Кто не брезгует случайными связями

Защищая человека от болезней и инфекций, природа вложила в него отвращение к грязи, различным выделениям организма и тесным телесным контактам. А размножаться-то надо! И люди как-то умудряются это делать, не только не испытывая отвращения, но и находя порой удовольствие в занятиях сексом.

Под защитой тройного отвращения

Особы, нацеленные на создание долгих прочных отношений, тщательно выбирают партнера, выясняют его бытовые привычки и состояние здоровья, постепенно свыкаются друг с другом. Но есть люди, и их довольно много, которые предпочитают сексуальное разнообразие, партнеров меняют часто и порой ложатся с ними в постель всего через несколько часов после знакомства. Для человека брезгливого такое поведение практически невозможно, однако оно достаточно распространено. Почему?

Дэвид Басс (фото с сайта youarenotsosmart.com) — привлекательный мужчина
Дэвид Басс (фото с сайта youarenotsosmart.com) —
привлекательный мужчина

Чтобы ответить на этот вопрос, психологи исследовали природу отвращения и факторы, на нее влияющие. Существует немало работ, авторы которых доказывают, что сильное сексуальное возбуждение помогает преодолеть физическую брезгливость по отношению к незнакомому партнеру, а сексуально возбужденная женщина кажется более привлекательной (или менее отталкивающей), чем спокойная. Однако эти исследования касаются поведения человека в определенной ситуации в данный момент времени, а предпочтение многочисленных кратковременных связей — не сиюминутное явление, а социосексуальная ориентация. Профессор эволюционной психологии Техасского университета Дэвид Басс (David M. Buss) предположил, что люди, склонные к полигамии, вообще отличаются пониженной брезгливостью.

Выдвинул он и другую гипотезу, согласно которой на социосек-суальную ориентацию мужчин, но не женщин, влияет их физическая привлекательность. Логика у него такая. Хотя и есть среди женщин особы, настроенные на легкие, не обязывающие ни к чему отношения, всё же с эволюционной точки зрения для них выгоднее один надежный партнер, который поддержит во время беременности и разделит заботы о детях. Краткосрочные связи имеют для дам гораздо больше отрицательных последствий, чем для мужчин.

А стремятся к полигамии, которая, теоретически, позволяет иметь больше детей от разных матерей. Физическая привлекательность повышает популярность человека как полового партнера, поэтому внешне приятные люди имеют больше возможностей навязать другим удобную им стратегию поведения. И поскольку краткие отношения изначально создавали репродуктивные преимущества именно мужчинам, их привлекательность должна, с эволюционной точки зрения, сочетаться со склонностью к полигамии.

Эти гипотезы Дэвид Басс и стал проверять со своими аспирантами [1]. Ученые провели онлайн-опрос 144 женщин и 103 мужчин от 18 до 51 года. Прежде всего участники эксперимента ответили на вопросы, позволяющие учесть разные аспекты их сексуального поведения, например: «Сколько сексуальных партнеров у вас было за последние 12 месяцев?»; «Как часто вы испытываете сексуальное возбуждение при общении с персоной, с которой не имеете романтических отношений?»; «Можете ли вы представить, что наслаждаетесь случайным сексом с разными партнерами?». Каждое утверждение надо было оценить в баллах, которые потом суммировались. Считалось, что чем больше баллов, тем более человек склонен к случайным связям.

Во втором тесте участникам предложили оценить собственную физическую привлекательность: «имею приятное телосложение», «привлекаю внимание противоположного пола» и т.п.

Ученые использовали представления о структуре и функциях брезгливости, предложенные психологом Амстердамского университета Джошуа Тайба (Joshua M. Tybur) и его коллегами из других университетов [2]. Кстати, в 2007 году Джошуа стал одним из игнобелевских лауреатов в области экономики, обнаружив, что профессиональные исполнительницы приватных танцев получают больше чаевых в период овуляции. Так он доказал, что значение эструса («течки») в жизни человека не утеряно в ходе эволюции, в современном мире он продолжает играть не только сексуальную, но и экономическую роль.

Джошуа Тайба (фото с сайта www.unm.edu) — привлекательный мужчина

Итак, по Тайба, чувство отвращения, брезгливости помогает людям решать три важные проблемы: избегать патогенов, выбирать полового партнера и взаимодействовать с обществом. Соответственно существуют три формы брезгливости, различных по причинам, их вызывающим, и результатам, к которым они приводят. Отвращение к патогенам (pathogen disgust) заставляет человека избегать контакта с болезнетворными микроорганизмами, больными, увечными и бродягами, некоторыми животными — переносчиками заболеваний, продуктами жизнедеятельности организма и телесными жидкостями. Ему отвратительны грязь, гниющие продукты, разлагающиеся тела.

Сексуальная брезгливость (sexual disgust) имеет целью защитить от контакта с негодящим половым партнером (больным, слабым, родственником и т.п.). Людям неприятен сексуальный интерес со стороны таких персон. Кроме того, сам по себе может вызывать отвращение, потому что напоминает людям об их животной природе. Моральная брезгливость (moral disgust) вызывает антипатию к лентяям, ворам, лжецам, нарушителям других общепринятых норм поведения, она исключает подобных людей из социума, тем самым защищая остальных его членов.

Чтобы выяснить, насколько людям неприятны случайные связи из моральных соображений, опасения заразиться и сексуальной брезгливости, им предложили оценить степень отвращения к разным ситуациям по 7-балльной шкале, от 0 баллов (не совсем противно) до 6 баллов (чрезвычайно отвратительно). Для определения сексуальной брезгливости они высказывали отношение к незнакомцу противоположного пола, который гладит ваше бедро в лифте, или к занятию оральным сексом и т.п.

Отвращение к патогенам определяли по тому, насколько были неприятны человеку заплесневевшие остатки пищи или бегущий по полу таракан. Показателем моральной брезгливости служило отношение к студенческой лжи ради хорошей оценки или заведомому обману на деловых переговорах.

«Непостоянная у них любовь»

Как ученые и предполагали, склонность к мимолетным связям, неразборчивость в выборе партнеров сочеталась у обоих полов с низкой брезгливостью, причем именно сексуальной. оказались существенно брезгливее мужчин. Отвращение к патогенам и моральная брезгливость заметного влияния на социосексуальную ориентацию людей не оказывали. Сначала профессор Басс и его коллеги сочли это странным, ведь риск заразиться чем-нибудь при случайном контакте достаточно высок.

Но потом ученые решили, что причина кроется в структуре теста: вопросы, которые призваны выявить степень отвращения к патогенам, касаются в основном отношения к насекомым, грызунам, некачественной пище, то есть к аспектам, не имеющим отношения к сексуальной сфере.

Вопросов об инфекциях, которые передаются половым путем, мало, поэтому и вклад их в общий результат невелик. Тот факт, что любителей случайных связей не беспокоят моральные соображения, психологи обсуждать не стали.

Подтвердилась и гипотеза о том, что физическая привлекательность мужчин, но не женщин, определяет стиль их поведения. Исследователи даже нашли косвенную связь между мужской привлекательностью и пониженной сексуальной брезгливостью.

Чтобы убедиться в правильности своих выводов, психологи повторили исследование на другой выборке, столь же представительной, и тут их ожидал сюрприз. Все результаты первого исследования подтвердились и во втором, за единственным исключением: обнаружилась связь между привлекательностью женщин и их сексуальным легкомыслием. Ученые предположили, что красивые девушки привлекают внимание, у них больше нетерпеливых, напористых кавалеров, как следствие, они раньше начинают половую жизнь. Вот и выходит, что у них больше связей, чем у менее симпатичных подруг.

Однако физическая привлекательность влияет исключительно на поведение женщины, а не на ее социосексуальную ориентацию. Она и не стремилась вовсе ко всем этим связям, так случайно вышло! Интересно, что у таких девушек сексуальная брезгливость достаточно высока.

Моногамии брезгливость не препятствует, возможно, она развилась как раз для того, чтобы противодействовать случайным связям. Эта проблема ожидает более подробного исследования, а пока Дэвид Басс и его коллеги выяснили, что о степени сексуальной брезгливости человека и его социосексуальной ориентации можно судить по пищевым предпочтениям: если он избегает новых и необычных продуктов, то и случайных связей не одобряет [3].

Любители кратких связей не обращают внимания на тонкую талию, нехватку ног и отсутствие усиков. Рисунок с сайта bradsneed.com/blog1/portfolio

«Испытай неизведанное вместе с ириской»

Пищевая неофобия — это защитный механизм, а не отсутствие любознательности. Новые продукты надо пробовать с осторожностью, чтобы не отравиться или не заразиться. Пищевая неофобия свойственна большинству животных с разнообразным рационом; виды, которые питаются однообразно, например коала или летучие мыши-вампиры, неофобией не страдают. Что касается людей, то они больше опасаются незнакомых животных блюд, чем растительных.

Многие исследователи полагают, что пищевая неофобия связана с брезгливостью, в данном случае с опасением заболеть. Существование этой связи стали доказывать Басс с соавторами, причем на той же самой выборке (203 женщины и 80 мужчин), на которой повторно тестировали сексуальную брезгливость и склонность к полигамии. Для калибровки пищевой неофобии надо было оценить в баллах высказывания: «Я никогда не ем незнакомую пищу», «Я постоянно пробую что-то новое» и им подобные.

Как исследователи и ожидали, пищевая неофобия положительно коррелирует с отвращением к патогенам, у женщин эта связь достоверна, у мужчин нет, но заметна тенденция. Совершенно неожиданно оказалось, что пищевая неофобия достоверно связана и с сексуальной брезгливостью. Естественно, после этого ученые проверили корреляцию неофобии и склонности к полигамии и получили разные результаты в зависимости от способа обработки данных. В одном случае боязнь новой пищи связана с социосексуальной ориентацией обоих полов, в другом такую зависимость обнаружили только у мужчин. Чтобы установить истину, нужны дальнейшие исследования, но с мужчинами, во всяком случае, всё ясно.

Исследователи полагают, что готовность пробовать новые необычные продукты свидетельствует о хорошем здоровье, в частности о благополучии иммунной системы, что делает такого человека привлекательным сексуальным партнером. Но вполне возможно, что среди мужчин, обладающих отменным здоровьем и пробующих незнакомую пищу, есть люди, настроенные на долгосрочные отношения.

Возможно, обнаруженная склонность неофилов к полигамии на самом деле показывает, что они готовы вложить в отношения с противоположным полом много сил. Но в любом случае готовность мужчины попробовать новый вкус характеризует его как перспективного полового партнера. Хорошо бы еще и долговременного.

1. Al-Shawaf L., Lewis D.M.G., Buss M. Disgust and mating strategy // Evolution and Human Behavior. 2014

2. Tybur J. M., Lieberman D., Kurzban , & DeScioli P. Disgust: Evolved functionand structure // Psychological Review. 2012. 120, 65–8.

3. Al-Shawaf L., Lewis D.M.G., Alley R., Buss D.M. Mating strategy, disgust, and food neophobia // Appetite. 2015. 85. 30–35.