Топ-10 научных открытий в окрестностях Сатурна за 2014 год

Миссии «Кассини» (Cassini) в окрестностях Сатурна идет второй десяток лет. За это время одних сближений с Титаном случилось более сотни. Объем научной информации и количество открытий огромно, поэтому каждый год сотрудники Лаборатории реактивного движения NASA публикуют список самых важных научных достижений Cassini за предыдущий год. Не стало исключением и начало этого года.

1. Океан на Энцеладе. Этот спутник относительно скромных размеров известен своими водными гейзерами, бьющими через разломы ледяной коры с южного полюса. В 2014 году геофизические измерения внутренней структуры Энцелада позволили сделать вывод, что в южной части этого спутника под ледяной корой толщиной от 30 до 40 км расположен водный океан глубиной до 10 км.
2. Карта гейзеров Энцелада. Те же самые сближения с уникальным спутником позволили локализовать разломы и бьющие из них гейзеры. Всего на Энцеладе насчитали 101 гейзер. Скорее всего, их питает тот самый подледный океан.
3. Возможное рождение спутника Сатурна. Cassini зарегистрировал потенциальное рождение крошечного нового спутника планеты-гиганта. Зарегистрированное аппаратом гравитационное возмущение в одном из колец Сатурна, вероятнее всего, вызвано рождением нового ледяного спутника диаметром около километра. Пока что не видимый Cassini объект назвали Пегги. По-видимому, спутники у этой планеты могут появляться и непосредственно в кольцах.
3. Возможное рождение спутника Сатурна.
4. Моря и облака на Титане. Это фото уникально тем, что мы на нем видим и облака над внеземным морем (оно носит имя моря Кракена), и отраженный от жидкой углеводородной поверхности спутника солнечный зайчик.
5. Заряженный Гиперион. Данные для этого открытия впервые были получены еще в 2005 году, когда Cassini сближался с удивительной «пористой» луной Сатурна. Тогда аппарат попал в поток электронов — своеобразный «катодный луч», шедший со спутника. Сила электронного потока была эквивалентна удару тока в 200 В. Судя по всему, Гиперион за счет своей особой поверхности «собирает» заряд с заряженных частиц космической пыли.
5. Заряженный Гиперион.
6. Исчезающий остров. Длительное радарное изучение поверхности Титана, в частности его морей, привело к удивительному открытию: на Титане исчезают и появляются острова. Просто посмотрите на изображения, сделанные в разное время!
6. Исчезающий остров.
7. Океан на Мимасе? Этот напоминающий Звезду Смерти спутник диаметром в 396 км, судя по всему, имеет неожиданно сложное строение. Данные гравитационного изучения этого небесного тела свидетельствуют в пользу того, что под поверхностью Мимаса находится либо водный океан, либо более плотное ядро.
7. Океан на Мимасе?
8. Изменения в кольце F. Судя по всему, за время, прошедшее с момента пролета Сатурна аппаратами «Вояджер» (Voyager), количество ярких «комочков» в кольце F сильно уменьшилось. Главной причиной этого астрономы видят гравитационное воздействие спутника Прометей.
9. Соленые моря Титана. То, что на Титане, втором по величине спутнике Солнечной системы, есть не только моря из углеводородов, но и подледный водный океан, было известно сравнительно давно. Однако новые данные Cassini говорят о том, что это не просто океан, а очень соленый океан. Судя по всему, соленость его сопоставима с соленостью Мертвого моря.
9. Соленые моря Титана.
То, что на Титане, втором по величине
спутнике Солнечной системы, есть не
только моря из углеводородов, но и
подледный водный океан, было известно
сравнительно давно. Однако новые
данные Cassini говорят о том, что это не
просто океан, а очень соленый океан.
Судя по всему, соленость его сопоставима
с соленостью Мертвого моря.
10. Новые данные о полярных сияниях на Сатурне. Совместное изучение аврор на Сатурне Cassini и телескопом «Хаббл» (Hubble) показало всю сложность этих явлений. Оказывается, они зависят не только от солнечной активности, но и, скажем, от движения Мимаса и Энцелада.
10. Новые данные о полярных сияниях на Сатурне.

• Три чуда системы Сатурна26.09.2017 Три чуда системы Сатурна Зонд «Кассини» закончил свою миссию и сгорел в атмосфере Сатурна 15 сентября. Это был совместный проект NASA, Европейского космического агентства и Итальянского космического агентства. Аппарат стартовал с мыса Канаверал в 1997 году, в 2004 году достиг орбиты планеты. Помимо научных открытий миссия принесла много живописных фотоснимков. Сам Сатурн был недавно представлен в ТрВ-Наука во всей красе, поэтому сейчас мы делаем упор на чудеса вокруг него.
  • Величайший вояж29.08.2017 Величайший вояж Прошло сорок лет со дня старта «Вояджеров», отправившихся в свой великий поход. Первым, 20 августа 1977 года, был запущен «Вояджер-2», а 5 сентября полетел «Вояджер-1». Эпитет «великий» в данном случае не преувеличение. В изучении Солнечной системы «Вояджерам» до сих пор нет равных. Они принесли нам своего рода прозрение. Мы впервые увидели ВСЕ планеты-гиганты крупным планом, их кольца, их разнообразные удивительные спутники — миры, о которых до того люди имели лишь самое общее представление.
  • Год в Солнечной системе26.02.2013 Год в Солнечной системе В первом номере ТрВ-Наука мы подводили астрофизические итоги года. На этот раз переключимся на другую ветвь космической науки - исследования других планет.
  • Экзолуны03.07.2018 Экзолуны На данный момент число найденных экзопланет приближается к шести тысячам (включая неподтвержденные). Сколько крупных спутников должно быть у этих планет? Глядя на нашу Солнечную систему, можно предположить, что примерно столько же — у нас на восемь планет приходится семь спутников размером с Луну и больше. А что можно сказать о спутниках экзопланет? Увы, пока почти ничего. И всё же первые пока еще смутные результаты начинают появляться…