Рождество в Ниневии

Анна Мурадова, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языкознания РАН
Анна Мурадова, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языкознания РАН
Когда мы говорим социолингвистических проблемах и о том, как с лингвистической карты мира исчезают те или иные языки в результате депортации или истребления различных этнических групп, мы редко задумываемся о том, как это выглядит «изнутри». Но за любыми социальными, демографическими и лингвистическими изменениями стоят живые истории обычных людей, которые и сами не рады, что оказались в эпицентре исторических событий. Близится Рождество, и христиане многих конфессий готовятся встретить его в ночь с 24 на 25 декабря. Для некоторых это прежде всего семейный праздник, вкусный стол и подарки, для других — церковное празднество, а для христиан Ирака нынешнее Рождество стало не столько радостью, сколько испытанием на прочность. Летом этого года мы уже писали о положении ассирийцев Ирака, чье физическое выживание в результате очередной войны оказалось под угрозой [1]. С тех пор, увы, мало что изменилось в лучшую сторону.

169-0065

7 августа, когда ассирийские диаспоры по всему миру поминали мучеников, пострадавших во время геноцида 1915 года, боевики Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) заняли Бахдиду, город, который до того считался одним из оплотов христианства в Северном Ираке. Курдские войска отступили и сдали город противнику. К счастью, большинству жителей удалось спастись: они с минуты на минуту ждали наступления боевиков и были готовы к экстренной эвакуации. На момент сдачи города в нем находились в основном вооруженные мужчины: женщины, дети и пожилые люди еще в июле были отправлены в Эрбиль, Дохук, Алкош и другие безопасные города на севере Ирака. Увы, несколько семей по неизвестным причинам не прислушались к сигналам тревоги и остались в Бахдиде. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно. Защищать город своими силами мужчины не могли: хоть они и были вооружены, горстка добровольцев с автоматами не могла бы противостоять хорошо обученной армии, оснащенной новейшей боевой техникой.

Точно так же соседние ассирийские города и деревни опустели и были заняты исламистами. Из близлежащих деревень бежали езиды и другие представители религиозных и этнических меньшинств.

Ассирийские беженцы разместились кто где: в съемных жилищах, в домах родственников, церквях, школьных классах. Летом многие ночевали под открытым небом или в палатках, но уже осенью такие ночевки стали опасными для здоровья: обильные холодные ливни превратили палаточные городки в болота, многие палатки оказались затоплены. Жить в таких условиях чем дальше, тем сложнее, тем более детям. Зимы на севере Ирака хотя и короткие, но довольно суровые. В горах часто выпадает снег, и температура воздуха порой доходит до минус десяти градусов. Понятно, что в таких условиях в палатке зимовать невозможно.

169-0063Разумеется, многие, особенно молодежь, рады были бы покинуть страну и отправиться на заработки в Западную Европу или Новый Свет. Однако для выезда из страны необходим паспорт, и не у всех граждан Ирака он имеется. Очереди на получение паспорта приходится ждать месяцами. Кроме того, шанс зацепиться в другой стране есть прежде всего у тех, чьи родственники уже обосновались и прижились за границей. Так, Франция приняла у себя ограниченное число ассирийских беженцев. Но только тех, чьи родственники уже имеют французское гражданство.

На фоне общемирового кризиса безродные беженцы никому не нужны. Несмотря на то что ассирийцы в большинстве своем квалифицированные специалисты во многих областях, включая медицину, и владеют как минимум английским языком, а иногда к нему прибавляются еще один-два европейских, чем дальше, тем меньше у них возможности получить работу в странах Западной Европы. Уровень безработицы растет, своим гражданам не всегда хватает рабочих мест, а содержать толпу безработных становится всё труднее. Так, после иракской войны 2003 года Швеция не только принимала у себя беженцев, в том числе и ассирийских, но и выделяла такие щедрые пособия, что на них можно было жить, не работая. Теперь такой возможности содержать иностранцев за счет налогов своих граждан нет, и уехать в Швецию и жить безбедно, как раньше, практически невозможно.

169-0064При этом многие политические и религиозные лидеры ратуют за то, чтобы ассирийцы, несмотря на все трудности, оставались в Ираке: массовая эмиграция может привести к тому, что со временем ассирийцы ассимилируются и постепенно растворятся в других народах, исчезнет и язык, и сам этнос. При этом многие бывшие жители Ниневийской равнины разделяют эту точку зрения и весьма болезненно воспринимают перспективу ассимиляции.

Автору этих строк довелось этим летом пообщаться с ассирийцами, пострадавшими в результате действий ИГИЛ. Счастливые обладатели паспортов смогли приехать в Тбилиси по приглашению тамошней ассирийской диаспоры. Однако найти работу в Грузии оказалось нелегко, и для некоторых пребывание в спокойной и безопасной стране стало лишь передышкой перед возвращением на родину. По их словам, далеко не все, оставив свои дома, оказались в бедственном положении: некоторых приютили родственники, многие состоятельные семьи смогли снять неплохое жилье.

«Основная наша проблема не бедность, а безработица. Сейчас мы можем себя обеспечить, но если не начнем зарабатывать, то попросту потратим все деньги и окажемся в нищете, — так оценивают ситуацию жители Бахдиды, находящиеся сейчас в Анкаве, пригороде Эрбиля. — Больше всего нам хотелось бы вернуться в родной город. Но даже если удастся выбить оттуда боевиков, нам придется восстанавливать его из руин. На это уйдет не меньше года, да и будут ли у нас средства на восстановление?»

169-0062Прогнозы строить сложно: ситуация может измениться в любую сторону. Сейчас боевики под давлением войск международной коалиции начали отступать, но до освобождения Ниневийской равнины, где еще полгода назад компактно проживали ассирийцы, далеко. Впрочем, одно лишь отступление войск не делает освобожденные территории пригодными для жилья: они могут оказаться заминированными, и гражданским лицам в таком случае невозможно сразу же возвращаться в родные дома из эвакуации. Да и дома не всегда оказываются целы… Тем не менее в последние месяцы беженцев уже не называют беженцами, для них есть новое определение: «временно перемещенные лица». Эта временность вселяет некоторую надежду, но «перемещенные» никаких иллюзий не строят: «После всех этих событий мы никому не доверяем. Кому выгодно нас защищать и заниматься нашими проблемами? Как это ни печально, мы можем надеяться только на себя и свои силы».

Мировое сообщество, с одной стороны, шокировано преступлениями ИГИЛ, с другой — слишком занято множеством более важных для себя социальных проблем: экономический кризис затронул интересы многих стран Европы, и трагедия собратьев по вере где-то там далеко на Востоке меркнет по сравнению с собственными драмами. Конечно же, религиозные деятели оказывают по мере возможности моральную поддержку. Папа Римский не раз подбадривал иракских католиков. Делегация французских священников во главе с епископом Лионским прибыла в начале декабря в Эрбиль и устроила праздник света. Французы привезли гуманитарную помощь и тысячи свечей в знак солидарности и надежды, а также утешающее видеопослание Папы. Возможно, праздник получился прекрасным, но общая ситуация не изменилась.

169-0066Как и сто лет назад, оказавшись в бедственном положении, ассирийцы обратились к помощи России. Именно Российская империя в свое время помогла многим ассирийцам Турции и Ирана спастись от геноцида и предоставила убежище. С тех пор существует российская ассирийская диаспора, у многих обывателей ассоциирующаяся с артелью чистильщиков обуви. Современные представители диаспоры, многие из которых социально весьма успешны, делают всё возможное, чтобы поддержать иракских соплеменников.

В конце октября в Эрбиль отправилась делегация Императорского православного Палестинского общества, в составе которой был и представитель ассирийской диаспоры Роланд Биджамов. Делегация доставила гуманитарную помощь и встретилась с ассирийскими политическими лидерами. Одним из важных последствий этой поездки, кроме помощи «временно перемещенным лицам», стало впервые прозвучавшее на центральных телеканалах и в центральной прессе название этноса. Если раньше в сводках новостей говорили о безликих «христианках Ирака» без роду и племени, то на сей раз дикторы говорили об ассирийцах Ирака. Может быть, со стороны это по-кажется мелочью, но употребление этнонима для народа, который журналисты долгое время не называли своим именем, вызвало большой резонанс в диаспоре.

Совсем недавно, 8 декабря, делегация, состоящая из представителей нескольких ассирийских политических партий, посетила российское консульство в Эрбиле и была принята генеральным консулом РФ Виктором Симаковым и вице-консулом Евгением Аржанцевым. Темой обсуждения стало нелегкое положение ассирийцев и будущее Ниневийской равнины. Каким будет результат этих встреч, покажет время.

Пока же ассирийцы Ирака готовятся к Рождеству, наряжают елки и ставят вертепы. Несмотря ни на какие испытания, праздник должен быть, как обычно, волшебным и радостным. Дети ждут подарков от местного Деда Мороза, а взрослые ищут утешения в молитве, поскольку больше пока ничего сделать невозможно.

Благодарим A Demand For Action за любезно предоставленные фото. Больше снимков здесь: www.ademandforaction.com/?page_id=156

1. Ассимиляция или смерть? // ТрВ-Наука № 158, 2014 год.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
23 Цепочка комментария
27 Ответы по цепочке
1 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
15 Авторы комментариев
РоманРусланYorgosАГХMuhammad Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Борис
Борис

ув Анна! Вы пишите.
Курдские войска отступили и сдали город противнику. Дети и пожилые люди еще в июле были отправлены в Эрбиль, Дохук, Алкош и другие безопасные города на севере Ирака
То есть город сдали курды, а безопасные места они нашли на севере Ирака. Правильнее писать, что христиане и другие народы Ирака нашли убежище в большинстве своем в курдских городах.
Действительно курды отступили, так как не было ресурсов воевать, (как они потом утверждали) как отступили и местные вооруженные мужчины, тем боле ниневия если я не ошибаюсь не относится к курдскому региону Ирака.
Сейчас в Ираке всем приходится сложно.
Ассимиляция это не проблема сегодняшнего дня. Когда все хотят уехать в Европу и жить на иждивении (судя по тому что вы пишите) то кто в этом виноват?

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Уважаемый Борис! Большое спасибо за комментарий по существу. Постараюсь внести некоторую ясность. Я не отказываюсь от своих формулировок. Пешмарга, то есть курдские войска, долгое внемя противостояли силам ИГИЛ и какое-то время успешно оказывали им сопротивление. Потом, по всей видимости, поняв, что Бахдиду и ее жителей защитить не смогут, сдали город, предварительнов возможность местным жителям его покинуть. Да, возможно, многим приятнее называть Северный Ирак Курдистаном, Бога ради, но говорить о том же Эрбиле, как об исключительно курдском городе я бы не стала. Анкаву, например, населяют преимущеественно ассирийцы. Если Вам интересно, то могу порекомендовать почитать на эту тему материалы Роланда Биджамова, его Живой журнал можно найти в сети с помощью поисковика. По поводу желания уехать в Европу, видимо, вы не очень внимательно прочли, никто из тех ассирийцев, с кем я общалась,… Подробнее »

Борис
Борис

Уважаемая Анна! Вы пишите. Да, возможно, многим приятнее называть Северный Ирак Курдистаном, Бога ради, но говорить о том же Эрбиле, как об исключительно курдском городе я бы не стала. Курдистанский регион Ирака официальное название записано в конституции Ирака. Северный Ирак это больше географическое название, в основном им пользуются те, кто не хочет упоминать слово Курдистан, между прочим официально признанное. Я например слышал, что некоторые это место называют как им больше хочется. Да Бога ради, только это смешно. М Барзани встречают как президента Курдистана. А Эрбиль это столица Курдистана! Курдистан де факто независимый, а скоро будет официально признанным независимым государством. А беженцы со всего Ирака получили убежище именно в Курдистане. Нужно вещи называть своими именами Ни кто не спорит в Эрбиле слава Богу живёт много… Подробнее »

Борис
Борис

Хотел добавить По вашим словам курдские войска есть, но курдистана нет. Даже смешно читать

Иван Иванов
Иван Иванов

Он есть.
И только инерция безволия и депрессивности в восточных делах, не позволяют куче международных бюрократов это устаканить на карте.

Amperion
Amperion

Бред сивой кобылы.

Не «пара бюрократов», а конкретно Эрдоган.
Пока есть Турция, нигде никакого Курдистана не будет.

Борис
Борис

Уже сам Эрдоган не против Курдистана, правда только на территории Ирака. Эрдоган встречает президента Курдистана М. Бразани именно как президента Курдистана. В турецких газетах и на телевидении о нём говорят как о президенте Рег Курдистан.

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Уважаемый Борис. Очень советую Вам почитать мою предыдущую статью на эту тему, перейдя по ссылке в комментируемой статье. Там как раз я говорю о том, что в результате военного конфликта пострадали представители многих наций. Эта статья об ассирийах. Об их видении ситуации. А поскольку ситуация непростая, то расхождение точек зрения неизбежно. Поэтому, возможно, наши точки зрения на текущие события в некотопыз моментпх расходятся. По поводу курдов. Да, они с отчаянной храбростью защищают свою землю. Было бы даже странно это подвергать сомнению. Но статья моя не о курдах, а об ассирийцах, извините, что приходится это повторить. Я также не пишу ни о шабаках, ни об армянах Ирака, у меня нет такой же цели. И тем более я не претендую на анализ геополитической ситуации. Ситуация сложная и неоднозначная. Цель моей статьи — показать один из фрагментов картины. Тот,… Подробнее »

Иван Иванов
Иван Иванов

Да это полные, багровые шесть звезд, что происходит на Среднем Востоке.
Не в Дарфуре, не в Сомали — а самом центре Земли.

Борис
Борис

Уважаемая Анна. ВЫ пишите не только об ассирийцах, а косвенно затрагиваете другие вопросы, тут не идёт разговор о расхождениях точек, у меня нет ни каких расхождений, у меня вопросы по вашим формулировкам. Я писал о том, что вещи нужно называть своими именами. Если это Курдистан, ради Бога называйте это северным Ираком если вам так хочется и приятнее, но от этого Курдистан не перестанет существовать, если беженцы нашли убежище в Эрбиле, а это так, ради бога называйте его (Эрбиль) Иракским городом, Эрбиль так же не перестанет быть столицей региона Курдистан и т. д. Я понимаю что Вы не являетесь востоковедом и специалистом по этой теме, просто я заметил в Ваших статьях много обиды на всех за положение ассирийцев, я бы то же хотел чтоб там у ассирийцев была хотя бы автономия, но Ув Анна кто как не сами… Подробнее »

Елена Гусева
Елена Гусева

Дорогие друзья! Поздравляю с Рождеством всех, кто его отмечает 25 декабря! :)
Очень хорошая статья. Спасибо.
Ассирийцы несколько тысячелетий жили на этих землях. Оставили богатую культуру и дохристианскую и христианскую, признанную во всем мире. Любимого мною Ефрема Сирина почитает и Русская Православная Церковь. В канун Рождества тяжело видеть, что сейчас ассирийцы лишены простых человеческих прав. И даже землю, на которой жили их предки, называют другими названиями, разрушают исторические памятники, многочисленные монастыри, церкви, святыни. Но от этого те же Эрбиль и Мосул не перестают быть ассирийскими в мировой истории и культуре.
Думаю, одна из серьезных проблем ассирийцев в том, что они мало рассказывают о себе.
Больше статей хороших и разных. Пусть и другие тоже пишут статьи. Я с удовольствием почитаю. И, думаю, не только я.

Борис
Борис

только реальность такова, что Эрбиль столица Курдистана и ни кто это не изменит.
Всех с рождеством!

Елена
Елена

Москва тоже была столицей нескольких разных административно-территориальных образований, но в мировой истории осталась русской. Эрбиль — ассирийский город. Вот с этим точно никто ничего не сделает.
С уважением.

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Уважаемый Борис, спасибо за очередной комментарий. Я не вижу смысла обсуждать то, как Вы себе представляете мои эмоции. Мне обижаться не на кого, я нахожусь в комфорте безопасности. Мой дом у меня никто не отнимет. То, что я не являюсь востоковедом, на мой взгляд никак не мешает передавать свидетельства очевидцев и участников трагедии. Вот они, возможно (и даже очень вероятно) испытывают целую гамму чувств от обиды до ненависти. И это в такой ситуации естественно. О том, что президент Курдистана подписал законопроект о языке, мне известно. Как и то, что ассирийцы представлены в парламенте Курдистана. И, кстати, я упобтреляю это название, когда речь идет об административной единице, а не о географическом положении. Я также в курсе того, что до недавних событий положение ассирийцев в этом регионе было стабильным и во многом благополучным (о чем я писала в первой… Подробнее »

Igorfree
Igorfree

Судя по информации доступной, война идет на истребление.

Кто более кровав в этой гражданской войне (раньше, в 20 веке такие войны называли национально-освободительными) — курд (христиане и-ли алавиты) или суннит игила, а может проправительственный или неправительственный шиит (из секты), турок националист?
Курдцкий националистический террор (см. интернет и научные проф. статьи)(против суннитов сейчас, так же убивают людей), не менее и не более кровавый чем игил, недавно был притче во языцах, и не только против государственных турок, но и против суннитов.
Шиитский террорист из Армии Махди лучше курдского или христианский боевик террорист в Ливане благороднее турецкого нацика?

Не надо беженцев, жертв гражданской войны, делить по мнимым группам (терм. социологии.

Igorfree
Igorfree

Прю. пр. за очепятки.
1 Курдский терроризм.
2 Турецкий националистический терроризм.

Пример подачи материала.
«За два месяца непрекращающихся боев в городе Кобани погибли более 1,2 тысячи человек. По данным телеканала Sky News Arabia, значительная часть убитых — это боевики из группировки „Исламское государство“. Силовикам удалось ликвидировать более 700 террористов, передает ТАСС.»

Логика, что тысячи убитых -это солдаты, даже тут хромает.

Борис
Борис

Что именно читать про курдский терроризм? Про то как рабочую партию Курдистана объявили террористической, а её умеренное крыло сидит в парламенте Турции? Или читать как с представителями этой так называемой террористической партией встречаются первые лица Европы? Как международная коалиция помогает оружием этой так называемой терр парт. оружием для борьбы с ИГИЛ? Тут нет консенсуса РПК это террористы или нет, в разных странах по разному, в Греции вообще это партия имеет легальные офисы да и в др странах. Да и у нас в России в девяностых было реальное мнение приютить у себя руководителя КРП Оджалана. Курды вроде ни кого не истребляют. А защищают себя на своей земле. Вот игил Аль-Каида и т. д. тут нет вопросов и сомнений всем понятно. Везде признаны… Подробнее »

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Игорь, любая человеческая жизнь бесценна. Любое убийство достойно осуждения. В этом я с Вами согласна. Но у войны свои правила, свои законы. И люди как делили себя на этнические группы и конфессии, так и будут делить. Я тоже за мир и дружбу межбу народами и представителями различных конфессий. И если бы у меня была возможность создать идеальный мир, то в этом мире все бы дружили и танцевали, взявшись за руки. Но мир, в котором мы живем, совсем иной. И не мы его создали.

Иосиф
Иосиф

Читаю я комменты и просто поражаюсь дискриминационному настрою «прокурдских» читателей. Это значит нас, ассирийцев, можно называть христианами, а курдов — курдами. Может тогда по аналогии курды могли бы себя называть суннитами или просто мусульманами, и довольствоваться едиными правами для суннитов, как они нам, ассирийцам предлагают довольствоваться теми правами, что предоставляются для нас как для христиан. Здесь уже чувствуется нескрываемый шовинизм в отношении некурдских этнических групп. Уже такой тон разговора считаю оскорбительным, и все же выскажу некоторые соображения, чтобы читатель не был введен в заблуждение подобной демагогией. Кстати, по поводу того, почему пешмерга оголила фланг с некурдским населением — ассирийцами и езидами, можно долго спорить. И недостаток ресурсов, и нежелание перенапрягаться для защиты «неугодных» этноконфессиональных групп могли иметь место.… Подробнее »

Борис
Борис

Ваша цитата. Но Стамбул, принадлежащий сегодня Турции, исторически не перестанет быть греческим городом. Также и старые города Северного Ирака, доставшиеся курдам, исторически имеют некурдское происхождение. Поэтому вполне резонно в историческом контексте не называть их курдскими. Читайте серьезные источники — Г. Асатряна, Я больше скажу не только Стамбул, чуть ли не вся Турция кому только не принадлежала, допускаю что некоторые греки получают огромное удовольствие осознавая что запад Турции принадлежал им, только Турцию это не волнует. Асатрян конечно большой ученный, только его усилия это капля в море. Ваша цитата. Кстати, курдское руководство не поддержало в свое время предложение, чтобы в соответствии со статьей 125 Иракской конституции ассирийцы, как коренной народ, реализовали право на федеральную автономию. Почему, несложно догадаться. Боялись прецедента. Курды даже… Подробнее »

Христофор Кешаниди
Христофор Кешаниди

Прошу прошения. Окончательный вариант: Легче всего критиковать кого-то. Курды молодцы! Голодные или оборванные, но не щадя своего живота, борятся за свои ЗЕМЛИ. Они нашли шанс теперь отталкивать всех других автохтонных народов, в том числе и Эллинов -ромеев Понта из региона, чтобы укорениться самим. Курды всех стран болеют за свой Курдистан, помогают и содействуют, чем могут. Они этим создают свое будущее, чего нельзя сказать о Греках-Ромеях Понта, проживающих в разных странах, в том числе и в Греции и в странах бывшего Советского пространства. Смотрите как националисты Украины их вытуривают вместе с русскими. Они нужны только своей исторической земле Понту. Где не только земля пропитана ими, каждый клочок земли излучает не курдское и турецкое или армянское и мегрельское, а культурно-историческое наследие понтийского автохтонного народа… Подробнее »

Борис
Борис

Кстати, курд — название собирательное, по-видимому, означавшее изначально кочевник, или разбойник.
Что именно вы хотите этим сказать?

Joseph
Joseph

Ваша цитата: «Я больше скажу не только Стамбул, чуть ли не вся Турция кому только не принадлежала, допускаю что некоторые греки получают огромное удовольствие осознавая что запад Турции принадлежал им, только Турцию это не волнует». Так и вас тогда, насколько я понимаю, не волнует, кому раньше принадлежали земли, вошедшие в новообразованный Курдистан. Зачем тогда так нервничать по поводу исторических экскурсов, разрушающих неофмифологию молодого государства, зачем ее создавать так активно? Берите пример с турок. Греки подивятся такому вашему заявлению, поскольку думают, что их помощь Курдской рабочей партии и защита прав курдов в Турции предполагала больше симпатий курдов по отношению к правам греков. Ваша цитата: «Курды будут руководствоваться интересами курдистана, почему это кого-то удивляет, разве это не правильно с точки зрения курдов?»… Подробнее »

Борис
Борис

Ваша цитата. Зачем тогда так нервничать по поводу исторических экскурсов, разрушающих неофмифологию молодого государства, зачем ее создавать так активно? Берите пример с турок. Вы абсолютно правы, тем более действительность не изменить ни какими историческими экскурсами. Ваша цитата: «Курды будут руководствоваться интересами курдистана, почему это кого-то удивляет, разве это не правильно с точки зрения курдов?» побуждает задать вам вопрос: «Так чего же вы так волнуетесь, что автор статьи для русскоязычного читателя исходил не из сугубо курдских интересов, а из общих, как они ему представлялись, а ассирийцы исходят из своих интересов? Курды кроме всего прочего не забывают и о других коренных народах, вот армяне например в Курдистане их ну слишком мало, но есть депутат, а так же язык армянский признан официальным языком, то же самое с другими языками. Ваша цитата.… Подробнее »

Joseph
Joseph

Уважаемый Борис, отвечаю на ваш пост. Ваша цитата: «Вы абсолютно правы, тем более действительность не изменить ни какими историческими экскурсами». Хорошо, оставим вопрос в стороне, и почему тогда вы так нервничали — ваше личное дело. Ваша цитата: «Курды кроме всего прочего не забывают и о других коренных народах, вот армяне например в Курдистане их ну слишком мало, но есть депутат, а так же язык армянский признан официальным языком, то же самое с другими языками». Ну вы сами ответили, что делаете то, что вам выгодно. Курды претендуют в дальнейшем и на земли армян и греков в Турции и надеются что при развале Турции эти земли получат, поэтому им выгодно поддерживать христианские меньшинства в том состоянии, в каком они не смогут претендовать на реальные политические права, а позднее показать, что курдская государственность всегда включала христиан и приписать… Подробнее »

Борис
Борис

Так же как и Ваша болезненная реакция или болезненное отношение к названиям курдский, я бы ещё понял если б писали ассирийский город Эрбиль, но так как это будет звучать не много как бы сказать ну не совсем нормально или адекватно сегодня, хотя ещё понять можно почему ассириец будет его так называть, То лучше говорить Северо иракский город. Все с этого и началось, или писать курды нас не защитили хотя у нас то же есть мужчины правда только с автоматами. Но все же город мы оставили. Опять курды виноваты. Да курды почти всегда только автоматами и добивались своих прав. Разве не так? Мне просто не интересно комментировать тот бред про курдский геноцид, какой геноцид? Кто это признал? Знаете мой прадед то же спасая жизнь своих близких уехал с родины и переселился… Подробнее »

Muhammad
Muhammad

Если курды Эрбиль Ираком уже не считают, то, спрашивается, какого рожна президентом Ирака второй раз подряд становится курд, как представитель курдского субъекта Ирака? То есть президентское и другие кресла курдам в Ираке дай как субъектам единой страны, они свою выгоду получат, но в ответ никаких обязательств не чувствуют, свободны от федеративных договоров, к Ираку не имеют отношение! Если курды так нечестно относятся к солидным шиитским партнерам, представляю, как они относятся к христианским меньшинствам. А тут еще на форуме некоторые пытаются сравнивать отношение курдров и других народов к христианскому меньшинству! Мало кто до такой дерзости может дойти, поверьте! Не надо всех, арабов и курдов в одну кучу мешать, как шиит, имеющий много друзей среди христиан и ассирийцев тоже вам заявляю!
Мухаммад

Борис
Борис

Ну конечно Ваше отношение к христианам это конечно пример для подражания. Прямо смешно. И почему это большинство христиан ассирийцев армян евреев (которые ещё остались) как раз бегут из Багдада, и других городов где большинство шииты суниты, и находят убежище в Курдистане.
Курдистан пока действительно входит в состав Ирака, не буду касаться тех полномочий которыми обладает Курдистан. Тут речь шла о другом.
Да больше половины территории Ирака не контролируется Ираком. Курды юридический конечно же входят в состав Ирака несостоявшегося государство, а фактический являются независимым субъектом, тем более независимость Курдистана это дело времени. Можете успокоится так и будет,

Muhammad
Muhammad

Путаете своих единоверцев суннитов, прославившихся жестокостью еще во времена Саддама, кстати, не только к курдам, но и к шиитам (о наших страданиях вы часто забываете), и к христианам, и теперь продолжающих всех терроризировать, с нами, мирными шиитами. Не советую так поступать! Не думаю, что выиграете от своего сепаратизма. У вас мало друзей, а нашу дружбу не цените. Покидая Ирак, не забудьте забрать с собой своих родоплеменных лидеров — президентов и прочих высокопоставленных лиц иракского правительства — курдов. А то мы за их судьбу не ручаемся. Уж очень много плохого людям сделали, занимая высокие посты. А со своими мы сами разберемся.

Иосиф
Иосиф

Приношу извинение. Спешил, когдла писал, м допустил несколько серьезных опечаток:

1) Вместо: «У курдов не было своей письменности, они пользовались алфавитом ассирийцев и армян в Средневековье, а что до этого было — мы не знаем смутно по некурдским источникам…» читайте, как я задумывал: «У курдов не было своей письменности, они пользовались алфавитом ассирийцев и армян в Средневековье, а что до этого было — мы знаем смутно по некурдским источникам…»
2) Вместо: «Важно, чтобы эта тенденция не была прервана…» читайте: «Важно, чтобы эта тенденция была прервана.»
Вместо: «к.и.н., ведущий редактор жцрнала „Преполдавание истории в школе“ Иосиф Зая» читайте: «к.и.н., ведущий редактор журнала «Преподавание истории в школе» Иосиф Зая

Елена
Елена

Спасибо за содержательный комментарий. Прочитала с огромным интересом.
Думаю, что эта статья и дискуссия помогут многим шире посмотреть на ситуацию и узнать много полезного.

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Елена, мне кажется, что дискуссия между Иосифом и Борисом своей содержательностью и остротой затмила мою статью.
Это очень показательное столкновение полярных точек зрения - иллюстрация того, как сложно добиться компромисса и мирного сосуществования даже на в виртуальном пространстве. Что уж говорить о реальной жизни…

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Уважаемый Иосиф, спасибо за Ваше мнение и отсылки к источникам, в том числе и архивным. Это ценное дополнение к моей статье. Я не обладаю достаточной квалификацией для исчерпывающего анализа ситуации на Ближнем Востоке, но, на мой взгляд, передать свидетельства очевидцев, с которыми удалось пообщаться вживую, тоже важно.

Лятиф
Лятиф

Уважаемый Иосиф Зая! Вы относительно этнонима курдов, их этногенеза, ареала расселения, взаимоотношений с соседними народами изложили существующие тенденциозные взгляды. Ваша цитата: «Сегодня курдские историки пытаются приписать едва ли не все иранское и индоевропейское наследие региона курдам, фантазируют о „медийском“ прошлом, также беззастенчиво приписывают себе не только иранское, но и шумерское и ассирийское, и армянское и прочее наследие. Но все это не основано ни на каких источниках, кроме „материальных“ — финансирование молодого государства, нуждающегося в идеологическом обосновании своего существования. В таких фантазиях курды уже обошли турецких националистов» Этой цитатой вы тем самым наотрез отказываетесь слушать, принимать и внимать к любым доводам с курдской стороны. А в чем тогда заключается ваша ученость, не способной или утративший критически мыслить? Я готовь с вами дискутировать, только просьба, выберите сами какой либо вопрос, чтобы… Подробнее »

Joseph
Joseph

Здравствуйте! Ваша цитата: Этой цитатой вы тем самым наотрез отказываетесь слушать, принимать и внимать к любым доводам с курдской стороны. А в чем тогда заключается ваша ученость, не способной или утративший критически мыслить?" Приведенная вами цитата как раз свидетельствует о достаточно критическом подходе, а никак не наоборот. Ваша цитата: «На сколько обосновано что исторические ассирийцы являются предками современных айсор». Я не знаю. кто такие современные айсоры. Слово «айсоры» происходит от армянского «ассори», означающего «ассирийцы». В русском есть свое слово «ассириец». Русские контактировали с ассирийцами через армян, отсюда неудачная калька с армянского, которая является устаревшим вариантом в русском языке. Сами ассирийцы так никогда себя не называли. Более того, в первые десятилетия советской власти, отмеченные дружбой большевиков с кемалистами, советские органы использовали активно… Подробнее »

Борис
Борис

Дело в том. что когда представители народа, не обладающего, например, развитой письменной культурой в Древности и Средневековье, начинают приписывать произведения или иные достижения чужой культуры собственной истории, это выставляет их же народ не в очень хорошем свете. На самом деле такому народу нечего стесняться. При отсутствии письменной литературы или иных культурных достижений у курдов действительно существует очень богатая и во многом уникальная традиционная культура, включая фольклор. Поэтому курдам не стоит выставлять себя на осмеяние, приписывая чужое, когда имеется интереснейшее собственное наследие, которым тоже вправе гордиться. Уважаемый Иосиф! Если я почитаю какие то сказки про армян ассирийцев и т. д. это не значит что они (армяне, ассирийцы и т. д.) себя выставляют на осмеяние. А этих сказок просто куча макулатуры.… Подробнее »

Борис
Борис

Хотел докончить у курдов отличные перспективы и будущее.

Joseph
Joseph

Уважаемый Борис! ваш комментарий: «Если я почитаю какие то сказки про армян ассирийцев и т. д. это не значит что они (армяне, ассирийцы и т. д.) себя выставляют на осмеяние. А этих сказок просто куча макулатуры. Я многое слышал даже повторять смешно… Каждый пишет в интернет в газеты на форумах и т. д. Это проблема тех кто пишет. Курдов это не выставляет как вы говорите в нехорошем свете, и у курдов фантазий не больше и не меньше чем у других, я это знаю точно, потому что всякое действительно пишут и причем все, так что переводить акценты не нужно. Просто нужно уметь отделять науку от хобби. А если кто не умеете то это его проблема». Я и сам подчеркнул, что таких авторов, пишущих сказки, предостаточно далеко не только у курдов.… Подробнее »

Борис
Борис

Я писал выше кого считаю профи, и по каким критериям, возможно не упомянул старых классических курдоведов, но я думаю кто в теме о них и так все знают. Так же уважаю тех кто интересуется темой и пишет свои соображения, но принимать или не принимать… Вы знаете в науке есть чёткие критерии. Тут речь шла не об этом изначально, а речь шла о том что не нужно к курдам относиться с предвзятостью и игнорировать то что делают курды, в том числе и для безопасности региона. А иногда мне кажется что некоторые представители разных народов просто банально завидуют. Ваша цитата. Но по форумам, в том числе в какой то мере и по этому, видно, что активность таких курдских непрофессиональных авторов в сравнении с подобными авторами других национальностей, очень высокая. Почитайте соседние форумы в том числе и на этом сайте и все Вам… Подробнее »

АГХ
АГХ

Не зная всей глубины вопроса, можно просто посмотреть классификации семитских языков. Древние ассирийцы были аккадоязычными, современные — говорят на новоарамейских. Совершенно разные семитские языки. Языковой преемственности между современными и древними ассирийцами нет. Конечно, современные ассирийцы должны бы быть преемственны населению древней Ассирии, но вот потомки ли они тех самых аккадоязычных «истинных» ассирийцев?

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Уважаемый Лятиф, я, конечно, не Иосиф, но еще до того, как он ответит, позволю себе маленькое уточнение. Айсоры - устаревший вариант этнонима, сейчас он не употребляется и воспринимается современными ассирийцаии как оскорбительное прозвище. Во времена Лалаяна этот этноним еще употребляли, но с тех пор сто лет прошло. Сейчас его употребление нежелательно, он может быть воспринят как … с чем бы сравнить? Ну это как если бы в научной дискуссии стали употребляться такие «термины» как «итальяшки»,"фрицы" и так далее. Надеюсь на Ваше понимание.

Лятиф
Лятиф

Уважаемая Анна!

Почему раньше эти айсоры так не обижались на свой этноним и представлялись как «айсоры»? К примеру, курды всегда с гордостью знали себя как «курды» в ее «мужественном», «храбром» и с другими ее синонимами значении и не иначе.
Мне интересно еще знать, это с какого года айсоры стали себя считать потомками исторических ассирийцев? Кто и когда первым этот вопрос поднимал на научной основе?

Лятиф
Лятиф

Анна, думаю, это Вам будет интересно.

https://archive.org/stream/vocabulariesengl00grearich#page/n5/mode/2up

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Уважаемый Лятиф! Извините, немного запоздала с комментарием, по поводу этнонима Иосиф Вам уже ответил. К сказанному хочу добавить только, что довольно часто в научной литературе происходит пересмотр терминологии в сторону уточнения и использования более корректных обозначений. Так, например, в старой научной литературе валлийцев называли уеэльсцами, сейчас так жителей Уэльса обозначат не принято. Так что, когда мы имеем дело с источниками столетней давности, необходима некоторая поправка на время их издания. За ссылку на букинистическую книгу спасибо.

Лятиф
Лятиф

Joseph,

в вашем ответе никакой конкретики, хотя я вас просил ответить на конкретные вопросы, но кроме набора высокомерия, — одно зазнайство.

Также предложил выбрать любой вопрос, чтобы мы с вами могли ее обсудить. Но, вы уверенный на своей правоте по стереотипам, уходите от ответа.

Так что можете и дальше находиться в плену своих иллюзий.

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Уважемый АГХ, Вы правы, современные ассирийцы говорят на новоарамейских диалектах. Но этнонимы далеко не всегда соответствуют языковой классификации (на мой взгляд, этноним — вообще некая условность, опирающаяся подчас больше на традицию, чем на научные данные). Так, с лингвистической точки зрения этноним «француз» — дичайшая нелепость. Француз — это потомок франков, германского племени, говорящего на германском языке. Однако французы говорят на романском языке, они в большей степени наследники галло-римлян, чем в франков, и в лингвистическом и в культурном плане. И таких примеров немало. Я не считаю себя достаточно компетентной, для того, чтобы углубляться в поиски ответа на вопрос о том, насколько правомерно утверждать о культурной преемственности и выносить суждение о том, являются современные ассирийцы наследниками ассирийской культуры или нет, представлю это семитологам и ассириологам. Однако то, что современные арамеозычные ассирийцы… Подробнее »

Yorgos
Yorgos

Не забывайте, что именно руками курдов истреблялись ассирийцы в Турции.
Если курды уничтожили население ассирийцев, понтийских греков или армян, и таким образом, опустошили территории, это не дает им право претендовать на эти земли. Думаю, что для курдов достаточно другой земли и в Турции и в Сирии, в Ираке и Иране. Было бы справедливо создать государство Курдистан
на территориях исторически принадлежащих курдам. Не надо ущемлять права
других исторических народов, имеющих права на свои исконные территории.
Если все делать по справедливости, то это принесет только счастье и процветание всем.

Роман
Роман

Все народы, особенно на Востоке ущемляли права других, уж если говорить те же асирийцы истребляли в древности целые народы, и не однократно.

Борис
Борис

Цитата это не дает им право претендовать на эти земли

Хорошо претендуйте Вы, дерзайте.
Только эти земли пока не курдские, курды ведут борьбу и претендуют, но проблема в том что курдам ещё не удалось достичь серьёзных успехов, эти земли Турецкие. Может претенденты на свои исторические земли хоть, что-то будут делать по отношению к хозяину этих земель то есть к Турции.
а то красиво получается, типа хоть и живут курды там пусть они воюют, погибают добиваются автономии, а когда если у них получится, то мы заявляем о своих правах и пусть курды об этом знают. Заявляйте свои права к сегодняшнему правообладателю, сейчас. Можете? Что-то не видно.

Руслан
Руслан

Ассирийцы стали переходить на арамейский уже с новоассирийского периода поэтому нельзя сказать, что это не язык наших предков из Ассирии.

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: