«Шарли» и защита науки

Лев Клейн
Лев Клейн

Нельзя сказать, что расстрел редакции «Шарли Эбдо» расколол российское общество. Оно уже было расколото ко времени этих выстрелов. Так что оно среагировало именно как расколотое общество – диаметрально по-разному. Одни шли к французскому посольству, несли цветы и плакатики «Я – Шарли», а другие с разной степень откровенности кричали: «Так им и надо», «Сами виноваты», «Ну, конечно, убивать нехорошо, но…». В первой категории оказались сторонники свободы, толерантности, западных ценностей и христианства или ислама в европейском понимании, а во второй – сторонники воинствующего ислама, исламского и православного фундаментализма, неприкосновенности религиозных чувств верующих.

Мусульманин с плакатом "Я - Шарли". Карикатура Матильды Буваль.
Мусульманин с плакатом «Я — Шарли». Карикатура Матильды Буваль.

Наши правительственные органы оказались в неудобном положении: с одной стороны – у нас провозглашено светское государство, отделение церкви от государства, с другой – у нас принят закон о защите религиозных чувств верующих. Поскольку религиозные чувства верующих – понятие расплывчатое, а территориальные границы их вовсе не обозначены, то в идеале защита религиозных чувств верующих означает запрет на любые выражения религиозного инакомыслия. Поэтому, скажем, в числе глав государств на демонстрации в Париже нашего президента или премьер-министра не было, хотя были даже главы Палестины и других мусульманских стран, с другой – все-таки шествовал министр иностранных дел Лавров.

Я атеист, как и большинство ученых (что у нас, что в набожной Америке). Я готов спорить по мировоззренческим вопросам, но учитывая, что для моих оппонентов их религиозные взгляды сопряжены с почитанием неких святынь, я стараюсь эти святыни не унижать (хотя и считаю их никчемными) и безусловно не оскорблять. Но вот высмеивать полагаю возможным – это ведь часть полемической аргументации. Точно так же я готов выслушивать уничтожающую аргументацию, обращенную на святые для меня принципы атеизма, свободы мышления, ценности человеческой жизни и индивидуального творчества. Готов выслушивать ехидные замечания, иронию, смех.

Стиль высмеивания журнала «Шарли Эбдо», принятый в этом издании по отношению не только к пророку Мухаммеду, но и к Христу, папе римскому, политикам, нациям и вообще всему, мне не импонирует. Обсценные рисунки не кажутся мне смешными и даже такими уж забавными. Но у французов свои традиции, своя старая смеховая культура. На своей территории они вправе смеяться над чем им угодно и как угодно. А те, кто к ним прибыли и поселились, должны приучаться к уважению их традиций. Или убираться в свои страны (или в страны своих родителей).

Точно так же я не одобряю кривляния Pussy Riot и Femen в храме: делайте любой перформанс на площади, но не в храме, святом для верующих. В героинь их превратили неумные меры властей.

В целом же карикатуры нельзя ограничивать чем-либо помимо этических норм, и эти нормы должны устанавливать сами художники и их зрители. Первые – признанием в своей среде одних мастерами, а других изгоями, вторые – отказом смотреть и покупать. Если же найдутся потребители и у такой продукции – что ж, пусть в своей узкой среде и потребляют. Это как с порнографией.

Иначе нормы и запреты очень легко расширяются и закрывают всё, что чувствует себя уязвленным: коррупцию, бюрократию, милитаризм, нацизм и т. д.

Вернемся к закону об оскорблении чувств верующих. Он не защищает чувства некой категории людей, а провоцирует выходки типа выходки братьев Куаши, потому что придает им ореол законности и справедливости. Ведь выходит, что они отличаются от сил правопорядка всего лишь мерой избираемого наказания и самочинностью. Но действуют в том же направлении. Я надеюсь, что этот закон будет вскорости отменен.

Сколь велика категория людей, якобы защищаемая этим законом? Здесь есть сомнения. Церкви всячески преувеличивают количество верующих своей конфессии. Русская православная церковь склонна считать, что большинство в нашей стране (свыше 80%) составляют православные, а уж с другими конфессиями (всего традиционными у нас считаются четыре) это почти всё население нашей страны. Но социологи, как бы ни обвиняли их в зависимости от властей и традиционных представлений, насчитывают в стране всего 58% православных. Если же мы посчитаем сколько из граждан нашей страны на праздниках оказывается в храмах, цифры совсем другие. В 10-милионной Москве на самых крупных православных праздниках оказывается в храмах всего 100–150 тыс. человек, то есть 1% населения. На рождественском богослужении 2015 года присутствовало в храмах, по данным ГУВД Москвы, 118 тыс. человек. Возможно, это лишь внутри храмов, а были еще снаружи и приходившие на утро. Но даже если увеличить эту цифру втрое-впятеро, то это несколько процентов населения. Таким образом, хулиганы-фундаменталисты типа Энтео представляют не народ, а его очень небольшую часть.

То же в странах Европы. В Чехии 7 из 10 граждан атеисты. В Швеции только 18% верующие. Во Франции 19%.

Более того, я считаю, что нужно учитывать не формальную принадлежность (сигнализируемую крестиком на шее), а место в сознании. Оставим в стороне сознание атеистов и агностиков. Минуем и посещающих церковь иногда (на всякий случай) людей, в сущности далеких от веры. Возьмем истово верующих. Каждый из них из всех наличных богов – православного бога в виде Троицы, католического бога Саваофа (у католиков Троица не занимает такого места, и бог-отец более значителен), иудейского Иеговы, мусульманского Аллаха, восточного Будды, богов шаманизма – языческих богов Сибири, неоязыческих Перуна, Велеса и Даждьбога и т. д. – из всех этих богов он признает только одного бога, своего, а всех других яростно отвергает. И приведет бездну очень убедительных аргументов в пользу такого отвержения. То есть по отношению ко всем остальным он выступает как атеист, и лишь по отношению к одному – как верующий. То есть он минимум на 99% атеист, и лишь от силы на 1% – верующий.

Если под этим углом зрения взглянуть на наше население, оно в основном атеистическое.

Наконец, и абсолютных атеистов нельзя представлять себе как людей, не имеющих ничего святого. У них есть свои принципы, для них святые, есть свои чувства, ранимые, как у всех людей, чувства, связанные с их убеждениями, с их мировоззрением. Почему нет закона о защите чувств атеистов, почитающих науку, как верующие почитают религию? Наука также нуждается в защите от воинствующих невежд и от лжеученых, которых расплодилось видимо-невидимо. Не пора ли принять закон о защите науки?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
43 Цепочка комментария
30 Ответы по цепочке
0 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
15 Авторы комментариев
ВанИван ИвановCrohoborИльяАнатолий Березкин Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Igordfree
Igordfree

Карикатуры оскорбляющие нациков, чиновников, педо-лобби католическое — которое прятало преступления против детей внутри церкви, кровавых сионистов и даже Кирилла с жёлтыми волосатыми яйцами вместо ушей. Креационистов, где Христос с кроликом в шляпе.
Много добра.

Высмеивали кино про Иисуса и рекламу на нем, Мухаммеда в облике террориста — каким его видят изнутри эти же экстремисты, высмеивали их видение.
Заметьте, не самого Мухаммеда, литературного, мифологического персонажа, а представления и методы религиозных шизиков ведомых религией.

Барыню пославшую Герасима топить Муму, можно высмеивать а Моисея, к примеру, нельзя?
У кого больше чувства задеты?

Лёня
Лёня

Закон о защите чувств верующих в высокие идеалы нарушается повсеместно и ежесекундно, скажем, в сфере торговли, в которой покупателя обманывают, подставляют, используют и даже травят самыми изощренными способами. Опять же, многочисленными оскорблениями чувств верующих в идеалы науки нашпигованы псевдонаучные, и даже научные журналы, регулярно публикующие пустые, непроверенные, недостоверные и фальсифицированные ”результаты”. Так что, новых законов о защите не требуется – достаточно грамотно применять формулировки существующих.

Иван
Иван

В методологическом смысле вера — это убежденность в истинности (догмата, гипотезы, умозаключения). Вера одинаково присуща и религиозному и научному сознанию. Конфессиональные веры (православие, ислам и др.) являются комплексами догматов. Атеизм противопоставляется конфессиональным верам тем, что отрицает их основной догмат: наличие бога. Но не отрицает веру как метод: атеисты верят в то, что они не верят в бога. Понятие веры формирует фундамент любого вида познания, предшествует логике. Поэтому противопоставление: вера-наука — ошибочно (учёный верит в «недоделанные» теории). Более того, такие противопоставления содержат зачатки экстремизма, поскольку предполагают неполноценность одних (верующих) по сравнению с другими (людьми науки) чего в действительности нет. Требование включить… Подробнее »

Igordfree
Igordfree

Сходите в библиотеку, там есть книженция, довольно тонкая, специально для фриков, по (ф.) логике. Прежде чем тут софистику маргинальную разводить.

Иван
Иван

Это вы «в защиту науки» произнесли? Быстро зачатки прорастают. Igordftree — не Иван ли Иванов? Экстремизм начинаетсчя при отсутствии аргументов и при большом желании оставить последнее слово, любезный.

Denny
Denny

Если отвлечься от эмоций, которые неизбежны при событиях типа терактов, то проблема достаточно сложная и широкая. Ибо есть глубокие противоречия в подходах. 1. Мультикультурализм vs традиционные ценности. «А те, кто к ним прибыли и поселились, должны приучаться к уважению их традиций. Или убираться в свои страны (или в страны своих родителей).» Это просто чеканная формулировка защитников традиционных ценностей. Именно так говорят наши патриоты, например, выступая против гей-парадов. Однако европейский курс на мультикультурализм подразумевает совсем иное отношение. В том числе и к ценностям разных культурных и религиозных меньшинств. 2. Свобода слова vs политкорректность. На самом деле вся культура и нормы человеческого… Подробнее »

Alex
Alex

«никаких рациональных оснований такого ограничения не имеется» Основания, конечно, имеются. Но у мусульман тоже имеются основания возражать против карикатур, и гораздо более веские. Можно спросить: есть ли причины, по которым мнение негров в Америке учитывать надо, а мнение мусульман в Европе — не следует? ЛСК, вероятно, ответил бы примерно так: негры не виноваты, что попали в Америку, так что белые им должны; а мусульмане в Европу понаехали, значит, должны терпеть. Вне зависимости от того, что бы мы ни думали о такой логике, для России тут вопроса нет: мусульмане нас не просили, чтобы мы их завоёвывали, так что проявить уважение к… Подробнее »

ЛСК
ЛСК

Денни, Ваши рассуждения интересны. Но пассаж о неграх неточен. Неграм не нравится обозначение «негры» не с кондачка, а потому, что оно приобрело в Америке унизительный смысл. Пока у нас слово «негры» имело сочувственный оттенок, оно не вызывало возражений. Сейчас, наверное, начнет вызывать.

Это как со словом «жид». Было это славянизированным произношнением самоназвания евреев («йид»). Но в России оно стало носить осудительный характер, как бы ругательством («не жидись!»), и евреям оно стало ненавистным. Не желая оскорблять евреев, и русские изъяли его из своего обиходного языка. А в Польше оно сохранилось в своем прежнем качестве и никого не обижает.

Denny
Denny

Не вижу противоречий. Я именно это и имел в виду, когда приводил пример «негров». В каком-то сообществе в силу сложившихся специфических условий определённые слова или действия приобретают резко негативный оскорбительный смысл. В других местах нет. То есть никаких всеобщих фундаментальных оснований к неприятию «негров», «жидов» или определенных карикатур нет. Так ведь политкорректность в том и заключается, чтобы ограничивать свои слова и действия таким образом, чтобы не наносить оскорбления другим людям. Даже при том, что Вы или я сами подобное оскорблением не считаем. Или у Вас другое понимание (что вполне возможно)? Это как раз тот случай, когда буквальное прочтение Императива Канта… Подробнее »

Alex
Alex

Забавно, я только что хотел написать про негров :) Кстати, США определённо дистанцируются от кампании «Я — Шарли». Разумеется, тут дело не в принципах, а в политической целесообразности. Надо отметить следующие обстоятельства: «Шарли» издевался не только над исламом, но над всеми религиями. И — это, как я понимаю, специализированное такое издание: не хочешь — не смотри. А вот если теперь, в рамках акции, отдельно антиисламские карикатуры да ещё и публиковать в обычных газетах — это действительно оскорбление всех мусульман вообще. Если европейцам оно надо — флаг им в руки.

Alex
Alex

«никого не обижает»

Кстати, интересный вопрос. Может быть, полякам просто всё равно, обижает оно кого-то или нет.

ЛСК
ЛСК

Ивану.
Атеизм неверно называть верой в отсутствие бога. Дело в том, что по логике бремя доказательств лежит на утверждающем, а не на отрицающем. Следовательно, отсутствие бога — не есть тезис, который нуждается в доказательствах, и вера в его отсутствие — нонсенс.
Отсюда неверность всей Вашей цепочки рассуждений.

Denny
Denny

ИМХО, Вы путаете атеизм со скептицизмом и агностицизмом. Утверждения что бог есть и что бога нет равноправны с точки зрения логики.

Igordfree
Igordfree

«Христос воскрес» и «Христос не воскрес» совсем не равноправны, и именно первый-то и надо доказывать.

Alex
Alex

Утверждения «бог есть» и «бога нет» равноправны не логически, а тем, что они оба антинаучны. Поскольку мы не знаем, как, откуда и почему возникла Вселенная, и как откуда и почему появилась жизнь на Земле, мы не имеем права утверждать, что ни одно разумное существо не имело никакого отношения ни к тому, ни к другому. Утверждение «бог есть» содержит в себе массу неявных утверждений: один и тот же «разум» создал и вселенную, и жизнь, и человека, дал человеку заповеди, оценивает его поступки, внимает его молитвам, будет его впоследствии судить и т.д., не говоря о массе мелких подробностей. Эти утверждения имеют разный… Подробнее »

Amperion
Amperion

ЛСК:
12.01.2015 в 17:41
Ивану.
Атеизм неверно называть верой в отсутствие бога. Дело в том, что по логике бремя доказательств лежит на утверждающем, а не на отрицающем.

……

Это по научной логике. Увы, у верующих логика другая. Они считают, что вопрос о существовании Бога метафизичен и требует ответа (соответственно не может быть отвечен).

Иногда требуют ответа с пристрастием.

Иван
Иван

Бремя доказывания (в смысле «больше проблем») ложится на более новую теорию по сравнению с традиционной. По этой логике у конфессий больше оснований требовать доказательств от атеизма с его антитезисом. И хотя до сего дня мы окончательных доказательств не услышали, оставил бы вопрос о сушествовании бога XVI-XVIII векам, сейчас он не имеет той остроты. С тех пор и атеизм утвердился и приобрел в бытовом сознании признаки догмата. И научный метод развился так, что во многих учёных головах существует как догматический конгломерат. Заметил о другом: при всем прогрессе религиозное сознание благополучно сосуществует с самым продвинутым, научным и исчезать не собирается. Каждый ребенок… Подробнее »

Лёня
Лёня

Вышесказанное относится ко всем видам религии, однако экстремизм и терроризм характерен в основном для одного, вполне определенного религиозного направления, культивирующего понятие ‘неверные’ и, тем самым, ставящего своих адептов над всеми остальными — неверными. Так кто же кого считает “неполноценным”?

Igordfree
Igordfree

Статистика мирового терроризма, США ведет до сих пор, надо найти ссылочку.

На первом месте во второй половине 20 века таки христианский терроризм, сюда же можно включить всякие куклукскланы и белые братства, религия там как идеология, то есть национализм на основе религии у них, по сути религиозные ордена.
Не только дома взрывали но и врачей убивали за аборты.
Сейчас конечно мусульманский.
Не хилый в Индии терроризм, индусский.
В Африке так идет религиозная война на истребление между христианами и мусульманами.

Лёня
Лёня

История, безусловно, богата примерами насилия, проявляемого представителями разных конфессий, но конкретно в религиозном терроризме (направленном против светских устоев) в настоящее время доминирует одна конфессия. И ”неполноценными” для них является именно неверующие (неверные), а не наоборот.

Иван
Иван

И всё таки нет изначального «зверства ислама» по сравнению с другими конфессиями. В норме он эволюционирует в светском направлении. В агрессивное состояние некоторых его представителей переводят гегемонистские потуги Запада. Примеры даже нет смысла перечислять.

Лёня
Лёня

“Гегемонистские потуги Запада” являются одним из множества провоцирующих факторов, но они действуют на всех (включая и агностиков), а не направлены на конкретную конфессию. Радикализм же эти потуги провоцируют именно у той конфессии, которая в силу своих религиозных особенностей к этому наиболее склонна.

Иван
Иван

Терроризм не одобряю.
И если кто-то назовёт терроризмом действия США (Запада) в мире, пусть даже демократическим — спорить не буду. Тем более, что «наскок» идёт и на Россию.

Лёня
Лёня

Согласен, терроризм – штука обоюдоострая, и террористы с обеих сторон друг друга ”достойны”

Иван
Иван

Один к одному: «одна лошадь — одна перепёлка».

Лёня
Лёня

В качестве переносчиков террористической заразы перепёлки гораздо эффективнее.

ЛСК
ЛСК

Ивану:
Вы исходите из естественности веры, религии. На деле ребенок не начинает с веры (религии). Он начинает с незнания. Если он не приобретет знания о вере от взрослых, то ее и не будет. И первобытный человек не начинает с веры. Как можно судить по погребениям, они, а сними и вера в потусторонний мир и продолжение жизни в нем, появилась у неандертальцев, а это Homo sapiens. У всех предшествующих форм человека (а их множество) погребений не было. У животных богов нет.
Разве что для домашних — богами являемся мы.

Иван
Иван

Понятие вера не тождественно религии. Вера элементарнее. Уже простое сопоставление образа и артикуляции, например, «мама». Это акт запоминания (отражения), то есть «на веру». Ещё нет понятий, рассуждений, тем более понятия о боге и религии. Отраженная информация, по-видимому, изначально имеет статус «истинно» и используется соответственно. Механизмы замещения информации, изменения статуса и развития её мерности это уже врожденные инструменты анализа и синтеза. Дальше мы видим везде опережающие позиции механизмов отражения («на веру») и в онтогенезе человека и в истории. Всё, что требует рассуждений, анализа и тем более синтеза, сложнее и развивается медленнее. Религиозное сознание и научное сознание (современные) — это категории одного,… Подробнее »

Петр
Петр

Ивану:
На мой взгляд — пример с детским восприятием, как вариантом «веры» (даже если и кавычках) неудачен. Это, в основном, простой животный механизм обучения/запоминания, природная необходимость.

A вот этот пассаж заставил улыбнуться: «Вера одинаково присуща и религиозному и научному сознанию» :-) Понятно, насколько далёк его автор от фундаментальных наук с их статистическим анализом, оценками вероятности, доверительным интервалом, необходимостью перекрестных проверок и т.д. Что подразумевает скорее постоянное сомнение и необходимость нахождения «аргументов и фактов», нежели веру.

«Во многая знания много печали» (с). А вовсе не бездоказательного безусловного восприятия (неизменяемых/статичных) догматов.

ЛСК
ЛСК

Иван, готов согласиться с Вами об уточнении терминов «вера» (многозначен), «верования», «религия», но решительно не могу согласиться с тем, что религиозное и научное сознание — категории одного, высшего уровня. Миф и знание не могут быть на одном уровне. Эта Ваша идея — проявление того самого религиозного восприятия мира. Взаимодействие их разрушительно только для религии. Для науки — это нормальное существование науки. Религия всё отступает и отступает, наука наступает — с каждым открытием. Положения религии заменяются положениями науки. Но не наоборот.

Alex
Alex

Наука и религия противостоят друг другу как идеологические понятия, но вполне сочетаются как индивидуальный выбор. Это же очевидно: учёный вне своей области запросто может быть и беспомощным младенцем, и дремучим мракобесом. Наука — это вопрос «а как на самом деле?», а все соображения о том, что такое хорошо и что такое плохо, как бы они ни были важны — не наука. Монах является учёным в тот момент, когда считает горошины, и бог его знает кем во всё остальное время. Эволюционист является учёным, когда изучает эволюцию, и не является им, когда спорит об эволюции со священником. Наука абсолютно бесчеловечна, она не… Подробнее »

Иван
Иван

«Миф против знания» — сегодня это уже не противоречие между религией и наукой. Оно стало внутринаучным, поскольку церковь лет двести назад уступила «поляну познания» науке. Далее, церковь сто лет назад уступила монополию на идеологию (светскому) государству. Исламские существуют и поныне. Современная церковь не продвигает идею бога и догматов в качестве истины. Например, православная церковь устами своих приверженцев так формулирует свой «продукт»: конечно, удовлетворение духовных потребностей, ритуал, красивые традиции и основа туристического кластера. И никакой войны с наукой. Научную картину мира системы образования вдалбливают с детства. А в церковь люди приходят сами в среднем и старшем возрасте, и вне зависимости от… Подробнее »

Ди
Ди

По его мнению только те, кто Шарли — сторонники свободы, толерантности, западных ценностей и христианства или ислама в европейском понимании.

Димон
Димон

«Одни шли к французскому посольству, несли цветы и плакатики «Я – Шарли», а другие с разной степень откровенности кричали: «Так им и надо», «Сами виноваты», «Ну, конечно, убивать нехорошо, но…». В первой категории оказались сторонники свободы, толерантности, западных ценностей и христианства или ислама в европейском понимании, а во второй – сторонники воинствующего ислама, исламского и православного фундаментализма, неприкосновенности религиозных чувств верующих.» — это наглая ложь. Попытка расколоть общество на «хороших нас» и «плохих их»! По его мнению только те, кто Шарли — сторонники свободы, толерантности, западных ценностей и христианства или ислама в европейском понимании. Теперь «сторонниками свободы» будут называться те,… Подробнее »

Igordfree
Igordfree

Это у вас язык пропаганды и софистики. В научном ( социология) понимании нет «западных — восточных» ценностей (Даже исторически). К примеру, в Японии элементы демократии появились раньше чем в царской России. Демократия и свобода, право на жизнь и так далее есть мировые ценности. В двух словах, есть общечеловеческие и групповые ценности. » «Изобретение традиции – это процесс формализации и ритуализации, с которыми связано обращение к прошлому, пусть даже происходящее за счёт обязательных повторений» The Invention of Tradition, eds. Eric Hobsbawm, Terence Ranger. Cambridge University Press, 2003. P. 1. Концепция «изобретения традиций», выдвинутая в начале 1980-х гг., до сих пор актуальна.… Подробнее »

Димон
Димон

Я лишь использую термины оригинала.

ЛСК
ЛСК

Димон:
«По моему мнению сторонники свободы как раз скандировали кортежу Яценюка в Германии — «фашист!».»
— А разве Пушков и его команда в это время были в Германии?
«В то время как остальные верили всему, что на них льет американская пропаганда».
— А верить нужно тому, что льет московское телевидение, ставшее притчей во языцех?

Анатолий Березкин
Анатолий Березкин

Автор в статье фактически высказывает точку зрения «Ну, конечно, убивать нехорошо, но…», весь текст посвящен этому «но», хотя это утверждение во введении объявляется неприемлемым. А что в нем собственно неприемлемого? Да, убивать не хорошо. Да, тролить верующих ради тиражей (свободы слова, извините) тоже не хорошо. Да, это грехи разного порядка. Это тривиальные факты, в их констатации нет ничего аморального, консервативного и т.п. Ответственность СМИ за воздействие на социум никто не отменял. Иначе можно свободой слова оправдать любую ложь, пропаганду и провокации ангажированных СМИ, в том числе в РФ. Ну врут они все время, подумаешь, — зато свобода слова. Я читал… Подробнее »

Alex
Alex

«Давайте тогда честно говорить»

А вот, тут же в ТрВ-Н, всё честно и сказано:
http://trv-science.ru/2011/12/20/uchenye-kak-klass/

Анатолий Березкин
Анатолий Березкин

Спасибо, ясность наступила. )

ЛСК
ЛСК

Анатолий Березкину. Не уловил, где у меня идея, идущая после «но»: «убивать нехорошо, но…» «Тролить верующих ради тиражей (свободы слова, извините»… — Всякое выражение идеи в СМИ одновременно является удовлетворением читателей, то есть увеличением тиражей. «Шарли» никакое не исключение, так в чем упрек? Традиция высмеивания религий приравнивается у Вас к возрождению традиций. Это неверно. Во Франции эта традиция не умирала, и ее незачем возрождать. Возрождение православных средневековых традиций мы наблюдаем в России. О нашествии мусульман во Францию (а новых — и в Россию) Вы пишете, что их пригласили работать, они не сами приехали. А раз поселили, то предоставьте им все… Подробнее »

Анатолий Березкин
Анатолий Березкин

1) «Всякое выражение идеи в СМИ одновременно является удовлетворением читателей… так в чем упрек?». Упрек в том, что это типичный конфликт интересов: поднимать тиражи или высказываться ответственно, зарабатывать или ограничить себя во благо общества. Журналисты не святые, не надо их выставлять борцами за свободу слова просто по факту их профессиональной принадлежности. 2) Права убивать у мусульман нет, но я это и не утверждал. Право оставаться мусульманами, сохранять и защищать свою культуру у них есть, как и у других французских граждан. И теперь раз они официально граждане, то их культура — это официально часть французской культуры. Если французы выбрали мультикультурализм ради… Подробнее »

ЛСК
ЛСК

Нет, Анатолий Березкин, 1) Отдельные журналисты могу быть и корыстными, вообще все или почти все люди вынуждены зарабатывать, но именно профессия журналистов связана со свободой слова. 2) Право оставаться мусульманами, сохранять и защищать свою культуру у мусульман есть прежде всего на своей исходной родине. В той стране куда они прибыли, будь то Франция или коренная Россия, у них эти права есть постольку, поскольку их культура не входит в противоречие с культурой основного населения. Нормы шариата они вводить на всей территории не вправе. Требовать их соблюдения от основного населения страны не вправе. Требовать, чтобы выходные были перенесены с воскресенья на пятницу… Подробнее »

Igordfree
Igordfree

Культурно-языковое единообразие тоже не решает проблем. «Языковая инспекция» уже действовала во Франции, после Первой мировой. Про искоренение немецкого языка на территории Лотарингии известно не только по биографии певицы Патрисии Каас. Из современных режимов, где практикуются такие порядки, посмотрите статистику Латвии и Эстонии. Страну покидают люди, уезжают на заработки. Статистика науки — ее вообще нет, университеты плодят только ( не преувеличение а реальность) национальных чиновников. natureindex http://www.natureindex.com/institution-outputs?region=global&subject=543ddf38140ba05a167e14bb&sort_by=weighted_score&generate=Generate Сама постановка — кто первее, состязательность, как в спорте не катит (тогда бы считали как в экономике, на душу населения, сиречь универа), но дает общее представление о научном рынке, где какой сложился. Расовые и… Подробнее »

Лёня
Лёня

Мононациональность и неконтролируемый мультикультурализм – две крайности. Мой небольшой, но жизненный опыт межнациональных взаимоотношений показывает, что разные культуры могут без проблем сосуществовать только тогда, когда им делить нечего, а такая идиллия невозможна ни в одном государстве. В реальности, есть культуры сочетаемые, т.е. способные мирно сосуществовать и дополнять друг друга, а есть несовместимые – которым лучше жить раздельно во избежание эксцессов.

Анатолий Березкин
Анатолий Березкин

2) Если вы так рассуждаете, то в чем состоит ваш либерализм, если он вообще есть? Права личности присущи ей от рождения, неотторжимы и от места жительства и социального положения они не зависят. Если Вы поедете жить со своей семьей во Францию, вы по французски у себя дома заговорите? Я думаю, вы скажете, «я делаю свою работу, соблюдаю законы, а остальное, в том числе культура — это мое личное дело. И моя русская культура ничем не хуже французской, чтобы я от нее отрекался». Так рассуждают русские, поляки, сербы, турки и арабы, живущие в Европе. Это нормально. Мне не кажется, что террористы… Подробнее »

Alex
Alex

Это ж надо же было закрыть обсуждение в таком месте. Не иначе, админ — скрытый клёсовец.

Alex
Alex

«Los Angeles Times» определённо не Шарли:

http://inosmi.ru/world/20150119/225650062.html

Илья
Илья

Вопрос автору. Почему назвать афроамериканца негром, а уж тем более смеяться над цветом кожи — нетолерантно и наказуемо (по крайней мере в Америке, которая является гарантом демократии своего образца по всему миру), а вот изобразить пророка (что оскорбительно для некоторой части мусульман) — свобода слова и самовыражения? В тех треклятых карикатурах ведь дело было не в содержании, а в факте изображения пророка. Напомню, до парижских событий в ВВС был внутренний запрет на изображения пророка Мухаммеда, который они отменили после событий в знак солидарности. А как Вам такая новость, что французский комик Дьедонне арестован за свои «Я — Шарли Кулибали»? Это-то… Подробнее »

ЛСК
ЛСК

А.Березкину Мой либерализм, как и мой демократизм, не беспредельны. Имеют свои границы. Права личности (приезжих) должны соблюдаться, но и права местного населения не стоит забывать. Поэтому приезжие не должны превращать большие участки территории на новом месте в колонии своих стран, а местному населению не стоит до этого допускать. Свои обычаи, если они резко отличаются от местных, вводить не надо. Нужно приноравливаться к местным — или уезжать домой. Оскорбление религиозных чувств вообще негодное понятие. Многое может оскорблять религиозные чувства. Если человек истинно верующий, то ни его ни его бога ничто не может оскорбить — они выше этого. А религиозные фанатики лезут… Подробнее »

ЛСК
ЛСК

Илье. На мой взгляд и переименование негра в африканца глупо и ничего не решает. Кстати, эта новация нигде, кроме США и, частично, Англии не привилась. Смех над цветом кожи — это смеяться над физическими особенностями. Над ними везде смеяться неприлично и грубо. Не трогают и родных человека — из сочувствия. А смеяться над образами и идеями, даже важными для кого-то — это обычные юмор, сатира, сарказм. Цивилизованные люди могут обижаться, но обычно стараются этого не показать, чтобы не быть еще более смешным. Или уходят, не общаются с обидчиком-юмористом. Нецивилизованные пускаются в драку. Их изолируют. Или не пускают в свое общество.… Подробнее »

Илья
Илья

«Это цивилизация.» Цивилизация, говорите? Это цивилизованные люди сбрасывали бомбы на Хиросиму и Нагасаки, хотя в этом не было никакой военной необходимости. Это цивилизованные люди бомбили европейскую столицу в 1999. Это цивилизованные люди разрушают целые страны и потакают погромам. Это цивилизованные люди прячут и пытают тех, кого считают своими врагами, в тайных тюрьмах на территориях чужих стран, без суда и следствия. Это цивилизованные люди 70 лет назад сжигали людей в газовых камерах. Цивилизованные люди шокированы стрельбой в цивилизованных людей, зато могут без зазрения совести уничтожать нецивилизованных людей во имя демократии и цивилизации. Весь Ваш пост пронизан тем, что мы — цивилизованные,… Подробнее »

ЛСК
ЛСК

Илья: ««Это цивилизация.» Цивилизация, говорите? Это цивилизованные люди сбрасывали бомбы на Хиросиму и Нагасаки…» и т.д.

Великолепная тирада! Советую Вам с особенным пафосом произнести ее, когда встанете в оранжевой рубашке и на коленях перед чуждым этой негодной цивилизации праведником с ножом наготове.

Igordfree
Igordfree

Илья: 24.01.2015 в 23:12 «Это цивилизация.» Цивилизация, говорите? Это цивилизованные люди сбрасывали бомбы на Хиросиму ————- Примерно так у других. Альберт Эйнштейн «имел не менее десяти любовниц», был леваком, у коммунистов (атеистов) нет права критиковать теорию эфира. 1 Перенос. Давний прием софистики (риторики, силлогистики). (Пример: Бог — человечество, феодал — деревня) 2 Катя разбила блюдце, она не имеет права упрекать Колю который разбил чашку. Путается право на оценку (третьего лица, это его право решать) и само право критиковать ( будь то «чашка разбита» или «дети убиты».). Пример. у Евросоюза нет морального права критиковать Россию! У России нет морального права критиковать… Подробнее »

Илья
Илья

Уважаемый Лев, Боюсь, что эту тираду мне придется произнести Вам в лицо, когда Вы меня будете расстреливать, причислив к фанатикам, хотя я таковым ни в коей мере не являюсь. Бесит меня лишь одно — двоемыслие. Одним можно, другим нельзя, и хотят решать это только одни, но никак не позволяют это решать другим. Вы даете себе право отстреливать фанатиков по неким причинам, но не допускаете права фанатиков на отстрел Вас по другим причинам. Обратите внимание, Вы предлагаете убивать не убийц, а фанатиков, то есть не за совершенные преступления, а за образ мыслей и взгляды. Не находите это забавным? Цивилизованному обществу должно… Подробнее »

Илья
Илья

Уважаемый Лев Самуилович!

Пардон, я не представился. Негоже такие беседы вести односторонне анонимно.

С уважением,
Илья Германович Усоскин

ЛСК
ЛСК

Уважаемый Илья Германович, я вполне разделяю Ваши желания, чтобы всё было мирно и равноправно. Но я был на войне (Отечественной), и знаю, что если перед тобой убийца, жаждущий тебя убить (по каким бы то ни было мотивам), то будешь идиотом, если не убьешь его. Террористы-фанатики именно таковы. Расправившись с ними, можно будет рассуждать о либеральных или консервативных принципах. О том, что лучше бы добиться того, чтобы люди не впадали в терроризм и как этого добиться. Но сначала отстрелять фанатиков-убийц. Это защита цивилизации. Вам она не нравится? Ну, что ж. К сожалению, большого разнообразия укладов нет. Есть альтернатива. Не нравится цивилизацию… Подробнее »

Илья
Илья

Уважаемый Лев Самуилович! Я вполне понимаю Ваши эмоции, хотя и не разделяю их. Вы, думаю, действительно очень эмоционально все это воспринимаете. Иначе как понять Ваше » Не нравится цивилизацию — милости просят к джихадистам.» Что-то подобное уже было «Кто не с нами, от против нас». Вы и правда думаете, что если кто-то не согласен с Вами, значит ему дорога только к фанатикам? Надеюсь, что нет, что это все эмоции. Отсыл к войне, конечно, сильный ход. Мне и возразить нечего, я-то не воевал. Но есть нюанс. На войне более-менее ясно, в кого стрелять. А в цивилизованной стране? Давайте перейдем от эмоций… Подробнее »

ЛСК
ЛСК

Уважаемый Илья Германович, не нужно приводить простые и ясные вещи к абсурду. Никто тут не собирается гоняться за бородами или собирать банды анти-фанатиков. Есть специальные учреждения, отслеживающие бандитов. Выясняется, что и братья Куаши были хорошо известны французской секретной службе, но их, исходя из примерно Ваших соображений, не арестовали во-время. Пришлось пристрелить уже после того, как они реализовали свои планы убийства. И братья-чеченцы в Америке были известны как экстремисты до своего терракта. Казус Брейвика (или банды Баадера, а у нас БОРН) показывает, что и не мусульманин может быть фанатиком убийства. И его можно было выследить заранее. » Пока фанатик не совершил… Подробнее »

Alex
Alex

Ещё забавная статья: «Экономист» (кто не знает — бешено русофобское издание) анализирует взгляды Путина по рассматриваемой проблеме:
http://inosmi.ru/world/20150125/225796360.html

ЛСК
ЛСК

Алексу.
«Бешено русофобское» — это то, которое «анализирует взгляды Путина»?

Alex
Alex

Нет, само по себе.

Илья
Илья

Уважаемый Лев Самуилович! Мы, наверное уперлись в так и не решенную проблему — оправдывает ль цель средства, и можно ли не задумываться о щепках при рубке леса? Похоже, смотрим мы на проблему по-разному. Пожалуйста, признайте, что есть полный спектр мнений между Вашим мнением и мнением безбашенных террористов, и что не всегда «кто не с нами,тот против нас». И вы знаете, если честно, меня гораздо больше волнуют другие потенциальные убийцы и террористы — пьяные водители. К ним цивилизованное общество относится очень толерантно, хотя убивают они гораздо больше совершенно невинных людей, чем исламские террористы в Европе-Америке. Есть еще те, которые не пристегивают… Подробнее »

ЛСК
ЛСК

Нет, Илья Германович, тут спор не о том, оправдывает ли цель средства. Я же не призываю применять любые средства и применять их без разбора. Но я призываю четко осознать цель и не надеяться на то, что всё само рассосется. И те средства, которые действенны и необходимы, применять решительно. Что касается гуманности, то не только любой отстрел, но и любые реальные тюрьмы негуманны (а сугубо гуманные недейственны). Да, очень безгрешно полное вегетарианство. Но вегетаринцев мало, и, говорят, мясная пища необходима для нормального развития человека. Да, хорошо бы без этого обойтись, но для нормального развития человечества необходимо отдельных представителей этого вида, опасных… Подробнее »

Crohobor
Crohobor

Мне кажется, что джихадисты в своей массе так же знают Коран, как как буденовцы, чапаевцы и т.д. ориентировались в трудах К.Маркса или Ленина. Ими двигали чисто практические интересы. Офицер, которому поручили организовать оборону Зимнего из добровольцев оставил воспоминания. Его возмущало, что солдаты спрашивали, отдадут ли землю крестьянам. Я давно сделал (для себя) вывод. Ислам в каких-то вариациях служит знаменем, под которым удобно вести борьбу за овладение богатствами «западного» мира. В случае удачи — все выгоды достались бы «тонкому слою» руководителей, вождей. Зомбированные бойцы ищут предлоги для обид. Та же вели себя православные активисты, чувства которых оскорбила выставка в Сахаровском центре.… Подробнее »

ЛСК
ЛСК

Виктору Водкину.
Вполне согласен с Вашими рассуждениями. Но «Когда уважаемый автор начал ходить, я записался в библиотеку» — неужели Вы много старше 87?

Igordfree
Igordfree

Утверждение, что богатства Европы и США созданы в основном трудом иммигрантов, не выдержало проверки временем. Мы видим судьбу освобожденных колоний. Во Франции и Голландии приезжие даже нелегально мусульмане получают социальную помощь, делающую работу невыгодной. … Возвращаясь во Францию, что делать? Нелегалов выпроваживать. исламские гетто расселить… =================== Вообще сперва надо не в библиотеку а не читать глупых газет, не смотреть попсы всякой политической по зомбиящегу, смотреть официальную статистику, переходить на вериф.. источники. В пространстве русского языка, в России, Украине, Израиле, В. Е., мусульманских стран перепечатывают и цитируют как правило ярких маргиналов правого толка. Миллион поляков в Британии. Национальная статистика UK, по… Подробнее »

Crohobor
Crohobor

Клейну Я родился в 1920 году. В восемь лет был активным читателем. Игорю. Меня удивило противопоставление пользования библиотеки чтению хороших книг. Забавляет Ваша уверенность в том, что смотрю зомбоящик. 30 минут в день и то не из России. С проницательностью, заслуживающей лучшего применения, Вы поняли, что читал я плохие книги. » Три толстяка», «Робин Гуд», «Хижина дяди Тома»… Жюль Верн, Джек Лондон, Беляев, Марк Твен, Свирский, Бианки. Журналы «Вокруг света» и московский и ленинградский, «Мир приключений» и др. Путешествия, приключения, фантастика. Если Ваше детство прошло мимо этих авторов, мне Вас жаль. Затем великий Я.И.Перельман, зародивший по словам В.Л.Гинзбурга его любовь… Подробнее »

Crohobor
Crohobor

Поправка. Слова «оценивая пропорций» первый раз в тексте попали по ошибке. Виноват.

Alex
Alex

Забавная реальная ситуация:

http://inosmi.ru/world/20150129/225921523.html

Иван Иванов
Иван Иванов

Обхохочешься:
http://snob.ru/profile/8546/blog/86918

Alex
Alex

Почему Барак Обама не говорит «радикальный ислам», «исламист» и «джихадист»

http://inosmi.ru/world/20150212/226216414.html

Ван
Ван

Чувство меры, уважение чужого достоинства не пустые слова. И если одни преступны в совершении убийства, то французское общество в целом преступно в моральном падении. Рисовать мерзкие карикатуры в журнале и говорить, что это только для парижан — просто глупо.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: