авто­ров, в том чис­ле и в Рос­сии, для про­дви­же­ния сво­их эзо­те­ри­че­ских и мисти­че­ских воз­зре­ний. Тако­го рода кни­ги мно­го­крат­но изда­ют­ся на раз­ных язы­ках, вклю­чая рус­ский.

Автор куп­лен­ной мною кни­ги, про­фес­сор Фида Хасс­найн (Fida M. Hassnain), име­ет несколь­ко сте­пе­ней и зва­ний в обла­сти нау­ки и рели­гии, явля­ет­ся убеж­ден­ным адеп­том кон­цеп­ции при­хо­да Иису­са в Индию и кон­суль­тан­том несколь­ких запад­ных авто­ров, писав­ших на эту тему [2]. Он родил­ся в 1924 году в Шри­на­га­ре; его отец был пре­по­да­ва­те­лем. Окон­чив Пен­джаб­ский (Лахор) и Мусуль­ман­ский (Али­гар) уни­вер­си­те­ты, рабо­тал адво­ка­том. Одна­ко, разо­ча­ро­вав­шись в этой про­фес­сии, начал пре­по­да­вать в кол­ле­дже.

Став про­фес­со­ром исто­рии и иссле­до­ва­ний, в 1954 году Ф. Хасс­найн был назна­чен дирек­то­ром Госу­дар­ствен­но­го архи­ва Каш­ми­ра и дирек­то­ром Архео­ло­ги­че­ских иссле­до­ва­ний и Музеев шта­та Джам­му и Каш­мир (до 1983 года). Это поз­во­ли­ло ему не толь­ко спа­сти сот­ни восточ­ных руко­пи­сей, но и озна­ко­мить­ся со мно­ги­ми из них в част­ных собра­ни­ях и мона­сты­рях. В ито­ге он напи­сал око­ло дюжи­ны книг по исто­рии Каш­ми­ра и «восточ­ной» хри­сто­ло­гии, кото­рые сде­ла­ли его извест­ным дале­ко за пре­де­ла­ми роди­ны.

Ф. Хасс­найн, как и подав­ля­ю­щее боль­шин­ство жите­лей Каш­ми­ра, — мусуль­ма­нин, но он так­же хоро­шо зна­ком с Биб­ли­ей и учил­ся у буд­дий­ских настав­ни­ков. Сле­ду­ет заме­тить, что автор кни­ги — суфий, т.е. ислам­ский мистик. Он мно­го путе­ше­ство­вал, в том чис­ле по Евро­пе, и при­зы­вы к при­ми­ре­нию и согла­сию меж­ду людь­ми близ­ки его серд­цу.

В поста­нов­ке темы «Иисус в Индии» мож­но вычле­нить два важ­ных аспек­та, кото­рые гео­гра­фи­че­ски ока­за­лись при­вя­зан­ны­ми к двум реги­о­нам Запад­ных Гима­ла­ев, а имен­но к мусуль­ман­ской Каш­мир­ской долине и к буд­дий­ской обла­сти Ладак. В дан­ной ста­тье я кос­нусь толь­ко каш­мир­ской исто­рии [3].

Хазрат Мирза Гулам Ахмад из Кадиана

Гулам Ахмад (Википедия)

Гулам Ахмад (Вики­пе­дия)

Утвер­жде­ние о том, что Иисус Хри­стос выжил после рас­пя­тия, после чего ушел в Индию, где дол­го жил и умер есте­ствен­ной смер­тью в воз­расте 120 лет в Каш­ми­ре, ста­ло широ­ко рас­про­стра­нять­ся бла­го­да­ря ислам­ско­му про­по­вед­ни­ку Мир­зе Гула­му Ахма­ду (Mirza Ghulam Ahmad, 1835–1908). В сво­ей кни­ге «Иисус в Индии» (1899), издан­ной посмерт­но на урду (Massih Hindustan Mein, 1908) и впо­след­ствии пере­ве­ден­ной на раз­ные язы­ки, вклю­чая рус­ский [4], он исполь­зо­вал мно­гие источ­ни­ки и ука­зал, что Иисус Хри­стос похо­ро­нен в Шри­на­га­ре под име­нем Юз Асаф.

В исла­ме Иса ибн Марьям (по-араб­ски Иисус, сын Марии) глу­бо­ко почи­та­ет­ся как вто­рой по зна­чи­мо­сти про­рок, послан­ник Алла­ха (расуль) и мес­сия (аль-Маси́х). Одна­ко, в отли­чие от хри­сти­ан, мусуль­мане отри­ца­ют его боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние, а так­же смерть на кре­сте и погре­бе­ние, веруя, что бла­го­да­ря Алла­ху под видом Исы рас­пя­ли дру­го­го чело­ве­ка, тогда как сам Иса был воз­не­сен на небо. Утвер­жда­ет­ся так­же, что в Суд­ный день про­изой­дет вто­рое при­ше­ствие Исы на зем­лю.

В отли­чие от хри­сти­ан, у иуде­ев (и мусуль­ман) было осо­бое отно­ше­ние к тем, кто умер пове­шен­ным на дере­ве. Такой чело­век счи­та­ет­ся про­кля­тым, так как в его серд­це, остав­лен­ном Богом, посе­ля­ет­ся тьма. Истин­ный про­рок никак не мог быть пове­шен. Поэто­му казнь через рас­пя­тие долж­на была про­де­мон­стри­ро­вать, по замыс­лам фари­се­ев, что Иисус был лож­ным про­ро­ком.

Соглас­но Гула­му Ахма­ду, Иисус был рас­пят, но не умер на кре­сте. Таким обра­зом, он избе­жал нечи­стых ито­гов про­кля­тия и не воз­но­сил­ся на небо. Это, в част­но­сти, по мне­нию Ахма­да, под­твер­жда­ет­ся в Еван­ге­лии от Мат­фея (гла­ва 26, стих 32): вый­дя из гроб­ни­цы, Иисус отпра­вил­ся в Гали­лею (пеш­ком 70 миль), но вовсе не на небо.

Гулам Ахмад отме­тил, что в те дале­кие вре­ме­на не при­ме­ня­ли пет­лю на шее и не выби­ва­ли под­став­ку из-под ног осуж­ден­но­го, как это дела­ют сей­час. Тогда жерт­ву суда при­вя­зы­ва­ли к кре­сту, а затем руки и ноги при­би­ва­ли гвоз­дя­ми (меж­ду костя­ми запя­стья и сто­пы). Что­бы чело­век не уми­рал быст­ро, а сна­ча­ла дол­го пому­чил­ся, на кре­сте дела­ли опо­ру в виде неболь­шо­го сиде­нья и под­пор­ку для ног.

Обыч­но рас­пя­тый уми­рал через несколь­ко суток. Для облег­че­ния его мук жен­щи­ны дава­ли ему кис­лое вино, сме­шан­ное с полы­нью, что при­во­ди­ло к поте­ре созна­ния. Если через один-два дня власть реша­ла про­стить осуж­ден­но­го и сохра­нить ему жизнь, то его сни­ма­ли с кре­ста живым. Если же хоте­ли каз­нить смер­тью, то дер­жа­ли не менее трех дней на солн­це­пе­ке, потом пере­би­ва­ли кости рук и ног, и чело­век поги­бал.

Соглас­но еван­ге­ли­ям, Иисус нахо­дил­ся живым на кре­сте от 3 до 6 часов (Марк, 15:25, 34 и 37; Иоанн, 19:14) и даже про­из­нес несколь­ко фраз двум раз­бой­ни­кам, рас­пя­тым рядом, а так­же мате­ри и уче­ни­ку, после чего попро­сил пить (Лука, 23:42 и 43; Иоанн, 19:26 и 27). В 6 часов вече­ра нача­лась «тьма» (по Ахма­ду, силь­ная пыле­вая буря), про­дол­жав­ша­я­ся три часа (Лука, 23:44) и завер­шив­ша­я­ся зем­ле­тря­се­ни­ем (Мат­фей, 27:54). В 9 часов вече­ра того же дня Иисус, гром­ко воз­звав к Гос­по­ду, испу­стил дух.

Про­изо­шло это в пят­ни­цу перед суб­бо­той, свя­щен­ным для евре­ев днем. В пред­ше­ству­ю­щую ей ночь и в саму суб­бо­ту нель­зя остав­лять кого-либо висеть на кре­сте. Убо­яв­шись нару­шить свой закон, иудеи упро­си­ли Пила­та снять с кре­стов тела Иису­са и раз­бой­ни­ков, пред­ва­ри­тель­но пере­бив им всем голе­ни, что­бы уско­рить смерть. Одна­ко Иису­са вои­ны не тро­ну­ли, решив, что тот уже мертв (Иоанн, 19:31–33).

Хаз­рат Ахмад и его после­до­ва­те­ли пола­га­ют, что Иисус на кре­сте не умер, а впал в бес­со­зна­тель­ное состо­я­ние (ко́му). В под­твер­жде­ние это­му при­во­дит­ся факт исте­че­ния «кро­ви и воды» из раны, воз­ник­шей от копья страж­ни­ка, прон­зив­ше­го «реб­ра» Иису­са (Иоанн, 19:34). Страж­ник решил, что Иисус умер. Одна­ко кро­во­те­че­ние может про­ис­хо­дить толь­ко из живо­го тела, когда рабо­та­ют кро­ве­нос­ная систе­ма и серд­це.

Гулам Ахмад пред­по­ло­жил, что был сго­вор с Пила­том, кото­рый хотел спа­сти про­по­вед­ни­ка, но так, что­бы не вызвать подо­зре­ний у вра­гов послед­не­го. Проф. Хасс­найн выдви­нул гипо­те­зу, что Иисус был свя­зан с сек­той ессе­ев, жив­ших око­ло Мерт­во­го моря. Они с помо­щью сво­их чле­нов, вклю­чая бога­то­го и вли­я­тель­но­го Иоси­фа Ари­ма­фей­ско­го, тай­но­го уче­ни­ка Иису­са, зна­ко­мо­го с Пила­том, смог­ли спа­сти Иису­са, устро­ив казнь перед свя­щен­ной суб­бо­той и потом полу­чив его тело. Ссы­ла­ясь на древ­нюю (дати­ров­ка не ука­за­на) инду­ист­скую сут­ру йогов натхов «Натха нама­ва­ли» (Natha Namawali), Ф. Хасс­найн при­вел и дру­гое, более экзо­ти­че­ское объ­яс­не­ние выжи­ва­ния Иису­са. В сут­ре сооб­ща­ет­ся, что Иша­натха (Ishai Natha, т.е. яко­бы Иисус) при­шел в Индию в воз­расте 14 лет. После воз­вра­ще­ния для про­по­ве­дей в Пале­сти­ну он был рас­пят там сво­и­ми сооте­че­ствен­ни­ка­ми. Одна­ко с помо­щью йоги Иша­натха сумел вой­ти в состо­я­ние глу­бо­ко­го тран­са (сама­д­хи). Пола­гая, что он мертв, тело похо­ро­ни­ли в моги­ле.

В это вре­мя его учи­тель (гуру) вели­кий Четан­натха, нахо­див­ший­ся в глу­бо­кой меди­та­ции в Ниж­них Гима­ла­ях, узрел в сво­ем виде­нии казнь уче­ни­ка и, сде­лав свое тело лег­че воз­ду­ха, устре­мил­ся в Пале­сти­ну. При­бы­тие его сопро­вож­да­лось гро­мом и мол­нией, ибо боги раз­гне­ва­лись на иуде­ев. Вынув тело Иша­натхи из моги­лы и выве­дя из сама­д­хи, гуру доста­вил про­по­вед­ни­ка в свя­щен­ную зем­лю ари­ев. Поз­же Иша­натха создал в Ниж­них Гима­ла­ях свой ашрам, осно­вав здесь культ лин­га­ма и йони (т.е. муж­ско­го и жен­ско­го нача­ла в инду­из­ме).

Как уве­ря­ет Ф. Хасс­найн, йоги натха суще­ству­ют в Индии и сего­дня, а неко­то­рые их гим­ны содер­жат упо­ми­на­ния об Иоанне Кре­сти­те­ле.

После сня­тия с кре­ста тело Иису­са обра­бо­та­ли с помо­щью раз­лич­ных бла­го­во­ний и мазей. Так, толь­ко Нико­дим, так­же тай­ный после­до­ва­тель Иису­са, при­нес око­ло 100 лит­ров соста­ва со смир­ной и алоэ (Иоанн, 19:39). В тот же вечер обви­тое пеле­на­ми с бла­го­во­ни­я­ми (или чистой пла­ща­ни­цей, по Мат­фею и Мар­ку) тело Иису­са было отне­се­но в новый гроб, высе­чен­ный в ска­ле (Лука, 23:53) и нахо­дя­щий­ся в саду (Иоанн, 19:41).

Гулам Ахмад обра­тил осо­бое вни­ма­ние на исце­ле­ние Исы, сооб­щив, что рецепт «мази Иису­са» (Marhami-Isa) запи­сан в сот­нях ста­рин­ных книг по меди­цине у пер­сов, евре­ев, мусуль­ман и на латы­ни. Это сна­до­бье быст­ро свя­зы­ва­ло кро­во­те­че­ние и при­но­си­ло поль­зу при паде­ни­ях или уда­рах. Мазь обла­да­ла анти­сеп­ти­че­ским дей­стви­ем, так как содер­жа­ла смо­лу мир­ру (смир­ну), была цели­тель­на при всех видах ожо­гов и язв, а так­же при чуме.

Проф. Хасс­найн так­же пере­чис­лил несколь­ко трак­та­тов, начи­ная с X века нашей эры, в том чис­ле Ибн Сины (Ави­цен­ны, 980‑1037), широ­ко извест­ный в Евро­пе как «Канон меди­ци­ны». Араб­ские руко­пи­си вос­хо­дят к гре­че­ской фар­ма­ко­пее, извест­ной во вре­ме­на рим­лян. «Мазь Иису­са» («мазь апо­сто­лов» или «про­ро­ков») состо­я­ла из 12 ком­по­нен­тов, вклю­чая раз­лич­ные смо­лы (баль­за­мы), в том чис­ле смир­ну и ладан, алоэ, окись свин­ца, суб­аце­тат меди, а так­же олив­ко­вое мас­ло. Она исце­ля­ла раны, сни­ма­ла гной­ные вос­па­ле­ния, спо­соб­ство­ва­ла вос­ста­нов­ле­нию повре­жден­ных тка­ней и кро­во­об­ра­ще­ния в тече­ние несколь­ких дней.

Уход Иисуса в Индию

После сво­е­го исце­ле­ния Иисус, как извест­но, ел и пил вме­сте со сво­и­ми уче­ни­ка­ми, пока­зы­вая им свои раны (Фоме неве­ру­ю­ще­му). Ина­че гово­ря, вел жизнь зем­но­го чело­ве­ка. В Пале­стине ему оста­вать­ся было опас­но, а он дол­жен был выпол­нить важ­ную мис­сию. Как обыч­ный, «скром­ный», по выра­же­нию Гула­ма Ахма­да, чело­век (не боже­ство), Иисус отпра­вил­ся на восток к тем 10 еврей­ским пле­ме­нам, что были уве­де­ны в плен око­ло 722 года до н.э. царем Асси­рии и, рас­се­ян­ные по Сред­не­му Восто­ку, дошли до Индии. В боль­шин­стве эти про­па­щие овцы Изра­и­ля на чуж­бине отрек­лись от веры; мно­гие пере­шли в буд­дизм, посте­пен­но ска­ты­ва­ясь до идо­ло­по­клон­ства. Необ­хо­ди­мо было спа­сти их и вер­нуть на путь исти­ны. Путь Иису­са лежал через совре­мен­ные Сирию, Тур­цию, Ирак, Иран, Афга­ни­стан и Паки­стан.

На осно­ве ислам­ских книг Гулам Ахмад рекон­стру­и­ро­вал его стран­ствие до Каш­ми­ра. В 500 милях от Иеру­са­ли­ма Иисус достиг горо­да Ниси­бин (Nisibis, ныне Нусайби́н, юго-восток Тур­ции рядом с Сири­ей), далее через Афга­ни­стан при­шел в Пен­джаб. Каш­мир от Афга­ни­ста­на отде­ля­ют Читра́л (Chitral, Паки­стан) и полос­ка Пен­джа­ба (все­го 80 миль, или 135 км). Из Каш­ми­ра Иса мог лег­ко отпра­вить­ся в Тибет. Воз­мож­но, что из Пен­джа­ба, преж­де чем попасть в Каш­мир или Тибет, он посе­тил круп­ные цен­тры Индо­ста­на. По ста­рин­ным запи­сям, Иса побы­вал в Непа­ле, горо­де Бена́рес (Варана́си) на Ган­ге и в дру­гих местах. В Каш­мир ско­рее все­го отпра­вил­ся через горо­да Джам­му и Равалпи́нди.

Несколь­ко иную рекон­струк­цию пред­ло­жил Фида Хасс­найн на осно­ве изу­че­ния восточ­ных руко­пи­сей, апо­кри­фов и дру­гих источ­ни­ков. Иисус, поль­зу­ясь тор­го­вы­ми путя­ми, про­шел в Индию через Асси­рию, Хал­дею и Пер­сию. Из Иеру­са­ли­ма он дви­нул­ся на севе­ро-восток к Дамас­ку, отту­да в Ниси­бин. Здесь повер­нул на юг в сто­ро­ну Пер­сид­ско­го зали­ва к месту сли­я­ния рек Тигр и Евфрат (Kharax), а затем ушел в Пер­сию.

Вез­де посе­щал общи­ны иуде­ев, про­по­ве­дуя и исце­ляя. В одном пер­сид­ском сло­ва­ре проф. Хасс­найн нашел, что Иисус стал назы­вать­ся Йузу Асаф (Yuzu Asaph), посколь­ку выле­чил мно­гих про­ка­жен­ных, соби­рая их под свою мило­сти­вую защи­ту. Любо­пыт­но, что оба апо­ло­ге­та пре­бы­ва­ния Хри­ста в Каш­ми­ре пола­га­ют, ссы­ла­ясь на раз­лич­ные источ­ни­ки, что ряд афган­ских пле­мен ведет свое про­ис­хож­де­ние от еврей­ских про­ро­ков, сохра­нив их име­на в сво­их назва­ни­ях (Давуд-зье, Абра­хим-зье, Юсуф-зье, Исса-кхел, Сулей­ман-кхел и т.д.).

У евре­ев и каш­мир­цев так­же мно­го общих черт. Напри­мер, каш­мир­ские моги­лы, назы­ва­е­мые мои­се­е­вы­ми, рас­по­ло­же­ны с восто­ка на запад, подоб­но еврей­ским. Даже сей­час гро­бы в Каш­ми­ре име­ют ту же кон­струк­цию, что у евре­ев. Схо­жи­ми явля­ют­ся мно­гие обря­ды, свя­зан­ные с рож­де­ни­ем, бра­ком и смер­тью, неко­то­рые при­выч­ки в пита­нии. Лодоч­ни­ки поль­зу­ют­ся вес­ла­ми в виде серд­ца, как в Пале­стине. Пом­ню, такая необыч­ная на кон­це фор­ма вес­ла уди­ви­ла меня, когда мы в нача­ле июля это­го года жили в доме-лод­ке (houseboat) на озе­ре Дал в Шри­на­га­ре.

Озеро Дал, 1600 м. Шринагар, 3 мая 2013 года. Фото А. Андреева

Озе­ро Дал, 1600 м. Шри­на­гар, 3 мая 2013 года. Фото А. Андре­ева

Уже дав­но мно­гие запад­ные путе­ше­ствен­ни­ки отме­ча­ли внеш­нее сход­ство жите­лей Каш­ми­ра с евре­я­ми, а аль-Биру­ни (1048) сооб­щал, что каш­мир­цы не поз­во­ля­ют всту­пать на свою тер­ри­то­рию ника­ким чуже­зем­цам, кро­ме евре­ев. Мно­гие мест­ные назва­ния (топо­ни­мы) сов­па­да­ют с биб­лей­ски­ми. Конеч­но, все эти любо­пыт­ные рас­суж­де­ния тре­бу­ют тща­тель­но­го моле­ку­ляр­но-гене­ти­че­ско­го и линг­ви­сти­че­ско­го ана­ли­за.

Ахмадийское движение

Таким обра­зом, Иса не умер на кре­сте, не воз­но­сил­ся на небе­са, а умер как зем­ной чело­век в Каш­ми­ре после дол­гой жиз­ни. Это утвер­жде­ние было серьез­ным вызо­вом для исла­ма. Более того, Гулам Ахмад все­на­род­но про­воз­гла­сил себя насто­я­щим и истин­ным обе­то­ван­ным Мес­си­ей и одно­вре­мен­но Има­мом Мах­ди, вести о при­ше­ствии кото­ро­го могут быть най­де­ны в Биб­лии и Коране. Он заявил, что нис­по­слан, напо­до­бие Иису­са, что­бы пре­кра­тить рели­ги­оз­ные вой­ны, воз­ро­дить нрав­ствен­ность и спра­вед­ли­вость. «Я есмь свет этой тем­ной эпо­хи; тот, кто после­ду­ет за мной, будет спа­сен от низ­вер­же­ния в яму, при­го­тов­лен­ную Дья­во­лом для тех, кто бро­дит во мра­ке».

Отме­чая рас­про­стра­не­ние «зло­мыс­лия», «бес­сер­деч­но­сти» и «отсут­ствия доб­ро­же­ла­тель­но­сти» в совре­мен­ном ему исла­ме, Гулам Ахмад под­верг рез­кой кри­ти­ке сек­ту вах­ха­би­тов за их при­вер­жен­ность к наси­лию яко­бы во имя Алла­ха. Он высту­пал про­тив непра­виль­но­го пони­ма­ния джи­ха­да, оправ­ды­ва­ю­ще­го убий­ство дру­гих людей: «<…> Совсем напро­тив, Ислам не поз­во­ля­ет при­ме­нять меч во имя Веры». Оправ­да­ны лишь три кате­го­рии войн: обо­ро­ни­тель­ные (для само­за­щи­ты), вой­ны воз­мез­дия (воз­да­ние кро­вью за кровь) и за сохра­не­ние сво­бо­ды (свер­же­ние вла­сти тех, кто уби­ва­ет обра­ща­ю­щих­ся в ислам).

Рас­про­стра­не­ние исла­ма (вели­кий джи­хад) долж­но про­ис­хо­дить толь­ко мир­ным, а не воен­ным путем. 23 мар­та 1899 года Гулам Ахмад осно­вал дви­же­ние, полу­чив­шее назва­ние ахма­дийя (Ahmadiyya Muslim Jama’at) от вто­ро­го име­ни Мухам­ме­да «Ахмад».

Осно­во­по­ла­га­ю­щим поло­же­ни­ем исла­ма счи­та­ет­ся утвер­жде­ние, что Мухам­мед был послед­ним про­ро­ком. Поэто­му заяв­ле­ния Ахма­да, в том чис­ле об Исе, вызва­ли про­те­сты. Во мно­гих стра­нах ахма­дий­цы ста­ли под­вер­гать­ся пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны ради­каль­ных фун­да­мен­та­ли­стов и объ­яв­лять­ся ере­ти­ка­ми и «не мусуль­ма­на­ми», хотя по основ­ным прин­ци­пам веры они близ­ки к сун­ни­там. После запре­тов в Паки­стане в 1984 году руко­вод­ство ахма­дий­цев эми­гри­ро­ва­ло в Лон­дон, куда пере­ме­сти­лась и штаб-квар­ти­ра дви­же­ния. Наси­лию, вплоть до убийств, чле­ны ахма­дийя под­вер­га­лись так­же в Бан­гла­деш, Индо­не­зии, Пале­стине и Сау­дов­ской Ара­вии.

Тем не менее в насто­я­щее вре­мя ахма­дий­ское мис­си­о­нер­ское дви­же­ние насчи­ты­ва­ет более 10 млн после­до­ва­те­лей и име­ет фили­а­лы в 124 стра­нах. Оно попу­ляр­но на Запа­де, актив­но в Афри­ке. Име­ет свой уни­вер­си­тет с кам­пу­са­ми в Афри­ке, Евро­пе, Азии и Север­ной Аме­ри­ке. Ими постро­е­ны 15 тысяч мече­тей в раз­ных частях мира, более 500 школ и 30 боль­ниц, пла­ни­ру­ет­ся пере­ве­сти Коран на 100 язы­ков (на 70 уже опуб­ли­ко­ван) и издать тру­ды осно­ва­те­ля дви­же­ния Мир­зы Гула­ма Ахма­да на 110 язы­ках.

По мне­нию неко­то­рых исто­ри­ков, афро­аме­ри­кан­ское дви­же­ние за граж­дан­ские пра­ва в США сво­им пред­ше­ствен­ни­ком име­ло ахма­дий­цев. Во всем мире сре­ди чле­нов ахма­дийя мно­го извест­ных твор­че­ских лиц, поли­ти­ков, воен­ных, финан­си­стов и уче­ных. Напри­мер, нобе­лев­ский лау­ре­ат по физи­ке паки­ста­нец Абдус Салам. За его при­над­леж­ность к дви­же­нию на могиль­ной пли­те стер­ли сло­во «мусуль­ма­нин». Сре­ди ахма­дий­цев попу­ля­рен лозунг «Любовь ко всем и нена­висть ни к кому», что вполне впи­сы­ва­ет­ся в уче­ние Хри­ста или в буд­дизм.

Гробница Юсу Асафа в Шринагаре

В отли­чие от мно­гих, Гулам Ахмад счи­тал, что имен­но Иисус ока­зал вли­я­ние на буд­дизм, а не наобо­рот. Мно­гие каш­мир­цы и ахма­дий­цы во всем мире верят в то, что гроб­ни­ца Исы, извест­ная как Роза­бал, нахо­дит­ся в Шри­на­га­ре.

Улица, ведущая к Розабалу, 3 мая 2013 года. Фото Б. Ганнибала

Ули­ца, веду­щая к Роза­ба­лу, 3 мая 2013 года. Фото Б. Ган­ни­ба­ла

Вес­ной 1925 года в ходе сво­ей Цен­траль­но-Ази­ат­ской экс­пе­ди­ции Н. К. Рерих посе­тил Каш­мир, где запи­сал [5], что леген­да о пре­бы­ва­нии Хри­ста широ­ко рас­про­стра­не­на в Индии и за ее пре­де­ла­ми. Гроб­ни­ца Учи­те­ля нахо­дит­ся в под­ва­ле одно­го част­но­го дома в Шри­на­га­ре. Ука­зы­ва­ет­ся суще­ство­ва­ние над­пи­си, что здесь лежит сын Иоси­фа; у гроб­ни­цы буд­то бы про­ис­хо­ди­ли исце­ле­ния и рас­про­стра­нял­ся запах аро­ма­тов. Н. К. Рерих при­вел так­же стро­ки из каш­мир­ской пес­ни о Хри­сте. Сам город ему не понра­вил­ся.

В 2006 году Би-би-си выпу­сти­ла фильм об этом мав­зо­лее. Через четы­ре года из-за рели­ги­оз­ных вол­не­ний вла­сти закры­ли доступ к зда­нию. Вес­ной 2013-го, не зная это­го, наша 2-я Запад­но-Гима­лай­ская экс­пе­ди­ция реши­ла посе­тить свя­щен­ное место, что ока­за­лось не так-то про­сто. Каш­мир­ские води­те­ли-мусуль­мане под раз­лич­ны­ми пред­ло­га­ми избе­га­ли выпол­нять наше настой­чи­вое поже­ла­ние. Тем не менее 3 мая сме­нив­шие их буд­ди­сты из Лада­ка отвез­ли нас к иско­мо­му дому.

Мы ока­за­лись в ста­ром сугу­бо мусуль­ман­ском рай­оне Шри­на­га­ра (Khanyaar), где обыч­но не быва­ют тури­сты. Поста­вив маши­ны на пло­ща­ди и отка­зав­шись идти с нами, наши води­те­ли-ладак­цы ука­за­ли на улоч­ку с раз­лич­ны­ми лавоч­ка­ми. По ней мы дошли до доволь­но скром­но­го на вид пря­мо­уголь­но­го доми­ка с над­пи­ся­ми вязью (веро­ят­но, на урду) и на англий­ском. Это был непри­мет­ный с даль­не­го рас­сто­я­ния мав­зо­лей Роза­бал (Rosa Bal, Rauza Bal, Rozabal), что в пере­во­де на рус­ский озна­ча­ет «место моги­лы» (от rauza — моги­ла бла­го­род­но­го, избран­но­го или свя­то­го чело­ве­ка и bal — место). К наше­му сожа­ле­нию, он ока­зал­ся закрыт.

Розабал, 3 мая 2013 года. Фото В. Скворцова

Роза­бал, 3 мая 2013 года. Фото В. Сквор­цо­ва

Над забо­ром пали­сад­нич­ка были при­креп­ле­ны три вывес­ки раз­но­го цве­та. Левая зеле­ная изве­ща­ла, что это — «Храм хаз­ра­та Юзы Аси­фа и Сай­и­да Насир-уд-дина» (Shrine of Hazrat You-za Asif and Syed Naseer-ud-din). Пра­вая боль­шая вывес­ка тем­но­го цве­та сооб­ща­ла: «Коран и Биб­лия гово­рят об Иису­се Хри­сте» — и далее шла обшир­ная цита­та из Кора­на о евре­ях и их попыт­ке убить Иису­са [6].

По опи­са­нию проф. Хасс­най­на, нынеш­нее зда­ние из кир­пи­ча и дере­ва постро­е­но поверх древ­не­го соору­же­ния из кам­ня. В цен­тре две­ри глав­но­го вхо­да раз­ме­щен дере­вян­ный крест.

Внут­ри дома нахо­дит­ся зал с пря­мо­уголь­ным дере­вян­ным скле­пом по-сере­дине с дву­мя вхо­да­ми. В самом скле­пе рас­по­ло­жен глав­ный дере­вян­ный сар­ко­фаг, укра­шен­ный узо­ра­ми на южной и север­ной сто­ро­нах и покры­тый пла­ща­ни­цей.

Вхо­дить в склеп нико­му нель­зя, но Ф. Хасс­найн смог попасть туда бла­го­да­ря сво­е­му высо­ко­му офи­ци­аль­но­му поло­же­нию. Внут­ри гроб­ни­цы он уви­дел две камен­ные пли­ты. На чер­ной поли­ро­ван­ной пли­те в углу сар­ко­фа­га были рельеф­но высе­че­ны изоб­ра­же­ния несколь­ко дефор­ми­ро­ван­ных стоп. Гип­со­вый сле­пок пока­зал, что на них были сле­ды ран от гвоз­дей. Про­ве­сти архео­ло­ги­че­ское иссле­до­ва­ние зда­ния Ф. Хасс­най­ну не поз­во­ли­ли.

Пого­во­рив с мест­ным весь­ма дру­же­люб­ным пожи­лым жите­лем и сде­лав несколь­ко фото­гра­фий, в том чис­ле с ним, мы вер­ну­лись к нашим води­те­лям. На пло­ща­ди, когда мы уже сади­лись в маши­ны, моло­дой муж­чи­на с неболь­шой чер­ной бород­кой стал воз­буж­ден­но обви­нять нас («хри­сти­ан») в неува­же­нии к мусуль­ма­нам. Он при­гро­зил местью со сто­ро­ны тали­бов за то, что неко­то­рые из нас, несмот­ря на запрет, сфо­то­гра­фи­ро­ва­ли дом свя­тых.

Ока­зы­ва­ет­ся, он сле­дил за нами. Его гром­кое воз­му­ще­ние нача­ло при­вле­кать вни­ма­ние тол­пив­ших­ся рядом жите­лей. В слу­чае даль­ней­ше­го нака­ла стра­стей это мог­ло при­ве­сти к реаль­ной для нас опас­но­сти. С боль­шим тру­дом мне всё же уда­лось успо­ко­ить него­ду­ю­ще­го каш­мир­ца, и мы немед­лен­но уеха­ли.

Аме­ри­кан­ский теле­ве­ду­щий тури­сти­че­ской про­грам­мы «Стран­ник», не раз пока­зан­ной на рос­сий­ском феде­раль­ном теле­ка­на­ле РБК, пытал­ся два­жды подой­ти с буке­том цве­тов к дому, где яко­бы нахо­дит­ся гроб Исы. Обе его попыт­ки закон­чи­лись без­успеш­но. Мест­ные жите­ли кате­го­ри­че­ски не пусти­ли аме­ри­кан­ца к Роза­ба­лу, несмот­ря на все его объ­яс­не­ния, что это важ­но для него как хри­сти­а­ни­на.

Серьез­ные запад­ные иссле­до­ва­те­ли отри­ца­ют воз­мож­ность иден­ти­фи­ка­ции шри­на­гар­ско­го Юза Аса­фа с Иису­сом Хри­стом, как и мест­ные сун­ни­ты. Кри­ти­ки утвер­жда­ют, что Гулам Ахмад пре­врат­но понял ста­рин­ное каш­мир­ское тол­ко­ва­ние араб­ской вер­сии «Пове­сти о Вар­ла­а­ме и Иоаса­фе», иду­щее с XVI века.

Как извест­но, это про­из­ве­де­ние рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни царе­ви­ча Сид­дхарт­хи Гау­та­мы (Иоаса­фа в рус­ском вари­ан­те, пра­во­слав­но­го свя­то­го!), став­ше­го Буд­дой. Дей­ствие про­ис­хо­дит в Индии. Кри­ти­ки пола­га­ют, что в араб­ской каш­мир­ской вер­сии про­изо­шла заме­на BoddhisattvaBudasafYudasafYuzasaf, а место смер­ти царе­ви­ча близ Куши­на­ры (Kushinara, ныне Куши­на­гар) транс­фор­ми­ро­ва­лось в Каш­мир. Таким обра­зом, индий­ская леген­да о Буд­де из-за оши­боч­ных интер­пре­та­ций ста­ла каш­мир­ским мифом об Иису­се. Проф. Хасс­найн отри­ца­ет такое тол­ко­ва­ние, хотя при­зна­ет, что леген­ды о пре­бы­ва­нии Йузу Аса­фа в Каш­ми­ре при­шли из Пер­сии и Афга­ни­ста­на, они име­ют­ся и в самом Каш­ми­ре. Он нашел све­де­ния о нем в раз­лич­ных кни­гах и руко­пи­сях, хра­ня­щих­ся в биб­лио­те­ке Инсти­ту­та иссле­до­ва­ний Восто­ка в Шри­на­га­ре.

По его мне­нию, наи­бо­лее ран­нее упо­ми­на­ние об Иису­се содер­жит­ся в сан­скрит­ской руко­пи­си на папи­ру­се «Бха­ви­шья Маха­пу­ра­на» (Bhavishya Mahapurana), состав­лен­ной Сут­той в 115 году н.э. и содер­жа­щей копии преды­ду­щих запи­сей. В ней гово­рит­ся, что око­ло 78 года князь саков (веро­ят­но, Шали­ва­ха­на, Shali-Vahana) встре­тил в местеч­ке Виен око­ло Пам­пу­ра (Pampore, 12 км от Шри­на­га­ра), извест­ном сво­и­ми мине­раль­ны­ми источ­ни­ка­ми, свя­то­го чело­ве­ка, свет­ло­ко­же­го, в белой одеж­де, кото­рый пред­ста­вил­ся как Ишва­ра-пута­рам (Ishavara-Putaram, сын Бога) и Канья-гар­бам (Kanya-Garbam, рож­ден­ный дев­ствен­ни­цей). Он при­шел изда­ле­ка, где постра­дал, и появил­ся здесь для про­по­ве­дей как Иса Масих (т.е. мес­сия Иисус).

Дру­гое древ­нее сви­де­тель­ство об Иису­се мож­но най­ти в «Раджа­та­ран­ги­ни» (Rajatarangini, бук­валь­но: река или поток царей), ста­рей­шей руко­пис­ной исто­рии Каш­ми­ра, состав­лен­ной на сан­скри­те инду­и­стом Кал­ха­ной (Kalhana). Она дати­ру­ет­ся 1148 годом, в 1900 году была изда­на в англий­ском пере­во­де извест­но­го бри­тан­ско­го восто­ко­ве­да и путе­ше­ствен­ни­ка Ауре­ля Стей­на.

В кни­ге при­ве­ден рас­сказ о рас­пя­тии на кре­сте арий­ско­го царе­ви­ча Сам­ди­ма­ти (Samdhimati), кото­рый был уче­ни­ком вели­ко­го свя­то­го по име­ни Иса­на (Isana), жив­ше­го в I веке н.э. в Ишба­ре (Ishbar) на бере­гу озе­ра Дал в Шри­на­га­ре. Царе­вич был все­ми любим, и ему пред­ве­ща­ли цар­ство­ва­ние. Мест­ный царь, не выдер­жав подо­зре­ний, велел рас­пять его. Гуру Иса­на, при­дя к месту каз­ни, нашел лишь ске­лет на кре­сте. С помо­щью йогов и свя­щен­ных мазей тело Сам­ди­ма­ти было вос­ста­нов­ле­но, а сам он вос­крес. Это, конеч­но, явный отго­ло­сок пале­стин­ской исто­рии в Каш­ми­ре доис­лам­ско­го пери­о­да.

Ф. Хасс­найн при­во­дит так­же све­де­ния о Йузу Аса­фе из раз­лич­ных пер­сид­ских руко­пи­сей более позд­не­го воз­рас­та (от нача­ла XV века), в том чис­ле и его про­по­ве­ди, уди­ви­тель­но сов­па­да­ю­щие с поуче­ни­я­ми Ново­го Заве­та. В руко­пи­си 1420 года рас­ска­зы­ва­ет­ся о хаз­ра­те Йусу Аса­фе, при­шед­шем из Пале­сти­ны и заяв­ляв­шем, что он послан­ник Бога. Это про­изо­шло в 54 году по лето­ис­чис­ле­нию лау­ли­ка (= 78 год н. э.), когда про­из­во­дил­ся ремонт хра­ма на вер­шине хол­ма Соло­мо­на в Шри­на­га­ре. Каме­но­те­сы, судя по име­нам, заре­ги­стри­ро­ван­ным в ряде каш­мир­ских руко­пи­сей, были иуде­я­ми из Пер­сии.

Этот храм, извест­ный мусуль­ма­нам как Трон Соло­мо­на (Takhat-i-Sulaiman), в 1848 году был пере­име­но­ван пра­вив­шим тогда маха­ра­джей в Шан­ка-рача­рья в честь зна­ме­ни­то­го свя­то­го (Shankaracharya), кото­рый яко­бы жил здесь и про­по­ве­до­вал инду­изм.

В совре­мен­ных путе­во­ди­те­лях по Каш­ми­ру это место реко­мен­до­ва­но тури­стам для посе­ще­ния.

Мог ли Иисус дей­стви­тель­но достичь Каш­ми­ра, покрыв огром­ное рас­сто­я­ние меж­ду Пале­сти­ной и Инди­ей? Тео­ре­ти­че­ски да, так как даже для того вре­ме­ни это не было бы исклю­чи­тель­ным собы­ти­ем. Тор­го­вые кара­ва­ны издрев­ле свя­зы­ва­ли оба реги­о­на. Кро­ме того, в I веке н.э. в Индию по ука­за­нию Хри­ста при­шел его апо­стол Фома (неве­ру­ю­щий), что под­твер­жда­ет­ся мно­го­чис­лен­ны­ми наход­ка­ми антич­ных хри­сти­ан­ских пред­ме­тов.

Счи­та­ет­ся, что в 40 году Фома появил­ся в извест­ном горо­де Так­си­ла (Taxila, Паки­стан), где в 48-м руко­во­дил стро­и­тель­ством двор­ца для мест­но­го царя. Здесь он в 49 году яко­бы встре­тил­ся с Иису­сом. В 52 году Фома осно­вал первую цер­ковь на Мала­бар­ском бере­гу (юго-запад Индии), но погиб муче­ни­че­ской смер­тью око­ло горо­да Мад­рас, где его мощи хра­нят­ся в кафед­раль­ном собо­ре. Дея­тель­ность Фомы, назы­ва­е­мо­го апо­сто­лом Индии, при­зна­ет­ся рим­ско-като­ли­че­ской цер­ко­вью.

Соглас­но запи­сям (до 962 года) в араб­ских руко­пи­сях, общи­ны хри­сти­ан, назы­ва­е­мых наса­ры или кри­ста­ни, суще­ство­ва­ли в Каш­ми­ре до III века н.э.

Пола­га­ют, что в Каш­ми­ре Иса умер в воз­расте 120 лет. Здесь он яко­бы же-нил­ся на пас­туш­ке из дерев­ни Пахал­гам (Pahalgam). В 1976 году Сахи­б­за-да Баша­рат Салим (Sahibzada Basharat Saleem), магистр Пен­джаб­ско­го уни­вер­си­те­та, мно­го лет при­смат­ри­вав­ший за Роза­ба­лом, сооб­щил неко­то­рым запад­ным иссле­до­ва­те­лям, что он пря­мой пото­мок Юза Аса­фа и этой пас­туш­ки. Сде­лал он это тай­но, что­бы не постра­дать от мест­ных жите­лей. Хро­но­ло­гия его рода запи­са­на в трех томах на иври­те на коже. После его недав­ней смер­ти за мав­зо­ле­ем наблю­да­ет совет, состо­я­щий из сун­ни­тов.

Мож­но по-раз­но­му отно­сить­ся к рас­ска­зан­но­му. Кни­ги адеп­тов «Иису­са в Индии» напи­са­ны явно не в ака­де­ми­че­ском, а ско­рее в жур­на­лист­ском, попу­ляр­ном сти­ле. Неко­то­рые источ­ни­ки сомни­тель­ны. Тем не менее сле­ду­ет согла­сить­ся с при­зы­вом проф. Хасс­най­на к запад­ным кри­ти­кам изу­чать про­бле­му объ­ек­тив­но, в откры­том диа­ло­ге.

Когда я пер­вый раз поехал в Индию (2011), опыт­ные люди посо­ве­то­ва­ли мне не спо­рить с мест­ны­ми жите­ля­ми, а попы­тать­ся вос­при­ни­мать всё их гла­за­ми. Индий­цы с дет­ства живут в кру­гу легенд и ска­за­ний, при­ня­тых в их окру­же­нии, и то, что нам кажет­ся мифом, для них реаль­ность, быв­шая или сего­дняш­няя. В этом лег­ко убе­дить­ся, посе­щая мече­ти или хра­мы буд­ди­стов, инду­и­стов и джай­нов. Впро­чем, совре­мен­ное хри­сти­ан­ское миро­воз­зре­ние не менее мифо­ло­ги­зи­ро­ван­но, хотя, каза­лось бы, в нача­ле XXI века для это­го нет ника­ких науч­ных, раци­о­наль­ных осно­ва­ний (кро­ме соци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ских).

ТрВ-Нау­ка — инфор­ма­ци­он­ный парт­нер СПб­СУ по Гима­лай­ско­му про­ек­ту.

1. Hassnain F. M. Jesus in Kashmir. Srinagar: Dastgir Publications Trust, 2012. См. так­же: Хасс­найн Ф. М. В поис­ках исто­ри­че­ско­го Иису­са. Из апо­кри­фи­че­ских, буд­дий­ских, ислам­ских и сан­скрит­ских пер­во­ис­точ­ни­ков. М.: Саттва, 2006.

2. Напр.: Kersten H. Jesus lived in India. His unknown life before and after the New Delhi: Penguin Books, 2001 ; Кер­стен Холь­гер. Иисус жил в Индии. М.: Эннеа­гон Пресс, 2007.

3. См. так­же: Мит­ро­хин Л. В. Каш­мир­ские леген­ды об Иису­се Хри­сте. М.: Зна­ние, 1990.

4. Иисус в Индии. Хаз­рат Мир­за Гулам Ахмад из Кади­а­на. Осно­ва­тель Ахма­дий­ско­го Дви­же­ния в Исла­ме. Islam International Publications, 1991.

5. Рерих Н. К. Серд­це Азии. СПб., 1992.

6. Текст этой цита­ты (сура Жен­щи­ны) в рус­ском пере­во­де И. Ю. Крач­ков­ско­го см. в кн.: Бор­кин Л. Я. Изва­ра, Н. К. Рерих, Гима­лаи. СПб.: Евро­пей­ский Дом, 2014. С. 63.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (2 оценок, среднее: 3,50 из 5)
Загрузка...
 
 

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

 

6 комментариев

  • Иннокентий:

    Ста­тья инте­рес­ная, если толь­ко не одно но. До сих пор не дока­за­на исто­рич­ность лич­но­сти Хри­ста. Без этих дока­за­тельств ста­тья теря­ет исто­ри­че­ский смысл и пере­хо­дит в раз­ряд иссле­до­ва­ния фольк­ло­ра.

  • меня там (у доми­ка-моги­лы) тоже мест­ные чуть не отму­до­ха­ли, ели ноги унёс. Стран­ные у них обы­чаи госте­при­им­ства.

  • Венедикт:

    Ока­зав­шись слу­чай­но здесь и, уви­дев какая живо­тре­пе­щу­щая тема обсуж­да­ет­ся, не могу не ска­зать про одну инте­рес­ную кни­гу, в кото­рой, как мне кажет­ся, дока­за­но исто­ри­че­ское суще­ство­ва­ние Иису­са – кни­га «Пар­тия Иису­са» (есть на Озоне и на ЛитРес).

  • С.И.Ивентьев:

    Когда будет реа­би­ли­ти­ро­ван Иисус Хри­стос?http://samlib.ru/i/iwentxew_s_i/reabilitazia.shtml

  • Александр:

    Доволь­но неве­же­ствен­но утвер­ждать, что лич­ность Иису­са исто­ри­че­ски не дока­за­на.
    А мест­ные, так они защи­ща­ют свое, что­бы не было толп кре­сто­нос­цев у их свя­ты­ни…
    Что­бы не осквер­ня­ли, не нуж­на им такая попу­ляр­ность.
    Поэто­му не нуж­но ниче­го дока­зы­вать: в этом диа­па­зоне, что
    лич­ность Иису­са это миф, до места погре­бе­ния его в Роза­ба­ле…
    Пусть каж­дый сам реша­ет для себя.
    А мне­ния гла­вы РПЦ или Вати­ка­на одно­знач­но извест­но зара­нее.
    Поче­му, я думаю обьяс­нять не надо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Недопустимы спам, оскорбления. Желательно подписываться реальным именем. Аватары - через gravatar.com