Впервые вокруг карлика

Прибытие Dawn к Церере — иллюстрация NASA
Прибытие к Церере — иллюстрация

6 марта на сайте NASA появилось сообщение, что зонд агентства впервые вышел на орбиту вокруг карликовой планеты. Речь идет об аппарате Dawn («Рассвет»), начавшем движение вокруг Цереры, которая два с небольшим века считалась астероидом номер один, а с 2006 года — одной из пяти (пока) карликовых планет Солнечной системы. Само понятие «карликовая » в астрономии появилось недавно. Его в 2006 году после долгих споров ввел Международный астрономический союз. Если говорить в привязке к Солнечной системе, то это должно быть довольно крупное тело, вращающееся вокруг Солнца самостоятельно (поэтому карликовыми планетами не считают крупные и типа Луны или Ганимеда), иметь массу, достаточную для того, чтобы поддерживать округлую форму, но недостаточную для того, чтобы расчистить окрестности своей орбиты от других тел. в этом отношении уникальная , единственная, которая находится во внутренних областях Солнечной системы, ведь остальные четыре (и прочие кандидаты в карликовые планеты) расположены за орбитой Нептуна.

Траектория выхода на орбиту до точки 5 мая 2015 года. Кадр из анимации NASA

Нужно сказать, что и сама миссия может считаться уникальной. Дело в том, что до стартовавшего в 2007 году Dawn ни одна космическая экспедиция не имела две равнозначные орбитальные цели.

Запуск ракеты Delta II с аппаратом Dawn. Мыс Канаверал, 27 сентября 2007 года.
Запуск ракеты Delta II с аппаратом Dawn.
Мыс Канаверал, 27 сентября 2007 года.

Аппараты, конечно, обследовали с пролетных траекторий другие небесные тела — попутно, отправляясь к своей основной цели. Вспомним, к примеру, миссии «ВеГа», изучавшие Венеру и комету Галлея. Или «Розетту» (), которая по пути к комете Чурюмова–Герасименко изучила два астероида. Однако до сих пор не было случая, когда аппарат прилетел бы код-ному объекту, вышел бы на орбиту вокруг него, поработал бы там какое-то время, затем ушел с его орбиты и вышел на орбиту вокруг другого небесного тела. Именно это совершил Dawn.

Кратер Нумисия на Весте

Первой целью миссии стал астероид за номером четыре — огромная . Она, конечно, поменьше Цереры, но всё же более 500 км в поперечнике. Надо сказать, что до зонда Dawn мы даже в космический «Хаббл» () почти ничего не могли разглядеть ни на Весте, ни на Церере. Сейчас же Веста может считаться самым изученным астероидом: Dawn проработал на ее орбите больше года, с 16 июля 2011-го по 5 сентября 2012 года. Была построена карта Весты, получено огромное количество фотографий с разрешением до 23 м на пиксель.

Церера и Веста, снятые телескопом Hubble

Затем последовал полуторагодичный перелет к Церере… 26 января 2015 года случилось еще одно важное событие в истории миссии: разрешение снимков Цереры, которые передал Dawn, превысило разрешение снимков Hubble Space Telescope. И началось самое интересное — выход на дальнюю орбиту с последующим выходом на рабочую, более близкую. Это случится уже в апреле.

Церера крупным планом

Пока что главная загадка в Церере — это странная двойная белая точка на фотографиях. Неожиданно яркий объект ставит всех в тупик. Основных версий пока что две: очень свежий метеоритный кратер или криовулкан. Если криовулкан — то это очень интересно! Тем более что еще в прошлом году наблюдения космического телескопа (Hershel) показали две точки выброса водяного пара на Церере. Нас ждут интересные времена, тем более что в июле 2015 года мы увидим вблизи еще одну карликовую планету — тогда (New Horizons) пролетит мимо «разжалованного» в том же 2006 году из «нормальных» планет Плутона.

Алексей Паевский