Северное сияние: три фактора

Сергей Пулинец

По просьбе ТрВ-Наука главный научный сотрудник ИКИ РАН (Институт космических исследований РАН), Сергей Пулинец побеседовал с руководителем Центра прогнозов космической погоды ИЗМИ РАН Сергеем Гайдашом и зав. аналитическим отделом Института прикладной геофизики Росгидромета Вячеславом Буровым о полярном сиянии, наблюдавшемся в средней полосе России 17 марта 2015 года (см. также статью Б. Штерна в этом номере газеты).

— Что происходит на Солнце и с «космической погодой» в последние месяцы?

Фото с сайта argumenti.ru

Сергей Гайдаш: Мы сейчас находимся в начале спада последнего солнечного цикла. По современной нумерации это 24-й одиннадцатилетний цикл, с тех пор как ведутся регулярные наблюдения (с 1755 года). Этот цикл характерен тем, что по амплитуде он почти в два раза меньше, чем все предыдущие. Все проявления активности Солнца в течение него также намного слабее. И это хорошо, потому что сокращается вероятность катастрофических последствий, к которым может привести высокая солнечная активность.

В течение последних двух лет эти проявления укладываются в диапазон «малые магнитные бури — умеренные магнитные бури». А более интенсивные события, такие как большая магнитная буря, очень большая магнитная буря, исключительно большая магнитная буря (в соответствии с международной классификацией), пока просто отсутствуют.

На фото за 15 марта с сайта SOHO (sohowww.nascom.nasa.gov/) видна корональная дыра в виде темной полосы
На фото за 15 марта с сайта SOHO (sohowww.nascom.nasa.gov) видна корональная дыра в виде темной полосы

Все используемые нами методы прогноза весьма эффективны. Мы регистрируем солнечные вспышки и другие проявления солнечной активности и уже за два-три дня делаем прогноз, что ожидается, например, малая магнитная буря. Примерно так же было и 14 марта, когда на Солнце была зарегистрирована очень небольшая вспышка, но после нее наблюдался выброс массы в виде коронального волокна, а следующей на подходе, 15 марта, была корональная дыра.

— Для читателей газеты поясню, что под корональной дырой имеется в виду пучок открытых силовых линий магнитного поля Солнца, по которому обычно идет интенсивный выброс плазмы.

— Да. Как мы знаем, корональные дыры дают магнитные возмущения, которые могут привести к магнитным бурям, а уровень магнитной возмущенности может достичь 6 (имеется ввиду планетарный индекс геомагнитной активности kp).

С сайта The Solar Influences Data Analysis Center (SIDC), http://sidc.oma.be/

— Давайте уточним. Значит, мы имели последовательно солнечную вспышку…

— Но это была очень слабая вспышка, она могла не потянуть даже на малую магнитную бурю.

— Потом был выброс массы в виде волокна…

— Да, но и это могло дать в крайнем случае среднюю магнитную бурю. Ну, а потом была корональная дыра. Каждое из этих событий могло возникнуть, и на Земле бы не ощутили никаких последствий. Но дело в том, что они проявились практически одновременно, и весь этот коктейль сработал. Была сначала очень сильная магнитная буря, на следующий день еще одна, и потом буря послабее, то есть подряд 17, 18 и 19 марта. Дальше всё было спокойно. И наш прогноз на ближайшую неделю таков: землянам больше ни-чего необычного не светит, всё будет спокойно.

— Все-таки было уже много сильных магнитных бурь, но полярные сияния до Москвы доставали только в 2003 и 2004 годах…

— Известно, что чем сильнее геомагнитная активность, тем дальше на юг уходит авроральный овал. Восьмерка (kp = 8) как раз соответствует сиянию на широте Москвы, а при 9 накрывается вся Центральная Европа, в том числе Италия или даже Греция. Такого класса буря была в октябре 2004 года, а самая крупная буря — в октябре 2003 года. Но в 2004 году было облачно, так что сияние в Троицке наблюдали только в 2003 году.

Такие бури бывают один-два раза в течение солнечного цикла. Бури 20032004 годов имели место в прошлом цикле солнечной активности, и вот мы дождались такой бури в этом цикле. Теперь нужно ждать, когда мы провалимся в минимум солнечной активности, потом дождемся максимума, и где-то опять на спаде, не раньше чем через десять лет после 2014 года, можно ожидать еще одну подобную магнитную бурю.

— Возвращаясь к последней магнитной буре, можно ли сказать, что три фактора сработали когерентно?

— Да-да-да, именно так. Получилось, что соотношение скоростей было такое, что одно возмущение догнало другое и они совпали в пространстве и во времени.

Если же говорить о каких-то по-следствиях, типа электронов-убийц, высыпающихся из радиационных поясов и выводящих из строя спутники, сообщений об авариях не было. Будем ждать, возможно, их скрывают, никому не хочется оказаться крайним.

— Большое спасибо за комментарий. Дальнейших Вам успехов на ниве прогнозирования космической погоды.

— Чем был вызван феномен полярных сияний на несвойственных им широтах?

Фото с сайта mir24.tv

Вячеслав Буров: Магнитное возмущение, которое выразилось в потрясающе красивых картинках полярных сияний в Московской области, а также в Томске, Новосибирске и ряде других регионов северных широт, было обусловлено выбросом корональной массы из солнечной атмосферы.

Почему полярные сияния были видны на низких широтах так сильно и так ярко? Здесь сложились два обстоятельства: во-первых, 14 марта была сравнительно небольшая вспышка класса С9 — это совсем небольшая вспышка с выбросом корональной массы в сторону Земли, но и нельзя сказать, что выброс корональной массы был гигантским.

А вот несколько часов спустя, уже 15 марта, вблизи центрального меридиана Солнца произошел выброс корональной массы редкой мощности, и он был направлен именно в сторону Земли. И видимо, эти два выброса корональной массы при взаимодействии друг с другом с разной скоростью докатились до магнитосферы Земли и обусловили гигантское геомагнитное возмущение, оказавшееся самым сильным в текущем, 24-м солнечном цикле. Такое событие действительно уникально и редко наблюдаемо.

— То есть фактически с Солнца было два выброса?

— Да, именно так, причем первый выброс был обусловлен (или сопровождался, как угодно) солнечной вспышкой, небольшой, класса С9. Удивительно то, что в месте второго выброса не было зарегистрировано солнечной вспышки, — это очень редкое явление.

— И поскольку выброс был мощнее, то догнал предыдущий?

— Да, да, он догнал предыдущий, и, по-видимому, они вместе так исказили нашу магнитную оболочку, что сдвинули овал полярных сияний в сторону низких широт. Будут ли такие выбросы в ближайшее время, сказать трудно, но я так думаю, что солнышко и так нас радует своими проявлениями. В пятницу 20 марта мы наблюдали солнечное затмение — опять же, полный набор удовольствий для жителей именно европейской части России.

— Спасибо за комментарий.

Данные по магнитной буре 17 марта 2015 года можно посмотреть на странице Института прикладной геофизики http://ipg.geospace.ru/storm-20150318.html

• Радиационное начало космической эры и спутники МГУ10.10.2017 Радиационное начало космической эры и спутники МГУ На вопросы ТрВ-Наука отвечает Михаил Игоревич Панасюк — докт. физ.-мат. наук, директор Научно-исследовательского института ядерной физики имени Д. В. Скобельцына Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (НИИЯФ МГУ), зав. отделом космических наук НИИЯФ МГУ, зав. кафедрой физики космоса физического факультета МГУ. Вопросы задавал Максим Борисов.
  • Лев Зелёный: «Нам нельзя медлить в освоении Луны»29.08.2017 Лев Зелёный: «Нам нельзя медлить в освоении Луны» Планами и мечтами об освоении Луны с ТрВ-Наука поделился академик РАН, директор Института космических исследований РАН Лев Зелёный. Беседовала Наталия Демина.
  • Надежда… на экзопланетную жизнь28.02.2017 Надежда… на экзопланетную жизнь Совсем недавно мы комментировали открытие Проксимы b, планеты, ставшей своего рода вишенкой на экзопланетном торте. И вот 22 февраля 2017 года с помпой объявлено об открытии сразу трех планет в зоне обитаемости другого красного карлика — TRAPPIST-1. Эта система находится почти в десять раз дальше Проксимы Центавра, но есть по крайней мере два обстоятельства, делающие находку второй вишенкой на торте за последние несколько месяцев…