Трагедия в степях Казахстана. Массовая гибель сайгака: причины и перспективы

Сайгаки (https://fzs.org/de/aktuelles/mass-die-saiga-antelopes-kazakhstan/)

Весна и начало лета 2015 года были ознаменованы для природоохранного сообщества тревожными новостями, приходящими из Казахстана. Огромный по численности падёж среди крупнейшей популяции сайги, казалось, поставил под угрозу работу по восстановлению популяции символа степи реликтовой антилопы Северной Евразии, признанной по классификации Международного союза охраны природы видом, находящимся на грани исчезновения.

Для того чтобы разобраться в причинах и значении этой трагедии, мы обратились за комментариями к специалистам, координирующим работу на месте.

По данным Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана (АСБК), первые наблюдения гибели животных в природе стали наблюдаться примерно с 10 мая (как раз в период массового окота сайгаков). По состоянию на 22 мая число погибших животных составило 85 тыс. особей. По состоянию же на 5 июля 2015 года оценочная численность захороненных погибших животных оценивалась как минимум в 150 тыс. особей. Таким образом, в период с 10 по 31 мая погибло более трети всего поголовья сайги, обитающего на территории Казахстана.

Фото IMG_0362

Конечно, массовые падежи сайгака случались и раньше: в последние годы подобное отмечалось в 2010, 2011 и 2012 годах (см., например, www.acbk.kz/ru/news/589/ и http://savesteppe.org/ru/archives/9556)1.

И все же нынешняя массовая гибель значительно превосходит по численности эти потери.

Отметим, что до трагедии общая численность популяции сайгака в Казахстане оценивалась в 256,7 тыс. особей (около 90% всей мировой популяции!). Для сравнения: оценочная численность по состоянию на 2006 год составляла всего 49 тыс. животных. Рост численности популяции сайгака в республике в период с 2002 по 2014 год во многом был обусловлен успешной работой природоохранных организаций и реализацией многих инициатив по сохранению вида. Теперь же перспектива восстановления численности степной антилопы Евразии находится под угрозой.

Штеффен Цутер. Международный координатор природоохранной инициативы «Алтын-Дала». Советник по природоохранным проектам, и. о. исполнительного директора Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана (АСБК)
Штеффен Цутер. Международный
координатор природоохранной
директора Ассоциации сохранения
биоразнообразия Казахстана (АСБК)
Альберт Салемгареев. Технический координатор природоохранной инициативы «Алтын-Дала»

Подробнее о сложившейся ситуации мы беседуем с международным координатором природоохранной инициативы «Алтын-Дала» Штеффеном Цутером (Steffen Zuther) и техническим координатором проекта Альбертом Салемгареевым.

— Каковы потери популяции к настоящему времени (по самой последней оценке)?

— По последним оценкам, на 30 июня с момента начала падёжа по республике утилизировано 150 044 туш павших сайгаков. Подсчет велся при захоронении животных. Но разбросаны в степи и еще находятся единичные трупы сайгаков.

— Удалось ли установить причину гибели столь значительного числа животных?

— В ходе предварительного обследования умерших животных, а также по результатам вскрытия предположено, что причиной массового мора могла стать геморрагическая септицемия, или пастереллез. Однако данный диагноз не является окончательным, и в настоящее время продолжаются исследования. Окончательные результаты будут предоставлены тогда, когда все собранные пробы и данные будут проанализированы. Ранее, 22–27 мая, когда падёж еще продолжался, инфекционисты из Научно-исследовательского института проблем биологической безопасности (НИИПББ) собрали образцы тканей больных животных и свежих трупов сайги. Результаты анализов подтвердили диагноз — бактериальная инфекция геморрагическая септицемия, которая из диких животных поражает также бизонов. Однако остается открытым вопрос, какие факторы позволили бактериям стать смертельными патогенами для сайгаков. Пробы, собранные во время массовой гибели степной антилопы, будут подвергнуты анализу в лабораториях и других стран.

Также хочется отметить, что премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов поручил создать правительственную комиссию по выяснению причин падежа сайгаков в 2015 году на территории Костанайской, Акмолинской и Актюбинской областей.

— Как проходила работа комиссии? Какие версии выдвигались и к чему пришли в итоге?

— В данный момент работа комиссии завершается, но ведутся еще дополнительные исследования причин массовой гибели сайгаков для подтверждения полученных результатов. К примеру, две недели назад завершилась экспедиция, в которой приняли участие специалисты из разных институтов. Маршрут пролегал от участков зимовки животных и далее по миграционным путям до мест окота, где, собственно, и произошла гибель сайгаков.

Фото IMG_8445

Исследователи собрали образцы компонентов окружающей среды (почвы и растений — каждые 30 км маршрута, воды — при наличии водоемов и гидротехнических сооружений) и кровососущих насекомых. Инфекционисты взяли пробы крови домашних животных в близлежащих населенных пунктах, были опрошены местные фермеры. Все собранные образцы направлены в различные лаборатории, где они будут проанализированы на токсины, тяжелые металлы, гептил, а также инфекции (наличие проб на гептил обусловлено широко распространяемыми СМИ неподтвержденными подозрениями о возможной причастности к гибели сайгаков ракетно-космической деятельности на территории Казахстана. — С. Г .). Первые результаты анализов на гептил были отрицательными2.

— Существует ли возможность предотвратить подобную трагедию в будущем?

— Для того чтобы предпринимать какие-либо действия, в первую очередь необходимо узнать основную причину, то есть что стало спусковым крючком для произошедшего. Когда будут собраны все материалы и окончательно и полно установлена причина падежа, можно будет думать о последующих действиях по предотвращению массовой гибели животных. Как минимум против пастереллеза существует вакцина.

— Каковы перспективы восстановления популяции?

— Мы знаем, что бетпакдалинская популяция (крупнейшая в Казахстане. — С. Г.) в предыдущие годы была в критическом состоянии. К примеру, в 2005 году численность данной популяции составляла не более 10 тыс. сайгаков. В течение последующих 10 лет данная цифра возросла до 216 тыс. голов благодаря усилиям государственных и негосударственных организаций, специальным программам по сохранению и восстановлению редких и исчезающих видов диких копытных животных и сайгаков. В настоящее время программа по сохранению и восстановлению сайгаков продолжается, что является хорошим условием для быстрого восстановления численности этой антилопы. К тому же имеются наработанный опыт и люди, которые работают в данном направлении.

Фото IMG_2371

— Какими должны быть первоочередные меры, способствующие восстановлению популяции?

— Для скорейшего восстановления бетпакдалинской популяции сайгаков необходимо усилить охрану и мониторинг оставшихся животных на всей территории их обитания. Иначе браконьерский пресс может истребить оставшуюся часть популяции и это уже приведет к критической ситуации.

— Возможно ли повторение ситуации этого года в ближайшем будущем и с другими популяциями сайгака?

— Трудно сказать. Никто не знает, повторится ли данная ситуация. Надо полностью понять случай этого года, потом можно делать выводы на будущее.

Рис. 1. Численность бетпакдалинской популяции сайгака в период 1990-2014 гг. (данные за 1997 г. отсутствуют). Источник: АСБК

— Какова роль международной интеграции в решении проблемы восстановления численности сайги?

— МСХ РК обратился за помощью в секретариат Боннской конвенции, и экспертная миссия при участии профессора Ричарда Кока (Королевский ветеринарный колледж) и Сергея Хоменко (ФАО) была отправлена в Казахстан. Совместно с Научно-исследовательским институтом проблем биологической безопасности и АСБК они проводили полевые исследования на месте гибели животных и сделали свои заключения и наблюдения. Также будут проведены исследования проб за границей. Есть группа международных экспертов, координируемых Ричардом Коком, которые выиграли грант на исследование падежа сайгаков. Связь между казахстанскими и международными экспертами идет в основном через АСБК. Налажен активный обмен информацией и результатами. Финансирование в рамках природоохранной инициативы «Алтын Дала» помогает, особенно АСБК, поддерживать нужные исследования в Казахстане (от Франкфуртского зоологического общества (FZS) и Королевского общества защиты птиц (RSPB)). Международный опыт крайне важен для данного исследования. Сотрудничество между казахстанскими и международными экспертами в предыдущие годы уже привело к тому, что работа в этом году выполнялась намного лучше и профессиональнее.

Фото IMG_2470

— Где можно подробнее ознакомиться с материалами и статистикой по ситуации?

— За развитием ситуации сейчас можно следить на сайтах МСХ РК, АСБК и Франкфуртского зоологического общества (соответствующие ссылки приведены ниже. — С. Г. ).

— Спасибо! Будем надеяться на скорейшее завершение исследований и успешное продолжение работы проекта по восстановлению популяции сайги в степях Северной Евразии. Падеж сайгаков этой весной стал для всего природоохранного сообщества и неравнодушных людей общей трагедией. Но уверен, что совместные усилия позволят степи, как и прежде, наполниться тысячами реликтовых антилоп и наш «северный Серенгети» обретет новую жизнь.

Фотографии: Штеффен Цутер, Альберт Салемгареев (АСБК)

Материал подготовил Святослав Горбунов (член Франкфуртского зоологического общества) специально для ТрВ-Наука

Пастереллез, или гемморагическая септицемия, — острое инфекционное заболевание бактериальной природы, возбудителем которого является грамоотрицательная, неподвижная овоидная палочка Pasteurella multocida (в случае с дикими жвачными животными на территории северной Евразии таковой, обычно является P. multocida типа В) Болезнь встречается у разных видов домашних и диких животных, а также у птиц. Часто протекает сверхостро и является причиной эпизоотий.

Подробнее о ситуации в ретроспективе:
На сайте ЮНЕП: www.unep.org/newscentre/Default.aspx?DocumentID= 26816&ArticleID=35061&l=ru

На сайте Франкфуртского зоологического общества: https://fzs.org/en/projects-2/current-projects/kasachstan/mass-die-saiga-antelopes-kazakhstan/
На сайте АСБК (в хронологическом порядке):

1 Массовые падежи сайгака отмечались также и в 80-е годы XX века. Так, по некоторым оценкам, потери от падежа в 1981 году составили около 70 тыс. особей, в 1984-м — 100 тыс., а в 1988-м — 270 тыс. особей. Однако важно учитывать также относительное значение этих цифр, поскольку общая численность популяции сайгака в эти годы была намного выше сегодняшней (подробнее см., например: http://elementy.ru/news?newsid=431211).

2 О других версиях см., например, Степной бюллетень. 2015. № 43–44. C. 54–57 — http://savesteppe.org/ru/archives/12121.

Ветер-с-гор

Вот беда так беда! Вот горе-то какое! Как жалко этих живых существ, которые с таким трудом живут и выживают в таких жестоких условиях! Господи, взгляни на дом свой, спаси и защити!

[…] Весной 2015 года в Казахстане произошла массовая гибель реликтовой антилопы сайги. В течение 3-х недель с лица земли исчезло около 150 тысяч редких животных. Предлагаем вашему вниманию статью «Трагедия в степях Казахстана. Массовая гибель сайгака: причины и перспективы», в которой ее авторы — Святослав Горбунов (член Франкфуртского зоологического общества), Штеффен Цутер (международный координатор Природоохранной инициативы «Алтын — Дала», советник по природоохранным проектам, и. о. исполнительного директора Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана) и Альберт Салемгареев (технический координатор природоохранной инициативы «Алтын — Дала») — рассказывают об экспедиционной исследовательской работе комиссии, выехавшей на место трагедии, о том, как непросто было установить истинные причины гибели животных: http://trv-science.ru/2015/08/11/tragediya-v-stepyakh-kazakhstana/. […]