От Канта к Круппу

Дарья Лебедева

В Высшей школе экономики на базе философского факультета 6 и 7 ноября прошла научная конференция «Интеллектуалы идут на Великую войну», приуроченная к столетию начала Первой мировой.

Чернильные сраженья

Программа была насыщенной — за два дня прозвучало 16 докладов о самых важных и неожиданных аспектах интеллектуальной жизни во время войны, от поэзии до пропаганды; а также о русских, французских, немецких и американских мыслителях, которые сражались с помощью «чернил и типографской краски», как метко выразился один из организаторов конференции доцент философского факультета «Вышки» .

«Мы не могли обойти вниманием такую важную дату, как столетие Первой мировой войны, но нас интересовала прежде всего фигура интеллектуала, — заметил он. — Эта война колоссальное событие в истории ХХ века, которое до неузнаваемости изменило духовный облик Европы, и линия фронта пролегала не только в окопах и траншеях. Лучшие мыслители по обе стороны океана вели собственное сражение: власти пытались поставить их теории себе на службу, интеллектуалы активно включались в политику, а тем временем рвались личные связи между друзьями, учениками и учителями».

Большая часть выступлений была посвящена конкретным людям — их теориям и идеям, реакции на войну, осмыслению, прогнозам. Отдельные доклады были посвящены духовным поискам русских философов Ивана Ильина, Петра Струве, Семена Франка, но, конечно, особое место в контексте «славяно-германской войны» было отведено Владимиру Эрну, чья позиция была наиболее резкой и активно критиковалась современниками — его называли «гадким утенком» русской философии. Так или иначе упоминались философы Николай Бердяев, , Евгений и Николай Трубецкие, Федор Степун, , Николай Лосский, а также композиторы Николай Мясковский и Сергей Рахманинов.

«Уйти от германского гипноза!»

Обзорный доклад профессора факультета философии «Вышки» Ольги Жуковой был посвящен спору в среде отечественной интеллигенции о взаимоотношениях русской и германской культур в контексте начавшейся в 1914 году войны. Чуткие современники не могли не отреагировать на войну — свидетельство глубокого кризиса Европы. Их охватило чувство трагической обреченности. В течение всего военного времени выходят работы, в которых интеллектуалы пытаются осмыслить причины, цели и последствия мировой бойни. Мыслители активно дискутировали об отношениях славянского и германо-романского миров, — этот вопрос, как и вопрос исторической судьбы России и ее идентичности в рамках европейской цивилизации, остро поставила на повестку дня. противопоставлял механистический рационализм Логосу и духу христианства, которые были утрачены европейской цивилизацией, — об этом он пишет, в частности, в работе «Борьба за Логос» (1911). Важнейшую роль в попытке осмысления войны сыграло знаменитое заседание Московского религиозно-философского общества 6 октября 1914 года в Политехническом музее, на котором выступили , , Владимир Эрн, Григорий Рачинский, Вячеслав Иванов. Эрн призывал «уйти от германского гипноза».

Не менее важна была реакция немцев-интеллектуалов, которые подписали так называемый «Манифест 93-х» в защиту действий Германии в начале Первой мировой войны. По сути, он стал началом нацистской пропаганды. Интересен и тот факт, что впоследствии многие из участников отозвали подписи или выразили сожаление о подписании воззвания. В целом в России от войны ждали избавления от идолопоклонства в отношении Европы, освобождения от «германского рабства». В итоге, заключила свое выступление , ни одна из европейских проблем, разрешения которых ждали от войны, не была решена, а порожденные ею новые проблемы привели к развязыванию Второй мировой войны — и эту связь между двумя мировыми конфликтами хорошо понимали русские интеллектуалы, оказавшиеся в эмиграции.

За Русь святую и царя...Святая Русь и тевтонская орда

О роли интеллектуалов на войне рассуждал профессор философского факультета МГУ . В их задачи входило выявление смысла войны, причем не только отрицательного, но и положительного. Так, Евгений Трубецкой находил плюсы в том, что для России война — это огромный шаг в развитии самосознания, осознания красоты русской природы, искусства, фольклора. Кроме того, война помогает каждому индивидууму зафиксировать истинные связи, определить свое место в общем «мы». Николай Бердяев в сборнике «Судьба России» попытался осмыслить психологию и общечеловеческий смысл войны, восприняв ее как духовное испытание и духовный суд: на индивидуальном уровне война болезненна, но на общечеловеческом — несет очищение. Роль интеллектуалов, кроме попыток найти положительные и отрицательные смыслы в войне, заключалась также в формировании образа врага через периодическую печать. Интеллектуалы описывали войну как столкновение миров, рас, даже богов (Бердяев, Эрн), происходила сакрализация образа Святой Руси и формирование образа агрессивной тевтонской орды. В этом смысле роль интеллектуалов заключалась в создании мифологем, которые способствовали повышению боевого духа солдат на фронте, и даже, по словам докладчика, в «избавлении от коллективных и индивидуальных неврозов, выявлении смыслов и формировании псевдосмыслов, что имело сильный психотерапевтический эффект» для простого народа на фронте и в тылу.

От Вечного мира к Великой войне

Подробнее о позиции Владимира Эрна рассказал профессор департамента политической науки «Вышки» Леонид Поляков — его доклад назывался «От Вечного мира к Великой войне: Владимир Эрн против Иммануила Канта». Роль Эрна, сказал Поляков, была не только в пропаганде и не в психосанитарии. Он серьезно участвовал в войне как мыслитель-боец. Он был готов к войне, об этом говорит и воинственный стиль его текстов и даже названий: «Меч и крест», «Война за Логос», «Время славянофильствует». Эрн сражался против Канта и кантианства. Ключевой для Эрна стала статья Канта «К вечному миру» (1795), в которой изложен проект рациональной системы международных договоров, исключающей возможность войн в будущем. Речь на знаменитом собрании Религиозно-философского общества 6 октября 1914 года Эрн озаглавил «От Канта к Круппу». Основным обвинением в адрес немецкого мыслителя стала деонтологизация философии и победа рационализма в ущерб Логосу, потенциалу, объему внутри человека. Если рационализм — единственное, что доступно, то остальное богатство мира редуцируется, лишается верха, и остается лишь тренироваться в господстве, покорять — и этим подтверждать собственное существование. Это ведет к гипертрофированному развитию техники убийства, которая становится всё больше и совершеннее, а значит, от философии Канта путь ведет прямо к оружейным заводам Круппа. Вечный мир Канта может быть реализован только через войну. Но Европа двойственна: кантовская линия не заглушила иную традицию, продолжающую жить. В самих событиях войны Эрн усматривает это раздвоение, на котором строится славянофильская идея: Россия указывает путь Европе к своей онтологической сущности, война дает шанс Европе понять ее суть.

Как размышляли о войне на Западе?

Не только русские интеллектуалы активно обсуждали войну и ее духовное значение. Прозвучали интереснейшие выступления о европейских мыслителях: доцент философского факультета «Вышки» Александр Михайловский рассказал о философии войны немецкого теоретика еврейского происхождения Макса Шелера, под влиянием работ Ницше принявшего католичество. Шелер — ученик Рудольфа Ойкина, автор обширной военной эссеистики: «Гений войны и германская война», «Европа и война», «Война и восстановление», «Причины ненависти к немцам». Эти работы, вышедшие во время Первой мировой, сегодня игнорируются даже специалистами по философии Шелера, настолько они отличаются от остальных его трудов. Задачей войны мыслитель видел объединение Европы и отделение России, возврат ее обратно в Азию. Главным континентальным врагом Шелер считал Англию. Германскую нацию он видел как совокупную духовную личность, которой свойственна солидарная коллективная ответственность, восхвалял немецкий космополитизм. Коснулись и французских общественных деятелей — эльзасского писателя и публициста Мориса Барреса, всколыхнувшего волну настроений, нацеленных на возвращение Эльзаса и Лотарингии и сыгравших ключевую роль в мобилизации Франции. Автор доклада, доцент факультета международных отношений СПбГУ Андрей Бодров, осветил также предысторию вопроса, вернувшись к Франко-Прусской войне и возникшему после нее «культу памяти», связанному с потерянными провинциями. Французскую линию продолжил научный сотрудник Центра изучения кризисного общества Александр Вершинин, посвятивший свое выступление видению войны левыми интеллектуалами, в частности Жаном Жоресом и Шарлем Пеги. Предвоенные настроения во Франции были неоднородны и колебались от патриотизма и реваншизма до пацифизма. Разное отношение к возможной войне рассорило бывших друзей — Жореса и Пеги. Жорес до последнего призывал к сохранению мира, Пеги был сторонником войны. Оба они погибли в 1914 году: Жорес был убит за день до начала мирового конфликта, Пеги — в сентябре в битве на Марне.

Не были забыты американские мыслители. Доцент философского факультета НИУ ВШЭ Тимофей Дмитриев посвятил свой доклад экономисту Торстейну Веблену, автору термина «демонстративное потребление», теоретику послевоенного мирового устройства, в общих чертах воплощенного в жизнь уже после Второй мировой войны. Самый важный его труд в контексте Первой мировой — «Имперская Германия и промышленный переворот» (1915), в котором он анализирует причины войны с точки зрения государственного устройства стран-участниц. Германию он считает династическим, авторитарным государством, противопоставляя ее Англии и США как структурам конституционно-демократическим. Если в первом случае основным ценностным комплексом является патриотизм (верхи и низы одинаково видят цели развития страны, внешняя политика агрессивна, а внутри наблюдается сильная естественная централизация), то во втором государство представляет собой сообщество деловых людей, защищающих свои бизнес-интересы и следующих философии «живи и давай жить другим». При этом Веблен категорически осуждает праздность и демонстративное избыточное потребление, свойственное капиталистическим странам. Будущее цивилизации он видит в техническом прогрессе и отмирании архаичных государственных структур, которым свойственно стремление к внешней экспансии, — к таким странам он относит Японию и Германию. Освободить мир от войн можно, лишь изменив психологию этих стран и сменив их правящую элиту. Веблен является также автором проекта «международного полицейского», который следил бы за сохранением порядка, — в этой роли у него, конечно, выступают США, как «ведущая и самая миролюбивая держава».

Политика, поэзия и спорт

Широта заявленной темы дала возможность поговорить не только о конкретных интеллектуалах, так или иначе участвовавших в Великой войне, но и на смежные темы. Прозвучали доклады о последствиях войны, закрепившихся в поэтической традиции еврейского народа (об этом рассказал профессор Кельнского университета ), об украинском политическом проекте 1920-х годов Вячеслава Липнинского (автор доклада — доцент Тихоокеанского государственного университета Андрей Тесля), о сформировавшемся в Первую мировую образе детей-героев и его сравнении с жертвенным образом ребенка во время Великой отечественной войны (этой теме посвятила выступление доцент философского факультета «Вышки» Ирина Макарова). Не были забыты спортсмены и тот факт, что Великая война выступила «масштабной рекламной акцией» спорта, который перестал быть развлечением элиты и стал массовым увлечением, — с таким докладом выступил научный сотрудник Центра фундаментальной социологии «Вышки» Олег Кильдюшов.

Конференция получилась живой и дискуссионной — выступающим задавали множество вопросов, участники комментировали высказывания друг друга, спорили и соглашались. Несмотря на широкий спектр заявленных тем, множество аспектов восприятия войны интеллектуалами остались «на будущее», и в планах организаторов — проводить новые конференции, посвященные Великой войне, о которой так мало знают в нашей стране.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

См. также:

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: