Ингуши: испытание изгнанием

Котиева Тамара, 1935 г.р. Аул Инарки, 4 января 2014 года
Котиева Тамара, 1935 г.р. Аул Инарки, 4 января 2014 года

Конец февраля 1944 года стал трагическим и переломным для народа ингушей. В результате операции «Чечевица» тысячи семей отправились в позорное изгнание в казахские и киргизские степи. Причинами репрессий были объявлены массовое дезертирство, уклонение от призыва в военное время и подготовка вооруженного восстания в советском тылу. По данным международного общества «Мемориал», из Чечни и Ингушетии во время депортации было вывезено 485 тыс. человек.

— 50 660 ингушских детей, женщин и мужчин всех возрастов были уничтожены сталинским террором во время транспортировки с Северного Кавказа в Северный Казахстан и Среднюю Азию жестоким обращением конвоя, военных комендантов, всякого рода надзирателей, голодом, холодом, эпидемиями, бесчеловечными условиями жизни и каторжным рабским трудом первых лет депортации, — свидетельствует исследователь и общественный деятель Марьям Яндиева.

После 1956 года пострадавшие ингуши начали возвращаться в родовые гнезда, к привычному укладу жизни, но шрамы от пережитого в их душах и семьях остались до сих пор. И пусть сейчас в живых остается всё меньше свидетелей депортации, эту травму просто так не избыть.

Оздоев (Чумакошвили) Макашарип, 1919 г.р. Село Базоркино, 24 января 2014 года
Оздоев (Чумакошвили) Макашарип, 1919 г.р. Село Базоркино, 24 января 2014 года

В сентябре в Музее истории ГУЛАГа состоялось открытие фотовыставки «Испытание. 70 лет спустя», посвященной 70-летию депортации ингушского народа. На ней представлены портреты 44 ингушей, сделанные московским фотографом Дмитрием Беляковым. Помимо уникальных фотопортретов, отражающих всю прелесть и тонкое очарование ингушского быта, на выставке представлены видеоинтервью участников трагических событий тех лет. Это — и квинтэссенция жизненного опыта, и документальные свидетельства о пережитой трагедии, и, если угодно, отпечаток фрагмента той страшной действительности, которая не должна повториться.

О своем видении этой проблемы рассказала заместитель директора по научной работе Мемориального комплекса жертвам репрессий Ингушетии Зарифа Саутиева:

— Депортация 1944 года — это основное направление нашей работы. «Испытание» — выставка, которую мы сделали вместе с нашим музеем именно к 70-летию трагедии. На сегодняшний день остается всё меньше людей, которые видели это своими глазами.

Илиев Иса, 1935 г.р. Аул Гули, 21 января 2014 года
Илиев Иса, 1935 г.р.
Аул Гули, 21 января 2014 года

И к сожалению, эта проблема не решена и не осмыслена до сих пор. Можно сказать, что никто не взял на себя вину. Мы до сих пор себя чувствуем несколько ущемленными. «Испытание» — та выставка, которая показывает не только портреты, но и воспоминания. Возможно, пройдет какой-то период, и на земле не останется ни одного человека, который видел это своими глазами. И эти лица, эти воспоминания — они помогут тем, кто остался, осмыслить всё до конца.

— Все ли ингуши вернулись на свое место жительства после реабилитации?

— Нет, не все. Не потому даже, что они не хотели, а потому, что велась целенаправленная политика: заселить пустыню, чтобы удерживать там людей. Ведь многие народности со всего Советского Союза туда согнали. Многих людей удерживали, чтобы они остались там жить… Это одна причина. Другая причина та, что часть Ингушетии осталась в составе другой республики — Осетии. Дома ингушам не вернули. И людям, которые жили до выселения там, теперь очень сложно! Кроме того, в 1992 году случился так называемый осетино-ингушский конфликт, когда многих людей выгнали из своих домов…

Выставка «Испытание. 70 лет спустя» открыта до 26 октября.

Благодарим Музей истории ГУЛАГА за разрешение опубликовать фотографии Дмитрия Белякова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

 См. также:

  • Общество и память о репрессиях30.01.2018 Общество и память о репрессиях 16 января 2018 года в Москве состоялся научный семинар Центра исследований современной культуры ИГИТИ и научно-учебной группы «Participatory culture: сообщества и практики». На нем выступила социолог Дарья Хлевнюк с докладом «Региональные музейные экспозиции, посвященные советским репрессиям: попытка типологизации». ТрВ-Наука публикует основные тезисы прозвучавшего выступления.
  • Русский авангард — проекты и проекции01.11.2016 Русский авангард — проекты и проекции Недавно в рамках межфакультетского семинара Центра библеистики и иудаики РГГУ «Евреи и культура постмодерна» прочла лекцию о проектах и проекциях русского авангарда Наталья Смолянская, доцент кафедры кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ, ассоциированный исследователь университета «Париж VIII». Речь шла о художниках-авангардистах, чья деятельность пришлась на начало XX века: об Эле (Лазаре) Лисицком (1890–1941), Соломоне Никритине (1898–1965) и Науме Габо (Певзнере) (1890–1977). В своем творчестве они соединили практику и теорию, что впоследствии повлияло на пути развития искусства в ХХ веке.
  • Анархия и сверхцентрализация07.10.2014 Анархия и сверхцентрализация О том, каким образом в годы ВОв реализовывалась высшая политическая власть, к началу войны сосредоточенная в руках Иосифа Сталина, рассказал докт. ист. наук Олег Хлевнюк, один из ведущих сотрудников Международного центра истории и социологии Второй мировой войны…
  • 06.10.2020 Так давайте вопрос закроем! Уважаемый Игорь Николаевич, обращаюсь к Вам как к исследователю, хорошо знакомому с проблемой авторства стихотворения «Валенки», известного по первой строке «Мой товарищ, в смертельной агонии…». Вы об этой проблеме писали еще 15 лет назад в предисловии к сборнику «Советские поэты, павшие на Великой отечественной войне». К ней же Вы вернулись в недавней статье «История легенды…». Проявляя некоторую непоследовательность, Вы в названии статьи указываете автором стихотворения И. Дегена, а потом в тексте он у Вас лишь «первый претендент»…
Подписаться
Уведомление о
guest
4 Комментария(-ев)
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Василий
Василий
6 года (лет) назад

«массовое дезертирство, уклонение от призыва в военное время и подготовка вооруженного восстания в советском тылу»

А что, не было этого? Было.

Гирихан
Гирихан
4 года (лет) назад
В ответ на:  Василий

Процент дезертирства среди русского населения в процентном отношении было 76 % больше чем среди Ингушей и Чеченцев. А что не было этого? Было

Сов ОК
Сов ОК
6 года (лет) назад

«Несмотря на сильные снегопады, к концу февраля было выселено и погружено в вагоны 478 479 человек, в том числе 91 250 ингушей.» [Википедия]

Таким образом, если верить статье, при депортации погибло более половины ингушей (50 660 человек). Кто-то здесь не так…

Александр Литягин
Александр Литягин
6 года (лет) назад
В ответ на:  Сов ОК

Да что то не так, слишком много выжило …

Оценить: 
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
 
 

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: