Настоящая наука в походных условиях

Фото Н. Зимина
Фото Н. Зими­на

Сво­бод­ный обра­зо­ва­тель­ный про­ект Лет­няя шко­ла — это важ­ное и, мож­но ска­зать, необ­хо­ди­мое допол­не­ние к офи­ци­аль­но­му рос­сий­ско­му обра­зо­ва­нию. Лет­няя шко­ла соби­ра­ет на сво­ей пло­щад­ке в пала­точ­ном лаге­ре рядом с нау­ко­гра­дом Дуб­на око­ло 30 мастер­ских по раз­ным дис­ци­пли­нам. Ее участ­ни­ка­ми ста­но­вят­ся моло­дые спе­ци­а­ли­сты, уча­щи­е­ся вузов и школ. Пер­вым и вто­рым она помо­га­ет обре­сти те зна­ния и, самое глав­ное, навы­ки, кото­рые так и не уда­лось полу­чить за годы обу­че­ния в вузе, школь­ни­кам — дает воз­мож­ность попро­бо­вать себя в раз­ных про­фес­си­о­наль­ных сфе­рах и даже най­ти свое при­зва­ние. Ожи­да­ет­ся, что в этом году в ЛШ при­мет уча­стие более 1000 чело­век.

«Над нами толь­ко небо, за нами толь­ко поле…» — этот лозунг очень любят повто­рять орга­ни­за­то­ры. По леген­де, эта фор­му­ли­ров­ка роди­лась после бесе­ды с одним дека­ном жур­фа­ка. Бесе­да боль­ше напо­ми­на­ла допрос. Декан всё пытал­ся выяс­нить, кто за всем этим сто­ит, кто «заказ­чик». Он всё никак не мог пове­рить, что нет это­го само­го «заказ­чи­ка». Кста­ти, этот декан до сих пор учит сту­ден­тов, как быть жур­на­ли­стом.

Как гово­рит­ся в доку­мен­те под назва­ни­ем «Что-то вро­де мани­фе­ста»: «Лет­няя шко­ла — это неза­ви­си­мый про­ект, не встро­ен­ный ни в госу­дар­ствен­ную, ни в школь­ную, ни в вузов­скую систе­му. Мы сами себе госу­дар­ство. За нашей спи­ной нет какой-нибудь пар­тии, какой-нибудь фир­мы, каких-нибудь „наших“ или кого еще. Мы не полу­ча­ем ника­ких ука­за­ний, как рабо­тать и как учить. Поэто­му наш резуль­тат и ком­форт зави­сят толь­ко от нас. Это, кста­ти, слож­нее. Но это не зна­чит, что мы живем, отго­ро­див­шись от обще­ства кир­пич­ной сте­ной. Про­сто не хотим стро­ить­ся и вста­вать под чьи-то зна­ме­на».

Лет­няя шко­ла про­хо­дит уже 12 лет. Сре­ди ее клю­че­вых парт­не­ров — еже­не­дель­ник «Рус­ский репор­тер», Объ­еди­нен­ный инсти­тут ядер­ных иссле­до­ва­ний, науч­но-попу­ляр­ный жур­нал «Кот Шрё­дин­ге­ра», ОАО «РВК», фонд «Воль­ное дело», NAUKA0+ и мно­гие дру­гие. Про­ект сугу­бо волон­тер­ский — ни участ­ни­ки, ни орга­ни­за­то­ры, ни пре­по­да­ва­те­ли не полу­ча­ют ника­ких гоно­ра­ров, а, наобо­рот, пла­тят взно­сы. Орга­ни­за­то­ры объ­яс­ня­ют: «Лет десять назад, когда мы толь­ко начи­на­ли, на нас смот­ре­ли с недо­уме­ни­ем: „Вы что, пси­хи?! Как это мож­но так — рабо­тать бес­плат­но?!“ Как выяс­ни­лось, мы чуточ­ку опе­ре­ди­ли вре­мя. Сей­час волон­тер­ство ста­ло попу­ляр­ным. Люди бес­плат­но тушат леса, пишут энцик­ло­пе­дии, выса­жи­ва­ют дере­вья и т.д. Мы пере­ста­ли казать­ся фри­ка­ми».

Здесь нет зануд­ных уро­ков и бес­смыс­лен­ных зада­ний на зазуб­ри­ва­ние мате­ри­а­ла — лек­ции и науч­ные экс­пе­ри­мен­ты про­хо­дят нефор­маль­но: под сос­на­ми, у кост­ра, на бере­гу Вол­ги. А стать пре­по­да­ва­те­лем может каж­дый: как титу­ло­ван­ный уче­ный, так и сам лет­не­школь­ник — сту­дент или аспи­рант, глу­бо­ко изу­ча­ю­щий какую-то науч­ную про­бле­му. Как про­хо­дит жизнь, рабо­та и уче­ба в Лет­ней шко­ле, рас­ска­зы­ва­ют руко­во­ди­те­ли неко­то­рых направ­ле­ний.

Мастерская «Язык — мозг»

Под этим, каза­лось бы, стран­ным назва­ни­ем в Лет­ней шко­ле зани­ма­ют­ся ней­ро­линг­ви­сти­кой. Соб­ствен­но, для этой нау­ки такое назва­ние вполне оправ­дан­но, ведь она объ­еди­ня­ет в себе ней­ро­фи­зио­ло­гию, линг­ви­сти­ку и пси­хо­ло­гию и изу­ча­ет про­цес­сы, про­ис­хо­дя­щие в чело­ве­че­ском моз­ге при раз­го­вор­ной речи.

Что дела­ли в про­шлом году? Узна­ва­ли, как про­во­дят­ся линг­ви­сти­че­ские экс­пе­ри­мен­ты и как они помо­га­ют отыс­кать связь меж­ду речью и созна­ни­ем. Изу­ча­ли струк­ту­ру язы­ка (син­так­сис, семан­ти­ку, дис­курс), раз­ра­ба­ты­ва­ли дизайн экс­пе­ри­мен­тов.

Что будут делать в этом году? Слу­шать лек­ции веду­щих рос­сий­ских и зару­беж­ных ней­ро­линг­ви­стов о том, как устро­ен мозг, язык и уст­ная речь. Про­во­дить иссле­до­ва­ния. Участ­ни­ки мастер­ской узна­ют, что такое айтре­кинг, фМРТ, вызван­ные потен­ци­а­лы, дис­кур­сив­ный ана­лиз, а так­же поче­му изу­чать язык инте­рес­но, а быть уче­ным кру­че, чем Шер­ло­ком.

Зачем это нуж­но? Для чего уче­ные едут в пла­точ­ный лагерь на бере­гу Вол­ги и как это помо­га­ет рос­сий­ско­му обра­зо­ва­нию, делит­ся Мария Худя­ко­ва, руко­во­ди­тель мастер­ской «Язык — мозг», мл. науч. сотр. лабо­ра­то­рии ней­ро­линг­ви­сти­ки ВШЭ:

«Я и мои кол­ле­ги из Лабо­ра­то­рии ней­ро­линг­ви­сти­ки ВШЭ счи­та­ем важ­ным рас­ска­зать о ней­ро­линг­ви­сти­ке, кото­рая в Рос­сии пока не очень попу­ляр­на. К тому же все­гда при­ят­но делить­ся опы­том сво­ей рабо­ты, кото­рую ты очень любишь, и осо­бен­но с заин­те­ре­со­ван­ной ауди­то­ри­ей, какая обыч­но быва­ет в Лет­ней шко­ле. Участ­ни­ка­ми в мастер­скую мы берем сту­ден­тов и моло­дых спе­ци­а­ли­стов: меди­ков, про­грам­ми­стов, био­ло­гов, пси­хо­ло­гов, фило­ло­гов. Такой под­ход без стро­гих огра­ни­че­ний хорош тем, что он поз­во­ля­ет рас­ши­рить круг заин­те­ре­со­ван­ных в этой нау­ке людей. Кро­ме того, сра­зу после Лет­ней шко­лы в авгу­сте про­хо­дит спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная ней­ро­лин­ги­ви­сти­че­ская шко­ла, где при­ни­ма­ют уча­стие уже под­го­тов­лен­ные люди. И вот быва­ет так, что сна­ча­ла кто-то едет в Лет­нюю шко­лу в нашу мастер­скую, про­сто что­бы про­све­тить­ся, узнать что-то новое для себя, а потом так силь­но влюб­ля­ет­ся в эту нау­ку, что даль­ше посту­па­ет в ней­ро­линг­ви­сти­че­скую шко­лу или ста­но­вит­ся нашим ста­же­ром в лабо­ра­то­рии. Это вза­и­мо­вы­год­ное сотруд­ни­че­ство.

В этом году в мастер­скую «Язык — мозг» при­е­дет колум­бий­ский ней­ро­пси­хо­лог, он будет читать увле­ка­тель­ные лек­ции и руко­во­дить экс­пе­ри­мен­та­ми. Когда он толь­ко узнал, что мож­но будет про­во­дить заня­тия у кост­ра, жить в палат­ке, про­во­дить экс­пе­ри­мен­ты в поход­ных усло­ви­ях и сво­бод­но, без офи­ци­о­за общать­ся с участ­ни­ка­ми — заго­рел­ся жела­ни­ем при­е­хать, ведь в такой атмо­сфе­ре намно­го про­ще нала­дить вза­и­мо­по­ни­ма­ние с уча­щи­ми­ся и в обра­зо­ва­тель­ном про­цес­се боль­ше тол­ку».

Мастерская «Школа научной журналистики»

Это одно из «систе­мо­об­ра­зу­ю­щих» направ­ле­ний Лет­ней шко­лы. Совер­шен­но логич­но, что на меро­при­я­тии, где мно­го уче­ных и жур­на­ли­стов, эта мастер­ская долж­на быть осо­бен­но актив­на.

Что дела­ли в про­шлом году? В Шко­лу науч­ной жур­на­ли­сти­ки со всей стра­ны при­ез­жа­ли сту­ден­ты (боль­ше все­го было био­ло­гов и физи­ков), аспи­ран­ты, моло­дые уче­ные. Все вме­сте писа­ли ста­тьи, кото­рые пуб­ли­ко­ва­лись в «Рус­ском репор­те­ре», «Коте Шрё­дин­ге­ра» и дру­гих изда­ни­ях. Кро­ме это­го, участ­ни­ки слу­ша­ли лек­ции уче­ных и науч­ных жур­на­ли­стов, в том чис­ле пред­ста­ви­те­лей «Тро­иц­ко­го вари­ан­та». А еще — теле­скоп, костер, науч­ные мета­фо­ры, спо­ры об умном до утра.

Что будут делать в этом году? На ШНЖ будут три про­грам­мы. Одна — «Прак­ти­кум» — для сту­ден­тов, жур­на­ли­стов и моло­дых уче­ных. Здесь глав­ная зада­ча — под­го­то­вить каче­ствен­ные ста­тьи, кото­рые потом будут напе­ча­та­ны. Еще две про­грам­мы появят­ся в этом году впер­вые. «Умная жур­на­ли­сти­ка» пред­на­зна­че­на для школь­ни­ков стар­ших клас­сов. Здесь напи­са­ние ста­тьи не цель, а сред­ство, поз­во­ля­ю­щее луч­ше разо­брать­ся в мире совре­мен­ной нау­ки. Есть зако­но­мер­ность: если тебе надо что-то объ­яс­нить дру­гим, то ты луч­ше это пони­ма­ешь сам. Еще одна новая про­грам­ма — «Ком­му­ни­ка­то­ры». На нее при­гла­ша­ют­ся те, кому инте­рес­но попу­ля­ри­зи­ро­вать нау­ку, обес­пе­чи­вать свя­зи с прес­сой в уни­вер­си­те­тах и инсти­ту­тах.

Зачем это нуж­но? Науч­ный руко­во­ди­тель ШНЖ, глав­ный редак­тор «Кота Шрё­дин­ге­ра» и соди­рек­тор ЛШ Гри­го­рий Тара­се­вич:

«Мы не пыта­ем­ся заме­нить собой шко­лу, уни­вер­си­тет или целое госу­дар­ство. Наша зада­ча — покры­вать те дефи­ци­ты, кото­рые на дан­ный момент сло­жи­лись в обра­зо­ва­тель­ной систе­ме и в обще­стве в целом. Напри­мер, в уни­вер­си­те­тах прак­ти­че­ски нигде не учат науч­ной жур­на­ли­сти­ке, вот мы и реши­ли ком­пен­си­ро­вать это. Но у нас не толь­ко лек­ции и семи­на­ры. Мы созда­ем про­дукт — ста­тьи, видео­ро­ли­ки, даже кни­гу соби­ра­ем­ся сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми напи­сать. Кста­ти, кон­цеп­ция ново­го науч­но-попу­ляр­но­го жур­на­ла «Кот Шрё­дин­ге­ра» при­ду­мы­ва­лась пря­мо в Лет­ней шко­ле, на бере­гу Вол­ги, под елоч­ка­ми. А если гово­рить о лич­ном… Для меня очень важен этот про­ект пото­му, что помо­га­ет убе­дить­ся: в мире мно­го очень хоро­ших и умных людей. На ЛШ я убеж­да­юсь, что в мире гораз­до боль­ше очень хоро­ших и умных людей, чем мож­но поду­мать, если смот­реть ново­сти по теле­ви­зо­ру или в Интер­не­те. За месяц Лет­ней шко­лы я впи­ты­ваю в себя эту убеж­ден­ность и живу с ней осталь­ные один­на­дцать меся­цев».

Мастерская «ЕНОТ»

Смеш­ное назва­ние этой мастер­ской рас­шиф­ро­вы­ва­ет­ся стро­го и понят­но: «есте­ствен­но-науч­ное отде­ле­ние». В таком соче­та­нии ребяч­ли­во­сти и серьез­но­сти — дух этой мастер­ской, ведь в ней без­за­бот­ные школь­ни­ки 8–11-х клас­сов позна­ют слож­ное устрой­ство мира — изу­ча­ют мате­ма­ти­ку, физи­ку, химию и био­ло­гию.

Что дела­ли в про­шлом году? В поле­вых усло­ви­ях из под­руч­ных мате­ри­а­лов школь­ни­ки под руко­вод­ством пре­по­да­ва­те­лей сде­ла­ли аэро­ди­на­ми­че­скую тру­бу и изу­ча­ли тур­бу­лент­ные дви­же­ния воз­ду­ха. Еще таким же мето­дом — из того, что было, — созда­ли раке­ту-носи­тель «ЕНОТ-8», и она взле­те­ла! Даль­ность поле­та соста­ви­ла 34 м, при­мер­ная высо­та — 12 м. Было мно­го и дру­гих про­ек­тов. У каж­до­го школь­ни­ка есть своя есте­ствен­но-науч­ная зада­ча, в кото­рой уча­щий­ся в кон­це рабо­ты мастер­ской раз­би­ра­ет­ся не хуже стар­ше­курс­ни­ка физи­че­ско­го факуль­те­та.

Что будут делать в этом году? Слу­шать лек­ции, про­во­дить опы­ты, про­ек­ти­ро­вать и кон­стру­и­ро­вать раке­ты, грам­мо­фо­ны, пере­дат­чи­ки, что­бы на прак­ти­ке пони­мать, как рабо­та­ют есте­ствен­но-науч­ные зако­ны.

Зачем это нуж­но? Науч­ный руко­во­ди­тель мастер­ской «ЕНОТ», стар­ший пре­по­да­ва­тель физи­че­ско­го факуль­те­та Ново­си­бир­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Илья Орлов рас­ска­зы­ва­ет, ради чего он каж­дый год при­ез­жа­ет из Ново­си­бир­ска в Лет­нюю шко­лу:

«Я боль­ше 11 лет пре­по­даю в уни­вер­си­те­те и в физи­ко-мате­ма­ти­че­ской шко­ле при НГУ и силь­но недо­во­лен тем, что про­ис­хо­дит сей­час в сред­ней шко­ле и в вузах. Такое ощу­ще­ние, что там не учат, а, наобо­рот, тща­тель­но отуча­ют людей думать, ана­ли­зи­ро­вать, ста­вить себе зада­чи и рабо­тать с инфор­ма­ци­ей. В резуль­та­те даже очень бле­стя­щие, ода­рен­ные ребя­та «тух­нут». Я не счи­таю, что «ЕНОТ» за две неде­ли сво­ей рабо­ты Лет­ней шко­лы может испра­вить эту гло­баль­ную для нашей стра­ны про­бле­му, но убеж­ден, что за это вре­мя в нашей мастер­ской мы можем посе­ять в голо­вы уча­щих­ся пони­ма­ние, что физи­ка — это не задач­ки про бру­сок на наклон­ной плос­ко­сти, а мате­ма­ти­ка — это не заучи­ва­ние таб­лиц и нуд­ное вычис­ле­ние объ­е­ма ико­са­эд­ра, это всё намно­го инте­рес­нее! Мы хотим пока­зать, что зна­чит на самом деле учить­ся, как ста­вить себе адек­ват­ные цели и доби­вать­ся от себя их выпол­не­ния. И эту зада­чу я счи­таю доста­точ­но важ­ной, что­бы потра­тить на нее несколь­ко недель сво­ей жиз­ни и выбрать­ся ради это­го из дале­ко­го Ново­си­бир­ска в Дуб­ну. Да и дети соби­ра­ют­ся в Лет­нюю шко­лу про­сто пре­крас­ные, с ними очень при­ят­но общать­ся как в шко­ле, так и после нее. Это воз­вра­ща­ет веру в то, что для нашей стра­ны еще не всё поте­ря­но».

Мастерская «Образование»

Участ­ни­ка­ми этой мастер­ской ста­но­вят­ся сту­ден­ты педа­го­ги­че­ских вузов, школь­ные учи­те­ля, вожа­тые дет­ских вос­пи­та­тель­ных лаге­рей, пре­по­да­ва­те­ли вузов и все, кто искренне заин­те­ре­со­ван в раз­ви­тии рос­сий­ско­го обра­зо­ва­ния.

Что дела­ли в про­шлом году? Учи­лись гра­мот­но орга­ни­зо­вы­вать слож­ные обра­зо­ва­тель­ные про­ек­ты, раз­би­ра­лись в иссле­до­ва­тель­ских под­хо­дах к систе­ме обра­зо­ва­ния, под­дер­жи­ва­ли рабо­ту Лет­ней шко­лы, создав служ­бу заву­чей.

Что будут делать в этом году? В мастер­ской появят­ся три клю­че­вых направ­ле­ния: иссле­до­ва­тель­ское, на кото­ром участ­ни­ки зай­мут­ся выра­бот­кой мето­дов для иссле­до­ва­ний в сфе­ре обра­зо­ва­ния; педа­го­ги­че­ское, где будут изу­чать тех­но­ло­гии постро­е­ния обще­го обра­зо­ва­ния; и орга­ни­за­ци­он­ное — здесь будут учить­ся под­го­тов­ке и про­ве­де­нию обра­зо­ва­тель­ных фору­мов, фести­ва­лей, школ, в том чис­ле и самой Лет­ней шко­лы.

Зачем это нуж­но? Заме­сти­тель дека­на исто­ри­че­ско­го факуль­те­та Мос­ков­ско­го педа­го­ги­че­ско­го госу­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та, соди­рек­тор Лет­ней шко­лы Юрий Рома­нов — о Лет­ней шко­ле как обра­зо­ва­тель­ной пло­щад­ке и инте­рес­ном объ­ек­те для науч­но­го иссле­до­ва­ния:

«В 2014–2015 годах мы реши­ли разо­брать­ся и понять, что собой пред­став­ля­ет Лет­няя шко­ла. Оце­нить ее потен­ци­ал не толь­ко как собра­ния при­ят­ных людей, но и как обра­зо­ва­тель­но­го собы­тия. Собран­ные участ­ни­ка­ми мастер­ской «Обра­зо­ва­ние» мате­ри­а­лы лег­ли в осно­ву иссле­до­ва­ния, ито­ги кото­ро­го были пред­став­ле­ны на пре­стиж­ной кон­фе­рен­ции The 2015 Annual Conference of the Comparative and International Education Society в Вашинг­тоне и на II Мос­ков­ском меж­ду­на­род­ном салоне обра­зо­ва­ния. Кро­ме того, в послед­нее вре­мя мы ста­ли про­ве­рять наш опыт на «тира­жи­ру­е­мость». При­мер­но по шаб­ло­нам Лет­ней шко­лы были орга­ни­зо­ва­ны Шко­ла науч­ной жур­на­ли­сти­ки в сотруд­ни­че­стве с ВШЭ и Все­рос­сий­ская выезд­ная шко­ла педа­го­гов во вза­и­мо­дей­ствии с МПГУ. С каж­дым годом Лет­няя шко­ла раз­ви­ва­ет­ся, и по мере это­го роста она ста­ла источ­ни­ком моей рабо­ты. Боль­шая часть обра­зо­ва­тель­ных про­ек­тов, кото­ры­ми я зани­мал­ся в тече­ние двух послед­них лет, пря­мо или кос­вен­но свя­за­на с Лет­ней шко­лой. Неко­то­рые же пря­мо на ней и роди­лись. А в допол­не­ние к тому — радость круг­ло­су­точ­но­го интел­лек­ту­аль­но­го обще­ния. Навер­ное, из-за нее кото­рый год в кон­це шко­лы, чув­ствуя себя очень устав­шим, дума­ешь: «Как жаль, что она закон­чи­лась».

Мастерская «Центр полевых исследований»

Это направ­ле­ние рабо­та­ет при под­держ­ке лабо­ра­то­рии поле­вых иссле­до­ва­ний горо­да Выс­шей шко­лы урба­ни­сти­ки им. А. А. Высо­ков­ско­го НИУ ВШЭ. И уже не пер­вый год зани­ма­ет­ся соци­аль­ной этно­гра­фи­ей, антро­по­ло­ги­ей и каче­ствен­ны­ми социо­ло­ги­че­ски­ми иссле­до­ва­ни­я­ми.

Что дела­ли в про­шлом году? Изу­ча­ли рас­по­ла­га­ю­щий­ся неда­ле­ко от пала­точ­но­го лаге­ря Лет­ней шко­лы город Ким­ры. Раз­ра­ба­ты­ва­ли про­ект по созда­нию тури­сти­че­ско­го брен­да это­го горо­да.

Что будут делать в этом году? Мастер­ская под­го­то­вит выстав­ку по резуль­та­там про­шлых иссле­до­ва­ний, куда вой­дут фото­гра­фии, цита­ты из интер­вью с мест­ным насе­ле­ни­ем и ста­ти­сти­ка. Нынеш­ние участ­ни­ки ЦПИ допол­нят, про­ана­ли­зи­ру­ют и раз­ра­бо­та­ют нерав­но­мер­но рай­о­ни­ро­ван­ную модель Кимр и соста­вят реко­мен­да­ции для соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия горо­да.

Зачем это нуж­но? О про­шлых и буду­щих про­ек­тах мастер­ской рас­ска­зы­ва­ет ее науч­ный руко­во­ди­тель, сотруд­ник Инсти­ту­та социо­ло­гии РАН Алек­сандри­на Вань­ке:

«Центр поле­вых иссле­до­ва­ний мно­го зани­ма­ет­ся горо­дом, я же спе­ци­а­ли­зи­ру­юсь на мето­до­ло­гии социо­ло­ги­че­ско­го иссле­до­ва­ния. Мне пока­за­лось очень инте­рес­ным инте­гри­ро­вать свои под­хо­ды с урба­ни­сти­кой и про­ве­сти иссле­до­ва­ние в Лет­ней шко­ле. В про­шлом году мы взя­ли в мастер­скую участ­ни­ков, кото­рые не зани­ма­ют­ся социо­ло­ги­ей. Они осво­и­ли тео­рию и хоро­шо вклю­чи­лись в рабо­ту, одна­ко мы успе­ли лишь собрать мате­ри­ал, необ­хо­ди­мый для изу­че­ния осо­бен­но­стей Кимр. В этом году наби­ра­ем сту­ден­тов социо­ло­ги­че­ских факуль­те­тов. Будем допол­нять и ана­ли­зи­ро­вать полу­чен­ные дан­ные, что­бы в даль­ней­шем создать каче­ствен­ный про­ект по раз­ви­тию это­го горо­да».

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: