О восточных и западных ценностях с китайской спецификой

В последние годы очень много говорится о китайском подходе к ускорению научно-технологического развития страны: приглашать лучших профессоров со всего мира для работы в университетах и научных центрах КНР, массово отправлять китайских студентов учиться в лучших западных университетах, создавать привлекательные условия для возвращения китайских специалистов, обученных в США и Европе и уже имеющих высокую международную профессиональную репутацию.

Эти подходы имеют довольно давнюю историю в Китае и всегда находили понимание и поддержку на самом верху руководства КНР. Ден Сяопин, например, около пяти лет сам жил во Франции, а затем учился в СССР. Цзян Цзэминь в свое время стажировался на Московском заводе ЗИС. Нынешний руководитель Китая, Си Цзиньпин, хотя сам за границей и не стажировался, несомненно, также хорошо понимает ценность западного образования — его единственная дочь, Си Минцзэ, совсем недавно получила диплом Гарварда, где обучалась под псевдонимом.

Начиная с 1978 года более 2,6 млн китайских студентов уехало учиться за границу, большинство — в США. В одном только прошлом году в американских университетах обучалось более половины из примерно 400 тыс. китайских студентов за рубежом. По количеству студентов, обучающихся в США, Китай уже четвертый год прочно удерживает первое место, опережая Японию, Индию и Южную Корею. По оценкам Министерства образования КНР, примерно половина из этих студентов рано или поздно вернется, и их возвращение очень благоприятно скажется на развитии страны.

В то же время роль западного образования рассматривается китайцами далеко не так однозначно, как это может показаться на первый взгляд. Для самих студентов это едва ли просто успешное получение наиболее современных знаний и счастливое возвращение домой преисполненными новыми идеями и готовностью их воплотить на родине. Согласно недавнему исследованию NSF, китайцы с гораздо большей вероятностью продолжают оставаться в США после получения образования, чем студенты из других стран. Через пять лет после получения ими степени Ph.D. 92% китайских студентов продолжали оставаться в США по сравнению с 81% индийцев, 41% южно-корейцев и 32% мексиканцев. Одно из возможных объяснений этого феномена можно найти в словах нынешнего министра образования Юаня Гуирена, который недавно заявил: «Молодые профессора и студенты являются ключевыми целями враждебных сил. Мы ни в коем случае не должны допустить проникновения в наши учебные аудитории таких материалов, которые пропагандируют западные ценности». Что это за враждебные ценности, несколько ранее конкретизировал сам президент Си Цзиньпин (пока его дочь училась в Гарварде), обозначив китайские университеты в качестве «идеологической линии фронта» в борьбе с такими концепциями, как верховенство закона, гражданское общество и права человека.

За последние несколько десятилетий Китай достиг небывалых экономических успехов и в 2014 году доля китайской экономики, направляемая на научно-техническое развитие, превышала аналогичные европейские показатели. В то же самое время, когда правительство недавно объявило победителей конкурса исследовательских проектов по общественным наукам, семь из десяти наилучших проектов оказались посвящены анализу произведений Президента Си (официально известных как «Собрание наиболее важных речей Генерального Секретаря Си»).

А.К.
по материалам журналов The New Yorker и Forbes

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Рис. 1. (а) Динамика роста в 1993–2015 годах относительной доли научно-инженерных специалистов в США, которые родились за пределами страны, с разбивкой по уровню образования и области специализации. (б) Количество иностранных студентов, обучающихся по специальностям (STEM) в американских университетах.21.05.2019 Как меняется роль иностранных исследователей и студентов в американской науке Американская наука и высшее образование исторически в значительной степени подпитывались талантами со всего мира. Многие из этих специалистов приехали в США еще студентами или постдоками, другие нашли новую работу и признание в Соединенных Штатах, уже имея за плечами опыт и международную репутацию вполне сложившихся ученых и профессоров. Такой приток талантов не ослабевал в течение десятилетий, по крайней мере начиная с тех европейских эмигрантов, которые бежали за океан от преследований нацистов в 1930–1940-е годы.
  • Университет, открытый миру24.05.2018 Университет, открытый миру О том, почему в Сколтех приезжают студенты со всего мира, как он подхватил знамя фонда «Династия» и с какой музыкой ассоциируется университет у вице-президента по развитию, мы поговорили с Александром Сафоновым.
  • Вторая нефть, или «Крекс, фекс, пекс»06.12.2016 Вторая нефть, или «Крекс, фекс, пекс» Эта заметка члена редсовета ТрВ-Наука тесно перекликается с обстоятельным интервью Наталии Деминой об образовательном центре «Сириус». Но оба этих материала имеют отношение в основном к талантливым детям, лучшим педагогам, элитарному обучению. И понятно, что с подготовкой «элиты» у нас всегда было и будет неплохо, особенно если проект в традиционно «ручном» режиме курирует сам президент. Но все-таки жизнь в стране определяется по ее среднему уровню, доступному большинству граждан и ими же обеспечиваемому. А вот с этим в России извечные проблемы. В образовании ровно то же […]
  • Дональд Трамп. Фото: Gage Skidmore, «Википедия»15.11.2016 Новый президент США и перспективы американской науки Журнал Scientific American открыто назвал взгляды Трампа на науку «шокирующе невежественными». Тем не менее это издание скрупулезно собрало те немногие высказывания будущего президента и членов его предвыборной команды на тему науки и инноваций, которые могли бы дать хоть какое-то представление, что же ожидает американскую науку при президенте Трампе.
Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: