Быть в топе

Ува­жа­е­мая редак­ция!

Иван ЭкономовПар­тия и пра­ви­тель­ство поста­ви­ли перед нами мно­го важ­ных задач, кото­рые — кровь из носа — нуж­но решать. Решать, что­бы выве­сти Рос­сию на пере­до­вые пози­ции в обла­сти нау­ки и обра­зо­ва­ния, сде­лать самой раз­ви­той и про­цве­та­ю­щей дер­жа­вой в мире.

Одной из таких важ­ных задач, постав­лен­ных Вла­ди­ми­ром Вла­ди­ми­ро­ви­чем Пути­ным в сво­их эпо­халь­ных май­ских ука­зах, явля­ет­ся повы­ше­ние кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти веду­щих рос­сий­ских уни­вер­си­те­тов сре­ди веду­щих миро­вых науч­но-обра­зо­ва­тель­ных цен­тров. Есте­ствен­но, такую слож­ную зада­чу нель­зя решить про­сто так, необ­хо­дим самый серьез­ный под­ход: под­го­тов­ка дорож­ных карт, про­грамм раз­ви­тия, про­ве­де­ние мно­же­ства важ­ных меро­при­я­тий… И, конеч­но, — а куда без это­го? — долж­ны быть выде­ле­ны серьез­ные день­ги на обес­пе­че­ние выпол­не­ния про­грам­мы. Это уж само собой.

Так и было сде­ла­но, огром­ная рабо­та пошла, в рам­ках этой про­грам­мы были ото­бра­ны 15 уни­вер­си­те­тов по всей стране, пять из кото­рых долж­ны к 2020 году попасть в сот­ню луч­ших миро­вых уни­вер­си­те­тов. В топ-100, гово­ря ины­ми сло­ва­ми.

Но пока еще нель­зя ска­зать, что­бы уже сей­час всё было на мази и дости­же­ние постав­лен­ной руко­вод­ством стра­ны цели было гаран­ти­ро­ва­но. Ведь для того, что­бы попасть в топ, нуж­но рез­ко уве­ли­чить чис­ло пуб­ли­ка­ций сотруд­ни­ков уни­вер­си­те­та в веду­щих науч­ных жур­на­лах, нуж­но, что­бы они цити­ро­ва­лись, а про­фес­сор­ско-пре­по­да­ва­тель­ский состав дол­жен бли­стать нобе­лев­ски­ми и ины­ми лау­ре­а­та­ми. А с этим у нас неко­то­рые про­бле­мы.

Нет, руко­вод­ство уни­вер­си­те­тов при­ла­га­ет колос­саль­ные уси­лия, дела­ет­ся всё, что толь­ко мож­но и нель­зя, для повы­ше­ния пока­за­те­лей: нани­ма­ют­ся сов­ме­сти­те­ли из науч­ных инсти­ту­тов, кото­рые сво­и­ми пуб­ли­ка­ци­я­ми повы­ша­ют рей­тинг уни­вер­си­те­та, работ­ни­ки вузов пуб­ли­ку­ют­ся в раз­ных жур­наль­чи­ках, где мож­но опуб­ли­ко­вать почти всё что угод­но. Пра­ви­тель­ство, несмот­ря на кри­зис, вро­де бы даже немно­го денег допол­ни­тель­но соби­ра­ет­ся выде­лить на эту про­грам­му. Но…

Вы сами отлич­но пони­ма­е­те, что народ у нас ленив и закос­нел, а пото­му пре­по­да­ва­те­ли, вме­сто того что­бы повы­шать мастер­ство и пуб­ли­ка­ци­он­ную актив­ность, вме­сто того что­бы соби­рать кол­лек­ции Нобе­лев­ских пре­мий и почет­ных зва­ний, ноют и жалу­ют­ся. Нагруз­ки, мол, непо­мер­ны, вре­ме­ни ката­стро­фи­че­ски не хва­та­ет. Взды­ха­ют, в общем, в раз­го­во­рах за чаем, а не рабо­та­ют.

Поэто­му, пола­гаю я, нуж­но при­ни­мать более ради­каль­ные меры в плане повы­ше­ния рей­тин­гов уни­вер­си­те­тов. Уни­вер­си­те­там не нуж­но «поку­пать» отдель­ных науч­ных сотруд­ни­ков, а нуж­но бес­плат­но брать их целы­ми науч­ны­ми инсти­ту­та­ми. Поду­май­те сами: после нача­ла рефор­мы госу­дар­ствен­ных ака­де­мий наук в ФАНО, как на склад иму­ще­ства, посту­пи­ло мно­же­ство инсти­ту­тов трех ака­де­мий. Ника­ких амби­ци­оз­ных задач для них не постав­ле­но, вся эта сбор­ная солян­ка управ­ля­ет­ся не пой­ми как: где тут роль ФАНО, где тут роль РАН, где кон­ча­ет­ся управ­ле­ние иму­ще­ствен­ным ком­плек­сом и начи­на­ет­ся науч­ное руко­вод­ство?

С дру­гой сто­ро­ны, несмот­ря на то что в этих инсти­ту­тах дол­гие годы муд­рое госу­дар­ствен­ное руко­вод­ство глу­ши­лось боло­том Пре­зи­ди­у­ма РАН, несмот­ря на отсут­ствие про­грамм раз­ви­тия, науч­ные сотруд­ни­ки всё еще попи­сы­ва­ют и пуб­ли­ку­ют ста­тей­ки. Цити­ру­ют­ся они, конеч­но, не ахти как по меж­ду­на­род­ным мер­кам, но для нашей стра­ны очень даже ниче­го.

Поэто­му реше­ние напра­ши­ва­ет­ся само собой — и не толь­ко у меня, но и у руко­вод­ства уни­вер­си­те­тов — нуж­но задей­ство­вать быв­шие ака­де­ми­че­ские инсти­ту­ты для реше­ния зада­чи по повы­ше­нию рей­тин­гов уни­вер­си­те­тов, как гово­рит­ся, по пол­ной. Пусть уни­вер­си­те­ты полу­чат все нуж­ные им инсти­ту­ты!

Кри­ти­ка­ны пуга­ют тем, что в создан­ных таким обра­зом бюро­кра­ти­че­ских мон­страх судь­ба инсти­ту­тов будет неза­вид­на, при­мер­но как у ИТЭФа в Кур­чат­ни­ке. Но это всё стра­шил­ки, а даже если так и слу­чит­ся, то ведь не сра­зу. А зна­чит — не важ­но, глав­ное, что к поло­жен­но­му сро­ку наши уни­вер­си­те­ты будут в топе!

Ваш Иван Эко­но­мов

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
5 Цепочка комментария
1 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
4 Авторы комментариев
ВасилисаNickNameВПольпипеткин Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
пипеткин
пипеткин

ну а что мини­стер­ство то еще долж­но делать? Оно вооб­щем в рам­ках сво­их воз­мож­но­стей дей­ству­ет: слить, раз­де­лить, при­гла­сить и доба­вить)))
Конеч­но было бы луч­ше, если бы работ­ни­ки мини­стер­ства бро­си­ли их дурац­кие бума­ги, сами бы сели и нача­ли стро­чить ста­тьи.
Но вот поче­му-то не хотят. А то, что они могут – они и дела­ют. Разо­гнать мини­стер­ство? Ну кто тогда будет нас счи­тать, зар­пла­той наде­лять и т..п?
Вооб­щем, все полу­чи­лось как обыч­но, вопре­ки тому, что хоте­ли, как луч­ше))

ВПоль
ВПоль

Если без шуток, то вопрос о ВУЗах надо решать так:
1. Спро­сить сами НИИ, как они отно­сят­ся к вузам и выпус­ка­е­мых ими спе­ци­а­ли­стам.
(боюсь, что ответ оче­ви­ден – пло­хие спе­ци­а­ли­сты).
2. Тогда спро­сить те же НИИ (через Уч Сове­ты), а что вы пред­ла­га­е­те.
И они вам ска­жут: пол­но­стью пере­стро­ить рабо­ту ВУЗов.
И пред­ло­жат как…
3. В ито­ге мы уре­жем ВУЗы на 50%,
а на осво­бо­див­ши­е­ся места набе­рем уче­ных из НИИ.
Конеч­но нужен отбор, ква­ли­фи­ка­ция, опыт пре­по­да­ва­ния.
уче­ные быст­ро вой­дут в рус­ло.
Учить (зна­ни­ям) – не стро­ить (зна­ния)…
Тут рабо­та­ют стан­дарт­ные тех­но­ло­гии: лек­ции, семи­на­ры, тре­нин­ги, кур­со­вые..

Имен­но эти про­фес­со­ра- уче­ные и долж­ны «ковать сталь» в обнов­лен­ных ВУЗах.
И глав­ное – все выпуск­ни­ки долж­ны пой­ти рабо­тать по спе­ци­аль­но­сти, хотя бы 2–3 года.
Вот по это­му кри­те­рию и суди о цен­но­сти ВУЗа

Впе­ред!!!

NickName
NickName

Мини­стра Обра­зо­ва­ния попы­тав­ше­го­ся реа­ли­зо­вать такое затра­вят за 50% уре­за­ние при­е­ма. Будут митин­ги с лозун­га­ми «не дадим уни­что­жить рос­сий­ское обра­зо­ва­ние».

пипеткин
пипеткин

ну беда в том, что все сво­дит­ся к бума­гам. Ведь про­сто уни­вер­си­те­ты ста­ли отчи­ты­вать­ся пуб­ли­ка­ци­я­ми нищих сотруд­ни­ков РАН, при­ни­мая их на рабо­ту и пла­тя им хоть какие-то копей­ки за вклю­че­ние уни­вер­си­те­та в спи­сок аффи­ли­а­ций авто­ра
Вот и все! Раз­ве может стать боль­ше иссле­до­ва­ний? Раз­ве могут такие меры при­ве­сти к уси­ле­нию нау­ки в вузах? Все это имми­та­ция мини­стер­ства и кор­руп­ция рек­то­ров, явля­ю­щих­ся, как извест­но, самы­ми баа­аль­ши­ми уче­ны­ми и пото­му осва­и­ва­ю­щих все сред­ства, выде­ля­е­мые на под­держ­ку нау­ки.
Ведь все эти дей­ствия совер­шен­но не каса­ют­ся самих науч­ных сотруд­ни­ков и пре­по­дов.
Это какая-то оче­ред­ная цир­ку­ля­ция бумаг и сме­на заго­лов­ков и таб­ли­чек.

пипеткин
пипеткин

все вот эти заме­ны «на более ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных». Ну при­ве­ди­те мне при­мер такой заме­ны. Хоть один. В моем инсти­ту­те люди, отра­бо­тав­шие на запа­де, име­ю­щие пре­крас­ные пуб­ли­ка­ции и глав­ное, опыт и зна­ния, сидят как сиде­ли на 20 тыс зар­пла­ты хоть внс, хоть нс, отли­ча­ет­ся зар­пла­та на копей­ки. Что вы от них хоти­те? Вот я знаю при­мер моло­дой груп­пы, когда на эти копей­ки, веря вся­ким Лива­но­вым, груп­па про­из­во­ди­ла по 15 ста­тей в аме­ри­кан­ских жур­на­лах в год и спи­сок пуб­ли­ка­ций выгля­дел как у сред­ней аме­ри­кан­ской лабо­ра­то­рии. Ну и что? Кро­ме раз­дра­же­ния дирек­ции это ниче­го не вызва­ло. Вот тут кри­чат «рабо­тать надо». Ну они и рабо­та­ли мно­го плот­но и резуль­та­тив­но. И что??? Кто-то заме­тил? Может с гран­та­ми улуч­ши­лось?… Подробнее »

Василиса
Василиса

А как насчет того, что­бы усо­мнить­ся в пра­виль­но­сти целей и задач, постав­лен­ных пар­ти­ей и пра­ви­тель­ством?

Иди­те лесом, ска­зал ЛЭТИ и ста­ло не 15 уни­вер­си­те­тов, а 14 в про­грам­ме «5-топ-100».
А ведь имен­но ЛЭТИ закон­чил Ж.И.Алферов.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: