Рождество в Ниневии

Анна Мурадова, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Института языкознания РАН
Анна Мура­до­ва, канд. филол. наук, ст. науч. сотр. Инсти­ту­та язы­ко­зна­ния РАН

Когда мы гово­рим социо­линг­ви­сти­че­ских про­бле­мах и о том, как с линг­ви­сти­че­ской кар­ты мира исче­за­ют те или иные язы­ки в резуль­та­те депор­та­ции или истреб­ле­ния раз­лич­ных этни­че­ских групп, мы ред­ко заду­мы­ва­ем­ся о том, как это выгля­дит «изнут­ри». Но за любы­ми соци­аль­ны­ми, демо­гра­фи­че­ски­ми и линг­ви­сти­че­ски­ми изме­не­ни­я­ми сто­ят живые исто­рии обыч­ных людей, кото­рые и сами не рады, что ока­за­лись в эпи­цен­тре исто­ри­че­ских собы­тий. Бли­зит­ся Рож­де­ство, и хри­сти­ане мно­гих кон­фес­сий гото­вят­ся встре­тить его в ночь с 24 на 25 декаб­ря. Для неко­то­рых это преж­де все­го семей­ный празд­ник, вкус­ный стол и подар­ки, для дру­гих — цер­ков­ное празд­не­ство, а для хри­сти­ан Ира­ка нынеш­нее Рож­де­ство ста­ло не столь­ко радо­стью, сколь­ко испы­та­ни­ем на проч­ность. Летом это­го года мы уже писа­ли о поло­же­нии асси­рий­цев Ира­ка, чье физи­че­ское выжи­ва­ние в резуль­та­те оче­ред­ной вой­ны ока­за­лось под угро­зой [1]. С тех пор, увы, мало что изме­ни­лось в луч­шую сто­ро­ну.

169-0065

7 авгу­ста, когда асси­рий­ские диас­по­ры по все­му миру поми­на­ли муче­ни­ков, постра­дав­ших во вре­мя гено­ци­да 1915 года, бое­ви­ки Ислам­ско­го госу­дар­ства Ира­ка и Леван­та (ИГИЛ) заня­ли Бах­ди­ду, город, кото­рый до того счи­тал­ся одним из опло­тов хри­сти­ан­ства в Север­ном Ира­ке. Курд­ские вой­ска отсту­пи­ли и сда­ли город про­тив­ни­ку. К сча­стью, боль­шин­ству жите­лей уда­лось спа­стись: они с мину­ты на мину­ту жда­ли наступ­ле­ния бое­ви­ков и были гото­вы к экс­трен­ной эва­ку­а­ции. На момент сда­чи горо­да в нем нахо­ди­лись в основ­ном воору­жен­ные муж­чи­ны: жен­щи­ны, дети и пожи­лые люди еще в июле были отправ­ле­ны в Эрбиль, Дохук, Алкош и дру­гие без­опас­ные горо­да на севе­ре Ира­ка. Увы, несколь­ко семей по неиз­вест­ным при­чи­нам не при­слу­ша­лись к сиг­на­лам тре­во­ги и оста­лись в Бах­ди­де. Об их даль­ней­шей судь­бе ниче­го не извест­но. Защи­щать город сво­и­ми сила­ми муж­чи­ны не мог­ли: хоть они и были воору­же­ны, горст­ка доб­ро­воль­цев с авто­ма­та­ми не мог­ла бы про­ти­во­сто­ять хоро­шо обу­чен­ной армии, осна­щен­ной новей­шей бое­вой тех­ни­кой.

Точ­но так же сосед­ние асси­рий­ские горо­да и дерев­ни опу­сте­ли и были заня­ты исла­ми­ста­ми. Из близ­ле­жа­щих дере­вень бежа­ли ези­ды и дру­гие пред­ста­ви­те­ли рели­ги­оз­ных и этни­че­ских мень­шинств.

Асси­рий­ские бежен­цы раз­ме­сти­лись кто где: в съем­ных жили­щах, в домах род­ствен­ни­ков, церк­вях, школь­ных клас­сах. Летом мно­гие ноче­ва­ли под откры­тым небом или в палат­ках, но уже осе­нью такие ночев­ки ста­ли опас­ны­ми для здо­ро­вья: обиль­ные холод­ные лив­ни пре­вра­ти­ли пала­точ­ные город­ки в боло­та, мно­гие палат­ки ока­за­лись затоп­ле­ны. Жить в таких усло­ви­ях чем даль­ше, тем слож­нее, тем более детям. Зимы на севе­ре Ира­ка хотя и корот­кие, но доволь­но суро­вые. В горах часто выпа­да­ет снег, и тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха порой дохо­дит до минус деся­ти гра­ду­сов. Понят­но, что в таких усло­ви­ях в палат­ке зимо­вать невоз­мож­но.

169-0063Разу­ме­ет­ся, мно­гие, осо­бен­но моло­дежь, рады были бы поки­нуть стра­ну и отпра­вить­ся на зара­бот­ки в Запад­ную Евро­пу или Новый Свет. Одна­ко для выез­да из стра­ны необ­хо­дим пас­порт, и не у всех граж­дан Ира­ка он име­ет­ся. Оче­ре­ди на полу­че­ние пас­пор­та при­хо­дит­ся ждать меся­ца­ми. Кро­ме того, шанс заце­пить­ся в дру­гой стране есть преж­де все­го у тех, чьи род­ствен­ни­ки уже обос­но­ва­лись и при­жи­лись за гра­ни­цей. Так, Фран­ция при­ня­ла у себя огра­ни­чен­ное чис­ло асси­рий­ских бежен­цев. Но толь­ко тех, чьи род­ствен­ни­ки уже име­ют фран­цуз­ское граж­дан­ство.

На фоне обще­ми­ро­во­го кри­зи­са без­род­ные бежен­цы нико­му не нуж­ны. Несмот­ря на то что асси­рий­цы в боль­шин­стве сво­ем ква­ли­фи­ци­ро­ван­ные спе­ци­а­ли­сты во мно­гих обла­стях, вклю­чая меди­ци­ну, и вла­де­ют как мини­мум англий­ским язы­ком, а ино­гда к нему при­бав­ля­ют­ся еще один-два евро­пей­ских, чем даль­ше, тем мень­ше у них воз­мож­но­сти полу­чить рабо­ту в стра­нах Запад­ной Евро­пы. Уро­вень без­ра­бо­ти­цы рас­тет, сво­им граж­да­нам не все­гда хва­та­ет рабо­чих мест, а содер­жать тол­пу без­ра­бот­ных ста­но­вит­ся всё труд­нее. Так, после ирак­ской вой­ны 2003 года Шве­ция не толь­ко при­ни­ма­ла у себя бежен­цев, в том чис­ле и асси­рий­ских, но и выде­ля­ла такие щед­рые посо­бия, что на них мож­но было жить, не рабо­тая. Теперь такой воз­мож­но­сти содер­жать ино­стран­цев за счет нало­гов сво­их граж­дан нет, и уехать в Шве­цию и жить без­бед­но, как рань­ше, прак­ти­че­ски невоз­мож­но.

169-0064При этом мно­гие поли­ти­че­ские и рели­ги­оз­ные лиде­ры рату­ют за то, что­бы асси­рий­цы, несмот­ря на все труд­но­сти, оста­ва­лись в Ира­ке: мас­со­вая эми­гра­ция может при­ве­сти к тому, что со вре­ме­нем асси­рий­цы асси­ми­ли­ру­ют­ся и посте­пен­но рас­тво­рят­ся в дру­гих наро­дах, исчез­нет и язык, и сам этнос. При этом мно­гие быв­шие жите­ли Нине­вий­ской рав­ни­ны раз­де­ля­ют эту точ­ку зре­ния и весь­ма болез­нен­но вос­при­ни­ма­ют пер­спек­ти­ву асси­ми­ля­ции.

Авто­ру этих строк дове­лось этим летом пооб­щать­ся с асси­рий­ца­ми, постра­дав­ши­ми в резуль­та­те дей­ствий ИГИЛ. Счаст­ли­вые обла­да­те­ли пас­пор­тов смог­ли при­е­хать в Тби­ли­си по при­гла­ше­нию тамош­ней асси­рий­ской диас­по­ры. Одна­ко най­ти рабо­ту в Гру­зии ока­за­лось нелег­ко, и для неко­то­рых пре­бы­ва­ние в спо­кой­ной и без­опас­ной стране ста­ло лишь пере­дыш­кой перед воз­вра­ще­ни­ем на роди­ну. По их сло­вам, дале­ко не все, оста­вив свои дома, ока­за­лись в бед­ствен­ном поло­же­нии: неко­то­рых при­юти­ли род­ствен­ни­ки, мно­гие состо­я­тель­ные семьи смог­ли снять непло­хое жилье.

«Основ­ная наша про­бле­ма не бед­ность, а без­ра­бо­ти­ца. Сей­час мы можем себя обес­пе­чить, но если не нач­нем зара­ба­ты­вать, то попро­сту потра­тим все день­ги и ока­жем­ся в нище­те, — так оце­ни­ва­ют ситу­а­цию жите­ли Бах­ди­ды, нахо­дя­щи­е­ся сей­час в Анка­ве, при­го­ро­де Эрби­ля. — Боль­ше все­го нам хоте­лось бы вер­нуть­ся в род­ной город. Но даже если удаст­ся выбить отту­да бое­ви­ков, нам при­дет­ся вос­ста­нав­ли­вать его из руин. На это уйдет не мень­ше года, да и будут ли у нас сред­ства на вос­ста­нов­ле­ние?»

169-0062Про­гно­зы стро­ить слож­но: ситу­а­ция может изме­нить­ся в любую сто­ро­ну. Сей­час бое­ви­ки под дав­ле­ни­ем войск меж­ду­на­род­ной коа­ли­ции нача­ли отсту­пать, но до осво­бож­де­ния Нине­вий­ской рав­ни­ны, где еще пол­го­да назад ком­пакт­но про­жи­ва­ли асси­рий­цы, дале­ко. Впро­чем, одно лишь отступ­ле­ние войск не дела­ет осво­бож­ден­ные тер­ри­то­рии при­год­ны­ми для жилья: они могут ока­зать­ся зами­ни­ро­ван­ны­ми, и граж­дан­ским лицам в таком слу­чае невоз­мож­но сра­зу же воз­вра­щать­ся в род­ные дома из эва­ку­а­ции. Да и дома не все­гда ока­зы­ва­ют­ся целы… Тем не менее в послед­ние меся­цы бежен­цев уже не назы­ва­ют бежен­ца­ми, для них есть новое опре­де­ле­ние: «вре­мен­но пере­ме­щен­ные лица». Эта вре­мен­ность все­ля­ет неко­то­рую надеж­ду, но «пере­ме­щен­ные» ника­ких иллю­зий не стро­ят: «После всех этих собы­тий мы нико­му не дове­ря­ем. Кому выгод­но нас защи­щать и зани­мать­ся наши­ми про­бле­ма­ми? Как это ни печаль­но, мы можем наде­ять­ся толь­ко на себя и свои силы».

Миро­вое сооб­ще­ство, с одной сто­ро­ны, шоки­ро­ва­но пре­ступ­ле­ни­я­ми ИГИЛ, с дру­гой — слиш­ком заня­то мно­же­ством более важ­ных для себя соци­аль­ных про­блем: эко­но­ми­че­ский кри­зис затро­нул инте­ре­сы мно­гих стран Евро­пы, и тра­ге­дия собра­тьев по вере где-то там дале­ко на Восто­ке мерк­нет по срав­не­нию с соб­ствен­ны­ми дра­ма­ми. Конеч­но же, рели­ги­оз­ные дея­те­ли ока­зы­ва­ют по мере воз­мож­но­сти мораль­ную под­держ­ку. Папа Рим­ский не раз под­бад­ри­вал ирак­ских като­ли­ков. Деле­га­ция фран­цуз­ских свя­щен­ни­ков во гла­ве с епи­ско­пом Лион­ским при­бы­ла в нача­ле декаб­ря в Эрбиль и устро­и­ла празд­ник све­та. Фран­цу­зы при­вез­ли гума­ни­тар­ную помощь и тыся­чи све­чей в знак соли­дар­но­сти и надеж­ды, а так­же уте­ша­ю­щее видео­по­сла­ние Папы. Воз­мож­но, празд­ник полу­чил­ся пре­крас­ным, но общая ситу­а­ция не изме­ни­лась.

169-0066Как и сто лет назад, ока­зав­шись в бед­ствен­ном поло­же­нии, асси­рий­цы обра­ти­лись к помо­щи Рос­сии. Имен­но Рос­сий­ская импе­рия в свое вре­мя помог­ла мно­гим асси­рий­цам Тур­ции и Ира­на спа­стись от гено­ци­да и предо­ста­ви­ла убе­жи­ще. С тех пор суще­ству­ет рос­сий­ская асси­рий­ская диас­по­ра, у мно­гих обы­ва­те­лей ассо­ци­и­ру­ю­ща­я­ся с арте­лью чистиль­щи­ков обу­ви. Совре­мен­ные пред­ста­ви­те­ли диас­по­ры, мно­гие из кото­рых соци­аль­но весь­ма успеш­ны, дела­ют всё воз­мож­ное, что­бы под­дер­жать ирак­ских сопле­мен­ни­ков.

В кон­це октяб­ря в Эрбиль отпра­ви­лась деле­га­ция Импе­ра­тор­ско­го пра­во­слав­но­го Пале­стин­ско­го обще­ства, в соста­ве кото­рой был и пред­ста­ви­тель асси­рий­ской диас­по­ры Роланд Биджа­мов. Деле­га­ция доста­ви­ла гума­ни­тар­ную помощь и встре­ти­лась с асси­рий­ски­ми поли­ти­че­ски­ми лиде­ра­ми. Одним из важ­ных послед­ствий этой поезд­ки, кро­ме помо­щи «вре­мен­но пере­ме­щен­ным лицам», ста­ло впер­вые про­зву­чав­шее на цен­траль­ных теле­ка­на­лах и в цен­траль­ной прес­се назва­ние этно­са. Если рань­ше в свод­ках ново­стей гово­ри­ли о без­ли­ких «хри­сти­ан­ках Ира­ка» без роду и пле­ме­ни, то на сей раз дик­то­ры гово­ри­ли об асси­рий­цах Ира­ка. Может быть, со сто­ро­ны это по-кажет­ся мело­чью, но упо­треб­ле­ние этно­ни­ма для наро­да, кото­рый жур­на­ли­сты дол­гое вре­мя не назы­ва­ли сво­им име­нем, вызва­ло боль­шой резо­нанс в диас­по­ре.

Совсем недав­но, 8 декаб­ря, деле­га­ция, состо­я­щая из пред­ста­ви­те­лей несколь­ких асси­рий­ских поли­ти­че­ских пар­тий, посе­ти­ла рос­сий­ское кон­суль­ство в Эрби­ле и была при­ня­та гене­раль­ным кон­су­лом РФ Вик­то­ром Сима­ко­вым и вице-кон­су­лом Евге­ни­ем Аржан­це­вым. Темой обсуж­де­ния ста­ло нелег­кое поло­же­ние асси­рий­цев и буду­щее Нине­вий­ской рав­ни­ны. Каким будет резуль­тат этих встреч, пока­жет вре­мя.

Пока же асси­рий­цы Ира­ка гото­вят­ся к Рож­де­ству, наря­жа­ют елки и ста­вят вер­те­пы. Несмот­ря ни на какие испы­та­ния, празд­ник дол­жен быть, как обыч­но, вол­шеб­ным и радост­ным. Дети ждут подар­ков от мест­но­го Деда Моро­за, а взрос­лые ищут уте­ше­ния в молит­ве, посколь­ку боль­ше пока ниче­го сде­лать невоз­мож­но.

Бла­го­да­рим A Demand For Action за любез­но предо­став­лен­ные фото. Боль­ше сним­ков здесь: www.ademandforaction.com/?page_id=156

1. Асси­ми­ля­ция или смерть? /​/​ ТрВ-Нау­ка № 158, 2014 год.

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Связанные статьи

avatar
23 Цепочка комментария
27 Ответы по цепочке
1 Подписки
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
15 Авторы комментариев
РоманРусланYorgosАГХMuhammad Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
Уведомление о
Борис
Борис

ув Анна! Вы пиши­те. Курд­ские вой­ска отсту­пи­ли и сда­ли город про­тив­ни­ку. Дети и пожи­лые люди еще в июле были отправ­ле­ны в Эрбиль, Дохук, Алкош и дру­гие без­опас­ные горо­да на севе­ре Ира­ка То есть город сда­ли кур­ды, а без­опас­ные места они нашли на севе­ре Ира­ка. Пра­виль­нее писать, что хри­сти­ане и дру­гие наро­ды Ира­ка нашли убе­жи­ще в боль­шин­стве сво­ем в курд­ских горо­дах. Дей­стви­тель­но кур­ды отсту­пи­ли, так как не было ресур­сов вое­вать, (как они потом утвер­жда­ли) как отсту­пи­ли и мест­ные воору­жен­ные муж­чи­ны, тем боле нине­вия если я не оши­ба­юсь не отно­сит­ся к курд­ско­му реги­о­ну Ира­ка. Сей­час в Ира­ке всем при­хо­дит­ся слож­но. Асси­ми­ля­ция это не про­бле­ма сего­дняш­не­го дня. Когда все хотят уехать в Евро­пу и жить на ижди­ве­нии (судя… Подробнее »

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Ува­жа­е­мый Борис! Боль­шое спа­си­бо за ком­мен­та­рий по суще­ству. Поста­ра­юсь вне­сти неко­то­рую ясность. Я не отка­зы­ва­юсь от сво­их фор­му­ли­ро­вок. Пеш­мар­га, то есть курд­ские вой­ска, дол­гое вне­мя про­ти­во­сто­я­ли силам ИГИЛ и какое-то вре­мя успеш­но ока­зы­ва­ли им сопро­тив­ле­ние. Потом, по всей види­мо­сти, поняв, что Бах­ди­ду и ее жите­лей защи­тить не смо­гут, сда­ли город, пред­ва­ри­тель­нов воз­мож­ность мест­ным жите­лям его поки­нуть. Да, воз­мож­но, мно­гим при­ят­нее назы­вать Север­ный Ирак Кур­ди­ста­ном, Бога ради, но гово­рить о том же Эрби­ле, как об исклю­чи­тель­но курд­ском горо­де я бы не ста­ла. Анка­ву, напри­мер, насе­ля­ют пре­иму­ще­ествен­но асси­рий­цы. Если Вам инте­рес­но, то могу поре­ко­мен­до­вать почи­тать на эту тему мате­ри­а­лы Ролан­да Биджа­мо­ва, его Живой жур­нал мож­но най­ти в сети… Подробнее »

Борис
Борис

Ува­жа­е­мая Анна! Вы пиши­те. Да, воз­мож­но, мно­гим при­ят­нее назы­вать Север­ный Ирак Кур­ди­ста­ном, Бога ради, но гово­рить о том же Эрби­ле, как об исклю­чи­тель­но курд­ском горо­де я бы не ста­ла. Кур­ди­стан­ский реги­он Ира­ка офи­ци­аль­ное назва­ние запи­са­но в кон­сти­ту­ции Ира­ка. Север­ный Ирак это боль­ше гео­гра­фи­че­ское назва­ние, в основ­ном им поль­зу­ют­ся те, кто не хочет упо­ми­нать сло­во Кур­ди­стан, меж­ду про­чим офи­ци­аль­но при­знан­ное. Я напри­мер слы­шал, что неко­то­рые это место назы­ва­ют как им боль­ше хочет­ся. Да Бога ради, толь­ко это смеш­но. М Бар­за­ни встре­ча­ют как пре­зи­ден­та Кур­ди­ста­на. А Эрбиль это сто­ли­ца Кур­ди­ста­на! Кур­ди­стан де факто неза­ви­си­мый, а ско­ро будет офи­ци­аль­но при­знан­ным неза­ви­си­мым госу­дар­ством. А бежен­цы со все­го Ира­ка полу­чи­ли убе­жи­ще имен­но в Кур­ди­стане. Нуж­но… Подробнее »

Борис
Борис

Хотел доба­вить По вашим сло­вам курд­ские вой­ска есть но кур­ди­ста­на нет. Даже смеш­но читать

Иван Иванов
Иван Иванов

Он есть.
И толь­ко инер­ция без­во­лия и депрес­сив­но­сти в восточ­ных делах, не поз­во­ля­ют куче меж­ду­на­род­ных бюро­кра­тов это уста­ка­нить на кар­те.

Amperion
Amperion

Бред сивой кобы­лы.

Не «пара бюро­кра­тов», а кон­крет­но Эрдо­ган.
Пока есть Тур­ция, нигде ника­ко­го Кур­ди­ста­на не будет.

Борис
Борис

Уже сам Эрдо­ган не про­тив Кур­ди­ста­на, прав­да толь­ко на тер­ри­то­рии Ира­ка. Эрдо­ган встре­ча­ет пре­зи­ден­та Кур­ди­ста­на М. Бра­за­ни имен­но как пре­зи­ден­та Кур­ди­ста­на. В турец­ких газе­тах и на теле­ви­де­нии о нём гово­рят как о пре­зи­ден­те Рег Кур­ди­стан.

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Ува­жа­е­мый Борис. Очень сове­тую Вам почи­тать мою преды­ду­щую ста­тью на эту тему, перей­дя по ссыл­ке в ком­мен­ти­ру­е­мой ста­тье. Там как раз я гово­рю о том, что в резуль­та­те воен­но­го кон­флик­та постра­да­ли пред­ста­ви­те­ли мно­гих наций. Эта ста­тья об асси­рий­ах. Об их виде­нии ситу­а­ции. А посколь­ку ситу­а­ция непро­стая, то рас­хож­де­ние точек зре­ния неиз­беж­но. Поэто­му, воз­мож­но, наши точ­ки зре­ния на теку­щие собы­тия в неко­то­пыз момент­пх рас­хо­дят­ся. По пово­ду кур­дов. Да, они с отча­ян­ной храб­ро­стью защи­ща­ют свою зем­лю. Было бы даже стран­но это под­вер­гать сомне­нию. Но ста­тья моя не о кур­дах, а об асси­рий­цах, изви­ни­те, что при­хо­дит­ся это повто­рить. Я так­же не пишу ни о шаба­ках, ни об армя­нах Ира­ка, у меня нет такой же цели.… Подробнее »

Иван Иванов
Иван Иванов

Да это пол­ные, баг­ро­вые шесть звезд, что про­ис­хо­дит на Сред­нем Восто­ке.
Не в Дар­фу­ре, не в Сома­ли – а самом цен­тре Зем­ли.

Борис
Борис

Ува­жа­е­мая Анна. ВЫ пиши­те не толь­ко об асси­рий­цах а кос­вен­но затра­ги­ва­е­те дру­гие вопро­сы, тут не идёт раз­го­вор о рас­хож­де­ни­ях точек, у меня нет ни каких рас­хож­де­ний, у меня вопро­сы по вашим фор­му­ли­ров­кам. Я писал о том, что вещи нуж­но назы­вать сво­и­ми име­на­ми. Если это Кур­ди­стан, ради Бога назы­вай­те это север­ным Ира­ком если вам так хочет­ся и при­ят­нее, но от это­го Кур­ди­стан не пере­ста­нет суще­ство­вать, если бежен­цы нашли убе­жи­ще в Эрби­ле, а это так, ради бога назы­вай­те его (Эрбиль) Ирак­ским горо­дом, Эрбиль так же не пере­ста­нет быть сто­ли­цей реги­о­на Кур­ди­стан и т.д. Я пони­маю что Вы не явля­е­тесь восто­ко­ве­дом и спе­ци­а­ли­стом по этой теме , про­сто я заме­тил в Ваших ста­тьях мно­го оби­ды на… Подробнее »

Елена Гусева
Елена Гусева

Доро­гие дру­зья! Поздрав­ляю с Рож­де­ством всех, кто его отме­ча­ет 25 декаб­ря! :) Очень хоро­шая ста­тья. Спа­си­бо. Асси­рий­цы несколь­ко тыся­че­ле­тий жили на этих зем­лях. Оста­ви­ли бога­тую куль­ту­ру и дохри­сти­ан­скую и хри­сти­ан­скую, при­знан­ную во всем мире. Люби­мо­го мною Ефре­ма Сири­на почи­та­ет и Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. В канун Рож­де­ства тяже­ло видеть, что сей­час асси­рий­цы лише­ны про­стых чело­ве­че­ских прав. И даже зем­лю, на кото­рой жили их пред­ки, назы­ва­ют дру­ги­ми назва­ни­я­ми, раз­ру­ша­ют исто­ри­че­ские памят­ни­ки, мно­го­чис­лен­ные мона­сты­ри, церк­ви, свя­ты­ни. Но от это­го те же Эрбиль и Мосул не пере­ста­ют быть асси­рий­ски­ми в миро­вой исто­рии и куль­ту­ре. Думаю, одна из серьез­ных про­блем асси­рий­цев в том, что они мало рас­ска­зы­ва­ют о себе. Боль­ше ста­тей хоро­ших и раз­ных. Пусть и дру­гие тоже… Подробнее »

Борис
Борис

толь­ко реаль­ность тако­ва, что Эрбиль сто­ли­ца Кур­ди­ста­на и ни кто это не изме­нит.
Всех с рож­де­ством!

Елена
Елена

Москва тоже была сто­ли­цей несколь­ких раз­ных адми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ных обра­зо­ва­ний, но в миро­вой исто­рии оста­лась рус­ской. Эрбиль – асси­рий­ский город. Вот с этим точ­но никто ниче­го не сде­ла­ет.
С ува­же­ни­ем.

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Ува­жа­е­мый Борис, спа­си­бо за оче­ред­ной ком­мен­та­рий. Я не вижу смыс­ла обсуж­дать то, как Вы себе пред­став­ля­е­те мои эмо­ции. Мне оби­жать­ся не на кого, я нахо­жусь в ком­фор­те без­опас­но­сти. Мой дом у меня никто не отни­мет. То, что я не явля­юсь восто­ко­ве­дом, на мой взгляд никак не меша­ет пере­да­вать сви­де­тель­ства оче­вид­цев и участ­ни­ков тра­ге­дии. Вот они, воз­мож­но (и даже очень веро­ят­но) испы­ты­ва­ют целую гам­му чувств от оби­ды до нена­ви­сти. И это в такой ситу­а­ции есте­ствен­но. О том, что пре­зи­дент Кур­ди­ста­на под­пи­сал зако­но­про­ект о язы­ке, мне извест­но. Как и то, что асси­рий­цы пред­став­ле­ны в пар­ла­мен­те Кур­ди­ста­на. И, кста­ти, я упо­бтре­ляю это назва­ние, когда речь идет об адми­ни­стра­тив­ной еди­ни­це, а не о гео­гра­фи­че­ском поло­же­нии. Я так­же в кур­се того, что… Подробнее »

Igorfree
Igorfree

Судя по инфор­ма­ции доступ­ной, вой­на идет на истреб­ле­ние.

Кто более кро­вав в этой граж­дан­ской войне ( рань­ше, в 20 веке такие вой­ны назы­ва­ли наци­о­наль­но-осво­бо­ди­тель­ны­ми) – курд (хри­сти­ане и-ли ала­ви­ты) или сун­нит иги­ла, а может про­пра­ви­тель­ствен­ный или непра­ви­тель­ствен­ный шиит (из сек­ты), турок наци­о­на­лист?
Курдц­кий наци­о­на­ли­сти­че­ский тер­рор (см. интер­нет и науч­ные проф.статьи)(против сун­ни­тов сей­час, так же уби­ва­ют людей), не менее и не более кро­ва­вый чем игил, недав­но был прит­че во язы­цах, и не толь­ко про­тив госу­дар­ствен­ных турок но и про­тив сун­ни­тов.
Шиит­ский тер­ро­рист из Армии Мах­ди луч­ше курд­ско­го или хри­сти­ан­ский бое­вик тер­ро­рист в Ливане бла­го­род­нее турец­ко­го наци­ка?

Не надо бежен­цев, жертв граж­дан­ской вой­ны, делить по мни­мым группам(терм. социо­ло­гии.

Igorfree
Igorfree

Прю. пр. за оче­пят­ки.
1 Курд­ский тер­ро­ризм.
2 Турец­кий наци­о­на­ли­сти­че­ский тер­ро­ризм.

При­мер пода­чи мате­ри­а­ла.
«За два меся­ца непре­кра­ща­ю­щих­ся боев в горо­де Коба­ни погиб­ли более 1,2 тыся­чи чело­век. По дан­ным теле­ка­на­ла Sky News Arabia, зна­чи­тель­ная часть уби­тых — это бое­ви­ки из груп­пи­ров­ки «Ислам­ское госу­дар­ство». Сило­ви­кам уда­лось лик­ви­ди­ро­вать более 700 тер­ро­ри­стов, пере­да­ет ТАСС.»

Логи­ка, что тыся­чи уби­тых -это сол­да­ты, даже тут хро­ма­ет.

Борис
Борис

Что имен­но читать про курд­ский тер­ро­ризм? Про то как рабо­чую пар­тию Кур­ди­ста­на объ­яви­ли тер­ро­ри­сти­че­ской а её уме­рен­ное кры­ло сидит в пар­ла­мен­те Тур­ции? Или читать как с пред­ста­ви­те­ля­ми этой так назы­ва­е­мой тер­ро­ри­сти­че­ской пар­ти­ей встре­ча­ют­ся пер­вые лица Евро­пы? Как меж­ду­на­род­ная коа­ли­ция помо­га­ет ору­жи­ем этой так назы­ва­е­мой терр парт. ору­жи­ем для борь­бы с ИГИЛ? Тут нет кон­сен­су­са РПК это тер­ро­ри­сты или нет, в раз­ных стра­нах по раз­но­му, в Гре­ции вооб­ще это пар­тия име­ет легаль­ные офи­сы да и в др стра­нах. Да и у нас в Рос­сии в девя­но­стых было реаль­ное мне­ние при­ютить у себя руко­во­ди­те­ля КРП Оджа­ла­на. Кур­ды вро­де ни кого не истреб­ля­ют. А защи­ща­ют себя на сво­ей зем­ле. Вот игил Аль-Каи­да и т.д. тут нет… Подробнее »

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Игорь, любая чело­ве­че­ская жизнь бес­цен­на. Любое убий­ство достой­но осуж­де­ния. В этом я с Вами соглас­на. Но у вой­ны свои пра­ви­ла, свои зако­ны. И люди как дели­ли себя на этни­че­ские груп­пы и кон­фес­сии, так и будут делить. Я тоже за мир и друж­бу меж­бу наро­да­ми и пред­ста­ви­те­ля­ми раз­лич­ных кон­фес­сий. И если бы у меня была воз­мож­ность создать иде­аль­ный мир, то в этом мире все бы дру­жи­ли и тан­це­ва­ли, взяв­шись за руки. Но мир, в кото­ром мы живем, совсем иной. И не мы его созда­ли.

Иосиф
Иосиф

Читаю я ком­мен­ты и про­сто пора­жа­юсь дис­кри­ми­на­ци­он­но­му настрою «про­курд­ских» чита­те­лей. Это зна­чит нас, асси­рий­цев, мож­но назы­вать хри­сти­а­на­ми, а кур­дов – кур­да­ми. Может тогда по ана­ло­гии кур­ды мог­ли бы себя назы­вать сун­ни­та­ми или про­сто мусуль­ма­на­ми, и доволь­ство­вать­ся еди­ны­ми пра­ва­ми для сун­ни­тов, как они нам, асси­рий­цам пред­ла­га­ют доволь­ство­вать­ся теми пра­ва­ми, что предо­став­ля­ют­ся для нас как для хри­сти­ан. Здесь уже чув­ству­ет­ся нескры­ва­е­мый шови­низм в отно­ше­нии некурд­ских этни­че­ских групп. Уже такой тон раз­го­во­ра счи­таю оскор­би­тель­ным, и все же выска­жу неко­то­рые сооб­ра­же­ния, что­бы чита­тель не был вве­ден в заблуж­де­ние подоб­ной дема­го­ги­ей. Кста­ти, по пово­ду того, поче­му пеш­мер­га ого­ли­ла фланг с некурд­ским насе­ле­ни­ем – асси­рий­ца­ми и ези­да­ми, мож­но дол­го спо­рить. И недо­ста­ток ресур­сов, и неже­ла­ние пере­на­пря­гать­ся для… Подробнее »

Борис
Борис

Ваша цитата.Но Стам­бул, при­над­ле­жа­щий сего­дня Тур­ции, исто­ри­че­ски не пере­ста­нет быть гре­че­ским горо­дом. Так­же и ста­рые горо­да Север­но­го Ира­ка, достав­ши­е­ся кур­дам, исто­ри­че­ски име­ют некурд­ское про­ис­хож­де­ние. Поэто­му вполне резон­но в исто­ри­че­ском кон­тек­сте не назы­вать их курд­ски­ми. Читай­те серьез­ные источ­ни­ки — Г. Аса­тря­на, Я боль­ше ска­жу не толь­ко Стам­бул, чуть ли не вся Тур­ция кому толь­ко не при­над­ле­жа­ла, допус­каю что неко­то­рые гре­ки полу­ча­ют огром­ное удо­воль­ствие осо­зна­вая что запад Тур­ции при­над­ле­жал им, толь­ко Тур­цию это не вол­ну­ет. Аса­трян конеч­но боль­шой учен­ный, толь­ко его уси­лия это кап­ля в море. Ваша цита­та. Кста­ти, курд­ское руко­вод­ство не под­дер­жа­ло в свое вре­мя пред­ло­же­ние, что­бы в соот­вет­ствии со ста­тьей 125 Ирак­ской кон­сти­ту­ции асси­рий­цы, как… Подробнее »

Христофор Кешаниди
Христофор Кешаниди

Про­шу про­ше­ния. Окон­ча­тель­ный вари­ант: Лег­че все­го кри­ти­ко­вать кого-то. Кур­ды молод­цы! Голод­ные или обо­рван­ные, но не щадя сво­е­го живо­та, борят­ся за свои ЗЕМЛИ. Они нашли шанс теперь оттал­ки­вать всех дру­гих автох­тон­ных наро­дов, в том чис­ле и Элли­нов -роме­ев Пон­та из реги­о­на, что­бы уко­ре­нить­ся самим. Кур­ды всех стран боле­ют за свой Кур­ди­стан, помо­га­ют и содей­ству­ют, чем могут. Они этим созда­ют свое буду­щее, чего нель­зя ска­зать о Гре­ках-Роме­ях Пон­та, про­жи­ва­ю­щих в раз­ных стра­нах, в том чис­ле и в Гре­ции и в стра­нах быв­ше­го Совет­ско­го про­стран­ства. Смот­ри­те как наци­о­на­ли­сты Укра­и­ны их выту­ри­ва­ют вме­сте с рус­ски­ми. Они нуж­ны толь­ко сво­ей исто­ри­че­ской зем­ле Пон­ту. Где не толь­ко зем­ля про­пи­та­на ими, каж­дый кло­чок зем­ли излу­ча­ет не… Подробнее »

Борис
Борис

Кста­ти, курд — назва­ние соби­ра­тель­ное , по-види­мо­му, озна­чав­шее изна­чаль­но кочев­ник, или раз­бой­ник.
Что имен­но вы хоти­те этим ска­зать?

Joseph
Joseph

Ваша цита­та: «Я боль­ше ска­жу не толь­ко Стам­бул, чуть ли не вся Тур­ция кому толь­ко не при­над­ле­жа­ла, допус­каю что неко­то­рые гре­ки полу­ча­ют огром­ное удо­воль­ствие осо­зна­вая что запад Тур­ции при­над­ле­жал им, толь­ко Тур­цию это не вол­ну­ет». Так и вас тогда, насколь­ко я пони­маю, не вол­ну­ет, кому рань­ше при­над­ле­жа­ли зем­ли, вошед­шие в ново­об­ра­зо­ван­ный Кур­ди­стан. Зачем тогда так нерв­ни­чать по пово­ду исто­ри­че­ских экс­кур­сов, раз­ру­ша­ю­щих неоф­ми­фо­ло­гию моло­до­го госу­дар­ства, зачем ее созда­вать так актив­но? Бери­те при­мер с турок. Гре­ки поди­вят­ся тако­му ваше­му заяв­ле­нию, посколь­ку дума­ют, что их помощь Курд­ской рабо­чей пар­тии и защи­та прав кур­дов в Тур­ции пред­по­ла­га­ла боль­ше сим­па­тий кур­дов по отно­ше­нию к пра­вам гре­ков. Ваша цита­та: «Кур­ды будут руко­вод­ство­вать­ся инте­ре­са­ми… Подробнее »

Борис
Борис

Ваша цита­та. Зачем тогда так нерв­ни­чать по пово­ду исто­ри­че­ских экс­кур­сов, раз­ру­ша­ю­щих неоф­ми­фо­ло­гию моло­до­го госу­дар­ства, зачем ее созда­вать так актив­но? Бери­те при­мер с турок. Вы абсо­лют­но пра­вы, тем более дей­стви­тель­ность не изме­нить ни каки­ми исто­ри­че­ски­ми экс­кур­са­ми. Ваша цита­та: «Кур­ды будут руко­вод­ство­вать­ся инте­ре­са­ми кур­ди­ста­на, поче­му это кого то удив­ля­ет, раз­ве это не пра­виль­но с точ­ки зре­ния кур­дов?» побуж­да­ет задать вам вопрос: «Так чего же вы так вол­ну­е­тесь, что автор ста­тьи для рус­ско­языч­но­го чита­те­ля исхо­дил не из сугу­бо курд­ских инте­ре­сов, а из общих, как они ему пред­став­ля­лись, а асси­рий­цы исхо­дят из сво­их инте­ре­сов? Кур­ды кро­ме все­го про­че­го не забы­ва­ют и о дру­гих корен­ных наро­дах, вот армяне напри­мер в Кур­ди­стане… Подробнее »

Joseph
Joseph

Ува­жа­е­мый Борис,отвечаю на ваш пост. Ваша цита­та: «Вы абсо­лют­но пра­вы, тем более дей­стви­тель­ность не изме­нить ни каки­ми исто­ри­че­ски­ми экс­кур­са­ми». Хоро­шо, оста­вим вопрос в сто­роне, и поче­му тогда вы так нерв­ни­ча­ли – ваше лич­ное дело. Ваша цита­та: «Кур­ды кро­ме все­го про­че­го не забы­ва­ют и о дру­гих корен­ных наро­дах, вот армяне напри­мер в Кур­ди­стане их ну слиш­ком мало, но есть депу­тат а так же язык армян­ский при­знан офи­ци­аль­ным язы­ком, то же самое с дру­ги­ми язы­ка­ми». Ну вы сами отве­ти­ли, что дела­е­те то, что вам выгод­но. Кур­ды пре­тен­ду­ют в даль­ней­шем и на зем­ли армян и гре­ков в Тур­ции и наде­ют­ся что при раз­ва­ле Тур­ции эти зем­ли полу­чат, поэто­му им выгод­но под­дер­жи­вать хри­сти­ан­ские мень­шин­ства в том… Подробнее »

Борис
Борис

Так же как и Ваша болез­нен­ная реак­ция или болез­нен­ное отно­ше­ние к назва­ни­ям курд­ский, я бы ещё понял если б писа­ли асси­рий­ский город Эрбиль, но так как это будет зву­чать не мно­го как бы ска­зать ну не совсем нор­маль­но или адек­ват­но сего­дня, хотя ещё понять мож­но поче­му асси­ри­ец будет его так назы­вать, То луч­ше гово­рить Севе­ро ирак­ский город. Все с это­го и нача­лось, или писать кур­ды нас не защи­ти­ли хотя у нас то же есть муж­чи­ны прав­да толь­ко с авто­ма­та­ми. Но все же город мы оста­ви­ли. Опять кур­ды вино­ва­ты. Да кур­ды почти все­гда толь­ко авто­ма­та­ми и доби­ва­лись сво­их прав. Раз­ве не так? Мне про­сто не инте­рес­но ком­мен­ти­ро­вать тот бред про… Подробнее »

Muhammad
Muhammad

Если кур­ды Эрбиль Ира­ком уже не счи­та­ют, то, спра­ши­ва­ет­ся, како­го рож­на пре­зи­ден­том Ира­ка вто­рой раз под­ряд ста­но­вит­ся курд, как пред­ста­ви­тель курд­ско­го субъ­ек­та Ира­ка? То есть пре­зи­дент­ское и дру­гие крес­ла кур­дам в Ира­ке дай как субъ­ек­там еди­ной стра­ны, они свою выго­ду полу­чат, но в ответ ника­ких обя­за­тельств не чув­ству­ют, сво­бод­ны от феде­ра­тив­ных дого­во­ров, к Ира­ку не име­ют отно­ше­ние! Если кур­ды так нечест­но отно­сят­ся к солид­ным шиит­ским парт­не­рам, пред­став­ляю, как они отно­сят­ся к хри­сти­ан­ским мень­шин­ствам. А тут еще на фору­ме неко­то­рые пыта­ют­ся срав­ни­вать отно­ше­ние кур­дров и дру­гих наро­дов к хри­сти­ан­ско­му мень­шин­ству! Мало кто до такой дер­зо­сти может дой­ти, поверьте!Не надо всех, ара­бов и кур­дов в одну кучу мешать, как шиит, име­ю­щий мно­го дру­зей… Подробнее »

Борис
Борис

Ну конеч­но Ваше отно­ше­ние к хри­сти­а­нам это конеч­но при­мер для подражания.Прямо смеш­но. И поче­му это боль­шин­ство хри­сти­ан асси­рий­цев армян евре­ев (кото­рые ещё остались)как раз бегут из Баг­да­да, и дру­гих горо­дов где боль­шин­ство шии­ты суни­ты, и нахо­дят убе­жи­ще в Кур­ди­стане.
Кур­ди­стан пока дей­стви­тель­но вхо­дит в состав Ира­ка, не буду касать­ся тех пол­но­мо­чий кото­ры­ми обла­да­ет Кур­ди­стан. Тут речь шла о дру­гом.
Да боль­ше поло­ви­ны тер­ри­то­рии Ира­ка не кон­тро­ли­ру­ет­ся Ира­ком. Кур­ды юри­ди­че­ский конеч­но же вхо­дят в состав Ира­ка несо­сто­яв­ше­го­ся госу­дар­ство, а фак­ти­че­ский явля­ют­ся неза­ви­си­мым субъ­ек­том, тем более неза­ви­си­мость Кур­ди­ста­на это дело вре­ме­ни. Може­те успо­ко­ит­ся так и будет,

Muhammad
Muhammad

Пута­е­те сво­их еди­но­вер­цев сун­ни­тов, про­сла­вив­ших­ся жесто­ко­стью еще во вре­ме­на Сад­да­ма, кста­ти, не толь­ко к кур­дам, но и к шии­там (о наших стра­да­ни­ях вы часто забы­ва­е­те), и к хри­сти­а­нам, и теперь про­дол­жа­ю­щих всех тер­ро­ри­зи­ро­вать, с нами, мир­ны­ми шии­та­ми. Не сове­тую так посту­пать! Не думаю, что выиг­ра­е­те от сво­е­го сепа­ра­тиз­ма. У вас мало дру­зей, а нашу друж­бу не цени­те. Поки­дая Ирак, не забудь­те забрать с собой сво­их родо­пле­мен­ных лиде­ров – пре­зи­ден­тов и про­чих высо­ко­по­став­лен­ных лиц ирак­ско­го пра­ви­тель­ства – кур­дов. А то мы за их судь­бу не руча­ем­ся. Уж очень мно­го пло­хо­го людям сде­ла­ли, зани­мая высо­кие посты. А со сво­и­ми мы сами раз­бе­рем­ся.

Иосиф
Иосиф

При­но­шу изви­не­ние. Спе­шил, когд­ла писал, м допу­стил несколь­ко серьез­ных опе­ча­ток:

1) Вме­сто: «У кур­дов не было сво­ей пись­мен­но­сти, они поль­зо­ва­лись алфа­ви­том асси­рий­цев и армян в Сред­не­ве­ко­вье, а что до это­го было — мы не зна­ем смут­но по некурд­ским источ­ни­кам…» читай­те, как я заду­мы­вал: «У кур­дов не было сво­ей пись­мен­но­сти, они поль­зо­ва­лись алфа­ви­том асси­рий­цев и армян в Сред­не­ве­ко­вье, а что до это­го было — мы зна­ем смут­но по некурд­ским источ­ни­кам…»
2) Вме­сто: «Важ­но, что­бы эта тен­ден­ция не была пре­рва­на…» читай­те: «Важ­но, что­бы эта тен­ден­ция была пре­рва­на..»
Вме­сто: «к.и.н., веду­щий редак­тор жцр­на­ла «Пре­пол­да­ва­ние исто­рии в шко­ле» Иосиф Зая» читай­те: «к.и.н., веду­щий редак­тор жур­на­ла «Пре­по­да­ва­ние исто­рии в шко­ле» Иосиф Зая

Елена
Елена

Спа­си­бо за содер­жа­тель­ный ком­мен­та­рий. Про­чи­та­ла с огром­ным инте­ре­сом.
Думаю, что эта ста­тья и дис­кус­сия помо­гут мно­гим шире посмот­реть на ситу­а­цию и узнать мно­го полез­но­го.

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Еле­на, мне кажет­ся, что дис­кус­сия меж­ду Иоси­фом и Бори­сом сво­ей содер­жа­тель­но­стью и остро­той затми­ла мою ста­тью.
Это очень пока­за­тель­ное столк­но­ве­ние поляр­ных точек зре­ния – иллю­стра­ция того, как слож­но добить­ся ком­про­мис­са и мир­но­го сосу­ще­ство­ва­ния даже на в вир­ту­аль­ном про­стран­стве. Что уж гово­рить о реаль­ной жиз­ни…

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Ува­жа­е­мый Иосиф, спа­си­бо за Ваше мне­ние и отсыл­ки к источ­ни­кам, в том чис­ле и архив­ным. Это цен­ное допол­не­ние к моей ста­тье. Я не обла­даю доста­точ­ной ква­ли­фи­ка­ци­ей для исчер­пы­ва­ю­ще­го ана­ли­за ситу­а­ции на Ближ­нем Восто­ке, но, на мой взгляд, пере­дать сви­де­тель­ства оче­вид­цев, с кото­ры­ми уда­лось пооб­щать­ся вжи­вую, тоже важ­но.

Лятиф
Лятиф

Ува­жа­е­мый Иосиф Зая! Вы отно­си­тель­но этно­ни­ма кур­дов, их этно­ге­не­за, аре­а­ла рас­се­ле­ния, вза­и­мо­от­но­ше­ний с сосед­ни­ми наро­да­ми изло­жи­ли суще­ству­ю­щие тен­ден­ци­оз­ные взгля­ды. Ваша цита­та: «Сего­дня курд­ские исто­ри­ки пыта­ют­ся при­пи­сать едва ли не все иран­ское и индо­ев­ро­пей­ское насле­дие реги­о­на кур­дам, фан­та­зи­ру­ют о «медий­ском» про­шлом, так­же без­за­стен­чи­во при­пи­сы­ва­ют себе не толь­ко иран­ское, но и шумер­ское и асси­рий­ское, и армян­ское и про­чее насле­дие. Но все это не осно­ва­но ни на каких источ­ни­ках, кро­ме «мате­ри­аль­ных» — финан­си­ро­ва­ние моло­до­го госу­дар­ства, нуж­да­ю­ще­го­ся в идео­ло­ги­че­ском обос­но­ва­нии сво­е­го суще­ство­ва­ния. В таких фан­та­зи­ях кур­ды уже обо­шли турец­ких наци­о­на­ли­стов» Этой цита­той вы тем самым наот­рез отка­зы­ва­е­тесь слу­шать, при­ни­мать и вни­мать к любым дово­дам с курд­ской сто­ро­ны. А в чем тогда заклю­ча­ет­ся ваша уче­ность, не спо­соб­ной… Подробнее »

Joseph
Joseph

Здрав­ствуй­те! Ваша цитата:Этой цита­той вы тем самым наот­рез отка­зы­ва­е­тесь слу­шать, при­ни­мать и вни­мать к любым дово­дам с курд­ской сто­ро­ны. А в чем тогда заклю­ча­ет­ся ваша уче­ность, не спо­соб­ной или утра­тив­ший кри­ти­че­ски мыс­лить?» При­ве­ден­ная вами цита­та как раз сви­де­тель­ству­ет о доста­точ­но кри­ти­че­ском под­хо­де, а никак не наобо­рот. Ваша цита­та: «На сколь­ко обос­но­ва­но что исто­ри­че­ские асси­рий­цы явля­ют­ся пред­ка­ми совре­мен­ных айсор». Я не знаю. кто такие совре­мен­ные айсо­ры. Сло­во «айсо­ры» про­ис­хо­дит от армян­ско­го «ассо­ри», озна­ча­ю­ще­го «асси­рий­цы». В рус­ском есть свое сло­во «асси­ри­ец». Рус­ские кон­так­ти­ро­ва­ли с асси­рий­ца­ми через армян, отсю­да неудач­ная каль­ка с армян­ско­го, кото­рая явля­ет­ся уста­рев­шим вари­ан­том в рус­ском язы­ке. Сами асси­рий­цы так нико­гда себя не назы­ва­ли. Более того, в пер­вые деся­ти­ле­тия совет­ской вла­сти, отме­чен­ные… Подробнее »

Борис
Борис

Дело в том. что когда пред­ста­ви­те­ли наро­да, не обла­да­ю­ще­го, напри­мер, раз­ви­той пись­мен­ной куль­ту­рой в Древ­но­сти и Сред­не­ве­ко­вье, начи­на­ют при­пи­сы­вать про­из­ве­де­ния или иные дости­же­ния чужой куль­ту­ры соб­ствен­ной исто­рии, это выстав­ля­ет их же народ не в очень хоро­шем све­те. На самом деле тако­му наро­ду нече­го стес­нять­ся. При отсут­ствии пись­мен­ной лите­ра­ту­ры или иных куль­тур­ных дости­же­ний у кур­дов дей­стви­тель­но суще­ству­ет очень бога­тая и во мно­гом уни­каль­ная тра­ди­ци­он­ная куль­ту­ра, вклю­чая фольк­лор. Поэто­му кур­дам не сто­ит выстав­лять себя на осме­я­ние, при­пи­сы­вая чужое, когда име­ет­ся инте­рес­ней­шее соб­ствен­ное насле­дие, кото­рым тоже впра­ве гор­дить­ся. Ува­жа­е­мый Иосиф! Если я почи­таю какие то сказ­ки про армян асси­рий­цев и т.д. это не зна­чит что они (армяне, асси­рий­цы и т.д.) себя выстав­ля­ют… Подробнее »

Борис
Борис

Хотел докон­чить у кур­дов отлич­ные пер­спек­ти­вы и буду­щее.

Joseph
Joseph

Ува­жа­е­мый Борис! ваш ком­мен­та­рий: «Если я почи­таю какие то сказ­ки про армян асси­рий­цев и т.д. это не зна­чит что они (армяне, асси­рий­цы и т.д.) себя выстав­ля­ют на осме­я­ние. А этих ска­зок про­сто куча макулатуры.Я мно­гое слы­шал даже повто­рять смеш­но… Каж­дый пишет в интер­нет в газе­ты на фору­мах и т.д. Это про­бле­ма тех кто пишет. Кур­дов это не выстав­ля­ет как вы гово­ри­те в нехо­ро­шем све­те, и у кур­дов фан­та­зий не боль­ше и не мень­ше чем у дру­гих, я это знаю точ­но, пото­му что вся­кое дей­стви­тель­но пишут и при­чем все, так что пере­во­дить акцен­ты не нуж­но. Про­сто нуж­но уметь отде­лять нау­ку от хоб­би. А если кто не уме­е­те то это его про­бле­ма». Я и сам под­черк­нул, что… Подробнее »

Борис
Борис

Я писал выше кого счи­таю про­фи, и по каким кри­те­ри­ям, воз­мож­но не упо­мя­нул ста­рых клас­си­че­ских кур­до­ве­дов, но я думаю кто в теме о них и так все зна­ют. Так же ува­жаю тех кто инте­ре­су­ет­ся темой и пишет свои сооб­ра­же­ния но при­ни­мать или не при­ни­мать… Вы зна­е­те в нау­ке есть чёт­кие кри­те­рии. Тут речь шла не об этом изна­чаль­но, а речь шла о том что не нуж­но к кур­дам отно­сить­ся с пред­взя­то­стью и игно­ри­ро­вать то что дела­ют кур­ды, в том чис­ле и для без­опас­но­сти реги­о­на. А ино­гда мне кажет­ся что неко­то­рые пред­ста­ви­те­ли раз­ных наро­дов про­сто баналь­но зави­ду­ют. Ваша цита­та. Но по фору­мам, в том чис­ле в какой то мере и по это­му, видно,что актив­ность таких курд­ских непро­фес­си­о­наль­ных авто­ров в срав­не­нии… Подробнее »

АГХ
АГХ

Не зная всей глу­би­ны вопро­са, мож­но про­сто посмот­реть клас­си­фи­ка­ции семит­ских язы­ков. Древ­ние асси­рий­цы были акка­до­языч­ны­ми, совре­мен­ные – гово­рят на ново­ара­мей­ских. Совер­шен­но раз­ные семит­ские язы­ки. Язы­ко­вой пре­ем­ствен­но­сти меж­ду совре­мен­ны­ми и древни­ми асси­рий­ца­ми нет. Конеч­но, совре­мен­ные асси­рий­цы долж­ны бы быть пре­ем­ствен­ны насе­ле­нию древ­ней Асси­рии, но вот потом­ки ли они тех самых акка­до­языч­ных «истин­ных» асси­рий­цев?

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Ува­жа­е­мый Лятиф, я, конеч­но, не Иосиф, но еще до того, как он отве­тит, поз­во­лю себе малень­кое уточ­не­ние. Айсо­ры – уста­рев­ший вари­ант этно­ни­ма, сей­час он не упо­треб­ля­ет­ся и вос­при­ни­ма­ет­ся совре­мен­ны­ми асси­рий­ца­ии как оскор­би­тель­ное про­зви­ще. Во вре­ме­на Лала­я­на этот этно­ним еще упо­треб­ля­ли, но с тех пор сто лет про­шло. Сей­час его упо­треб­ле­ние неже­ла­тель­но, он может быть вос­при­нят как … с чем бы срав­нить? Ну это как если бы в науч­ной дис­кус­сии ста­ли упо­треб­лять­ся такие «тер­ми­ны» как «итальяшки»,«фрицы» и так далее. Наде­юсь на Ваше пони­ма­ние.

Лятиф
Лятиф

Ува­жа­е­мая Анна!

Поче­му рань­ше эти айсо­ры так не оби­жа­лись на свой этно­ним и пред­став­ля­лись как «айсо­ры»? К при­ме­ру, кур­ды все­гда с гор­до­стью зна­ли себя как «кур­ды» в ее «муже­ствен­ном», «храб­ром» и с дру­ги­ми ее сино­ни­ма­ми зна­че­нии и не ина­че.
Мне инте­рес­но еще знать, это с како­го года айсо­ры ста­ли себя счи­тать потом­ка­ми исто­ри­че­ских асси­рий­цев? Кто и когда пер­вым этот вопрос под­ни­мал на науч­ной осно­ве?

Лятиф
Лятиф

Анна, думаю, это Вам будет инте­рес­но.

https://archive.org/stream/vocabulariesengl00grearich#page/n5/mode/2up

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Ува­жа­е­мый Лятиф! Изви­ни­те, немно­го запоз­да­ла с ком­мен­та­ри­ем, по пово­ду этно­ни­ма Иосиф Вам уже отве­тил. К ска­зан­но­му хочу доба­вить толь­ко, что доволь­но часто в науч­ной лите­ра­ту­ре про­ис­хо­дит пере­смотр тер­ми­но­ло­гии в сто­ро­ну уточ­не­ния и исполь­зо­ва­ния более кор­рект­ных обо­зна­че­ний. Так, напри­мер, в ста­рой науч­ной лите­ра­ту­ре вал­лий­цев назы­ва­ли уеэльс­ца­ми, сей­час так жите­лей Уэль­са обо­зна­чат не при­ня­то. Так что, когда мы име­ем дело с источ­ни­ка­ми сто­лет­ней дав­но­сти, необ­хо­ди­ма неко­то­рая поправ­ка на вре­мя их изда­ния. За ссыл­ку на буки­ни­сти­че­скую кни­гу спа­си­бо.

Лятиф
Лятиф

Joseph,

в вашем отве­те ника­кой кон­кре­ти­ки, хотя я вас про­сил отве­тить на кон­крет­ные вопро­сы, но кро­ме набо­ра высо­ко­ме­рия, – одно зазнай­ство.

Так­же пред­ло­жил выбрать любой вопрос, что­бы мы с вами мог­ли ее обсу­дить. Но, вы уве­рен­ный на сво­ей право­те по сте­рео­ти­пам, ухо­ди­те от отве­та.

Так что може­те и даль­ше нахо­дить­ся в пле­ну сво­их иллю­зий.

Анна Мурадова
Анна Мурадова

Ува­же­мый АГХ, Вы пра­вы, совре­мен­ные асси­рий­цы гово­рят на ново­ара­мей­ских диа­лек­тах. Но этно­ни­мы дале­ко не все­гда соот­вет­ству­ют язы­ко­вой клас­си­фи­ка­ции (на мой взгляд, этно­ним – вооб­ще некая услов­ность, опи­ра­ю­ща­я­ся под­час боль­ше на тра­ди­цию, чем на науч­ные дан­ные). Так, с линг­ви­сти­че­ской точ­ки зре­ния этно­ним «фран­цуз» – дичай­шая неле­пость. Фран­цуз – это пото­мок фран­ков, гер­ман­ско­го пле­ме­ни, гово­ря­ще­го на гер­ман­ском язы­ке. Одна­ко фран­цу­зы гово­рят на роман­ском язы­ке, они в боль­шей сте­пе­ни наслед­ни­ки гал­ло-рим­лян, чем в фран­ков, и в линг­ви­сти­че­ском и в куль­тур­ном плане. И таких при­ме­ров нема­ло. Я не счи­таю себя доста­точ­но ком­пе­тент­ной, для того, что­бы углуб­лять­ся в поис­ки отве­та на вопрос о том, насколь­ко пра­во­мер­но утвер­ждать о куль­тур­ной пре­ем­ствен­но­сти и выно­сить суж­де­ние о том, явля­ют­ся совре­мен­ные… Подробнее »

Yorgos
Yorgos

Не забы­вай­те, что имен­но рука­ми кур­дов истреб­ля­лись асси­рий­цы в Тур­ции.
Если кур­ды уни­что­жи­ли насе­ле­ние асси­рий­цев, пон­тий­ских гре­ков или армян, и таким обра­зом, опу­сто­ши­ли тер­ри­то­рии, это не дает им пра­во пре­тен­до­вать на эти зем­ли. Думаю, что для кур­дов доста­точ­но дру­гой зем­ли и в Тур­ции и в Сирии, в Ира­ке и Иране. Было бы спра­вед­ли­во создать госу­дар­ство Кур­ди­стан
на тер­ри­то­ри­ях исто­ри­че­ски при­над­ле­жа­щих кур­дам. Не надо ущем­лять пра­ва
дру­гих исто­ри­че­ских наро­дов, име­ю­щих пра­ва на свои искон­ные тер­ри­то­рии.
Если все делать по спра­вед­ли­во­сти, то это при­не­сет толь­ко сча­стье и про­цве­та­ние всем.

Роман
Роман

Все наро­ды, осо­бен­но на Восто­ке ущем­ля­ли пра­ва дру­гих, уж если гово­рить те же аси­рий­цы истреб­ля­ли в древ­но­сти целые наро­ды, и не одно­крат­но.

Борис
Борис

Цита­та это не дает им пра­во пре­тен­до­вать на эти зем­ли

Хоро­шо пре­тен­дуй­те Вы,дерзайте.
Толь­ко эти зем­ли пока не курд­ские, кур­ды ведут борь­бу и пре­тен­ду­ют, но про­бле­ма в том что кур­дам ещё не уда­лось достичь серьёз­ных успе­хов, эти зем­ли Турец­кие. Может пре­тен­ден­ты на свои исто­ри­че­ские зем­ли хоть, что то будут делать по отно­ше­нию к хозя­и­ну этих земель то есть к Тур­ции.
а то кра­си­во полу­ча­ет­ся, типа хоть и живут кур­ды там пусть они вою­ют, поги­ба­ют доби­ва­ют­ся авто­но­мии, а когда если у них полу­чит­ся, то мы заяв­ля­ем о сво­их пра­вах и пусть кур­ды об этом зна­ют. Заяв­ляй­те свои пра­ва к сего­дняш­не­му пра­во­об­ла­да­те­лю, сей­час. Може­те? Что то не вид­но.

Руслан
Руслан

Асси­рий­цы ста­ли пере­хо­дить на ара­мей­ский уже с ново­ас­си­рий­ско­го пери­о­да поэто­му нель­зя ска­зать, что это не язык наших пред­ков из Асси­рии .

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: