Горизонты

183-0001

14 июля 2015 года автоматическая межпланетная станция «Новые горизонты» (New Horizons) достигнет орбиты Плутона и Харона и люди впервые в истории человечества увидят поверхность этой карликовой планеты, а также ее спутника. Уже сейчас на снимках камеры LORRI — основного инструмента для картографирования поверхности карликовой планеты и ее спутника в высоком разрешении — можно увидеть геологию (или плутонологию) Плутона. А что же будет после 14-го числа?

183-0032

К сожалению, АМС «Новые горизонты» промчится на очень высокой скорости мимо Плутона, максимально приблизившись к нему на расстояние в 12 500 км и на 28 800 км к поверхности Харона. АМС не будет выходить на орбиту Плутона, так как для такого маневра у нее недостаточно топлива и очень велика скорость относительно карликовой планеты, скорость убегания с которой (вторая космическая) чуть больше 1 км/с. Сейчас же АМС движется со скоростью около 14 км/с относительно Плутона и 14,5 км/с относительно Солнца.

183-0000

Сближение с Плутоном и Хароном будет происходить в течение двух часов, а накопленную за этот короткий промежуток времени на своих накопителях информацию АМС будет передавать на Землю в течение целого года, так как скорость передачи данных с орбиты Плутона — всего 768 бит/с. Чтобы представить себе эту скорость, достаточно сказать, что одна песня при этом качается примерно восемь часов.

183-0031Снимки Плутона высокого разрешения весят мегабайты. Камера LORRI способна получить фото с разрешением 50 м на пиксель, правда, они будут черно-белыми. Цветные снимки делает инструмент Ralph, но разрешение его камер меньше разрешения LORRI в пять раз, поэтому ученые придумали хитрость: лучшие картинки будут своего рода имитацией — их получат наложением цветных снимков с камеры Ralph на черно-белые фотографии с основной камеры размером 1 Мпикс. Ну, и ждать их прихода мы будем довольно долго.

Планируется, что первые снимки придут на Землю где-то 16 июля (пересылка изображения занимает около суток, ожидается 15 июля где-то в три часа дня — и еще через несколько часов, а может, и через сутки они появятся на главной странице NASA). И тогда мир увидит, как же выглядит поверхность далекой карликовой планеты, а через некоторое время мы узнаем и о химическом составе атмосферы и геологии Плутона. Будут проведены исследования органики на его поверхности, морфологии, геологии самой планеты и ее спутника Харона. Всё это необходимо для того, чтобы узнать историю происхождения этих тел.

183-0033

Чтобы следить за АМС в режиме реального времени и не пропускать новые снимки с орбиты, администраторы основных космических сообществ «ВКонтакте» создали сайт для мониторинга положения, скорости и других интересных параметров «Новых горизонтов» (www.whereispluto.info). На сайте доступна информация о скорости, положении и других параметрах АМС и не только, еще транслируются свежие снимки из галереи RAW-изображений и сообщения из официального «Твиттера» аппарата, чтобы не пропустить ничего интересного.

Игорь Тирский,